Сущность муниципальной службы
В период становления муниципальной службы особую актуальность приобретает выявление ее сущности. От решения этой проблемы зависит правильность выбора направления ее формирования и развития, эффективность деятельности муниципальных служащих. В литературе сложилось два подхода к пониманию сущности муниципальной службы - деятельностный и институциональный. При деятельностном подходе муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, при институциональном - как правовой и социальный институт. Исходя из этого, нами освещаются следующие вопросы: - муниципальная служба как профессиональная: деятельность; - муниципальная служба как правовой институт; - муниципальная служба как социальный институт. Место и роль муниципальной службы опосредствуется подходом государства к муниципальным органам как составной части общей системы управления. В монархической России второй половины XIX в. (в соответствии с реформами Александра II) служащие земских и городских органов самоуправления не являлись государственными. Такой подход соответствовал общественно-хозяйственной теории местного самоуправления. В дальнейшем (в ходе контрреформ Александра III) в основу была положена государственная теория. В соответствии с ней местное самоуправление определялось как система децентрализованного государственного управления[29]. Муниципальные служащие были признаны состоящими на государственной службе. Это давало им право на чинопроизводство, получение наград и ношение мундира. В советский период работники местных органов государственной власти (местных Советов и их исполнительных комитетов) были государственными служащими.
Новая модель, принятая в современной России, исходит из того, что органы местного самоуправления не являются структурными подразделениями государственного управления. В то же время в законодательстве Российской Федерации возникло противоречие по вопросу об определении сущности муниципальной службы. В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» давалось следующее определение: «Муниципальная служба - профессиональная деятельность па постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий»[30]. Однако в Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», принятом в 1998 г., эта служба трактовалась совсем по-иному: как «профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной», т. е. ограничивалась полномочиями должности. В дальнейшем, в ходе реформы местного самоуправления и муниципальной службы, подобной коллизии удалось избежать тем, что в Федеральном законе о местном самоуправлении 2003 г. не дано определения муниципальной службы, а сделана отсылка по этому вопросу к специальному законодательству об этой службе. В новом Законе о муниципальной службе ее определение скорректировано по сравнению с Законом 1998 г.: указано, о чьей деятельности идет речь - деятельности граждан; эта деятельность осуществляется на должностях муниципальной службы (было - на муниципальной должности, не являющейся выборной); добавлено, что эти должности замещаются путем заключения трудового договора (контракта). Таким образом, сохранена должностная модель муниципальной службы, для которой характерно отсутствие прямой связи с миссией, целями и задачами местного самоуправления в целом и муниципального образования, в частности.
Такой подход создает проблемы для реализации единых принципов функционирования и взаимодействия муниципальной службы с государственной гражданской службой, которая определяется с помощью другого подхода - через связь с полномочиями органа, где работает служащий, или полномочиями лица, занимающего выборную должность. В связи с этим заслуживает внимания определение О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, которое можно было бы учесть в ходе дальнейшего совершенствования законодательства о муниципальной службе: «Под муниципальной службой следует понимать профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий муниципального образования, а также полномочий органов муниципального образования и лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования»[31]. Такое понимание муниципальной службы облегчило бы практическое решение вопросов взаимосвязи этой службы с государственной гражданской службой. Муниципальная служба как профессиональная деятельность имеет ряд особенностей: публичный характер; обеспечение самостоятельного решения гражданами вопросов местного значения; реализация прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; подготовка, принятие, исполнение и контроль решений органов местного самоуправления, а также решений государственных органов в случае наделения муниципальных органов отдельными государственными полномочиями; защита прав и законных интересов муниципального образования, его населения, в том числе через суд; муниципальные образования самостоятельно решают вопросы подбора кадров, прохождения службы; общность слагаемых правового статуса муниципальных и государственных гражданских служащих, касающихся основных условий и размеров оплаты труда, государственных социальных гарантий, ограничений, учета стажа служебной деятельности, пенсионного обеспечения; финансирование муниципальной службы за счет средств местного бюджета. Муниципальная служба как профессиональная управленческая деятельность представляет собой совокупность социально значимых действий муниципальных служащих для достижения определенного результата. Она носит осознанный, активный, коллективный характер, требует воли, планирования действий. В связи с этим деятельность в органах местного самоуправления связана с наличием способностей, реализацией профессиональных управленческих знаний, умений и навыков.
С содержательной стороны деятельность муниципальных служащих связана с осуществлением муниципального управления, т. е. с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, информационно-аналитических, проектно-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций. Подобная деятельность связана с большими психологическими перегрузками. Муниципальная служба как профессиональная деятельность имеет свои цели. В связи с их многообразием продуктивным является «сферный» подход. По содержанию цели муниципальной службы могут быть социальными, экономическими, организационными, правовыми и т. д. Социальные цели обусловлены характером задач муниципальных образований, заботой об удовлетворении общих материальных и духовных потребностей, особенно в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами. В настоящее время обеспечение социальных целей муниципальной службы является одной из самых сложных проблем. Органы местного самоуправления зачастую не справляются с реализацией своих социальных обязательств из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов. Именно с этим связывается реализация национальных приоритетных проектов: Федеральный центр осознанно взял на себя часть ответственности за выполнение тех социальных обязательств, которые должны финансироваться из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований с тем, чтобы обеспечить равные возможности и условия жизни гражданам России вне зависимости от места их проживания[32].
Экономические цели связаны с необходимостью рационально использовать муниципальную собственность, увеличивать финансовые ресурсы, развивать предпринимательство, снижать затраты на содержание аппарата органов местного самоуправления. Организационные цепи характеризуют ожидаемые результаты исполнения и обеспечения полномочий органов местного самоуправления, профессионализации их кадрового корпуса, совершенствования норм, правил, стандартов регулирования его качественного состава, продвижения работников по службе и др. Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации муниципальными служащими нормативных правовых актов о местном самоуправлении, поручений государства. Таким образом, муниципальная служба как профессия представляет собой род деятельности служащих, определяемый разделением труда в сфере местного самоуправления, обособлением определенной группы трудовых отношений, их управленческим содержанием. В этом качестве муниципальная служба входит в профессиональную структуру общества. В ходе реформы местного самоуправления в России наблюдается ускорение процесса профессионализации муниципальной службы, т. е. усиление управленческого характера содержания труда, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, повышения претензий на правовой и социальный статус и, следовательно, на возрождение привилегий профессии, освобождение от необоснованных претензий политиков на патронат. Профессионализм муниципальных служащих означает высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения работниками муниципальных органов служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения задач. При этом становление личности служащего как профессионала происходит по трем направлениям: изменение всей системы деятельности и формирование на этой основе профессионального мастерства; коррекция личности служащего, что проявляется в изменении соответствующих элементов профессионального сознания (профессионального мировоззрения); изменение соответствующих компонентов установки служащего к объекту деятельности, что проявляется в уровне информированности о проблемах муниципального образования, степени их осознания. Муниципальные служащие как профессионалы отличаются рядом признаков: занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретических знаниях; специализированное образование и обучение этим навыкам; особая компетентность, гарантированная сданными экзаменами; наличие определенного кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность; исполнение определенных служебных обязанностей на благо муниципального сообщества и др.
Профессиональный характер муниципальной службы определяет основные требования к муниципальным служащим, содержанию их знаний, умений и навыков. В 90-х годах в России в целом была создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Подготовка кадров стала составной частью их подбора, планирования карьеры, формирования резерва для выдвижения. Данная система строится на основе прогнозирования потребности в кадрах муниципальной службы, учета требований к ним в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками должностей. Переподготовка кадров муниципальной службы ныне рассматривается как разновидность их подготовки с целью приобретения ими новой специальности на основе инновационных знаний и деятельностных умений. Переподготовка организуется на базе имеющегося высшего и среднего специального образования. Повышение квалификации кадров муниципальной службы представляет собой обучение с целью получения иной специализации, необходимой для выполнения новых функций. Применяемые в комплексе подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих обеспечивают их непрерывное образование в соответствии с корректировкой функций и задач муниципальной службы. На федеральном уровне финансирование и обучение кадров муниципальной службы ряд лет осуществлялось в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «О государственной поддержке развития муниципальных образований и создании условии для реализации конституционных полномочии местного самоуправления». ФЦП предусматривала расходы на научно-методическое сопровождение учебных программ, учебно-методических планов. Значительный опыт подготовки и переподготовки муниципальных служащих накоплен в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. С профессионализмом тесно связана такая важная сторона определения муниципальной службы как деятельность на постоянной основе. Только при длительном выполнении управленческих функций могут быть выработаны навыки и умения служащего как профессионала управления. К тому же муниципальный служащий выполняет не одну какую-либо обязанность, по исполнении которой можно прекратить отношение с органом местного самоуправления, а комплекс обязанностей. В связи с постоянной основой муниципальной службы определяются штатные должности и должностные оклады, заключаются трудовые договоры. Таким образом, муниципальную службу характеризуют такие черты, как профессионализм, постоянный характер, пребывание в должности, оплата за счет средств бюджета муниципального образования, договорные отношения с представителем нанимателя. Контрольные вопросы и задания 1. Сформулируйте определение муниципальной службы. 2. Каковы задачи муниципальной службы в России? 3. Охарактеризуйте функции муниципальной службы в России. 4. Из каких элементов состоит муниципальная служба?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|