Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование профессиональных умений и навыков государственных служащих




В деятельности государственных служащих реализуется алгоритмическое знание, т. е. знание, закрепляющее их действия в форме умений и навыков, стереотипов поведения в конкретной ситуации. Навык означает умение, созданное упражнениями, привычкой и доведенное до автоматизма; умение - способность делать что-нибудь, приобретенное знанием, опытом; опыт - совокупность знаний, умений и навыков, практически усвоенных государственными служащими. При этом выделяются три группы умений и навыков: концептуальные (обобщение, синтез, генерирование идей), межличностные (общение) и технические (специальные).

Государственные служащие овладевают необходимыми умениями и навыками главным образом в процессе практической деятельности, имеющей публичный характер. Поэтому особое значение приобретает стаж: пребывания на государственной службе.

На основании изучения результатов опросов можно сделать вывод, что государственные служащие считают наиболее ценным для государственной службы из их прошлого опыта работу по специальности, прежде всего финансово-экономическую и хозяйственную работу, учебу в системе высшего и среднего профессионального образования, общественную работу. Меньшая роль отводится службе в армии, опыту предпринимательства.

В квалификационных требованиях по должностям федеральной государственной службы установлены конкретные требования к стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ и российского законодательства. Так, для занятия высшей государственной должности требуется стаж государственной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет, главной - соответственно четыре и пять лет, ведущей - два и три года, старшей - более трех лет работы по специальности. Для занятия младшей должности требования к стажу не предъявляются. В литературе распространено мнение о том, что для овладения навыками и умениями в этой сфере на уровне мастерства требуется в среднем пять лет.

В то же время масштабы процесса приобретения новых умений и навыков в государственной службе более широки, особенно с учетом продвижений на другие должности государственной службы. Например, при повышении в должности служащего, имеющего пятилетний стаж работы на государственной службе, ему приходится осваивать новые умения и навыки, необходимые для исполнения более высокой должности. Жизнь ставит перед государственными служащими задачу постоянно или дискретно осваивать новые умения, приобретать новые знания в течение всего периода служебной деятельности. Это усиливает актуальность разработки проблем непрерывности учебы, адаптации к государственной службе и ее должностям, умножения имеющихся знаний, умений и навыков.

Особенность профессиональной адаптации и ориентации специалистов, впервые осваивающих технологию работы во властных органах, состоит в том, что основной задачей государственной службы является осуществление государственного управления. Принятый на государственную службу должен вырабатывать навыки и умения управлять от имени государства, в соответствии с его законами и установлениями. Опыт показывает, что это нелегкая задача. По данным исследований, даже способные работники вынуждены подолгу «оставаться» на первоначальных должностях, продвигаться по службе в 2-3 раза медленнее, чем на ведущих, главных и высших должностях. В результате теряется время служащего и наносится ущерб государственному органу, не сумевшему правильно организовать работу служащего на начальном этапе его деятельности. Подобные обстоятельства могут иметь место и при освоении последующих должностей.

Разные служащие обладают неодинаковыми способностями к перемене должностей, освоению новых навыков и умений, т. е. креативности.

Вхождение работника в новую должность государственной службы требует дополнительных усилий как со стороны служащего, так и со стороны государственного органа, его руководителей, должностных лиц, кадровых служб. При этом адаптация (от лат. adaptatio - приспособить) означает приспособление, привыкание гражданина к требованиям профессии государственного служащего, усвоение им организационно-технических и социальных норм поведения в государственном органе, общения с людьми вне этого органа и т. д.

Профессиональная деятельность в период адаптации зависит от функций государственного органа и его места в системе государственного управления, специфики конкретной должности и профессии, от индивидуальных особенностей государственного служащего, его опыта, уровня знаний, умений и навыков, а также от его способностей к адаптации, к освоению нового, неизвестного. В результате адаптации изменяются в лучшую сторону количественные и качественные показатели управленческой деятельности, улучшается отношение к службе, усиливается ориентация на сохранение места работы, должности, профессии, на повышение квалификации и профессиональную карьеру в данном органе и сфере управления.

После приема на службу на передний план выдвигаются, например, задачи приспособления к новой социальной и профессиональной среде, освоения должностных обязанностей, восприятия целей и ценностных ориентации государственной службы. Для этого важно познакомить новых служащих с должностными регламентами, где определяются задачи и обязанности, права и ответственность, подчиненность и порядок назначения на должность, а также с положениями, характеризующими полномочия государственного органа, другими нормативными актами.

Должностные лица государственного органа, отвечающие за организацию труда государственных служащих, в том числе и «новичков», призваны позаботиться о создании у них положительной мотивации деятельности, прежде всего, обеспечив высокую содержательность труда, раскрыть возможности профессионального и должностного роста, что положительно влияет на отношение к работе.

Первостепенную роль на этапе адаптации играет коллектив государственного органа, его активность в оказании помощи вновь принятому работнику. Такая помощь исходит, прежде всего, от коллег по работе, опытных служащих, которые иногда официально, а в большинстве случаев неофициально выполняют роль наставников.

Опытные руководители подразделений государственного органа, поддерживая практику наставничества, обычно заботятся о том, чтобы рабочее место вновь принятого работника размещалось поблизости от опытного государственного служащего. Наблюдение за его действиями, поведением может дать много полезного для «новичка», особенно в плане освоения умений и навыков управленческого труда, прежде всего умения работать с документами, информацией, приобретения навыков работы с техническими средствами, соблюдения служебной этики и стиля общения, предприимчивости и самооценки.

В то же время исследования показывают, что наставничество ныне не в «почете» на государственной службе. Еще не выработано эффективных традиций наставничества, передачи опыта, знаний новым сотрудникам.

От формальных и неформальных наставников во многом зависит отношение к работе у вновь принятых на службу государству, понимание ими своего служебного долга, организаторской деятельности, оценка возможностей влияния на людей, умение выделять главные звенья деятельности, воспринимать советы и рекомендации собеседников, ставить и решать задачи, проявлять лидерские качества. Работник, вновь принятый на государственную службу, может многое узнать у опытных служащих о методах государственного управления, стиле работы должностного лица; перенять его опыт, умение менять стиль управления в соответствии с реальной ситуацией, приемах экономии времени как уникального ресурса и т. д.

Кроме того, опытный служащий обычно знакомит нового работника с традициями коллектива, образцами выполнения служебного долга, опытом управленческой деятельности, помогает советами и рекомендациями по существу действий и поведения вновь принятого работника, предостерегает его от просчетов, ошибок, нарушений служебной этики. Подобным образом могут поступать и другие опытные служащие вследствие действия механизмов неформальной организационной структуры в системе государственной службы, тем более, что молодые служащие особенно нуждаются в выражении участия, одобрения, признания и т. д. со стороны коллег.

Более высокий уровень адаптации предполагает введение вновь принятого служащего в практическую деятельность государственного органа по осуществлению управленческих функций: включение в состав рабочих групп по подготовке важны постановлений, по проверке работы подведомственных организаций, сбору, анализу и обобщению управленческой информации, изучению и разработке актуарных проблем совершенствования деятельности государственного органа и его отдельный подразделений, а также привлечение «новичка» к участию в работе коллегий, совещаний, семинаров и т. д. Подобное участие в практической деятельности обогащает опыт, способствует овладению приемами работы, приобретению новых навыков и умений, осознанию целей управленческого труда, расширению неформальных связей.

Таким образом, умения и навыки являются одним из важнейших компонентов профессионализма государственных служащих. В их приобретении и развитии особое значение имеют адаптация к выполнению обязанностей по государственной службе и стаж этой службы.

В заключение следует отметить, что профессионализм государственных служащих является центральным звеном всей кадровой политики в государственной службе. В связи с этим необходимо совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, более эффективное использование потенциала ведущих образовательных учреждений и научных центров для переподготовки руководящих работников государственной службы.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем специфика государственной службы как деятельности?

2. Сформулируйте определение государственной службы.

3. Опишите основы формирования института государственной службы в России в 90-е годы XX века.

4. Перечислите цели и задачи государственной службы.

5. В чем заключается результат деятельности государственных служащих?

6. Перечислите признаки государственной службы как профессиональной деятельности.

7. Опишите место и роль системы дополнительного профессионального образования государственных служащих в общей системе подготовки профессиональных кадров для государственной службы.

8. Как формируются профессиональные умения и навыки государственных служащих?

 

5. Понятие и содержание правового статуса государственного гражданского служащего. Основные права и обязанности служащих

Под правовым статусом государственного гражданского и слу­жащего понимается установленное законодательством и гарантированное госу­дарством особое правовое положение, отличающее служащего от других граж­дан и обычных наемных работников. Элементами правового статуса служащего являются права, обязанности, ограничения, запреты, требования к служебному поведению, гарантии и ответственность.

Регулирование статуса служащих в части ограничений, запретов, требова­ний к служебному поведению, ответственности - сфера исключительно фе­дерального уровня. Вместе с тем законодательством субъектов РФ, муници­пальными нормативными правовыми актами для служащих могут устанавли­ваться дополнительные социальные гарантии.

В системе государственной службы складываются разные уровни правового статуса служащих: общий, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус гражданского служащего установлен Законом о граж­данской службе (гл. 3). Специальным правовым статусом могут наделяться служащие отдельных ведомств, государственных или муниципальных органов с учетом особенностей их компетенции и специализации. В частности, специ­альный правовой статус имеют служащие налоговых, контрольно-ревизионных органов. Индивидуальный правовой статус принадлежит каждому государ­ственному служащему, замещающему конкретную долж­ность государственной службы. Содержание индивиду­ального правового статуса определяется служебным контрактом (трудовым договором) и должностным регламентом (должностной инструкцией) по за­мещаемой должности.

Государственные гражданские служащие выступают пред­ставителями публичной (государственной)власти, обеспе­чивающей исполнение функции государственного управления. В то же время они являются особой категорией лиц наемного труда, состоящих на службе у нанимателя (работодателя), - государства. В связи с этим правовой статус служащих имеет как внешний (административно-служебный), так и. внутренний (социально-трудовой) аспект. Административно-служебный аспект правового статуса служащих характеризу­ется тем, что их должностные права и обязанности являются частью компетен­ции государственных и муниципальных органов; служебные права и обязанно­сти неразрывно связаны (осуществление полномочий - обязанность служащего); их реализация гарантируется государством. Для служащих устанавливаются ограничения общегражданских прав, на них возлагаются дополнительные обя­занности и запреты, требования к служебному поведению, предусматривается повышенная ответственность и вместе с тем гарантируются определенные льго­ты. Социально-трудовой аспект правового статуса служащих выражается в пре­доставлении им однотипных с лицами наемного труда прав и свобод и возложе­нии на них таких же обязанностей, которые имеют другие наемные работники.

Основные права государственного гражданского служа­щего - установленные федеральными законами, иными нормативными правовы­ми актами и охраняемые государством правомочия, обеспечивающие необходи­мые условия для осуществления профессиональной деятельности, прохождения службы, а также социальную и правовую защищенность служащего. Основные права гражданских служащих закреплены в ст. 14 Закона о гражданской служ­бе. Государственные гражданские имеют право:

на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необхо­димых для исполнения должностных обязанностей;

ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обя­занностей, показателями результативности профессиональной служебной дея­тельности и условиями должностного роста;

получение в установленном порядке информации и материалов, необходи­мых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение пред­ложений о совершенствовании деятельности государственного органа. Гражданский служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современны­ми организационно-техническими средствами ее обработки и хранения, а так­же иметь возможность применять данные средства в процессе своей служебной деятельности;

доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государствен­ную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использо­ванием таких сведений;

доступ в установленном порядке в государственные органы, общественные объединения и иные организации;

должностной рост на конкурсной основе. Служащие имеют право на про­движение по службе и увеличение денежного содержания. Для создания ре­альных условий продвижения по службе предусматривается возможность участвоватъ в конкурсах на замещение вакантной должности или на включение в кадровый резерв, что обеспечивает реализацию конституционного нрава граждан на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации).

Должностная карьера служащего имеет две формы: продвижение по класс­ным чинам и продвижение по должности. При первой форме служащему при­сваивается классный чин (звание, ранг) без перевода на другую должность, но с увеличением денежного содержания. При второй форме продвижение по службе возможно либо в пределах одной группы должностей, либо на долж­ности вышестоящих групп. Право на продвижение в данном случае реали­зуется при наличии вакансии, решения конкурсной комиссии, рекомендации аттестационной комиссии, прохождении переподготовки (переквалификации) или повышении квалификации в соответствии с квалификационными требова­ниями по соответствующей должности1;

профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажи­ровку в порядке, установленном законами, за счет средств соответствующе­го бюджета. Формы, условия и порядок профессиональной переподготовки и повышения квалификации регламентируются законодательством, муници­пальными правовыми актами. На весь период переподготовки или повышения квалификации служащему гарантируется денежное содержание;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности слу­жебного (рабочего) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополни­тельных отпусков. Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю. Для служащих устанавливается пятид­невная рабочая (служебная) неделя;

оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством и усло­виями служебного контракта (трудового договора);

ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельно­сти и другими документами до внесения их в личное дело, материалами лич­ного дела, а также на приобщение к личному делу письменных объяснений и других документов и материалов;

защиту сведений о гражданском служащем, Личное дело служащего не может быть направлено для ознакомления в другое ведомство и т. д. без согласия гражданского служащего. Гражданский служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим делом адвоката, представителя профсоюза или другого гражданского, служащего. Непосредственная оценка (отзыв) деятельности граж­данского служащего (если она требуется) доводится до его сведения. Гражданский служащий имеет право обжаловать неоправданные, но его мнению, отзывы о своей работе;

членство в профессиональном союзе. Каждый гражданский служащий имеет право по своему выбору создавать без предварительного разрешения профсоюз для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, вступать или не вступать в профсоюз, занимать­ся профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза. Данное право непо­средственно следует из ч, I ст. 30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем гражданские служащие, замещающие должность гражданской службы ка­тегории «руководители» высшей группы, в целях исключения конфликта инте­ресов не могут быть избраны в выборные профсоюзные органы и представлять в них интересы служащих в период замещения указанной должности;

рассмотрение индивидуальных служебных (трудовых) споров в соответ­ствии с федеральными законами. Индивидуальным служебным (трудовым) спором признаются неурегулированные разногласия между представителем на­нимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на служ­бу или ранее состоявшим на службе, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контрак­та, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Следует отметить, что индивидуальный служебный спор не предусма­тривает возможности разрешения разногласий по поводу установления условий гражданской службы и применения коллективных договоров и соглашений. Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава индивидуального служебного спора могут быть: 1) применение законов и иных нормативных правовых актов; 2) исполнение служебного контракта; 3) неправомерный отказ в поступлении на гражданскую службу; 4) дискриминация по службе;

проведение по заявлению гражданского служащего слу­жебной проверки для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство служащего. При служебной проверке проводится оценка соответствующих сведений, определяется, какие обстоятельства, имеющие для этого значение, установлены, а какие нет, и принимается решение по существу;

защиту своих прав и законных интересов на гражданской и муниципаль­ной службе, включая обжалование в суд их нарушения. Гражданский служащий по своему усмотрению решает, куда ему обратиться -в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) или непосредственно в суд. При этом административное обжалование не лишает его права на судебную защиту;

медицинское страхование в соответствии с федеральным законом о меди­цинском страховании государственных служащих. По от­ношению к государственному служащему применяются общие правила обязательного медицинского страхования, что представляется одной из важнейших социальных гарантий государственного служащего;

государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества. Гражданский и служащий имеет право на государственную защиту своей жизни и здо­ровья, жизни и здоровья членов своей семьи от насилия, угроз, других неправо­мерных действий в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным за­коном.

Гражданский и служащий вправе с предварительным уве­домлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Для реализации этого права служащий обязан:

1) предварительно уведомить представителя нанимателя о своем намере­нии выполнять иную оплачиваемую работу;

2) заниматься иной оплачиваемой деятельностью во внеслужебное время (занятие иной оплачиваемой работой не должно влечь за собой конфликта ин­тересов, т. е. личной заинтересованности, которая повлияет или может по­влиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей);

3) соблюдать установленные законами ограничения и запреты.

Под обязанностями государственного служащего по­нимаются установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами обязательства систематического осуществления служебных действий, определяющих в своей совокупности содержание профессиональ­ной деятельности служащего по обеспечению исполнения полномочий госу­дарственных органов.

Обязанности являются стержневым элементом правового статуса госу­дарственного служащего. В ст. 15 Закона о гражданской службе содержатся основные обязанности, возлагаемые на гражданского слу­жащего. Основные обязанности, общие для всех гражданских и муниципальных служащих, можно разделить на две группы:

1) обязанности, относящиеся к существу служебной деятельности;

2) обязанности, сопутствующие статусу гражданских и муниципальных служащих.

К первой группе относятся обязанности:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные консти­туционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, иные норматив­ные правовые акты обусловлена тем, что государственный служащий должен исполнять свою должность в соответствии с конституцион­ными принципами: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина; равноправие и полноправие граждан; законность; гуманизм (признание человека высшей ценностью); идеологическое многообразие, многопартийность и др., так как именно в Конституции содержатся основные начала всех дру­гих законодательных актов. Данное качество придает ей высшую юридическую силу, что и закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным ре­гламентом (должностной инструкцией). Невыполнение (или неполное испол­нение) должностного регламента (должностной инструкции) квалифицируется как дисциплинарный проступок. Неисполнение или ненадлежащее исполне­ние должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к гражданской и муниципальной службе, если это повлекло су­щественное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует со­став преступления.

Существуют закрепленные в правовых нормах правила соподчинения меж­ду должностями, соблюдение которых также является обязанностью граж­данского и муниципального служащего осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями. Исполнение должностных обязанностей тесно связано с соблюдением служеб­ного распорядка, установленного в государственном органе.

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в преде­лах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Гражданская служба в Российской Федерации основана на принципе подчиненности, поэтому государственные обязаны исполнять приказы, распоряжения, указания, поручения выше­стоящих руководителей, изданные в пределах должностных полномочий.

Государственный служащий обязан исполнять все общие инструкции и письменные или устные индивидуальные приказы начальства. Он может представить свои замечания руководителю до исполнения, однако если приказ оставлен в силе, он обязан его выполнить под угрозой дисципли­нарных санкций.

Но все-таки все распоряжения государственный исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий. Следовательно, получая распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государ­ственным интересам.

Если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности по­лученного приказа (распоряжения), то гражданский слу­жащий обязан немедленно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, который издал приказ. Условие правомерности его исполнения в этом случае одно – И даже письменное под­тверждение руководителем своего приказа не является условием его выполнения, а в случае его выполнения – ответственность несут оба.

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и закон­ные интересы граждан и организаций. Это означает:

своевременное издание правовых актов, связанных с обеспечением гражда­нами своих прав;

организацию исполнения законов, которые имеют непосредственное отно­шение к правам и свободам граждан;

оказание помощи и содействия гражданам в реализации их конкретных субъективных прав;

осуществление мер по охране прав и свобод граждан.

Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граж­дан означает также обязанность гражданских и муниципальных служащих своевременно рассматривать обращения граждан. Эта обязанность связана с конституционным правом граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации гражданин может обратиться в государственные органы не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам (за получением информации, необходимой ему, справок, копий до­кументов и пр.);

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа. Предусматриваются следую­щие основные обязанности: работать честно и добросовестно, соблюдать дис­циплину труда; вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим выполнять свои обязанности; систематически повышать свою деловую квалификацию и др.;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего ис­полнения должностных обязанностей, т. е. иметь профессиональную подготов­ку и обладать знаниями, достаточными для исполнения должностных полномо­чий, знать соответствующее законодательство, следить за изменениями факти­ческих и правовых аспектов своей служебной деятельности. Соответствующий уровень квалификации и профессиональная подготовка нужны для получения классного чина, звания или ранга;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охра­няемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему извест­ными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе све­дения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав престу­пления, административного или дисциплинарного проступка или гражданско-правового деликта. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом.

Особо подчеркивается обязанность государственного служащего не разглашать ставшие ему известными в связи со служебной де­ятельностью сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Это следует из ст. 23 Конституции Российской Федерации, которая рассматривает неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации определены основы правового режима информации о частной жизни. Суть его в том, что сбор, хранение, использо­вание и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

8) беречь государственное имущество, в том числе пре­доставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Гражданский и муниципальный служащий обязан принимать все необходимые меры, чтобы управлять вверенным ему имуществом и финансовыми средствами компетент­но, экономно и эффективно, учитывая, что непринятие указанных мер может быть оценено как ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Государственное имущество, предоставленное гражданско­му и муниципальному служащему для исполнения должностных обязанностей, является федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации и находится в оперативном управ­лении государственного органа.

Ко второй группе относятся обязанности:

1) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о получен­ных им и членами семьи (супруг, супруга и несовершеннолетние дети) дохо­дах и принадлежащем ему и членам семьи на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, имуществе и обязательствах имуще­ственного характера).

Это сведения, вносимые в личное дело гражданского и муниципального слу­жащего, данные в установленном объеме, включаемые в анкету; документ, под­тверждающий гражданство Российской Федерации; трудовая книжка; докумен­ты, подтверждающие прохождение государственной или муниципальной служ­бы, и т. д. Также при поступлении на гражданскую службу гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в налоговый орган сведения о доходах и имуществе в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) сообщать в государственный орган о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день вы­хода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения граж­данства другого государства.

Эта обязанность следует из основного признака гражданского служащего - гражданства. Гражданским служащим может быть только гражданин России. Как только лицо теряет связь с государством - гражданство, оно утрачивает право находиться на гражданской службе. Право быть гражданским служащим Российской Федерации не предоставляется иностранцам и лицам без граждан­ства, проживающим на территории Российской Федерации. Гражданскими слу­жащими не могут быть и граждане Российской Федерации, проживающие вне территории Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами. Гражданскими служащими являются только граждане, находящиеся на граж­данской службе;

3) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к слу­жебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами. Неисполнение этой обязанности может повлечь увольнение служащего;

4) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфлик­ту интересов, принимать меры к предотвращению такого конфликта.

Под конфликтом интересов на гражданской и муниципальной службе по­нимается противоречие между реализуемой личной заинтересованностью граж­данского и муниципального служащего и законными интересами государствен­ного органа, органа местного самоуправления, определенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, и групповыми (или личными) интересами третьих лиц, способное привести к негативным по­следствиям в виде нанесения ущерба или вреда Российской Федерации, субъ­екту Российской Федерации, государственному органу, муниципальному обра­зованию, органу местного самоуправления.

В законах закреплено право гражданского не исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответ­ствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, не­правомерным, служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении дан­ного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного пору­чения в письменной форме служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения служащий и давший это по­ручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, админи­стративную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Перечень основных общих служебных обязанностей гражданских служа­щих не является закрытым, федеральными законами могут быть предусмо­трены и иные обязанности гражданского служащего.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...