Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфраструктура бюджетного процесса.




Для внедрения в практику предприятий системы бюджети­рования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методическая и методологическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса. Вопросы пост­роения аналитического блока бюджетирования освещаются в главе 3 «Составление сводного бюджета промышленной компании», главе 6 «Контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета», главе 7 «Анализ исполнения сводного бюджета (план-факт анализ)», главе 8 «Система материального стимулирования и учет ответственности».

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, f достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета I на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса. Проблемам построения эффективной системы управленческого учета посвящена глава 5 «Комплексный нормативный учет (стандарт-директ-костинг) как информационная база бюджетного процесса».

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя:

—количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

—совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответствен­ности, которым назначается бюджетный план и которые ответ­ственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием — это регламент взаи­модействия служб аппарата управления и структурных подразде­лений, закрепляющий в соответствующих внутренних норматив­ных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на, каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный про­цесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным), точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарат уп­равления из структурных подразделений должна поступать учет­ная информация, необходимая для его обеспечения.

С другой стороны, структурные подразделения должны сво­евременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджет­ного процесса является внутренний документооборот сово­купность регулярных, закрепленных в соответствующих внут­ренних нормативных актах и инструкциях, информационных по­токов подразделений предприятия в процессе разработки, кон­троля и анализа исполнения сводного бюджета.

Организационная структура и система управления составляют организационный блок (компонент) бюджетного процесса. Воп­росы построения организационного блока освещаются в главе 4 «Организационная структура промышленного предприятия и процесс бюджетирования».

В-четвертых, на средних и крупных предприятиях процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предпо­лагает регистрацию и обработку больших массивов информа­ции, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процес­се уровень оперативности и качества учётно-аналитической ра­боты существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок (компонент) системы бюджетирования. Вопросам выбора концепции построения программно-технического блока посвящена глава 9 «Информационные технологии в бюджетировании».

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии (см. схему 2). Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организа­ционного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяе­мых действующей системой управленческого учета, с другой же стороны, он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

Так же трудно провести разделение между учетным и анали­тическим блоками, ибо обработка информации для управлен­ческих целей, включая расчет коэффициентов, структурирование данных и пр., начинается уже на стадии составления учетных регистров.

Рисунок 6.3 Инфраструктура бюджетного процесса

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...