Муниципальная служба как социальный институт
Первостепенное значение в процессе становления муниципальной службы имеет ее развитие как социального института. Под социальным институтом муниципальной службы понимается совокупность формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих деятельность и поведение муниципальных служащих и населения в процессе их взаимодействия. Эти нормы деятельности и поведения организуются в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. В рамках социального института муниципальной службы воспроизводятся, повторяются, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции управленческой деятельности. Фундаментом этого социального института служит совокупность материальных средств, социально закрепленных и легитимированных санкций, а также конституированный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов, поступков муниципальных служащих. Муниципальная служба как социальный институт представляет собой особый вид практики, нацеленной в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни; функцию особого социального слоя людей - муниципальных служащих со своими корпоративными интересами и запросами; срез общественных отношений, складывающихся в процессе реализации муниципальным служащим особых функций по обеспечению органичной связи муниципальных органов" с населением. Наконец, муниципальная служба является носителем культуры социума и народных традиций, должной морали и духовности российского общества. Таким образом, социальный характер муниципальной службы проявляется на трех уровнях: на уровне муниципального сообщества (природа, цели, функции); на уровне социального слоя муниципальных служащих (традиции, нормы, роли); на уровне отдельного муниципального служащего, его социального статуса (права, обязанности, престиж, имидж, рейтинг и т. д.).
На уровне муниципального образования это определяется прежде всего тем, что муниципальная служба реализует современную социальную политику государства в рамках сообщества: заботится о трудовом устройстве населения, правах человека, создании, нормальном функционировании систем здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддержании малоимущих слоев населения, ведет борьбу с преступностью, способствует предотвращению социальных конфликтов и т. д. Муниципальная служба тесно связана с другими институтами общества, участвующими в реализации социальной политики государства (собственность, семья, здравоохранение, система средств массовой информации и др.), общественными и предпринимательскими структурами и т. д. Характерными свойствами муниципальной службы как социального института является стабильность, устойчивость, перманентность, временная длительность существования, воспроизведение тождественности. В связи с этим важен генетический и исторический методы анализа процесса передачи традиций муниципальной службы из прошлого в настоящее, ее изучение с точки зрения норм, правил, регулирующих деятельность и поведение служащих. Как совокупность людей муниципальные служащие образуют социальную группу, которая имеет характерные черты: высокий уровень организованности (благодаря развитости организационных отношений и их институционализации в нормативных документах); высокий уровень образованности; доступ к управленческой информации и ресурсам муниципального образования; благоприятные условия для самоутверждения и самореализации; обладание властью профессионала в своем деле и др.
Муниципальные служащие как социальная группа, разумеется, имеют свои корпоративные (групповые) потребности, интересы, цели, которые нуждаются в соответствующем удовлетворении со стороны муниципального образования. Когда оно об этом забывает, служащие удовлетворяют данные интересы за счет граждан, создавая условия для коррупции. Развитие муниципальной службы как социального института основывается на дальнейшем внедрении в российских условиях концепции «рациональной бюрократии» М. Вебера. Основные ее положения для нас еще не устарели: личная свобода служащего; иерархия должностей; четкое определение должностных функций; договорные отношения органа власти и служащего; подбор кадров по профессиональной квалификации; требование, чтобы должность муниципальной службы была единственным занятием служащего; право служащего на карьеру и наличие соответствующих правил; запрет на присвоение доходов от должности; дисциплина и контроль. Новый облик муниципальной службы в России как социального института возможен, разумеется, лишь тогда, когда она будет более решительно освобождаться от устаревших, традиций. Из допетровских времен в муниципальной службе в современной России возродились такие недостатки, как стремление решить проблемы между властью и гражданином неправовым путем - давлением, силой, подкупом, использованием личных, родственных связей. Все еще живучи такие традиции как неопределенность функций служащих, постоянные «экзамены на лояльность» власти, ограниченность перспектив карьеры, финансовая зависимость служащих от граждан, особенно разбогатевших в ходе приватизации государственной собственности, отсутствие гарантий против произвольных увольнений, недооценка муниципальной службы в представительных и судебных органах, «личная система» назначений руководителями на должности муниципальной службы. Важным элементом функционирования муниципальной службы как социального института является обеспечение, поддержание соответствующего социального статуса муниципального служащего, под которым понимается устойчивое положение внутри системы по отношению к другим индивидам и группам и связанное с определенными правами, обязанностями, ожиданиями. Понятие социального статуса является самостоятельной ценностью, источником разнообразия, поощрения социальной активности, свободы мобильности.
Показателями социального статуса являются доход, власть, престиж, имидж, ранг, репутация, авторитет, образование, этническая принадлежность и др. Важную роль в измерении социального статуса муниципального служащего играют массовые опросы различных социальных групп, в том числе самих служащих, экспертные оценки. В муниципальной службе первостепенное значение имеет достигаемый статус на основе системы «заслуг». В то же время значим предписанный статус (пол, возраст, семейное положение, социальное происхождение и др.). Важно уяснить и само понятие «служба» в социальном смысле слова. Оно имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация и т. д.[33] В. Даль связывал службу с такими понятиями и ценностями, как «употребление», «польза», «жизнь для других», «услуга», «полезное деле». Служить - значит быть пригодным, годиться, пригождаться, быть полезным обществу; быть орудием и средством для достижения цели; это готовность к делу, быть нужным, надобным[34]. Таким образом, на Руси под службой понимались отношения долга, верности, преданности, готовности исполнения дела, оказания услуг, защиты интересов. Муниципальная служба как социальный институт предопределяет и социальную защищенность самих служащих. Таким образом, муниципальная служба как социальный институт включает три крупные группы взаимодействия: муниципальная служба и общество; кадровый корпус муниципальных служащих как социальный слой (группа); муниципальный служащий и его положение, роль в обществе. Особенностями этого института являются: выполнение миссии содействия решению задач местного значения; обособление ряда социальных норм рамками муниципального образования; приоритет самоуправления, как ценности института муниципальной службы; формирование социальных статусов и ролей муниципальных служащих, как отражение самостоятельности муниципальных образований; закрепление принципов муниципальной службы, как механизма связи местного самоуправления и гражданского общества.
Таким образом, муниципальная служба является профессиональной деятельностью, правовым и социальным институтом. Они находятся в процессе становления и требуют дальнейшего развития. Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте основные обязанности и права муниципального служащего. 2. Какие требования предъявляются к кандидату для поступления на муниципальную службу? 3. Охарактеризуйте специфику правового статуса муниципального служащего в России. 4. Дайте определение социального института муниципальной службы. 5. Перечислите характерные черты муниципальных служащих как социальной группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|