Общая характеристика искусства России советского периода. Характеристика двух памятников на выбор.
Архитектура. Романтический символизм в зодчестве 20-х годов XX столетия. Архитектурный рационализм и конструктивизм. Деятельность Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА), Общества советских архитекторов (ОСА), Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов (ВОПРА). Творчество К.С. Мельникова (1890 – 1974 гг.), И.И. Леонидова (1902 – 1959 гг.). Градостроительные проекты: урбанисты и безурбанисты. Постановление 1932 года об учреждении “Союза архитекторов”, образование в 1933 году Академии архитектуры СССР. Сталинский классицизм. Восстановление городов после Великой Отечественной войны. Новые генеральные планы Москвы, Сталинграда, Новгорода. Строительство высотных зданий в столичных городах. Постановление Совета министров СССР о строительстве и архитектуре (1955 г.). Массовое жилищное строительство, разработка типовых проектов жилых домов. Реконструкция старых, появление 113 новых городов в СССР. Введение в 1958 году новых нормативных требований (СНИП). Архитектура 60-х годов. Теория и практика современного градостроительства, принцип ансамблевости. Комплекс зданий на проспекте Калинина в Москве, архитектурный комплекс стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках, Дворец Съездов, Московский Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах, гостиница “Россия”, телевизионный центр в Останкино. Архитектура 80-х годов: Проектирование и сооружение олимпийских объектов в Москве (спортивный комплекс «Олимпийский», крытый велотрек в Крылатском, Олимпийская деревня, Центральный дом туриста) и Таллине (Центр парусного спорта). Скульптура. Общая характеристика скульптурной пластики России XX столетия. Декрет 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Осуществление скульпторами ленинского плана «монументальной пропаганды» в 1918 – 1921 гг. Работы С.Т. Коненкова (1874 – 1971 гг.), А.Т. Матвеева (1878 – 1960 гг.), Н.А. Андреева (1873 – 1932 гг.). Организация Общества русских скульпторов (ОРС) в Москве (1926 г.). Творчество В.И Мухиной (1889 – 1953 гг.), И.Д. Шадра (1887 – 1941 гг.). Творческое объединение скульпторов «Бригада восьми». Советская скульптура в годы Великой Отечественной войны. Работы В.И. Мухиной, Е.Ф. Белашовой (1906 – 1971 гг.), М.Г. Манизера (1891 – 1966 гг.). Творчество советских скульпторов в период восстановления народного хозяйства (1946 – 1955 гг.). Правительственное постановление 1948 года об установке памятников-бюстов дважды Героям Советского Союза. Создание мемориальных архитектурно-скульптурных комплексов: ансамбль в берлинском Трептов-парке. Статуя Е.В. Вучетича (1908 – 1974 гг.) «Советский воин-освободитель» (1946 – 1949 гг.). Мемориальный памятник-ансамбль на Пискаревском кладбище в Ленинграде (1960 г.). Мемориальные комплексы второй половины 60-х – начала 70-х годов. Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Творчество В.Е. Цигаля (1917 г.). Творчество скульпторов 70-х – 80-х годов. Работы В. Свешникова, М. Переяславца, А. Виноградова. Диссидентское движение в «эпоху застоя». Творчество Эрнста Неизвестного, Вадима Космачева.
Изобразительное искусство. Советское искусство 1917 – 1920 гг. Роль партии в руководстве художественным процессом. Ленинский план монументальной пропаганды. Оформление городов в дни революционных праздников. Искусство плаката. Плакаты В.В. Маяковского (1893 – 1930 гг.) для окон Роста (Российского телеграфного агентства), Д.С. Моора (Орлова) (1883 – 1946 гг.), В.Н. Дени (Денисова) (1893 – 1946 гг.), посвященные событиям гражданской войны. Творчество Б. М. Кустодиева (1878 – 1927 гг.), К.С. Малевича (1878 – 1935 гг.), В.В. Кандинского (1866 – 1944 гг.), П.Н. Филонова (1883 – 1941 гг.), М.З. Шагала (1887 – 1985 гг.), Н.И. Альтмана (1889 – 1970 гг.). Направления изобразительного искусства в России в 20 – 30-е годы: «Союз молодежи», «УНОВИС» (утверждение нового искусства), «Московские живописцы», «ОБМОХУ» (общество молодых художников), «Четыре искусства», «МАИ» (мастера аналитического искусства), «НОЖ» (новое общество живописцев), «АХРР» (ассоциация художников революционной России), «Круг художников», «ОСТ» (общество станковистов). Творчество А.А. Дейнеки (1899 – 1969 гг.), А.Г. Тышлера (1898 – 1980 гг.), А.Д. Гончарова (1903 – 1979 гг.), П.П. Кончаловского (1876 – 1956 гг.), А.В. Лентулова (1882 – 1943 гг.), Р.Р. Фалька (1886 – 1958 гг.), И.И. Машкова (1881 – 1944 гг.), К.С. Петрова-Водкина (1878 – 1939 гг.), А.М. Родченко (1891 – 1956 гг.), А.А. Пластова (1893 – 1972 гг.), Ю.И. Пименова (1903 – 1977 гг.). Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Образование Союза советских художников. Определение метода социалистического реализма. Международные выставки в Париже (1937 г.), в Нью-Йорке (1939 г.). Образование Всероссийской академии художеств (1947 г.). Советское искусство в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Создание политических плакатов. Окна ТАСС. Картины А.А. Дейнеки, А.А. Пластова (1893 – 1972 гг.), К.Ф. Юона (1975 – 1958 гг.), П.Д. Корина (1892 – 1967 гг.), С.В. Герасимова (1885 – 1964 гг.), Кукрыниксов. Открытие в 1942 году Всесоюзной выставки «Великая Отечественная война». Советское искусство в период восстановления народного хозяйства (1946 – 1955 гг.). Традиции русских художников-передвижников второй половины XIX века. Передвижные выставки, смотры изобразительного искусства. Творчество А.И. Лактионова (1910 – 1972 гг.), Ф.П. Решетникова (р. 1906 г.). Советское искусство в период 1956 – 1960-е гг. «Суровый» стиль. Публикация альбомов и проведение персональных выставок «основоположников» советского искусства: П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, М.С. Сарьяна (1880 – 1972 гг.), В.А. Фаворского (1886 – 1964 гг.). Творчество И.С. Глазунова (р. 1930 г.), Г.М. Коржева (1925 г.), Е.Е. Моисеенко (р. 1916 г.), В.Е. Попкова (1932 – 1974 гг.). Общие тенденции развития живописи 70-х – 90-х годов. Диссидентское движение в «эпоху застоя». Появление в 1967 году ленинградской группы «Метафизический синтетизм», в 1973 году «Товарищества экспериментальных выставок», в 1976 году группы «Коллективные действия», в 1978 году группы «Гнездо». В начале 1980-х организация группы «Мухоморы», «Группы 6-ти», в 1983 году – группы во главе Сергеем Бугаевым. Творчество Михаила Шемякина, Ильи Кабакова, Николая Смирнова.
Основные понятия: Авангард, социалистический реализм. Методические указания: Оцените значимость искусства русского авангарда для мирового искусства XX – XXI столетий. Выскажите суждения о роли социалистического реализма в истории и культуре советской России. Литература Бобринская Е. Русский авангард границы искусства. Новое литературное обозрение, 2006 г. Пэр Р. Потерянный авангард Русская модернистская архитектура 1922-1932. Tatlin, 2012 г. Юшкова О. Станция без остановки Русский авангард 1910 - 1920-е годы. Галарт, 2008 г. Котович Т. Энциклопедия русского авангарда. Экономпресс, 2003 г. Мурина Е.Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопривитивизм. Галарт, 2008 г. Первушина Е. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре северной столицы. Центрполиграф, 2012 г. 15. Изобразительное искусство XX столетия в странах Западной Европы и США. Характеристика двух памятников на выбор. Архитектура. Общая характеристика архитектуры в странах Западной Европы. Творчество бельгийского архитектора Анри ван де Вельде (1863 – 1957 гг.) (Театр Векбунда в Кельне, 1914 г.), испанского зодчего Антонио Гауди (1852 – 1926) (собор Саграда Фамилия, 1883 – 1926 гг., дом Висента, 1883 – 1888 гг.), француза Огюста Перре (1874 – 1954 гг.) (церковь в Ле Ранси, 1922 г.). Творчество немецкого архитектора, дизайнера, теоретика архитектуры Вальтера Гропиуса (1883 – 1969 гг.) (фабрика «Фагус» в Альфельде, 1911 г., Баухаус, Дессау, 1925 – 1926 гг.). Творчество Шарля Эдуарда Ле Корбюзье (1887 – 1965 гг.) (жилой дом в Марселе, 1947 – 1952 гг., капелла Нотр-Дам-дю-О, Роншан, 1950 – 1955 гг.). Специфика архитектурной школы США. Творчество Луиса Салливена (1856 – 1924 гг.) (Гаранти Траст Билдинг в Буффало, 1895 г.), Франка Ллойда Райта (1869 – 1959) (жилой дом Джекобса в Милдтоне, 1948, здание фирмы Джонсон и сын, 1936 – 1939 гг.), Людвига ван дер Роэ (род. 1886 г.) (Иллинойский технологический институт в Чикаго, 1950 г., Сиграм Билдинг, Нью-Йорк, 1956 г.).
Изобразительное искусство. Общая характеристика художественных направлений изобразительного искусства XX столетия. Реализм. Творчество Анри Жюльена Феликса Руссо (1844 – 1910 гг.) (примитивизм), Рокуэлла Кента (1882 – 1971 гг.) (демократический реализм), Ренато Гуттузо (1912 – 1987 гг.) (социальный реализм), Эдварда Мунка (1863 – 1944 гг.) (экспрессионизм). Эпатизм. Творчество Анри Матисса (1869 – 1954 гг.) (фовизм), Марселя Дюшана (1887 – 1968 гг.) (дадаизм), Роберта Раушенберга (род. 1925 г.) (поп-арт), Ива Кляйна (1928 – 1962 гг.) (новый реализм). Традиционализм. Творчество Томаса Харта Бентона (1889 – 1975 гг.) (риджионализм), Александра Канольдта (1881 – 1939 гг.) (новая вещность), Амодео Модильяни (1884 – 1920 гг.), Френсис Бэкон (1909 – 1992 гг.) (неоизобразительность). Геометризм. Творчество Пабло Пикассо (1881 – 1973 гг.), Фернана Анри Леже (1881 – 1955 гг.) (кубизм), Пита Мондриана (1872 – 1944 гг.) (новая абстракция), Виктора Вазарелли (1908 – 1997 гг.) (оп-арт). Сюрреализм. Творчество Хоана Миро (1893 – 1983 гг.) (половинчатый сюрреализм), Макса Эрнста (1891 – 1976 гг.) (параноико-критический сюрреализм), Сальвадора Дали (1904 – 1989 гг.) (неадекватный сюрреализм). Беспредметничество. Творчество Марка Ротко (1903 – 1970 гг.), Барнета Ньюмана (1905 – 1970 гг.) (искусство тишины), Клифорда Стилла (1904 – 1980 гг.), Сэма Фрэнсиса (1923 – 1994 гг.) (ташизм), Джексона Поллока (1912 – 1956 гг.) (беспредметный экспрессионизм, искусство действия), Марка Тоби (1890 – 1976 гг.) (беспредметный экспрессионизм, искусство жеста). Основные понятия: фовизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, беспредметное искусство. Методические указания: Раскройте концептуальные положения направлений искусства XX столетия. Литература Катрин Клингсер-Лерой. Сюрреализм. М.: Арт-родник, 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|