Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ текста. Элементы системы




Анализ текста

Выполнила студентка 4 курса Алина Жемайтис.

 

1. Определить, имеет ли данная проблема признаки системной: конфликтность, неопределенность, неоднозначность, наличие риска, многоаспектность, комплексность, саморазрешимость, эволюционность? В чем именно они проявляются?

В описываемой истории конфликт очевиден. Прежде всего необходимо определить противоборствующие стороны и сущность конфликта. Конфликтующие стороны: рабочая бригада Лузгина, которая вынуждена уничтожать собственную хорошо выполненную работу, и организаторы строительства различных уровней, предоставившие бригаде неверный чертеж.

Сущность конфликта: рабочим людям нанесен моральный ущерб, а государству – еще и материальный.

Неопределенность данной проблемы журналист обнаруживает с первых шагов знакомства с ситуацией:

Вначале мне казалось, что обнаружить виноватых будет лег­ко. Но, посмотрев один такой чертеж, другой, третий, я понял, что и у проектировщиков одни катили камень в гору, другие — с горы. Почему?

Для того чтобы найти ответы на все возникающие вопросы, автору пришлось последовательно пройти по всем этапам строительства и встретиться со всеми его участниками в Москве, Братске, Иркутске, а также изучить множество документов.

Неоднозначность проблемы выражалась в том, что решить ее можно было по-разному: наказать крайнего – прораба; найти виновников повыше – управляющего строительным трестом; найти всех конкретных виновников сложившейся ситуации, вплоть до министерства, и каждого наказать; найти причину, которая породила такое количество виноватых, и выявить способы ее устранения.

Риск заключался в том, что можно было разобрать конкретный конфликт, наказать виновных, но не решить проблему в принципе.

Для того чтобы такого не произошло, журналисту пришлось рассматривать проблему как многоаспектную. Он анализировал ее с экономической, управленческой, производственной, этической и других сторон.

Для этого комплексно использовал методики анализа, применяемые различными науками: экономические расчеты, технологические нормативы, экспертные заключения, этические нормы.

Конечно, данная проблема вполне могла быть и саморазрешимой. Нет недовольных – нет и проблемы. Однако всеобщее равнодушие – это такая проблема, которая влечет за собой всеобщую безответственность, что само по себе способно разрушить любую систему. Именно поэтому необходимо было поддержать проявивших ответственность рабочих и рассмотреть проблему как эволюционную, то есть найти и устранить причины, порождающие безответственность.

Как видим, анализируемая проблема имеет все признаки системной, следовательно, необходим ее системный анализ.

2. Определить и обозначить в виде схемы все компоненты системы, в рамках которой сформировалась проблемная ситуация: элементы, подсистемы, уровни.

Элементы системы

ЦК КПСС - здесь объект стоял на контроле как ударная стройка, имеющая серьезнейшее значение для страны.

Цель (должная): мобилизовать с помощью парткомов на местах всех участников строительства на ударный труд.

Фактическая функция: развесили плакаты для рабочих бригад о необходимости экономить стройматериалы. В остальных направлениях его работа не просматривается (см. стрелки на схеме, рис. 11).

Госстрой – Министерство строительства, которое координировало действия всех строительных организаций и курировало крупные стройки.

Цель (должная): как можно быстрее и экономнее построить завод.

Фактическая функция: полное отсутствие контроля над реализацией проекта:

- решение о строительстве принято, а к исполнению приступили через три года;

- нет текущего контроля за исполнением смет, следовательно, зарасходом государственных средств.

Ученые - разрабатывают новые, более эффективные технологии получения алюминия, которые и будут внедрены на новом заводе.

Цель (должная): обеспечивать народное хозяйство современными техническими, технологическими решениями.

Фактическая функция: обеспечили, но, поскольку проект ждал своей реализации три года, понадобилось вносить изменения в строительные чертежи в соответствии с новыми разработками ученых.

Всесоюзный алюминиево-магниевый институт (ВАМИ) – основной проектировщик завода.

Цель: выдать проект строительства завода как можно быстрее, максимально дешевый, но при этом качественный.

Фактическая функция: проект выдан втрое дешевле и вдвое быстрее, чем аналогичные проекты на Западе, но некачественный.

Иркутский филиал проектного института – сюда в процессе строительства проект был передан на доработку.

Цель (должная): осуществлять под руководством ВАМИ разработку проекта и вносить в него текущие изменения, вызванные его усовершенствованием.

Фактическая функция: при первоначальном проектировании была занижена смета строительства, сделано множество ошибок из-за спешки в работе, что привело к необходимости в процессе строительства постоянно переделывать проект. При этом проектировщики не осуществляли оперативной связи с заказчиком при внесении изменений в проект.

Эксперты – специалисты, оценившие качество проекта.

Цель (должная): осуществить качественный контроль проекта.

Фактическая функция: осуществили некачественный контроль проекта - сделали его еще хуже.

Заказчики  - дирекция будущего алюминиевого завода.

Цель: построить завод как можно быстрее, экономнее и качественно.

Фактическая функция: строят долго и неэкономно.

Братскгэсстрой – строительный трест, осуществляющий строительство завода.

Цель (должная): быстро, экономно, качественно построить завод.

Фактическая функция: медленно, неэкономно строят завод.

Начальник участка – непосредственный организатор работы бригады, прокладывавшей трубу.

Цель: организовать работу рабочих.

Фактическая функция: организовал работу рабочих.

Бригада Лузгина – бригада, прокладывавшая трубу и написавшая письмо в редакцию.

Цель (должная): качественно осуществлять свою работу.

Фактическая функция: качественно осуществляют свою работу. Но хотят выяснить, кто виновен в нерациональном использовании труда и ресурсов.

Редакция газеты «Известия» - СМИ, в которое пришло письмо от рабочих.

Цель: подготовить ответ на вопрос бригады, кто виноват в том, что им приходится переделывать свою работу.

Фактическая функция: отправить журналиста в командировку, где он проведет журналистское расследование ситуации, о которой написали рабочие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...