Анализ текста. Элементы системы
Анализ текста Выполнила студентка 4 курса Алина Жемайтис.
1. Определить, имеет ли данная проблема признаки системной: конфликтность, неопределенность, неоднозначность, наличие риска, многоаспектность, комплексность, саморазрешимость, эволюционность? В чем именно они проявляются? В описываемой истории конфликт очевиден. Прежде всего необходимо определить противоборствующие стороны и сущность конфликта. Конфликтующие стороны: рабочая бригада Лузгина, которая вынуждена уничтожать собственную хорошо выполненную работу, и организаторы строительства различных уровней, предоставившие бригаде неверный чертеж. Сущность конфликта: рабочим людям нанесен моральный ущерб, а государству – еще и материальный. Неопределенность данной проблемы журналист обнаруживает с первых шагов знакомства с ситуацией: Вначале мне казалось, что обнаружить виноватых будет легко. Но, посмотрев один такой чертеж, другой, третий, я понял, что и у проектировщиков одни катили камень в гору, другие — с горы. Почему? Для того чтобы найти ответы на все возникающие вопросы, автору пришлось последовательно пройти по всем этапам строительства и встретиться со всеми его участниками в Москве, Братске, Иркутске, а также изучить множество документов. Неоднозначность проблемы выражалась в том, что решить ее можно было по-разному: наказать крайнего – прораба; найти виновников повыше – управляющего строительным трестом; найти всех конкретных виновников сложившейся ситуации, вплоть до министерства, и каждого наказать; найти причину, которая породила такое количество виноватых, и выявить способы ее устранения. Риск заключался в том, что можно было разобрать конкретный конфликт, наказать виновных, но не решить проблему в принципе.
Для того чтобы такого не произошло, журналисту пришлось рассматривать проблему как многоаспектную. Он анализировал ее с экономической, управленческой, производственной, этической и других сторон. Для этого комплексно использовал методики анализа, применяемые различными науками: экономические расчеты, технологические нормативы, экспертные заключения, этические нормы. Конечно, данная проблема вполне могла быть и саморазрешимой. Нет недовольных – нет и проблемы. Однако всеобщее равнодушие – это такая проблема, которая влечет за собой всеобщую безответственность, что само по себе способно разрушить любую систему. Именно поэтому необходимо было поддержать проявивших ответственность рабочих и рассмотреть проблему как эволюционную, то есть найти и устранить причины, порождающие безответственность. Как видим, анализируемая проблема имеет все признаки системной, следовательно, необходим ее системный анализ. 2. Определить и обозначить в виде схемы все компоненты системы, в рамках которой сформировалась проблемная ситуация: элементы, подсистемы, уровни. Элементы системы ЦК КПСС - здесь объект стоял на контроле как ударная стройка, имеющая серьезнейшее значение для страны. Цель (должная): мобилизовать с помощью парткомов на местах всех участников строительства на ударный труд. Фактическая функция: развесили плакаты для рабочих бригад о необходимости экономить стройматериалы. В остальных направлениях его работа не просматривается (см. стрелки на схеме, рис. 11). Госстрой – Министерство строительства, которое координировало действия всех строительных организаций и курировало крупные стройки. Цель (должная): как можно быстрее и экономнее построить завод. Фактическая функция: полное отсутствие контроля над реализацией проекта:
- решение о строительстве принято, а к исполнению приступили через три года; - нет текущего контроля за исполнением смет, следовательно, зарасходом государственных средств. Ученые - разрабатывают новые, более эффективные технологии получения алюминия, которые и будут внедрены на новом заводе. Цель (должная): обеспечивать народное хозяйство современными техническими, технологическими решениями. Фактическая функция: обеспечили, но, поскольку проект ждал своей реализации три года, понадобилось вносить изменения в строительные чертежи в соответствии с новыми разработками ученых. Всесоюзный алюминиево-магниевый институт (ВАМИ) – основной проектировщик завода. Цель: выдать проект строительства завода как можно быстрее, максимально дешевый, но при этом качественный. Фактическая функция: проект выдан втрое дешевле и вдвое быстрее, чем аналогичные проекты на Западе, но некачественный. Иркутский филиал проектного института – сюда в процессе строительства проект был передан на доработку. Цель (должная): осуществлять под руководством ВАМИ разработку проекта и вносить в него текущие изменения, вызванные его усовершенствованием. Фактическая функция: при первоначальном проектировании была занижена смета строительства, сделано множество ошибок из-за спешки в работе, что привело к необходимости в процессе строительства постоянно переделывать проект. При этом проектировщики не осуществляли оперативной связи с заказчиком при внесении изменений в проект. Эксперты – специалисты, оценившие качество проекта. Цель (должная): осуществить качественный контроль проекта. Фактическая функция: осуществили некачественный контроль проекта - сделали его еще хуже. Заказчики - дирекция будущего алюминиевого завода. Цель: построить завод как можно быстрее, экономнее и качественно. Фактическая функция: строят долго и неэкономно. Братскгэсстрой – строительный трест, осуществляющий строительство завода. Цель (должная): быстро, экономно, качественно построить завод. Фактическая функция: медленно, неэкономно строят завод. Начальник участка – непосредственный организатор работы бригады, прокладывавшей трубу.
Цель: организовать работу рабочих. Фактическая функция: организовал работу рабочих. Бригада Лузгина – бригада, прокладывавшая трубу и написавшая письмо в редакцию. Цель (должная): качественно осуществлять свою работу. Фактическая функция: качественно осуществляют свою работу. Но хотят выяснить, кто виновен в нерациональном использовании труда и ресурсов. Редакция газеты «Известия» - СМИ, в которое пришло письмо от рабочих. Цель: подготовить ответ на вопрос бригады, кто виноват в том, что им приходится переделывать свою работу. Фактическая функция: отправить журналиста в командировку, где он проведет журналистское расследование ситуации, о которой написали рабочие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|