Основы профилактики и противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
Служба и коррупция Коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - универсальная проблема. Точнее будет сказать, что это универсальное свойство любого государства - свойство, которое потенциально (в определенных социальных условиях) может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование законной власти и государства. Так, на январь 2009 г. 55,5 % опрошенных заявили, что коррумпированность и взяточничество являются факторами, мешающими повышению авторитета государственных служащих.1 Коррупция не является каким-то национальным феноменом2. Об этом говорят документы международного права, многие из которых стали частью законодательства Российской Федерации: Резолюция ООН «Коррупция в сфере государственного управления» (1996 г.), Декларация ООН «О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» (1996 г.), Конвенция ООН «Против коррупции» (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ), Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» (1999 г.)3. Исходя из норм, содержащихся в этих международных актах, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» внесены существенные поправки в 26 федеральных законов, в том числе в федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации»1.
В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабре 1979 г., сказано, что коррупция «охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие»2. Неистребимость коррупции, ее функциональный (наряду с дисфункциональным) характер порождают подозрение в том, что она укоренена в государственном аппарате, в системе государственной и муниципальной службы3. Это подозрение находит свое подтверждение в наиболее распространенном определении коррупции, согласно которому коррупция - это злоупотребление публичной властью в личных интересах в ущерб государственным и общественным интересам4. Коррупцию нельзя рассматривать как симптом плохого управления. К этому необходимо добавить, что рыночное хозяйство по своей природе является криминологически крайне несовершенным и уязвимым социальным организмом5. Следует также понимать неоспоримый факт: поскольку сущность государства допускает конфликт интересов, постольку существует коррупция. А поскольку коррупция укоренена в самой сути государства, постольку и цель борьбы с коррупцией не в ее искоренении, а в ее минимизации. Институциональные корни коррупции - в отношении между государством и чиновником, которое и позволяет чиновнику злоупотреблять использованием ресурсов государства в двух формах: либо непосредственно в своих интересах (например, в виде казнокрадства), либо за ренту в интересах других личностей и групп (с помощью взятки и т.д.). Суть коррупции - подкуп и продажность должностных лиц. Но подкуп этот должен быть не единичным, а, по крайней мере, неоднократным, систематическим[35]. Вступивший в силу с 10 января 2009 г. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ дал следующее определение коррупции: это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»[36].
Коррупция - опасное антисоциальное и аморальное явление, подменяющее профессиональные этические ценности службы нормами и правилами поведения членов преступного мира[37]. Можно различать три вида коррупции: 1) коррупцию как базовый элемент (цель) организованной преступной деятельности преступного сообщества; 2) коррупцию как инструмент (средство) организации преступного сообщества и осуществления преступной деятельности; 3) коррупцию как отдельный эпизод организованной преступности Первая разновидность коррупции, условно называемая административно-бюрократической, наносит наибольший вред обществу, ибо связана с прямой или косвенной торговлей служебными функциями должностных лиц в целях личного обогащения. Иная ситуация складывается, когда преступная деятельность осуществляется благодаря коррумпированию государственного аппарата извне. В таких случаях коррупция выступает лишь как средство организованной преступности и может использоваться в качестве метода вложения преступно нажитых средств в легальные структуры. Когда коррупция проявляется в виде отдельного эпизода преступной деятельности, она более приближается к обыкновенному взяточничеству. С точки зрения права явление коррупции на службе складывается из вполне определенных, конкретных преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. К ним относятся такие действия чиновника, как хищение государственных (муниципальных) финансовых средств и государственной (муниципальной) собственности с использованием служебного положения, взяточничество и корыстные злоупотребления властью или служебным положением[38].
Коррумпированность чиновника может выражаться в различных формах: 1) в занятии служащими предпринимательской деятельностью; 2) в получении незаконного вознаграждения либо льгот или услуг за оказание содействия физическими или юридическими лицами с использованием своего служебного положения; 3) в самостоятельном или через представителя участии в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и т. д. Коррумпированность чиновников может проявляться в использовании служебного положения в процессе приватизации государственных и муниципальных объектов в свою собственность либо в собственность иных заинтересованных лиц в обход установленного порядка. Практика последних лет показывает, что в случае акционирования предприятий должностные лица, как правило, завладевают значительным числом акций[39]. Наиболее часто коррумпированность служащих проявляется в совместительстве должностных лиц государственных и муниципальных учреждений и организаций в коммерческих и предпринимательских структурах. Во многих случаях в целях прикрытия собственной деятельности используются подставные лица, чаще ими являются близкие родственники (муж, жена, родители и т.д.)[40]. В настоящее время появляется достаточно большое количество факторов, в том числе массовый уход служащих в коммерческие структуры, способствующих расширению коррупции в системе государственного аппарата, появлению новых форм коррупционного поведения. Например, из-за непродуманности, противоречивости правового регулирования внешнеэкономические операции сопровождаются разнообразными корыстными злоупотреблениями. Преступно нажитый капитал незаконно перемещается либо за границу, либо в совместные предприятия, имеющие прямые экономические связи с зарубежными партнерами. Все это осуществляется не без помощи коррумпированных должностных лиц в хозяйственном и государственном аппарате[41]. Создалась ситуация, при которой вообще проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне. Все продается и покупается через систему личных связей. Наряду с использованием легальных структур общества, формированием коррумпированных связей с работниками государственных и муниципальных органов устанавливается контроль организованных преступных групп над распределением особо дефицитных и пользующихся повышенным спросом товаров, а также товаров, запрещенных в гражданском обороте (наркотики, оружие и пр.). Коррумпированные чиновники, предавая интересы государства и общества, прикрывают преступников, снабжают их документами, информацией, оказывают прессинг на честных работников, ведущих борьбу с мафией.
Меры по противодействию коррупции на службе можно подразделить на две достаточно общие группы. В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), во вторую - с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию среди служащих, с тем безличным коррупционером, в которого может при некоторых условиях превратиться чиновник. Следует отметить, что борьба с коррупцией, целью которой является сам коррупционер, а не коррупция, будет носить характер борьбы Геракла с гидрой, у которой постоянно вырастают новые головы, что обусловливает циклический характер кампаний по искоренению коррупции в рядах российского чиновничества, когда борьба против коррупционеров нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг[42]. Вторая группа мер по противодействию коррупции на службе носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции и поэтому лишена многих недостатков, присущих «методу войны». Она может включать обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов власти и каждого служащего; ограничение прав и свобод должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций государственных и муниципальных органов в той мере, в которой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и свобод граждан; наём на государственную и муниципальную службу на основе моральных и профессиональных качеств; достойную оплату труда служащих; обязанность чиновников всех рангов декларировать имущество; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; наличие прописанных правил, регулирующих вопрос конфликта интересов, и т.д.
Основными государственными мерами по профилактике коррупции в России, установленными законодательством, являются[43]: • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; • установление в качестве основания для увольнения лица с замещаемой должности государственной или муниципальной службы непредставления либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; • внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное безупречное и эффективное исполнение служащим должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина или при его поощрении; • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|