Древние мифологические поэмы народов Европы.
Самые древние оригинальные произведения европейских народов – мифологические поэмы, поэмы, отражающие древнейшую мифологию кельтских и германских племён. Небольшой экскурс в древнюю историю Европы. Варвары, европейские первобытные племена, уничтожившие Рим, серьёзно различались друг от друга по происхождению, языку, времени появления в Европе. Самые древние, коренные европейские племена малоизвестны, они существовали до того, как в северную Европу пришли племена индоевропейские. Их практически не осталось, они были поглощены позднейшими индоевропейскими народами. От них остались одни названия: иберы жили в Испании (иногда называемой Иберия), лигуры - в северной Италии (от них осталось Лигурийское море), пикты – в Шотландии. Единственным современным европейским народом этого древнейшего, докельтского происхождения являются баски в северной Испании. Баски Затем приходят кельты – первые индоевропейские племена, расселившиеся по территории всей Европы в 10 - 5 веках до н.э. Кельтские племена жили: галлы - на территории современной Франции (которая долгое время называлась Галлия), белги – в Бельгии, бритты – в Англии, скотты – в Шотландии. В современной Европе сохранилось несколько народов кельтского происхождения. Это ирландцы, шотландцы, валлийцы (жители Уэльса, части Великобритании) и бретонцы (жители французской провинции – Бретань). У них особый язык, отличный от английского, французского и т.д. Бретань. Постепенно примерно со 2 века до н.э. кельтов стали вытеснять разнообразные германские племена, пришедшие с севера из Скандинавии и к 5 веку н.э. вытеснили почти полностью: франки - галлов, англы и саксы – бриттов и т.д. Вскоре германцы разрушили Римскую империю. Франция и Англия образовались из смеси кельтов, римлян и германцев. Италия из смеси германских племён и римлян. Германия и скандинавские страны происходят в основном от германских племён.
У каждого европейского народа была своя мифология, свои легенды и сказания, они бытовали очень долго в устной форме. Их иногда записывали монахи (самые древние записи, дошедшие до нас, 10-11 веков), благодаря чему мы знаем весьма древние формы бытования эпоса европейских народов. А русские былины впервые были записаны лишь в 18 веке, а основная часть в 19 веке. Наиболее терпимы к языческому фольклору были монахи европейской окраины: Ирландии, Англии, Исландии – именно там сохранились наиболее древние формы эпоса. К наиболее древним относится кельтский эпос. Из кельтского мифологического эпоса лучше всего сохранились ирландские саги (сага – сказание), из них самый древний так называемый Уладский цикл ирландских саг, дошедший до нас в рукописях 10-11 веков, он состоит почти из сотни песен. Улад – это древнеирландское королевство, главный герой Уладского цикла – богатырь Кухулин. В ирландских сагах проза перемежается со стихами. Однако надо сказать, что кельтский эпос не приобрёл общемирового значения, не подарил миру ни одного яркого сюжета. Эпос германских народов. Наиболее древнее происхождение среди германских эпических сказаний имеет эпос скандинавских народов, лучше всего сохранившийся в Исландии, северном острове в Атлантическом океане, заселённом норвежцами в 9 веке. Цикл древнеисландских песен «Старшая Эдда» сохранился в рукописи 13 века, но в нём (правда, весьма отрывочно, запутанно, сложно для восприятия) отражены древнейшие вообще германцев. Мир в целом представлялся им в виде огромного ясеня, дерева Иггдрасиль, на котором располагаются 9 различных разделов мира: Асгард (верхний мир, где обитают асы), Мидгард (земля, средний мир, где обитают люди) и другие семь миров, в которых обитают разнообразные мифические существа, в основном враждебные людям: великаны, карлики, мертвецы. Верховный бог Один – творец земли и людей. Он бог войны, дарующий победу. Храбрейших воинов, павших в бою, уносят Валькирии, крылатые воинственные девы, в Асгард, на небо во дворец Одина, Вальхаллу, где они пируют.
Основным смыслом жизни древних германцев была война. Великаны постоянно воюют с богами и людьми. Карлики были нескольких видов, альбы – что-то вроде эльфов, цверги – по сути гномы, владеют несметными сокровищами в недрах гор, являются искусными кузнецами. Толкиен в 20 веке написал своего «Властелина колец» во многом на основе этих германо-скандинавских мифов. И в «Старшей Эдде», и в прозаических исландских сагах (сказаниях, прежде всего в древнейшей Саге о Вольсунгах) – рассказаны те самые древние мифы о Сигурде-Зигфриде, которые легли в основу «Песни о Нибелунгах» (о ней речь впереди), а также и знаменитого оперного цикла великого немецкого композитора Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» (1874). Вторым значительным произведением древнегерманского эпоса является древнеанглийская эпическая поэма «Беовульф» (по имени главного героя), сохранилась в рукописи 10 веке, но сложилась ещё до того, как германские племена англов и саксов переселились в Англию, поэтому действие происходит в Дании (а у датчан ничего подобного не сохранилось). В отличие от «Старшей Эдды» в «Беовульфе» есть единый сюжет. Беовульф (имя означает «пчёлиный волк», то есть медведь) богатырь, победивший великана-людоеда и его ещё более страшную мать (причём мать великана он убил, спустившись за ней в болото. Затем Беовульф уже будучи стариком убивает дракона, добывает сокровища, которые сторожил дракон, но и сам умирает от ран. Более позднее происхождение имеют исландские прозаические саги (которые уже упоминались). Это сказания о викингах, их сохранилось очень много, около 100, в них реальное сочетается с фантастическим, бытовое с героическим. Они гораздо более понятны и интересны, чем все предыдущие поэмы. Они изданы в серии «Библиотека всемирной литературы» (БВЛ). Можно почитать на досуге.
Особо стоит упомянуть карело-финскую эпическую поэму «Калевала» (карелы и финны – народы, имеющие негерманское, а финно-угорское происхождение), записанную лишь в 19 веке, формироваться она начала во второй половине 1 тысячелетия н.э., то есть, примерно века с 7-8, но всё это время она существовала в устной форме и, конечно же, с тех пор в ней много изменилось. Среди народных эпосов она наиболее удобочитаема. Если «Старшая Эдда» и «Беовульф» написаны стихами, трудными для современного восприятия, то «Калевала» очень напевна и легко воспринимается. Отрывки из неё даже есть в школьной программе. Я собрал все эти речи, В дальних северных полянах, На просторах Калевалы. Насказал мороз мне песен, И нанес мне песен дождик, Мне навеял песен ветер, Принесли морские волны, Мне слова сложили птицы, Речи дали мне деревья. Я в один клубок смотал их, Их в одну связал я связку, Положил клубок на санки, Положил на сани связку И к избе привез на санках. Калевала – страна, населённая карело-финским народом, где происходит действие поэмы. Единого сюжета в поэме нет. Но центральным, одним из главных является повествование о том, как Вяйнемёйнен, поэт, певец, а также волшебник, вместе с товарищами, похищает у колдуньи, хозяйки Северной страны Похьёлы волшебную ручную мельницу Сампо, символ счастья и благополучия. В «Калевале» господствует магия, магия слова, заклинания. Большая часть героев обладает магическими способностями, ничего в поэме не происходит без произнесения магических слов. Слов больше, чем действия, а поединков, сражений почти нет. В этом особенность «Калевалы» как самого миролюбивого эпоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|