Профессионализация государственной службы
Государственная служба как профессия представляет роддеятельности служащих, определяемых разделением труда в сфере государственного управления, обособлением определенной группы трудовых отношений, их управленческим содержанием. Как профессия, государственная служба входит в профессиональную структуру общества и через нее - в социальную структуру этого общества, занимая пограничное положение среди профессий, сочетая в себе различные виды общественного разделения труда, что выражается в ее признаках и требованиях к профессии. Профессия означает определенный набор знаний, умений, навыков и способностей в том или ином виде деятельности. Профессия характеризуется следующими важнейшими признаками: принадлежность ее конкретному человеку; относительно длительное, чаще пожизненное выполнение соответствующих функций; наличие специальных технических и интеллектуальных знаний (образования), умений и навыков, опыта, приобретенных в ходе работы; получение платы за свой труд, дохода, обеспечивающего поддержание существования работника и его семьи; формирование объединений и профессиональных групп, создаваемых на почве однородных, близких интересов, их контроль над притоком новых кадров; обеспечение гарантированного пребывания в должности; создание высокого общественного статуса, образа жизни работника, образца его поведения как на работе, так и вне ее, что приводит к отождествлению, идентификации человека и его профессии, самовыражению работника, удовлетворению потребностей; власть над непрофессионалами в ходе взаимодействия с ними в процессе реализации профессии в смысле определения потребностей и образа действий клиентов и т. д.
Особенностью профессии государственного служащего является ее дуализм. С одной стороны, в государственной службе насчитываются сотни конкретных (узких) профессий - юрист, экономист, инженер, политолог и т. д. Соответственно у них должны быть признаки узкой профессии - знания, умения, навыки и способности. С другой стороны, государственные служащие в большей (в группах высших и главных должностей, должностях категории «руководители») или в меньшей (например, в группах младших и старших должностей, должностей категории «обеспечивающие специалисты») степени профессионально занимаются государственным управлением и, следовательно, обладают управленческими знаниями, умениями, навыками и способностями. Это означает, что в принципе государственные служащие должны иметь каждый по две профессии - узкую и общую, управленческую. В настоящее время в государственной службе России усиливается процесс ее профессионализации, т. е. развития управленческого характера содержания труда, тяга к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков, повышению претензий на правовой и социальный статус, а, следовательно, к возрождению привилегий профессии, освобождению от необоснованных претензий политиков на патронат над должностями государственной службы, т. е. к повышению уровня ее относительной самостоятельности, к новой профессиональной культуре. В соответствии с этим профессионализм государственных служащих означает высший уровень их психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения служащим должностных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. При этом становление личности профессионала происходит по трем направлениям: 1) изменяется вся система деятельности и на этой основе формируется профессиональное мастерство; 2) изменяется личность служащего, что проявляется в соответствующих элементах профессионального сознания (профессионального мировоззрения); 3) изменяются соответствующие компоненты установки служащего к объекту деятельности, что проявляется в уровне информированности об объекте, степени его осознания.
Для государственных служащих профессионализм играет особую роль. Среди важнейших организационных ценностей государственной службы они обычно ставят на первое место профессионализм и компетентность. Государственные служащие как профессионалы, как представители особого социального слоя, отличаются следующими признаками: занятость на основе применения навыков, основанных на теоретических знаниях: специализированное образование и обучение этим навыкам; достаточный для осуществления деятельности уровень компетентности, гарантированный сданными экзаменами; наличие специального кодекса поведения, обеспечивающего идентификацию служащих с профессией: исполнение определенных служебных обязанностей на благо общества; членство в профессиональной организации. Привилегированность их положения связана прежде всего с тем, что они оказывают особо значимые для общества управленческие услуги. Привлечение профессионалов на государственную службу сказывается на социальном статусе специалиста. Он не всегда может оставаться независимым, так как его руководителями являются политики, требующие выполнения своих распоряжений, иногда не согласующихся с требованиями профессии. Здесь возможен конфликт между профессиональными и организационными ценностями, профессиональной этикой и организационной практикой, ожиданиями государственных служащих и ожиданиями лиц, занимающих государственные должности, между профессиональной автономией служащих и государственным управлением. К тому же усиливается практика использования кадров государственной службы как средства завоевания и удержания власти. На основе отношения к государственной службе как профессии к ней применяются нормы трудового права. Оно имеет своим предметом юридическое оформление трудовых отношений, норм оплаты труда, мер взыскания за нарушения трудовой дисциплины, разрешение трудовых конфликтов и т. д. Государственная служба в трудовом праве рассматривается как профессия, ничем, по существу, не отличающаяся от иных. В связи с этим она основана на договорных отношениях, где каждая из сторон (государственный орган и гражданин) реализует свой интерес и не связана узами долга, верности и преданности. В таком подходе, видимо, кроется одна из причин относительно спокойного восприятия коррупции в государственной службе и со стороны значительной части государственных служащих, и даже со стороны отдельных государственных органов и высокопоставленных должностных лиц.
Рассмотрение государственной службы как профессии определяет ее деление на виды.Под видом деятельности понимается выполнение общих государственных функций. Вид деятельности указывает на то общее, что имеется в деятельности государственных служащих многих государственных органов объединенных по какому-либо существенному признаку. Такими признаками является государственное управление гражданскими, военными и правоохранительными процессами. Co времен знаменитой «Табели о рангах» (1722 г.) в России было принято деление должностей на виды службы – воинскую, статскую и придворную. В настоящее время выделяются такие виды государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная. Таким образом, профессия государственного служащего направлена на выполнение узких и общих задач государственного управления. С этой профессией связаны понятия профессионализации, профессионализма, компетентности, деления на виды государственной службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|