Ограничения и запреты на государственной гражданской службе
При поступлении на государственную гражданскую гражданин добровольно принимает на себя обязанность соблюдать ряд установленных федеральными законами ограничений и запретов. Назначением ограничений и запретов является: 1) обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов. 2) установление препятствий возможному злоупотреблению служащих; 3) создание условий для независимости служебной деятельности; 4) гарантирование соблюдения служащими прав и свобод граждан1. Установление ограничений прав государственных признается обоснованным при наличии компенсации в виде повышенных льгот и гарантий социальной защищенности, что и нашло отражение в ч, 1 ст. 52 Закона о гражданской службе. Ограничения и запреты, связанные как с государственной гражданской, так и с муниципальной службой, обладают определенным единством. Это обусловлено таким принципом построения и функционирования системы государственной службы, как взаимосвязь государственной и муниципальной службы, которая обеспечивается, в частности, единством ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской и муниципальной службы. Установление ограничений и запретов на государственной и муниципальной службе соответствует международным правовым актам. Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., допускаются ограничения прав и свобод, которые устанавливаются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Служащие обязаны соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами. Нарушение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, влечет за собой прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пп. 13 и 14 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе. Следует учитывать, что несоблюдение отдельных ограничений влечет за собой прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы по иным основаниям. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов муниципальным служащим может повлечь за собой увольнение по инициативе представителя нанимателя (работодателя) по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе либо привлечение к дисциплинарной ответственности. Рассмотрим ограничения, связанные с гражданской службой. Одним из традиционных ограничений, устанавливаемых гражданину, желающему быть принятым на службу, а также служащему, находящемуся на службе, является признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. В случае, если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, то он может быть признан судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ). Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности (ст. 30 ГК РФ). Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства или об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.
В случае признания гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о гражданской службе, т. е. по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. 2. Осуждение гражданина, желающего быть принятым на службу, а также служащего, находящегося на службе, к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу. Согласно Уголовному кодексу РФ к наказаниям, исключающим возможность исполнения служащим должностных обязанностей, относятся: ограничение свободы, арест, лишение свободы, смертная казнь, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае осуждения гражданского служащего к одному из указанных наказаний служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о гражданской службе, а. муниципальный служащий увольняется по п. 4 ст. 83 ТК РФ. В обоих случаях имеет место прекращение служебного контракта или трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Для лица, желающего поступить на государственную гражданскую службу, и государственного гражданского служащего дополнительным ограничением при поступлении или нахождении на службе является наличие у него не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Назначение наказания, не исключающего возможности продолжения исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, влечет за собой прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами).
3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой служащим должности государственной гражданской (муниципальной) службы связано с использованием таких сведений. В соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне предусматривает, в частности, согласие на частичные, временные ограничения их права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. Взаимные обязательства сторон отражаются в служебном контракте (трудовом договоре), заключение которого до окончания проверки компетентными органами не допускается. При возникновении необходимости включить в служебный контракт (трудовой договор) обязательство, связанное с оформлением допуска к государственной тайне (заключить договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне) после заключения со служащим служебного контракта (трудового договора), и эта необходимость обусловлена тем, что по занимаемой должности или выполняемой работе необходимо оформление допуска к государственной тайне, а служащий отказывается заключить такой договор, представитель нанимателя (работодатель) обязан предложить ему другую должность (работу), а при ее отсутствии либо отказе служащего от предложенной для замещения иной должности служебный контракт (трудовой договор) прекращается с ним по такому основанию, как отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, а применительно к муниципальному служащему - отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
К иной охраняемой федеральным законом тайне относятся, в частности: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, банковская, налоговая тайна, тайна переписки и т. д.); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна). Федеральными законами не предусмотрена процедура оформления допуска к сведениям, отнесенным к иной охраняемой федеральным законом тайне. 4. Препятствием к поступлению на службу или ее прохождению является наличие определенного заболевания, подтвержденное заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний и форма заключения медицинского учреждения установлены приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н. Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую или муниципальную службу или ее прохождению, включает психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, и одну болезнь нервной системы (эпилепсию).
К гражданским служащим, проходящим службу в представительствах Российской Федерации за границей, применяется Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2003 г. Если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской или муниципальной службы связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, применяется Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный приказом Минздрава РФ от 16 марта 1999 г. 5. Наличие близкого родства или свойства (родители, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), а также супружеские отношения со служащим, если замещение должности гражданской или муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. 6. Ряд ограничений связан с выходом из гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства другого государства: а) гражданин не может быть принят на службу, а служащий не может находиться на службе в случае прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства. Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления. Решение о выходе из гражданства лица, проживающего на территории Российской Федерации, принимается Президентом Российской Федерации, а при выходе из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, решение принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения. Служебный контракт прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется по основанию, предусмотренному п. 12ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе. б) гражданин не может быть принят на службу, а служащий не может находиться на службе при наличии гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Применительно к гражданскому служащему служебный контракт прекращается, он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами); 7. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу. Данное обстоятельство может служить основанием для отказа в принятии на службу либо в нахождении на службе при условии, если действительные сведения и документы, которые служащий обязан был представить, могли стать основанием для отказа в принятии на службу и заключении служебного контракта (трудового договора)1. В связи с этим представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу по своему содержанию ограничением не является. При представлении указанных документов или сведений, которые касаются возраста, наличия необходимого гражданства, квалификационных требований (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы (муниципальной службы) или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам), соблюдения ограничений, отказ в поступлении на службу должен, в первую очередь, основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности государственной гражданской или муниципальной службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. (п. 10 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации). В случае выявления факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу или заключении служебного контракта (трудового договора) в отношении лица, уже состоящего на службе, последующее расторжение служебного контракта (трудового договора), освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение со службы осуществляется по усмотрению представителя нанимателя (работодателя), т. е. очевидно, что данный факт сам по себе не является обстоятельством, объективно препятствующим поступлению на гражданскую службу или нахождению на ней (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе, п. 11ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). 8. Непредставление гражданином, желающим быть принятым на государственную гражданскую службу, а также служащим сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В данном случае служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе, а муниципальный служащий увольняется по п. 3 ч. 1 ст. 19 Трудового кодекса РФ. Федеральными законами для отдельных категорий служащих устанавливаются иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением. Например, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость (ст. 40 Закона о прокуратуре). Гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом) (ст. 4 Федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»). В отличие от ограничений запреты распространяются только на служащих. Нарушение запретов, связанных с гражданской службой, влечет за собой прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы по п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе. Нарушение запретов муниципальным служащим может повлечь за собой увольнение по инициативе представителя нанимателя (работодателя) по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе. 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Следует отметить, что перечень органов управления конкретных видов коммерческих организаций определяется Гражданским кодексом РФ и (или) федеральными законами. Так, в обществе с ограниченной ответственностью высшим органом является общее собрание его участников. Текущее руководство деятельностью общества осуществляет подотчетный общему собранию его участников исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный) (ст. 91 ГК РФ). При этом термин «член органа управления» применяется к членам совета директоров (наблюдательного совета) общества и членам коллегиального исполнительного органа общества (ст. 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»1). Аналогично указанный термин применяется и к членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и членам коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) (ст. 66 и 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»2). Высшим органом управления производственным кооперативом является общее собрание членов кооператива. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель, которые осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (ст. НО ГК РФ). К членам органа управления можно отнести членов наблюдательного совета и правления кооператива, включая председателя кооператива. Необходимо учитывать, что участие в деятельности органа управления коммерческой организации может осуществляться на безвозмездной основе, что применительно к гражданскому служащему не влечет за собой нарушения указанного запрета. Так, лицо может исполнять обязанности члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью безвозмездно либо по решению общего собрания акционеров в период исполнения им своих обязанностей ему может выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением им функций члена совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 64 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Члены совета потребительского общества исполняют свои полномочия на общественных началах, председатель совета потребительского общества исполняет свои полномочия, как правило, на общественных началах (п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 2300-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»). Обращает на себя внимание то, что данному запрету в некоторых случаях корреспондирует соответствующий запрет, содержащийся в гражданском законодательстве. Так, руководитель унитарного предприятия не вправе, в частности, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах. Всем служащим запрещено также входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. 2. Служащему запрещается замещать должность государственной гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ. Применительно к государственным гражданским служащим данный запрет не применяется в случаях, установленных федеральными законами. Запрет на совмещение исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы с военной службой или службой в правоохранительных органах обусловлен спецификой данных видов государственной службы и подкреплен запретами в соответствующих федеральных законах. Служащему запрещается также замещать должность государственной гражданской или муниципальной службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления. Понятие «выборная должность в органе местного самоуправления» в Законе о гражданской службе не раскрывается. Закон о местном самоуправлении содержит иные понятия: «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления», а Закон о муниципальной службе - «муниципальная должность», «лица, замещающие муниципальные должности». К лицам, замещающим муниципальные должности, данный Закон отнес депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами. Служащим запрещается также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. 3. Один из важнейших запретов, устанавливаемых для служащих, - запрет на осуществление предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). 4. В связи с прохождением службы служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в том органе, в котором он замещает должность государственной гражданской или муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Для муниципальных служащих данный запрет расширен: в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц не только в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, но и которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему. 5. Служащим запрещается получать в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в тот орган, в котором он замещает должность гражданской или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. Исходя из положений ст. 575 ГК РФ можно сделать вывод, что данный запрет не распространяется на обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. 3. Один из важнейших запретов, устанавливаемых для служащих, - запрет на осуществление предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). 4. В связи с прохождением службы служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в том органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы. 5. Служащим запрещается получать в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в тот орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. Исходя из положений ст. 575 ГК РФ можно сделать вывод, что данный запрет не распространяется на обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. 6. Запрещен выезд гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц. Исключением являются служебные командировки, осуществляемые: в соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями (для гражданских служащих); 7. Служащим запрещено использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое государственное (муниципальное) имущество, а также передавать их другим лицам. 8. Служащим также запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Федеральными законами к конфиденциальной информации, в частности, отнесены: первичные статистические данные; персональные данные; сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета; сведения о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; сведения, содержащиеся в заявках на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт; сведения о защищаемом лице; сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским или муниципальным служащим представителю нанимателя (работодателю); сведения об источнике всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи; сведения о военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведения о членах их семей; сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц; сведения, представленные на государственную экологическую экспертизу. 9. Одним из новых запретов является недопущение служащим публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации: 1) применительно к гражданским служащим - в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; 10. Служащим запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций. Гражданскому и муниципальному служащему, в должностные обязанности которого входит взаимодействие с политическими партиями, религиозными и другими общественными объединениями, запрещается также принимать без письменного разрешения представителя нанимателя (главы администрации) награды, почетные и специальные звания указанных организаций и объединений. 11, Запрет на использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума вытекает из принципа внепартийной государственной, муниципальной службы. Действия, подпадающие под понятие «использование преимуществ должностного положения», перечислены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 40), Необходимо отметить, что федеральными законами установлены и иные ограничения, связанные с выборами или референдумом. Так, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). 12. Служащему запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, в том числе создавать по месту службы структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве служащего, если это не входит в его должностные обязанности. 13. Запрет служащему прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного (трудового) спора является ограничением права на забастовку, которое в соответствии со ст. 413 Трудового кодекса РФ может быть осуществлено федеральным законом. Закон о гражданской службе предусматривает для гражданских служащих запрет на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Федеральными законами для отдельных категорий служащих могут устанавливаться специальные запреты. В частности, работник органа записи актов гражданского состояния не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником органа записи актов гражданского состояния или в другом органе записи актов гражданского состояния (ст. 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Сотруднику дипломатической службы запрещено выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, а также приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц (ст. 5 Федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»). Гражданин после увольнения со службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта инте<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|