Технические объекты. Итак, в некоторый момент времени даже малое изменение нагрузки неожиданно вызывает резкое лавинообразное развитие нештатных процессов, приводящих к аварии.
Технические объекты Атомный реактор типа РБМК - " герой" Чернобыля. Достижение большой мощности, которую способен вырабатывать реактор данного типа, происходит за счет увеличения такого конструктивного параметра, как площадь активной зоны - той области, где происходит расщепление атомного топлива и выделение тепловой энергии. Подобная конструкция реакторов несет в себе врожденную склонность к катастрофе - эффект, который приходится сглаживать специальными мерами. Большую площадь активной зоны можно условно разделить на несколько параллельно включенных реакторов (в нашей модели - два). Оказывается, что до определенной нагрузки реактор ведет себя " нормально" - работает вся площадь активной зоны, тепло выделяется равномерно. После достижения некоторой критической границы происходит внезапное резкое разделение активной зоны на участки с различной интенсивностью тепловыделения (рис. ). Сказывается тот момент, что двух строго идентичных по всем своим параметрам участков активной зоны не бывает. При этом вся мощь атомной реакции концентрируется в одном месте, в результате чего этот участок активной зоны разогревается до температур, значительно превышающих допустимые значения, а вещество активной зоны в этом месте расплавляется - происходит так называемое " закозление" реактора, и выделение энергии выходит из-под контроля. Итак, в некоторый момент времени даже малое изменение нагрузки неожиданно вызывает резкое лавинообразное развитие нештатных процессов, приводящих к аварии. В гораздо менее опасных масштабах подобные явления можно наблюдать у мощных транзисторов, где они носят название тепловой неустойчивости и вторичного пробоя.
Конкурентная борьба Использованные в нашей модели сущности настолько универсальны, что мы легко можем применить её в совершенно иной сфере. Пусть в условиях ограниченного рынка существуют различные производители одной продукции. Каждый из производителей часть своих средств тратит на борьбу с конкурентом - переоборудует свое производство, повышает качество, разрабатывает новшества, тратится на рекламу. Подобные затраты мы будем рассматривать как входное воздействие в системе, производство продукции - как выход. Понятно, что при малых затратах эффективность работы любого из производителей будет невелика, поскольку он окажется в тени конкурента. Тот же эффект при очень большом входе (чрезмерные затраты на борьбу) приведут к падению производства. В том случае, если " весовые категории" соперников сильно различаются, всё происходит так, как мы и ожидаем: сильнейший всегда будет в более выгодных условиях и при ухудшении условий, когда затраты растут, постепенно захватит весь рынок, а слабейший окажется вытеснен с рынка (рис. ). Но ситуация полна неожиданностей, когда соперничают равные по силам конкуренты: оказывается, тогда до определённого момента все производители, как бы они ни пытались обойти соперника, будут существовать на равных или примерно равных позициях. Даже если один попытается рывком выйти вперед, другой всегда сумеет восстановить равновесие - такое состояние оказывается устойчивым до определённого момента. Этот момент - поистине роковой! При росте затрат на борьбу (ужесточение ситуации на рынке) внезапно ситуация меняется кардинальным образом: паритетное сосуществование оказывается неустойчивым. Подобно тому, как колонна под критической нагрузкой вдруг разрушается от дуновения ветра, так и своевременные весьма малые (может быть, даже неосознанные) усилия того, кто первым почувствует момент (или кому просто повезёт! ), приведут к тому, что он сможет быстро вытеснить конкурента с рынка (рис. ). И горе предпринимателю, который не сумеет вовремя распознать назревшую опасность! Тогда для него события примут форму внезапно сошедшей лавины: вдруг из-за какой-то мелочи, в мгновение ока, он окажется «за бортом» деловой жизни. Другой, " везунчик", также неожиданно для себя " вытянет счастливый билет": работал так, как всегда – «звёзд с неба не хватал», и вдруг неслыханная удача. Несколько изменил упаковку товара или дал новую рекламу, но какой неожиданный колоссальный эффект!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|