Формирование профессиональных умений и навыков государственных служащих
В деятельности государственных служащих реализуется алгоритмическое знание, т. е. знание, закрепляющее их действия в форме умений и навыков, стереотипов поведения в конкретной ситуации. Навык означает умение, созданное упражнениями, привычкой и доведенное до автоматизма; умение - способность делать что-нибудь, приобретенное знанием, опытом; опыт - совокупность знаний, умений и навыков, практически усвоенных государственными служащими. При этом выделяются три группы умений и навыков: концептуальные (обобщение, синтез, генерирование идей), межличностные (общение) и технические (специальные). Государственные служащие овладевают необходимыми умениями и навыками главным образом в процессе практической деятельности, имеющей публичный характер. Поэтому особое значение приобретает стаж: пребывания на государственной службе. На основании изучения результатов опросов можно сделать вывод, что государственные служащие считают наиболее ценным для государственной службы из их прошлого опыта работу по специальности, прежде всего финансово-экономическую и хозяйственную работу, учебу в системе высшего и среднего профессионального образования, общественную работу. Меньшая роль отводится службе в армии, опыту предпринимательства. В квалификационных требованиях по должностям федеральной государственной службы установлены конкретные требования к стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ и российского законодательства. Так, для занятия высшей государственной должности требуется стаж государственной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет, главной - соответственно четыре и пять лет, ведущей - два и три года, старшей - более трех лет работы по специальности. Для занятия младшей должности требования к стажу не предъявляются. В литературе распространено мнение о том, что для овладения навыками и умениями в этой сфере на уровне мастерства требуется в среднем пять лет.
В то же время масштабы процесса приобретения новых умений и навыков в государственной службе более широки, особенно с учетом продвижений на другие должности государственной службы. Например, при повышении в должности служащего, имеющего пятилетний стаж работы на государственной службе, ему приходится осваивать новые умения и навыки, необходимые для исполнения более высокой должности. Жизнь ставит перед государственными служащими задачу постоянно или дискретно осваивать новые умения, приобретать новые знания в течение всего периода служебной деятельности. Это усиливает актуальность разработки проблем непрерывности учебы, адаптации к государственной службе и ее должностям, умножения имеющихся знаний, умений и навыков. Особенность профессиональной адаптации и ориентации специалистов, впервые осваивающих технологию работы во властных органах, состоит в том, что основной задачей государственной службы является осуществление государственного управления. Принятый на государственную службу должен вырабатывать навыки и умения управлять от имени государства, в соответствии с его законами и установлениями. Опыт показывает, что это нелегкая задача. По данным исследований, даже способные работники вынуждены подолгу «оставаться» на первоначальных должностях, продвигаться по службе в 2-3 раза медленнее, чем на ведущих, главных и высших должностях. В результате теряется время служащего и наносится ущерб государственному органу, не сумевшему правильно организовать работу служащего на начальном этапе его деятельности. Подобные обстоятельства могут иметь место и при освоении последующих должностей.
Разные служащие обладают неодинаковыми способностями к перемене должностей, освоению новых навыков и умений, т. е. креативности. Вхождение работника в новую должность государственной службы требует дополнительных усилий как со стороны служащего, так и со стороны государственного органа, его руководителей, должностных лиц, кадровых служб. При этом адаптация (от лат. adaptatio - приспособить) означает приспособление, привыкание гражданина к требованиям профессии государственного служащего, усвоение им организационно-технических и социальных норм поведения в государственном органе, общения с людьми вне этого органа и т. д. Профессиональная деятельность в период адаптации зависит от функций государственного органа и его места в системе государственного управления, специфики конкретной должности и профессии, от индивидуальных особенностей государственного служащего, его опыта, уровня знаний, умений и навыков, а также от его способностей к адаптации, к освоению нового, неизвестного. В результате адаптации изменяются в лучшую сторону количественные и качественные показатели управленческой деятельности, улучшается отношение к службе, усиливается ориентация на сохранение места работы, должности, профессии, на повышение квалификации и профессиональную карьеру в данном органе и сфере управления. После приема на службу на передний план выдвигаются, например, задачи приспособления к новой социальной и профессиональной среде, освоения должностных обязанностей, восприятия целей и ценностных ориентации государственной службы. Для этого важно познакомить новых служащих с должностными регламентами, где определяются задачи и обязанности, права и ответственность, подчиненность и порядок назначения на должность, а также с положениями, характеризующими полномочия государственного органа, другими нормативными актами. Должностные лица государственного органа, отвечающие за организацию труда государственных служащих, в том числе и «новичков», призваны позаботиться о создании у них положительной мотивации деятельности, прежде всего, обеспечив высокую содержательность труда, раскрыть возможности профессионального и должностного роста, что положительно влияет на отношение к работе.
Первостепенную роль на этапе адаптации играет коллектив государственного органа, его активность в оказании помощи вновь принятому работнику. Такая помощь исходит, прежде всего, от коллег по работе, опытных служащих, которые иногда официально, а в большинстве случаев неофициально выполняют роль наставников. Опытные руководители подразделений государственного органа, поддерживая практику наставничества, обычно заботятся о том, чтобы рабочее место вновь принятого работника размещалось поблизости от опытного государственного служащего. Наблюдение за его действиями, поведением может дать много полезного для «новичка», особенно в плане освоения умений и навыков управленческого труда, прежде всего умения работать с документами, информацией, приобретения навыков работы с техническими средствами, соблюдения служебной этики и стиля общения, предприимчивости и самооценки. В то же время исследования показывают, что наставничество ныне не в «почете» на государственной службе. Еще не выработано эффективных традиций наставничества, передачи опыта, знаний новым сотрудникам. От формальных и неформальных наставников во многом зависит отношение к работе у вновь принятых на службу государству, понимание ими своего служебного долга, организаторской деятельности, оценка возможностей влияния на людей, умение выделять главные звенья деятельности, воспринимать советы и рекомендации собеседников, ставить и решать задачи, проявлять лидерские качества. Работник, вновь принятый на государственную службу, может многое узнать у опытных служащих о методах государственного управления, стиле работы должностного лица; перенять его опыт, умение менять стиль управления в соответствии с реальной ситуацией, приемах экономии времени как уникального ресурса и т. д. Кроме того, опытный служащий обычно знакомит нового работника с традициями коллектива, образцами выполнения служебного долга, опытом управленческой деятельности, помогает советами и рекомендациями по существу действий и поведения вновь принятого работника, предостерегает его от просчетов, ошибок, нарушений служебной этики. Подобным образом могут поступать и другие опытные служащие вследствие действия механизмов неформальной организационной структуры в системе государственной службы, тем более, что молодые служащие особенно нуждаются в выражении участия, одобрения, признания и т. д. со стороны коллег.
Более высокий уровень адаптации предполагает введение вновь принятого служащего в практическую деятельность государственного органа по осуществлению управленческих функций: включение в состав рабочих групп по подготовке важны постановлений, по проверке работы подведомственных организаций, сбору, анализу и обобщению управленческой информации, изучению и разработке актуарных проблем совершенствования деятельности государственного органа и его отдельный подразделений, а также привлечение «новичка» к участию в работе коллегий, совещаний, семинаров и т. д. Подобное участие в практической деятельности обогащает опыт, способствует овладению приемами работы, приобретению новых навыков и умений, осознанию целей управленческого труда, расширению неформальных связей. Таким образом, умения и навыки являются одним из важнейших компонентов профессионализма государственных служащих. В их приобретении и развитии особое значение имеют адаптация к выполнению обязанностей по государственной службе и стаж этой службы. В заключение следует отметить, что профессионализм государственных служащих является центральным звеном всей кадровой политики в государственной службе. В связи с этим необходимо совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, более эффективное использование потенциала ведущих образовательных учреждений и научных центров для переподготовки руководящих работников государственной службы. Контрольные вопросы и задания 1. В чем специфика государственной службы как деятельности? 2. Сформулируйте определение государственной службы. 3. Опишите основы формирования института государственной службы в России в 90-е годы XX века. 4. Перечислите цели и задачи государственной службы. 5. В чем заключается результат деятельности государственных служащих? 6. Перечислите признаки государственной службы как профессиональной деятельности. 7. Опишите место и роль системы дополнительного профессионального образования государственных служащих в общей системе подготовки профессиональных кадров для государственной службы.
8. Как формируются профессиональные умения и навыки государственных служащих?
5. Понятие и содержание правового статуса государственного гражданского служащего. Основные права и обязанности служащих Под правовым статусом государственного гражданского и служащего понимается установленное законодательством и гарантированное государством особое правовое положение, отличающее служащего от других граждан и обычных наемных работников. Элементами правового статуса служащего являются права, обязанности, ограничения, запреты, требования к служебному поведению, гарантии и ответственность. Регулирование статуса служащих в части ограничений, запретов, требований к служебному поведению, ответственности - сфера исключительно федерального уровня. Вместе с тем законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами для служащих могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии. В системе государственной службы складываются разные уровни правового статуса служащих: общий, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус гражданского служащего установлен Законом о гражданской службе (гл. 3). Специальным правовым статусом могут наделяться служащие отдельных ведомств, государственных или муниципальных органов с учетом особенностей их компетенции и специализации. В частности, специальный правовой статус имеют служащие налоговых, контрольно-ревизионных органов. Индивидуальный правовой статус принадлежит каждому государственному служащему, замещающему конкретную должность государственной службы. Содержание индивидуального правового статуса определяется служебным контрактом (трудовым договором) и должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности. Государственные гражданские служащие выступают представителями публичной (государственной)власти, обеспечивающей исполнение функции государственного управления. В то же время они являются особой категорией лиц наемного труда, состоящих на службе у нанимателя (работодателя), - государства. В связи с этим правовой статус служащих имеет как внешний (административно-служебный), так и. внутренний (социально-трудовой) аспект. Административно-служебный аспект правового статуса служащих характеризуется тем, что их должностные права и обязанности являются частью компетенции государственных и муниципальных органов; служебные права и обязанности неразрывно связаны (осуществление полномочий - обязанность служащего); их реализация гарантируется государством. Для служащих устанавливаются ограничения общегражданских прав, на них возлагаются дополнительные обязанности и запреты, требования к служебному поведению, предусматривается повышенная ответственность и вместе с тем гарантируются определенные льготы. Социально-трудовой аспект правового статуса служащих выражается в предоставлении им однотипных с лицами наемного труда прав и свобод и возложении на них таких же обязанностей, которые имеют другие наемные работники. Основные права государственного гражданского служащего - установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством правомочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления профессиональной деятельности, прохождения службы, а также социальную и правовую защищенность служащего. Основные права гражданских служащих закреплены в ст. 14 Закона о гражданской службе. Государственные гражданские имеют право: на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. Гражданский служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными организационно-техническими средствами ее обработки и хранения, а также иметь возможность применять данные средства в процессе своей служебной деятельности; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в установленном порядке в государственные органы, общественные объединения и иные организации; должностной рост на конкурсной основе. Служащие имеют право на продвижение по службе и увеличение денежного содержания. Для создания реальных условий продвижения по службе предусматривается возможность участвоватъ в конкурсах на замещение вакантной должности или на включение в кадровый резерв, что обеспечивает реализацию конституционного нрава граждан на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Должностная карьера служащего имеет две формы: продвижение по классным чинам и продвижение по должности. При первой форме служащему присваивается классный чин (звание, ранг) без перевода на другую должность, но с увеличением денежного содержания. При второй форме продвижение по службе возможно либо в пределах одной группы должностей, либо на должности вышестоящих групп. Право на продвижение в данном случае реализуется при наличии вакансии, решения конкурсной комиссии, рекомендации аттестационной комиссии, прохождении переподготовки (переквалификации) или повышении квалификации в соответствии с квалификационными требованиями по соответствующей должности1; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законами, за счет средств соответствующего бюджета. Формы, условия и порядок профессиональной переподготовки и повышения квалификации регламентируются законодательством, муниципальными правовыми актами. На весь период переподготовки или повышения квалификации служащему гарантируется денежное содержание; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного (рабочего) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков. Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю. Для служащих устанавливается пятидневная рабочая (служебная) неделя; оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством и условиями служебного контракта (трудового договора); ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу письменных объяснений и других документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем, Личное дело служащего не может быть направлено для ознакомления в другое ведомство и т. д. без согласия гражданского служащего. Гражданский служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим делом адвоката, представителя профсоюза или другого гражданского, служащего. Непосредственная оценка (отзыв) деятельности гражданского служащего (если она требуется) доводится до его сведения. Гражданский служащий имеет право обжаловать неоправданные, но его мнению, отзывы о своей работе; членство в профессиональном союзе. Каждый гражданский служащий имеет право по своему выбору создавать без предварительного разрешения профсоюз для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, вступать или не вступать в профсоюз, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза. Данное право непосредственно следует из ч, I ст. 30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем гражданские служащие, замещающие должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы, в целях исключения конфликта интересов не могут быть избраны в выборные профсоюзные органы и представлять в них интересы служащих в период замещения указанной должности; рассмотрение индивидуальных служебных (трудовых) споров в соответствии с федеральными законами. Индивидуальным служебным (трудовым) спором признаются неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на службу или ранее состоявшим на службе, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Следует отметить, что индивидуальный служебный спор не предусматривает возможности разрешения разногласий по поводу установления условий гражданской службы и применения коллективных договоров и соглашений. Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава индивидуального служебного спора могут быть: 1) применение законов и иных нормативных правовых актов; 2) исполнение служебного контракта; 3) неправомерный отказ в поступлении на гражданскую службу; 4) дискриминация по службе; проведение по заявлению гражданского служащего служебной проверки для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство служащего. При служебной проверке проводится оценка соответствующих сведений, определяется, какие обстоятельства, имеющие для этого значение, установлены, а какие нет, и принимается решение по существу; защиту своих прав и законных интересов на гражданской и муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушения. Гражданский служащий по своему усмотрению решает, куда ему обратиться -в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) или непосредственно в суд. При этом административное обжалование не лишает его права на судебную защиту; медицинское страхование в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих. По отношению к государственному служащему применяются общие правила обязательного медицинского страхования, что представляется одной из важнейших социальных гарантий государственного служащего; государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества. Гражданский и служащий имеет право на государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих должностных обязанностей; государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. Гражданский и служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Для реализации этого права служащий обязан: 1) предварительно уведомить представителя нанимателя о своем намерении выполнять иную оплачиваемую работу; 2) заниматься иной оплачиваемой деятельностью во внеслужебное время (занятие иной оплачиваемой работой не должно влечь за собой конфликта интересов, т. е. личной заинтересованности, которая повлияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей); 3) соблюдать установленные законами ограничения и запреты. Под обязанностями государственного служащего понимаются установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами обязательства систематического осуществления служебных действий, определяющих в своей совокупности содержание профессиональной деятельности служащего по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Обязанности являются стержневым элементом правового статуса государственного служащего. В ст. 15 Закона о гражданской службе содержатся основные обязанности, возлагаемые на гражданского служащего. Основные обязанности, общие для всех гражданских и муниципальных служащих, можно разделить на две группы: 1) обязанности, относящиеся к существу служебной деятельности; 2) обязанности, сопутствующие статусу гражданских и муниципальных служащих. К первой группе относятся обязанности: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, иные нормативные правовые акты обусловлена тем, что государственный служащий должен исполнять свою должность в соответствии с конституционными принципами: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; равноправие и полноправие граждан; законность; гуманизм (признание человека высшей ценностью); идеологическое многообразие, многопартийность и др., так как именно в Конституции содержатся основные начала всех других законодательных актов. Данное качество придает ей высшую юридическую силу, что и закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). Невыполнение (или неполное исполнение) должностного регламента (должностной инструкции) квалифицируется как дисциплинарный проступок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к гражданской и муниципальной службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует состав преступления. Существуют закрепленные в правовых нормах правила соподчинения между должностями, соблюдение которых также является обязанностью гражданского и муниципального служащего осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями. Исполнение должностных обязанностей тесно связано с соблюдением служебного распорядка, установленного в государственном органе. 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Гражданская служба в Российской Федерации основана на принципе подчиненности, поэтому государственные обязаны исполнять приказы, распоряжения, указания, поручения вышестоящих руководителей, изданные в пределах должностных полномочий. Государственный служащий обязан исполнять все общие инструкции и письменные или устные индивидуальные приказы начальства. Он может представить свои замечания руководителю до исполнения, однако если приказ оставлен в силе, он обязан его выполнить под угрозой дисциплинарных санкций. Но все-таки все распоряжения государственный исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий. Следовательно, получая распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государственным интересам. Если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного приказа (распоряжения), то гражданский служащий обязан немедленно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, который издал приказ. Условие правомерности его исполнения в этом случае одно – И даже письменное подтверждение руководителем своего приказа не является условием его выполнения, а в случае его выполнения – ответственность несут оба. 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. Это означает: своевременное издание правовых актов, связанных с обеспечением гражданами своих прав; организацию исполнения законов, которые имеют непосредственное отношение к правам и свободам граждан; оказание помощи и содействия гражданам в реализации их конкретных субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан означает также обязанность гражданских и муниципальных служащих своевременно рассматривать обращения граждан. Эта обязанность связана с конституционным правом граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации гражданин может обратиться в государственные органы не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам (за получением информации, необходимой ему, справок, копий документов и пр.); 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа. Предусматриваются следующие основные обязанности: работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда; вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим выполнять свои обязанности; систематически повышать свою деловую квалификацию и др.; 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, т. е. иметь профессиональную подготовку и обладать знаниями, достаточными для исполнения должностных полномочий, знать соответствующее законодательство, следить за изменениями фактических и правовых аспектов своей служебной деятельности. Соответствующий уровень квалификации и профессиональная подготовка нужны для получения классного чина, звания или ранга; 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка или гражданско-правового деликта. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом. Особо подчеркивается обязанность государственного служащего не разглашать ставшие ему известными в связи со служебной деятельностью сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Это следует из ст. 23 Конституции Российской Федерации, которая рассматривает неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации определены основы правового режима информации о частной жизни. Суть его в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются; 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Гражданский и муниципальный служащий обязан принимать все необходимые меры, чтобы управлять вверенным ему имуществом и финансовыми средствами компетентно, экономно и эффективно, учитывая, что непринятие указанных мер может быть оценено как ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Государственное имущество, предоставленное гражданскому и муниципальному служащему для исполнения должностных обязанностей, является федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации и находится в оперативном управлении государственного органа. Ко второй группе относятся обязанности: 1) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им и членами семьи (супруг, супруга и несовершеннолетние дети) доходах и принадлежащем ему и членам семьи на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера). Это сведения, вносимые в личное дело гражданского и муниципального служащего, данные в установленном объеме, включаемые в анкету; документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации; трудовая книжка; документы, подтверждающие прохождение государственной или муниципальной службы, и т. д. Также при поступлении на гражданскую службу гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в налоговый орган сведения о доходах и имуществе в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) сообщать в государственный орган о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства. Эта обязанность следует из основного признака гражданского служащего - гражданства. Гражданским служащим может быть только гражданин России. Как только лицо теряет связь с государством - гражданство, оно утрачивает право находиться на гражданской службе. Право быть гражданским служащим Российской Федерации не предоставляется иностранцам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации. Гражданскими служащими не могут быть и граждане Российской Федерации, проживающие вне территории Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами. Гражданскими служащими являются только граждане, находящиеся на гражданской службе; 3) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами. Неисполнение этой обязанности может повлечь увольнение служащего; 4) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры к предотвращению такого конфликта. Под конфликтом интересов на гражданской и муниципальной службе понимается противоречие между реализуемой личной заинтересованностью гражданского и муниципального служащего и законными интересами государственного органа, органа местного самоуправления, определенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, и групповыми (или личными) интересами третьих лиц, способное привести к негативным последствиям в виде нанесения ущерба или вреда Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, государственному органу, муниципальному образованию, органу местного самоуправления. В законах закреплено право гражданского не исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Перечень основных общих служебных обязанностей гражданских служащих не является закрытым, федеральными законами могут быть предусмотрены и иные обязанности гражданского служащего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|