Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Служебный контракт с государственным гражданским служащим




При поступлении на государственную гражданскую службу гражданин право­вым актом государственного органа назначается на должность и с ним за­ключается служебный контракт. В Законе о гражданской службе служебный контракт определяется как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским слу­жащим о прохождении гражданской службы и замещении должности граждан­ской службы, которым устанавливаются права и обязанности сторон.

Вопрос о правовой природе служебных контрактов и их соотношении с трудовым договором является дискуссионным. В науке трудового права кон­тракты рассматриваются либо как самостоятельный вид трудового Договора, имеющий ярко выраженную административно-правовую «окраску»1, либо как терминологическая особенность трудового договора на гражданской службе2. В административном праве служебные контракты признаются разновидностью административных (публично-правовых) договоров. При этом некоторые ав­торы характеризуют служебные контракты как «административно-трудовые договоры», не отрицая их социально-трудовую сущность3, другие - акценти­руют внимание на их принципиальном отличии от трудового договора4.

Между служебным контрактом и трудовым договором имеются как сход­ство, так и существенные различия. Сходство выражается в том, что и слу­жебный контракт, и трудовой договор имеют общую социально-правовую природу, являются индивидуальными соглашениями о труде (личном выпол­нении трудовой функции (исполнении служебных обязанностей по определен­ной должности гражданской службы) с соблюдением условий труда (прохож­дения службы) и внутреннего трудового распорядка (должностного регламен­та и служебного распорядка). Работающие по трудовому договору исполняют под руководством работодателя и его администрации определенные трудовые действия, получая взамен материальные блага. Работодатель использует труд наемных работников для реализации своих интересов, организует и оплачи­вает этот труд. Государственные гражданские служащие, выступая стороной не трудового договора, а служебного контракта, тем не менее осуществляют функции, в общем аналогичные функциям наемных работников: исполняют служебные обязанности по определенным должностям, получая за это денеж­ное вознаграждение (содержание), т. е. выполняют личным трудом за соот­ветствующую оплату конкретную работу (службу).

Различия между служебным контрактом и трудовым договором касаются содержания, субъектного состава, сроков и порядка заключения, изменения, оснований и порядка расторжения.

Из анализа ст. 23-29 Закона о гражданской службе и примерной формы слу­жебного контракта, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 159, можно сделать вывод о комплексном содержа­нии служебного контракта, включающем элементы как трудового (частного), так и административного (публичного) характера. Например, оплата труда, служебное время и время отдыха, перерывы в работе, выходные и празднич­ные дни, сверхурочная работа и работа по совместительству, охрана труда, условия профессиональной служебной деятельности, государственные гаран­тии, компенсации и льготы в связи с профессиональной служебной деятель­ностью имеют трудоправовой характер. Закрепленные в служебном контракте обязанности гражданского служащего соблюдать ограничения, выполнять обя­зательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, уста­новленные федеральными законами, являются административно-правовыми элементами контракта.

Служебный контракт, как и трудовой договор, выступает юридическим фак­том, на основе которого складываются индивидуальные отношения по приме­нению наемного труда (служебные трудовые правоотношения). Вместе с тем, заключая трудовой договор, гражданин реализует способность к труду, ста­новясь наемным работником. Поступая на государственную службу, заключая служебный контракт и приобретая статус гражданского служащего, гражданин реализует и право равного доступа к государственной службе, и право на труд.

Поэтому условия и порядок поступления на гражданскую службу и заклю­чения служебного контракта по некоторым параметрам отличаются от усло­вий и порядка приема на работу и заключения трудового договора. Для тру­доустройства на гражданскую службу установлен ряд специальных требова­ний, касающихся наличия гражданства, возраста, владения государственным языком, уровня образования, стажа, профессиональных знаний и навыков (ст. 21, 22, 26 Закона о гражданской службе).

Для приобретения статуса работника достаточно заключить трудовой до­говор, на основании которого издается приказ (распоряжение) работодателя, оформляется прием на работу. Приобретение статуса гражданского служаще­го связывается с несколькими последовательно следующими друг за другом юридическими фактами: вначале производится конкурсный отбор претендента, издается правовой акт государственного органа о назначении гражданина на должность гражданской службы и лишь затем с ним заключается служеб­ный контракт. Юридическое значение правового акта государственного орга­на, на основе которого заключается служебный контракт, состоит в допуске гражданина, соответствующего законодательно установленным требованиям и прошедшего конкурсный отбор, к государственной службе. Значение же слу­жебного контракта видится в ином: в обеспечении на государственной службе принципов свободы и добровольности труда, соблюдении договорных начал привлечения к труду на гражданской службе, индивидуализации его условий.

Гражданин Российской Федерации приобретает статус государственного гражданского служащего после издания правового акта государственного ор­гана о назначении на должность гражданской службы и заключения (подпи­сания) служебного контракта. И правовой акт о назначении на должность, и служебный контракт являются необходимыми элементами процедуры прие­ма на государственную гражданскую службу. При этом правовой акт государ­ственного органа о назначении на должность гражданской службы необходимо рассматривать как основание наделения государственно-служебными полномо­чиями, а служебный контракт - как основание для определения условий про­хождения государственной гражданской службы, в то время как в трудовом праве акт (приказ) о приеме на работу издается после заключения трудового договора и лишь оформляет отношения, уже возникшие на его основе.

В отличие от сторон служебного контракта (представителя нанимателя и го­сударственного гражданского служащего) стороны трудового договора (работо­датель и наемный работник) более свободны в выборе его условий. Они вправе включать в трудовой договор любые условия, если они не ухудшают поло­жение работника по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Стороны же служебного контракта при определении его содержания огра­ничены рамками закона. В служебном контракте должны быть указаны сведе­ния о гражданине (гражданском служащем), поступающем на гражданскую службу, о представителе нанимателя как другой стороне контракта, наимено­вание государственного органа и структурного подразделения, на службу в ко­торый поступает гражданский служащий. Гражданский служащий как сторона служебного контракта указывает в контракте фамилию, имя и отчество, дату рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность. В контракте указываются фамилия, имя и отчество лица, высту­пающего в качестве представителя нанимателя. Сведения о государственном органе включают полное его наименование и место нахождения.

К существенным условиям служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Наименование должности указыва­ется согласно реестрам должностей федеральной государственной граждан­ской службы и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Наименование подразделения государственного органа указывается в соответствии с его структурой, утвержденной в установлен­ном порядке;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей, т. е. число, месяц и год, с которого гражданский служащий обязан приступить к выполнению своих служебных обязанностей. Дата начала исполнения должностных обя­занностей может совпадать с датой заключения служебного контракта или сто­роны могут договориться о том, что гражданский служащий приступит к ра­боте позже. В любом случае в служебном контракте указывается точная дата начала исполнения должностных обязанностей. Если служебный контракт за­ключается на определенный срок, в нем указывается также конкретный срок действия служебного контракта, например один год, два года;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент. Имеются в виду те права и обязанности, которые дополняют, уточняют или конкретизируют общие права и обязанности государственных служащих при­менительно к замещаемой им должности. Что касается прав и обязанностей, предусмотренных в законах и иных нормативных правовых актах должност­ным регламентом, то перечислять их в служебном контракте нет необходимо­сти, так как они обязательны для государственных служащих в силу самого факта заключения служебного контракта. Вместе с тем при заключении слу­жебного контракта гражданский служащий должен быть ознакомлен со всеми принадлежащими ему правами и обязанностями, а также правами и обязанно­стями представителя нанимателя. Тот факт, что гражданский служащий озна­комлен с указанными документами, должен быть удостоверен его подписью;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования. Медицинское страхование гражданского служа­щего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

5) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льго­ты, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяже­лых, вредных и (или) опасных условиях. Они указываются в служебном конт­ракте с гражданским служащим, который в соответствии со служебным конт­рактом обязуется выполнять должностные обязанности в названных условиях;

6)режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государствен­ного органа). Например, установление ненормированного служебного дня для государственного служащего, замещающего должность, не относящую­ся к должностям, по которым ненормированный служебный день установлен в соответствии с законом; или предоставление дополнительного перерыва в течение служебного дня;

7) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результа­тивностью его профессиональной служебной деятельности). Условия оплаты труда гражданских служащих установлены Законом о гражданской службе, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми, а поэтому в служебном контракте в обязательном порядке указывается конкретный размер должностного оклада. Что касается надбавок и других выплат, полагающихся государственному служащему (например, за выслугу лет, за особые условия гражданской службы), то они либо прямо указывают­ся в служебном контракте на основании нормативных правовых актов, либо в нем делается отсылка к соответствующему нормативному правовому акту, предусматривающему основания и условия их выплаты. В последнем случае гражданский служащий должен быть ознакомлен с содержанием этих актов;

8) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональ­ной служебной деятельностью. Гражданским служащим гарантируется обяза­тельное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а так­же на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения.

Некоторые условия служебного контракта гражданин, гражданский слу­жащий и представитель нанимателя вправе определить по своему усмотрению в качестве дополнительных условий

Контрольные вопросы и задания

1. С какого возраста разрешено поступать на государственную гражданскую службу в России, и каков предельный возраст пребывания на ней?

2. Какие документы необходимо представить при поступлении на государственную гражданскую службу?

3. Перечислите и опишите основные этапы конкурса на государственную гражданскую службу.

4. В каких случаях конкурс на государственную гражданскую службу не проводится, и в каких случаях конкурс может не проводится?

5. Что такое служебный контракт?

6. Назовите существенные условия служебного контракта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...