Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живопись России первой половины XVIII в.

Европеизация русского изобразительного искусства. Освоение новых тенденций западноевропейского искусства и взаимодействие отечественных и западных культурных традиций в области живописи. Портрет – центральный живописный жанр искусства этого периода. Творчество русских живописцев-пенсионеров – И.М. Никитина («Портрет Канцлера Г.И. Головкина» (1716 г.)) и А.М. Матвеева («Автопортрет с женой» (1729 г.)). Творчество Никитина и Матвеева – начало уникального пути развития национальной портретной живописи. Новый подъем отечественный живописи, связанный с приходом к власти Елизаветы Петровны. Творчество И.Я. Вишнякова – руководителя живописной команды Канцелярии от строений («Портрет Сарры Фермор» (1750 г.)). Творчество А.П. Антропова – создателя ряда декоративных произведений, икон и портретов («Портрет Императора Петра III» (1762 г.)).

 Творчество И. П. Аргунова – крепостного графа Шереметьевых, создателя портретов в стиле рококо и группы психологических произведений жанра «интимного» портрета.

Живопись России второй половины XVIII в.

Расцвет отечественного изобразительного искусства. Творчество московского портретиста Ф.С. Рокотова - создателя произведений рокайльной стилистики («Портрет В.Н. Суровцевой (конец 1770-х), портрет Струйской (1772 г.)). Живописный мастер портретного сентиментализма театрализованного характера – Д.Г. Левицкий («Портрет П.А. Демидова» (1773 г.)). Традиции классицизма в портрете «Екатеринины II Законодательницы» (1783 г.). Мастер сентиментального портрета последней четверти XVIII столетия В.Л. Боровиковский (Портрет «М.И. Лопухиной» (1797 г.)). Сложение русской исторической живописи во второй половине XVIII века под эгидой Академии художеств. Творчество А.П. Лосенко, П.И. Соколова, И.А. Акимова, Г.И. Угрюмова. Сочетание классицистических и барочных черт, характерное для раннего периода становления отечественного Неоклассицизма. Возникновение отечественной пейзажной живописи последней четверти XVIII столетия как самостоятельного жанра. Первый профессор-руководитель специального пейзажного класса Академии художеств – С.Ф. Щедрин. Творчество Ф.Я. Алексеева, М.И. Иванова – основоположников русской школы пейзажной живописи. Появление бытового жанра отечественного изобразительного искусства во второй половине XVIII века в творчестве М. Шибанова.

 

Основные понятия: «Золотой век» русской культуры, эпоха Просвещения, Петровское барокко, Елизаветинское барокко, Классицизм.

Методические указания:

Оцените значимость эпохи XVIII столетия для русской культуры последующих столетий и современности.

Выявите причины, лежащие в основе смены стилей эпохи XVIII столетия в России.

Прокомментируйте влияния западноевропейского искусства на искусство России XVIII века.

Литература

К.В. Малиновский. Доменико Трезини. Крига, 2007.

Константин Малиновский: Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII в. Крига, 2008.

Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. Крига, 2008.

Якимович А. Новое время Искусство и культура 17-18 веков. Азбука-классика, 2004.

 

Архитектура, скульптура и изобразительное искусство России XIX столетия. Характеристика двух памятников на выбор.

Архитектура. Стиль «ампир» в русском классицизме в начале столетия. Совершенствование принципов ансамблевой застройки. Формирование системы ансамблей Петербурга. Творчество А.Н. Воронихина (1759 – 1814 гг.). Особенности композиционного и объемно-планировочного решения Казанского собора (1801 – 1811 гг.). Творчество А.Д. Захаров (1761 – 1811 гг.). Адмиралтейство (1806 – 1823 гг.): композиционный строй сооружения, его градообразующая роль. Ансамбль стрелки Васильевского острова – сооружение Т. Томона (1760 – 1813 гг.). Творчество К.И. Росси (1775 – 1849 гг.). Создание ансамблей Михайловского дворца (1813 – 1825 гг.) и Александрийского театра в Петербурге. Строительство здания Генерального штаба (1819 – 1829 гг.). Архитектура второй трети XIX века. Творчество А. Монферрана (1786 – 1858 гг.), К. А. Тона (1794 – 1881 гг.).

Скульптура. Классицизм в монументально-декоративной пластике и станковой скульптуре первой трети XIX века. Творчество И.П. Мартоса (1752 – 1835 гг.), Ф.Ф. Щедрина (1751 – 1825 гг.), Д.И. Демут-Малиновского (1779 – 1846 гг.), С.С. Пименова (1784 – 1825 гг.), И.И. Теребенева (1780 – 1815 гг.), В.И. Орловского (1793 – 1837 гг.), Ф.И. Толстого (1783 – 1873 гг.). Скульптура второй трети XIX века. Творчество П.К. Клодта (1805 – 1867 гг.), И.П. Витали (1794 – 1855 гг.). Особенности скульптурной пластики второй половины XIX века. Творческая деятельность Н.А. Лаверецкого (1837 – 1907 гг.), Ф.Ф. Каменского (1838 – 1913 гг.), М.А. Чижова (1838 – 1915 гг.).

Живопись. Общая характеристика изобразительного искусства XIX столетия. Творчество К.П. Брюллова (1799 – 1852 гг.). Портретное искусство: Творчество О.А. Кипренского (1783 – 1836 гг.), В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг.). Русский пейзаж: творчество С. Ф. Щедрина (1791 – 1830 гг.), И.К. Айвазовского (1817 – 1900 гг.), А.К. Саврасова (1830 – 1897 гг.), И.И Шишкина            (1832 – 1898 гг.), В.Д. Поленова (1844 – 1927 гг.), И. И. Левитана (1860 – 1900 гг.). Батальная живопись второй половины XIX века: творчество В.В. Верещагина (1842 – 1904 гг.). Творчество П.А. Федотова (1816 – 1852 гг.), В.Г. Перова (1834 – 1882 гг.). Организация Товарищества передвижных художественных выставок. Философствующее направление русской живописи: творческая деятельность И.Н. Крамского (1837 – 1887 гг.), А.И. Иванова (1775 – 1848 гг.), Н.Н. Ге (1831 – 1894 гг.), И.Е. Репина (1844 – 1930 гг.).

 

Основные понятия: Стиль «Ампир», Романтизм, Товарищество передвижных художественных выставок.

Методические указания:

Объясните причины смены стилей и направлений в искусстве России XIX столетия.

Прокомментируйте влияния западноевропейского искусства на искусство России XIX века.

Литература

Ермильченко Н. Передвижники.М.: Белый город, 2006 г.

Конечна Р. Передвижники. АСТ, 2003 г.

Орлова Е.Алексей Кондратьевич Саврасов. Рипол, 2014 г.

Анисов Л. Шишкин. Молодая Гвардия, ОАО, 2007 г.

Кононенко Р. Великие художники. Том 13. Крамской. Директ-Медиа, 2009 г.

Королева С. Великие художники. Том 20. Репин. Директ-Медиа, 2009 г.

Мельникова Л. Великие художники. Том 5. Архип Иванович Куинджи. Директ-Медиа, 2009 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...