Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды (ст. 15.1 КоАП)




Объект правонарушения — общественные отношения в области ох­раны окружающей среды, связанные со стандартами, нормами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окру­жающей среды.

Объективную сторону правонарушения образует нарушение обя­зательных для соблюдения требований:

- технических нормативных правовых актов;

- нормативов в области охраны окружающей среды.

Граждане Республики Беларусь имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья настоящего и будущих поколений, поэтому в Рес­публике Беларусь существуют специальные стандарты, нормы и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.

Этими стандартами, нормами и иными техническими нормативны­ми правовыми актами определены требования к атмосферному воздуху населенных пунктов, мест отдыха населения, воздуху рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей; требования к условиям воспитания и обучения; требования по обеспечению санитарно-эпиде-мического благополучия населения при чрезвычайных ситуациях и т.д.

Для привлечения лица к административной ответственности по рас­сматриваемой статье необходимо установить, какие конкретно стандар­ты, нормы или иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды были нарушены.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как

умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее

16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели

и юридические лица.

В качестве взыскания применяется штраф:

на граждан - в размере от пяти до пятидесяти базовых величин;

- на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых вели­чин;

на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

 

Порча земель (ст. 15.11 КоАП)

Объект правонарушения - общественные отношения в области зем­лепользования.

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности земли в Республике Беларусь подразделяются на категории:

1) сельскохозяйственного назначения;

2) населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских насе­ленных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назна­чения;

4) природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-куль­турного назначения;

5) лесного фонда;

6) водного фонда;

7) запаса.

Отнесение земель к определенным категориям производится в соот­ветствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель.

Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производятся органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, а в случаях, не связанных с предоставлением земель в пользование, пожизненное наследуемое владение, в собственность, - органами, утверждающими проекты землеустройства или принимающими решения об образовании объектов природоохран- ного, оздоровительного, историко-культурного и другого назначения, если иной порядок не предусмотрен законодательством Республики Беларусь.

Объективную сторону правонарушения образуют:

- уничтожение плодородного слоя почвы, либо

- невыполнение правил рекультивации земель, либо

- загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отхода­ми, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организ­мами, либо

- иное незаконное повреждение земель.

Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных уча­стков, в том числе арендаторы, в соответствии со ст. 69 и 70 Кодекса Рес­публики Беларусь о земле осуществляют:

- самостоятельно осуществляют землепользование;

- имеют право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных куль­тур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насажде­ний травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяй­ственную продукцию и доходы от ее реализации;

- используют в установленном законодательством порядке для целей, не свя­занных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;

- возводят в установленном законодательством порядке жилые, производ­ственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, со­оружения);

- проводят в установленном законодательством порядке мелиоративные ме­роприятия, размещать водные объекты;

- имеют право на возмещение убытков, причиняемых изъятием или времен­ным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества,.а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;

- могут добровольно отказаться от земельного участка;

- имеют право требовать установления или прекращения земельного серви­тута.

Землепользователи обязаны:

- использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;

- осуществлять мероприятия по охране земель (благоустраивать и эффек­тивно использовать землю, земельные участки; сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сор­няками; сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельско­хозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяни­ков; проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние; восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли; снимать, сохранять и ис­пользовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством); своевременно вносить плату за пользование земельными участками; осуществлять благоустройство земельных участков; соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков; не нарушать права иных землепользователей;

- возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду зе­мельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;

- соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.

Под уничтожением плодородного слоя почвы понимается приведе­ние его в полную негодность, при котором он не может быть восстанов­лен или использован по назначению.

Под повреждением плодородного слоя почвы понимается приведение его в частичную негодность, т.е. понижение его ценностных качеств, в результате чего он не может быть использован по назначению без вос­становления.

Под загрязнением земель понимается изменение качества плодород­ного слоя почвы в результате попадания в нее сверх допустимых концен-траций химических или радиоактивных веществ, отходов производства и
потребления, сточных вод, бактериально-паразитических вредных орга-
низмов.

Для привлечения лица к административной ответственности по рас­сматриваемой статье необходимо установить, был ли уничтожен плодо­родный слой почвы, загрязнены ли земли химическими или радиоактив­ными веществами, отходами производства и потребления, сточными во­дами, бактериально-паразитическими вредными организмами или иным образом незаконно повреждены, а также какие конкретно правила ре­культивации земель не выполнены.

Действующим законодательством установлены нормативы предель­но допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов, дру­гих вредных микробиологических веществ и лимита на размещение отхо­дов производства и потребления, загрязняющих землю.

Загрязнение земель считается оконченным административным пра­вонарушением с момента попадания в плодородный слой почвы указан­ных веществ, отходов, вод и вредных организмов свыше предельно допу­стимых концентраций и лимитов.

Под иным незаконным повреждением земель понимается засоле­ние, выдувание, смыв, оплывание почв, образование оврагов в результа­те антропогенного воздействия.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

При совершения административного правонарушения, преду­смотренного ст. 15.11 «Порча земель», повторно в течение года после наложения мер административного взыскания за аналогичное правона­рушение наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 269 УК.

В качестве взыскания применяется штраф:

- на граждан - в размере от трех до тридцати базовых величин;

- на индивидуального предпринимателя - от тридцати до ста базовых величин;

- на юридическое лицо - от пятидесяти до пятисот базовых величин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...