Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности романского искусства Германии в связи с историческим аспектом. Индивидуальность архитектурных центров в Саксонии, Хирсау, Ломбардии и городе Кельне. Причины своеобразия.

Романская архитектура Италии. Исторические особенности Италии рассматриваемого периода. Выраженный городской характер романского зодчества Италии в отличии от Франции, Германии и Англии. Тесное взаимоотношение монастыря и города. Светские тенденции в культовой архитектуре Италии. Связь с античной традицией. Влияние Византии на культовое зодчество Италии.

Изобразительное искусство романского стиля. Скульптура. Национальные школы Франции и Германии – различия в размещении скульптуры: порталы (Франция), интерьер храма (алтарные преграды) (Германия). Основные темы. Художественный язык романской скульптуры. Тенденция развития от барельефа к горельефу. Роль изобразительного искусства в эпоху романского стиля, обозначение отличий от роли византийского изобразительного искусства.

Место миниатюры в романском искусстве. Живописный и графический стили. Становление иконографического канона. Различие в стилях национальных школ.

Готическая архитектура (XII – XV – XVI вв). Становление великих европейских монархий, европейской культуры. Сложение готической архитектуры. Орден францисканцев (странствующих монахов) и его роль в изменении стиля – переходе к готике. Деятельность и трактаты Франциска Ассизского («Цветочки»). Готический храм – репрезентант идеалообразования западноевропейской культуры XIII–XVI веков. Религиозные, художественные, технологические задачи готического храма. Городской собор – ведущий тип культовой постройки. Совмещение религиозного и общественного значений храма. Изменение плана храма по сравнению с романским. Решение конструктивных задач. Создание нервюрного свода. Система контрфорсов и аркбутанов. Разрушение плоскости стены, взаимодействие архитектурных форм с витражами. Готическое искусство Франции. Лидирующее место Франции в XII–XIII вв. в культурной, экономической и культурной жизни Европы. Рост и расцвет городов, их политическая самостоятельность и экономическое могущество. Процесс централизации власти, сложение государственности Франции. Экономическое единение страны. Авиньонское пленение пап. Особенности мировоззрения рассматриваемого периода, представленного в философии Дунс Скота и Фомы Аквинского.

Характерные особенности эволюционных этапов французской готики.

Готическая архитектура Англии и Германии (XIII – XVI вв.). Историческая ситуация в Англии с начала XIII в. Национальное своеобразие готического стиля в Англии: преобладание горизонтальных членений над вертикальными, растянутые фасады, далеко вынесенные, сдвоенные трансепты, прямоугольное завершение апсид. Ранняя («ланцевидная») готика (XIII в.), зрелая («украшенная») готика (конец XIII–XIV вв.), поздняя («перпендикулярная») готика (XV столетие).

Особенности готического стиля в Германии. Появление готики в Германии во второй четверти XIII в. – сложном историческом периоде страны (распад империи на ряд самостоятельных княжеств). Деление готической архитектуры Германии на три периода: ранняя готика (XIII в.), высокая готика (XIV–XV вв.), поздняя готика (XV–начало XVI вв.). Система зальных церквей.

Создание новых конструктивных и художественных приемов кирпичной готики Германии на севере и северо-востоке страны.

Изобразительное искусство готического периода. Взаимодействие архитектурных форм со скульптурой и витражами. Отличительные особенности скульптуры готического периода. Значительная роль пластического искусства во внутреннем и внешнем убранстве соборов. Своеобразие изобразительного искусства Франции готического периода. Основные темы французского скульптурного декора. Специфика синтеза архитектуры, скульптуры, живописи в германской готике. Скульптурные циклы Германии. Влияние французской скульптуры и национальное своеобразие немецкой пластики. Скульптура соборов в Бамберге и Наумбурге. Сравнение скульптуры готического стиля Франции и Германии: месторасположение, назначение, тематика. Особенности английской готической пластики.

Роль витражного искусства в готическом храме. Этапы развития витражного искусства. Две техники витражной росписи. Тематика витражных изображений. Символика каменной розы готических соборов. Живописные композиции алтарей, выполненные в технике темперы. Живопись Англии и Германии. Эволюция книжной миниатюры.

Основные понятия: Христианство, стиль «Романика», стиль «Готика». Романский храм.

Методические указания:

Охарактеризовать искусство романики через общность основных черт романского стиля для всех стран Западной Европы и различие отдельных приемов  в местных национальных школах

Оцените ведущую роль зодчества в романском искусстве.

Охарактеризуйте  причины доминирующего значения рельефа в искусстве западноевропейского Средневековья среди других разновидностей романской пластики.

Представьте  искусство Византии и западного Средневековья как отнологизацию диалектического единства двух полюсов связи конечного и бесконечного в культуре Средних веков.

Литература

Сокольникова, Наталья Михайловна. История изобразительного искусства: в 2-х т./ Наталья Михайловна Сокольникова; Н. М. Сокольникова. - 3-е изд., стер.. - М.: Академия.- 2009.

Тяжелов В. Романское искусство. Белый город, 2011 г.

Котельникова Т. Альбом Соборы монастыри паломнические места Европы. АСТ, 2004 г.

Каптиков А. Романская архитектура Италии. Ломбардия. Эмилия-Романья. Тоскана. Апулия. Сицилия. Tatlin, 2012 г.

Виолле-ле-Дюк Э.-Э. Энциклопедия готической архитектуры. Эксмо, 2013 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...