Становление и развитие системы ТО и ремонта автомобилей в России
⇐ ПредыдущаяСтр 83 из 83 1. Первое упоминание о необходимости регулярного контроля технического состояния автомобилей содержится в постановлении Министерства путей сообщения России (МПС) "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах" (1896 г.), в котором, в частности, предусматривалось прохождение периодических освидетельствований "экипажей тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов пароходов, плавающих по внутренним водам". В 1900 г. периодичность таких осмотров в Санкт-Петербурге была установлена не реже одного раза в год. 2. Расширение автомобильного парка России потребовало организации торговли автомобилями, запасными частями и материалами, проведения обслуживания и ремонта, упорядочения взаимоотношений между владельцами автомобилей и исполнителями соответствующих услуг. В 1902 г. в Санкт-Петербурге был открыт автомобильный торговый дом "Победа", производивший продажу, в том числе и в кредит на 20-30 мес, новых и подержанных автомобилей, запасных частей и материалов, хранение, обслуживание и ремонт автомобилей. В 1903 г. в СПб. организовано техническое бюро "Автомобиль-клуб", которое занималось хранением, обслуживанием и ремонтом автомобилей, продажей бензина и некоторых запасных частей. В 1906 г. появились первые правила, разработанные автомобильными обществами, регламентировавшие взаимоотношения клиентуры и обслуживающих предприятий (мастерских, гаражей) при хранении, ремонте, приобретении запасных частей, оплате услуг и т.п. Начали развиваться автотранспортные предприятия. В 1904 г. в СПб. появилось грузовое автотранспортное предприятие; в СПб. (1906 г.) и Москве (1908 г.) открылись регулярные автобусные маршруты; в Москве (1909 г.) организовано таксомоторное предприятие "Товарищество автомобильного перемещения" (ТАП). В 1907 г. в Москве возникает ряд ведомственных специализированных грузовых предприятий (перевозка текстильных товаров, угля, кондитерских изделий и др.). В 1910 г. в Москве организована первая фирменная станция технического обслуживания и ремонта автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода.
В 1913 г. Российским императорским автомобильным обществом подготовлены предложения по строительству гаражей, на основании которых технической комиссией при Московской городской управе были разработаны правила устройства и содержания гаражей. 3. Важное значение для оценки качества и надежности автомобилей, их при
Наиболее известны международные дорожные испытания (1909 г.). Всероссийские испытания автомобилей и мотоциклов (1923 г.), Каракумский пробег протяженностью 9,4 тыс. км (1933 г.), пробег газогенераторных автомобилей (Москва-Ленинград-Москва, 1934 г.), испытательный пробег автомобилей ГАЗ-51 протяженностью 5,4 тыс. км (1946 г.) и др. Эти пробеги и соревнования позволили создать методики оценки технико-эксплуатационных свойств автомобилей и проведения длительных эксплуатационных испытаний и наблюдений, практиковавшихся в России в 1946-1992 гг. 4. В 1921 г. обязанности по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного
В 1928 г. ЦУМТ разработало "Инструкцию о мероприятиях по сохранению автотранспорта в исправном состоянии", содержащую нормы трудоемкости работ, разделение ремонта на индивидуальный и массовый. 5. Мероприятия по обеспечению работоспособности автомобилей были разработаны в В 1940 г. Народным комиссариатом автомобильного транспорта РСФСР было подготовлено "Положение о профилактическом обслуживании автомобилей", которое было утверждено в 1943 г. В дальнейшем этот документ периодически корректировался с учетом опыта его применения, изменения условий, совершенствования конструкции автомобилей и проводимых НИР (1947, 1949, 1954, 1963, 1974, 1984-1994). Важным этапом совершенствования системы ТО и ремонта стало "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", которое было разработано и утверждено в 1963 г. Государственным комитетом по автоматизации и машиностроению при Госплане СССР, представляющим автомобильную промышленность, и Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, представляющим транспорт. Таким образом, на государственном уровне признавалась и закреплялась в виде нормативов согласованная оценка фактического (а не рекламного) технического уровня и надежности производимых и эксплуатируемых в стране автомобилей. В этом документе впервые была дана классификация условий эксплуатации и рекомендованы методы корректирования нормативов в зависимости от этих условий. 6. В 1974 г. Министерством автомобильного транспорта РСФСР было принято решение о создании сети опорных автотранспортных предприятий (ОАТП), которая охватывает все основные марки и модели автомобилей. На этих производственных предприятиях организовались научно-производственные подразделения - лаборатории надежности автомобилей (ЛНА), которые в реальных условиях эксплуатации собирали объективную информацию о фактической надежности и реализуемых показателях качества автомобилей, характерных отказах, неисправностях и их причинах, расходе запасных частей и материалов. Эти данные позволяли, во-первых, предъявлять обоснованные требования промышленности, сопоставлять заявленные и фактические показатели, т.е. поднять роль потребителей в оценке качества изделий; во-вторых, разрабатывать нормативы ТО и ремонта; в-третьих, разрабатывать конкретные предложения по совершенствованию самой технической эксплуатации.
7. В 70-е годы был разработан и утвержден ряд государственных стандартов и отраслевых нормативов, закрепляющих и развивающих принципы системы ТО и ремонта техники, не потерявших свое принципиальное значение и в настоящее время: система технического обслуживания и ремонта техники; система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники; требования к эксплуатационной технологичности конструкций изделий; требования к качеству аттестованной продукции, в которых фиксировались предельные значения трудоемкости ТО и ТР; методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях; система освоения автомобильной техники в Министерстве автомобильного транспорта РСФСР (COAT), в которой были определены порядок и этапы освоения новой автомобильной техники, взаимодействия и обязанности производителей и потребителей этой техники, и др.
Разработанный пакет документов позволил • сформулировать, прогнозировать и реализовать техническую политику и методы обеспечения работоспособности автомобильных парков; • обеспечить разработку информационно-технологической поддержки и обеспечения технической эксплуатации (нормы технологического проектирования автотранспортных предприятий, пооперационные нормативы трудоемкостей ТО и ремонта; типовые технологические процессы и др.); • создать методическую и информационную основу подготовки специалистов и кадров массовых профессий для сферы технической эксплуатации автотранспортной техники; • определить механизм взаимодействия промышленности и сферы эксплуатации для объективной оценки технического уровня и надежности автомобилей в условиях отсутствия или недостаточной конкуренции на рынке автомобильного транспорта, и, что наиболее важно, обеспечить и контролировать в сложных экономических, природно-климатических, ресурсных и других условиях техническое состояние автомобильного парка страны.
8. Особое место в этом пакете документов занимает "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (утвержденное в 1984 г. Министерством автомобильной промышленности СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР), в котором • закреплена и развита практика согласованной оценки производителями и потребителями уровня производимой и применяемой в стране автомобильной техники; • получила дальнейшее развитие система ресурсного и оперативного корректирования нормативов технической эксплуатации с учетом реальных условий эксплуатации; • предложена гибкая схема оперативного учета происходящих изменений конструкции, показателей надежности и условий эксплуатации. С этой целью предусматривалось функционирование двух частей положения о ТО и ремонте. Первая часть, содержащая основы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, определяет техническую политику по данным вопросам на автомобильном транспорте, систему и виды технического обслуживания и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификацию условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и другие основополагающие данные. Вторая часть включает нормативы по моделям конкретных семейств автомобилей, в том числе: виды технического обслуживания и ремонта; периодичность технического обслуживания; перечни операций и трудоемкости; межремонтные пробеги; распределение трудоемкости по видам работ; химмотологическую карту и другие материалы, необходимые для планирования и организации технического обслуживания и ремонта. Вторая часть разрабатывалась в виде отдельных приложений к первой и утверждалась государственной административной структурой, представляющей интересы автомобильного транспорта по согласованию с заводом-изготовителем, по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью положения. При разработке нормативных частей использовались данные опорных АТП.
Эта схема в течение 1985-1993 гг. была успешно реализована по большинству моделей отечественных автомобилей. В дальнейшем предполагалось обобщить материалы нормативных частей, опыт эксплуатации, результаты проводимых НИР и с регулярностью 7-10 лет формулировать новую версию системы ТО и ремонта и сопутствующее нормативное и технологическое обеспечение. Таким образом, в России была создана современная и гибкая система управления работоспособностью и техническим состоянием автомобильных парков с обратной связью, итеративными и обоснованными методами принятия и реализации решений, которая при определенной адаптации вполне может функционировать и в новых условиях хозяйствования, так как, определяя техническую политику и методы ее реализации, не нарушает права хозяйствующих субъектов, получающих при сохранении предупредительных принципов обеспечения работоспособности (стратегия I) право и механизм корректирования нормативов ТЭА с учетом конкретных условий эксплуатации и целей предприятия.
Таблица П 7-3 Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта Кл и продолжительности простоя на техническом обслуживании и в ремонте К' в зависимости от пробега с начала эксплуатации Приложение 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|