Нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды (ст. 15.1 КоАП)
Объект правонарушения — общественные отношения в области охраны окружающей среды, связанные со стандартами, нормами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Объективную сторону правонарушения образует нарушение обязательных для соблюдения требований: - технических нормативных правовых актов; - нормативов в области охраны окружающей среды. Граждане Республики Беларусь имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья настоящего и будущих поколений, поэтому в Республике Беларусь существуют специальные стандарты, нормы и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Этими стандартами, нормами и иными техническими нормативными правовыми актами определены требования к атмосферному воздуху населенных пунктов, мест отдыха населения, воздуху рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей; требования к условиям воспитания и обучения; требования по обеспечению санитарно-эпиде-мического благополучия населения при чрезвычайных ситуациях и т.д. Для привлечения лица к административной ответственности по рассматриваемой статье необходимо установить, какие конкретно стандарты, нормы или иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды были нарушены. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица. В качестве взыскания применяется штраф:
на граждан - в размере от пяти до пятидесяти базовых величин; - на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин; на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.
Порча земель (ст. 15.11 КоАП) Объект правонарушения - общественные отношения в области землепользования. В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности земли в Республике Беларусь подразделяются на категории: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) запаса. Отнесение земель к определенным категориям производится в соответствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель. Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производятся органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, а в случаях, не связанных с предоставлением земель в пользование, пожизненное наследуемое владение, в собственность, - органами, утверждающими проекты землеустройства или принимающими решения об образовании объектов природоохран- ного, оздоровительного, историко-культурного и другого назначения, если иной порядок не предусмотрен законодательством Республики Беларусь. Объективную сторону правонарушения образуют: - уничтожение плодородного слоя почвы, либо - невыполнение правил рекультивации земель, либо - загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо
- иное незаконное повреждение земель. Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы, в соответствии со ст. 69 и 70 Кодекса Республики Беларусь о земле осуществляют: - самостоятельно осуществляют землепользование; - имеют право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; - используют в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель; - возводят в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения); - проводят в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты; - имеют право на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества,.а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута; - могут добровольно отказаться от земельного участка; - имеют право требовать установления или прекращения земельного сервитута. Землепользователи обязаны: - использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков; - осуществлять мероприятия по охране земель (благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки; сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками; сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников; проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние; восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли; снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством); своевременно вносить плату за пользование земельными участками; осуществлять благоустройство земельных участков; соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков; не нарушать права иных землепользователей;
- возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением; - соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута. Под уничтожением плодородного слоя почвы понимается приведение его в полную негодность, при котором он не может быть восстановлен или использован по назначению. Под повреждением плодородного слоя почвы понимается приведение его в частичную негодность, т.е. понижение его ценностных качеств, в результате чего он не может быть использован по назначению без восстановления. Под загрязнением земель понимается изменение качества плодородного слоя почвы в результате попадания в нее сверх допустимых концен-траций химических или радиоактивных веществ, отходов производства и Для привлечения лица к административной ответственности по рассматриваемой статье необходимо установить, был ли уничтожен плодородный слой почвы, загрязнены ли земли химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами или иным образом незаконно повреждены, а также какие конкретно правила рекультивации земель не выполнены.
Действующим законодательством установлены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов, других вредных микробиологических веществ и лимита на размещение отходов производства и потребления, загрязняющих землю. Загрязнение земель считается оконченным административным правонарушением с момента попадания в плодородный слой почвы указанных веществ, отходов, вод и вредных организмов свыше предельно допустимых концентраций и лимитов. Под иным незаконным повреждением земель понимается засоление, выдувание, смыв, оплывание почв, образование оврагов в результате антропогенного воздействия. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица. При совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 «Порча земель», повторно в течение года после наложения мер административного взыскания за аналогичное правонарушение наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 269 УК. В качестве взыскания применяется штраф: - на граждан - в размере от трех до тридцати базовых величин; - на индивидуального предпринимателя - от тридцати до ста базовых величин; - на юридическое лицо - от пятидесяти до пятисот базовых величин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|