Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра-путешествие «В гости к осени»

Цели: включить воображение, память для создания образов по теме; уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения; проявлять творческую индивидуальность; эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему; активно использовать знания об осенних явлениях, полученные ранее Вся игра строится на воображении детей, но может сопровождаться и использованием наглядного материала, если это дети с проблемами в развитии.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие, в гости к Осени, которая уже заканчивается. Вспоминает с детьми периоды осени, их самые яркие особенности.

Сначала дети отправляются в раннюю осень, в бабье лето. Тепло, ipeeT солнышко, цветут осенние цветы, везде летает паутинка. Педагог предлагает прочитать и показать в движениях зарифмованный текст о паучке, который плетет такую паутинку.

Сетку паучок плетет, Словно ткач проворный.   Нитку липкую по кругу Намотал задорно.   А потом ее пустил, Чтоб круги связались,   И в красивой паутине Мухи все остались.   Вывел нитку, натянул   И засел в засаде. Только мухи не летят   Паучку досадно! Пальцами изображают решетку. Руками делают движение, как на ткацком станке. В воздухе пальцем очерчивают круг. Делают диагональное движение рукой. Ладони перед собой, все пальцы раздвигают и сцепляют их в замок. Указательным пальцем в воздухе проводят горизонтальную линию. Приседают, руку козырьком приставляют ко лбу. Большие пальцы рук соединяют, остальными изображают движение крыльев. Отрицательно качают головой. С досадой машут рукой.

Педагог напоминает детям, что осенью люди в садах, на полях, огородах собирают урожай. Предлагает и им собрать. Дети вместе с педагогом поют песню «Урожайная» и с соответствующими движениями.

Из ранней осени дети попадают в золотую осень. Педагог предлагает вспомнить, в какие цвета осень окрашивает листья деревьев и кустарников, и превратиться в осенние листочки. Дети могут выбрать, в какой листочек каждый хотел бы превратиться. Педагог просит рассказать, как окрашен листочек каждого ребенка, показать, как ветер разносит листочки, ритмично изображая движения и звукосочетания, которые описаны в зарифмованном тексте, текст должен быть знаком детям.

Осень листья золотит,  Ветер ими шелестит: Шур-шур-шур, шур-шур-шур.   И с деревьев их разносит. Поиграет, снова бросит: У-У-У, У-У-У-   Вверх поднимет, закружит И на месте завертит: У-У-У, У-У-У-   То к земле прижмет, погладит, Вдруг на веточку посадит: Так-так-так, так-так-так.   Соберет большую кучу, Убежит и сядет в тучу. Ритмично потирают ладонью о ладонь. Ритмично скрещивают поднятые вверх руки. Делают круговые движения указательными пальцами. Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук. Ритмично сжимают и разжимают руки.  

 

Педагог предлагает детям потопать по опавшим листьям, пошуршать ими: шур-шур-шур.

Дети отправляются в позднюю осень. Педагог просит их показать мимикой, какое выражение лица у поздней осени. Для того чтобы почувствовать настроение, можно спеть песенку «Дует, дует ветер, дует-задувает, желтые листочки с дерева срывает» или любую знакомую грустную песню об осени.

Педагог спрашивает у детей, что происходит в жизни растений поздней осенью. Предлагает изобразить пожухлую ботву на огороде, мимикой изобразить настроение. Отмечает выразительность образа.

Напоминает, что осенний ветер холодный, сильный. Просит показать, как он воет в трубах, как дует. Можно использовать стихотворение Е.А. Алябьевой «Ветер» [4].

Педагог спрашивает: «Что же часто бывает поздцей осенью в неживой природе, кроме ветра ?» (Дождь.) Предлагает поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик» (с усложнением для детей 6—7 лет) или инсценировать песню «Купила мама Леше отличные калоши».

Педагог предлагает немного погулять, пока нет дождя. Проводит этюд «Пройдем через грязь» с изображением брезгливости. Дети идут через грязь, скользят, падают, отряхиваются, моют обувь, стирают грязные пятна.

Педагог спрашивает, что происходит с насекомыми осенью. Предлагает превратиться в разных насекомых, немного полетать, а потом по сигналу найти себе убежище и заснуть. Дети используют звукоподражание.

Педагог вспоминает с детьми, какие птицы улетают на юг. Предлагает превратиться в журавлиную стаю, встать клином и, курлыча, улететь, прощаясь с осенью. Игра проводится, пока она детям интересна и они активны. Игру можно сокращать, дополнять новым содержанием, импровизировать.

Варианты содержания тематического дня

Дидактические игры

Назови действие

Цели: уметь подбирать действие по содержанию предложения; активизировать знания об осенних явлениях.

* * *

Педагог предлагает детям варианты предложений на выбор.

Листья под ногами... (шуршат).

Листья с деревьев... (падают), в воздухе... (кружатся), на землю... (ложатся).

Небо осенью... (хмурится).

Птицы осенью... (улетают на юг).

Журавли, прощаясь с родиной... (курлычат).

Люди урожай... (убирают, собирают).

Трава и цветы поздней осенью... (увядают, сохнут).

Как дикие звери готовятся к зиме

Цели: знать, как дикие, звери готовятся к зиме; уметь находить соответствующую картинку, объяснять ее содержание, показывать действия.

Материалы: картинки с изображением диких зверей, их жилищ, корма.

Правила. Педагог называет зверя, а дети должны выбрать соответствующие картинки и изобразить его действия, рассказать, что он делает и почему.

 

Разложи по порядку

Цели: знать последовательность времен года; уметь называть их признаки.

Правила. Педагог предлагает детям картинки с изображением времен года, которые дети должны разложить по порядку, начиная с осени, назвать признаки каждого времени года.

 

Собери урожай

Цели: знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

Правила. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т.п.

Осень в музыке

Цели: уметь внимательно слушать музыкальный фрагмент; включать воображение, вспоминать образы, связанные с осенью, описывать их, используя образные выражения, строки стихотворений.

Правила. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в музыкальную осень. Дети слушают фрагменты произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года» (осень), затем рассказывают, что они представляли под музыку разных композиторов. Далее можно предложить детям нарисовать представленные образы, показать их в пантомимических этюдах под музыку.

Поощряются рассказы, богатые образами осени, с использованием красивых выражений из стихов, песен, эмоционально окрашенные.

 

Какое время года?

Цели: уметь внимательно слушать стихи, эмоционально окрашивать слушание; знать характерные особенности времен года; при чтении стихов использовать выразительные средства языка и мимики.

Правила. Педагог предлагает детям отправиться в мир поэзии, вспоминает с ними, каких поэтов они знают, какие стихи о временах года уже выучили в старшей группе. Просит внимательно послушать стихотворения, понять, о каком времени года оно написано, какими словами, выражениями поэт передал его характерные признаки; отметить, что особенно понравилось в стихотворении! Тот, кто отгадает загадку, получает приз (фишку). Если дети знают стихотворение, то могут читать его сами или вместе с педагогом.

Педагог читает стихи по своему выбору. Варианты стихотворений см. [28].

В дидактической игре можно использовать материал по всем временам года, а можно только по осени или сравнить лето и осень.

Зима

* * *

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. Пушкин

* * *

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

С. Маршак

* * *

Открываем календарь —

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

* * *

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

С. Маршак

* * *

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

* * *

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,.

Точно пеленою

Все его одело...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

И зима настала.

И. Суриков

* * *

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям. 1

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай

И. Никитин

* * *

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

А. Пушкин

Весна

* * *

...Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей

А. Пушкин

* * *

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала

А. Плещеев

* * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом...

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам

Ф. Тютчев

* * *

Идет-гудёт

Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

 Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!..

Н. Некрасов

Лето

* * *

 

Зеленейся, зеленейся,

Мой зеленый сад.

Расцветайте, расцветайте,

Мои алые цветочки!

Поспевайте, поспевайте,

Вкусны ягоды, скорей.

М. Кольцов

* * *

Пришел июнь.

«Июнь, июнь!» —

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.

С. Маршак

* * *

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют.

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука, —

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

И. Суриков

* * *

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

 После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит.

С. Маршак

* * *

Уронило солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик —

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет,

От большого солнца

Маленький портрет.

Е. Серова

Осень

* * *

...Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

* * *

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях

А. Плещеев

* * *

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

А. Плещеев

* * *

Мелькает желтый лист

На зелени дерев.

Работу кончил серп на нивах золотистых.

И покраснел уже вдали

Ковер лугов,

И зрелые плоды висят

В садах тенистых.

А. Толстой

* * *

Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

 А. Толстой

* * *

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села.

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

С. Маршак

* * *

В октябре, в октябре

Чистый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Маршак

* * *

Хоть ноябрь хмурится

И ветер дует злой,

 Сегодня с нашей улицы

Повеяло весной.

Г. Ладонщиков

* * *

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

В. Жуковский

* * *

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

 Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон...

Н. Некрасов

* * *

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет...

И. Бунин

* * *

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно...

А. Фет

* * *

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слушать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

А. Майков

* * *

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет —

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Е. Благинина

* * *

Расправила широкие крылья,

Над желтым простором полей

Плывет в небесах эскадрилья

Спешащих на юг журавлей.

Осенний старательный ветер

Листву по дорогам разнес,

И в город вчера на рассвете

Отправлен последний обоз.

М. Исаковский

* * *

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

 Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней —

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

А. Твардовский

* * *

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

 Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

С. Есенин

* * *

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком...

С. Есенин

Возвратим Осени память

Цели: знать признаки осени; уметь называть и описывать их; связывать явления живой и неживой природы; объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, наступления осени и труда.

Правила. Педагог в образе Осени приходит к детям и говорит о том, что злая волшебница ее заколдовала, она не помнит, что происходит, когда наступает осень, после какого времени года она идет, какое время года ее сменяет. Просит детей помочь вспомнить признаки осени и рассказать ей, чтобы не нарушить равновесие в природе. Дети по одному выходят к столу, на котором лежат разнообразные картинки, изображающие осенние явления, выбирают одну, прикрепляют на платье Осени и рассказывают ей о данном явлении. Если ребенок допускает неточности, ошибки, то Осень задает наводящие вопросы, просит детей помочь. Когда платье Осени будет наряжено, она вместе с детьми водит осенний хоровод.

Затем педагог читает зарифмованные тексты и задает детям вопросы по содержанию.

* * *

Листопад, листопад —

Листья по ветру летят.

В вальсе кружат над землею

И любуются собою.

Платьем хвалятся сроим —

Желтым, красным, золотым.

Солнцу подставляют щечки

Все осенние листочки.

На земле ковром лежат,

Нас порадовать хотят.

· Что такое листопад?

· В какой период осени наблюдается листопад?

· Почему листочек с дерева падает не быстро, а кружится?

· В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и кустарников?

· Почему листья на земле сравнивают с ковром?

 

* * *

Паутинки, как тюль,

Принакрыли кусты.

И тепло, словно летом,

 Солнце землю ласкает.

 

Астры ярко цветут,

Хризантемы-принцессы

Свои чудо -цветки

Под лучи подставляют.

· О каком периоде осени говорится в тексте?

· Как называют этот период осени в народе? (Бабье лето.)

· С чем сравниваются паутинки?

· О каких осенних цветах говорится в тексте?

· Какого цвета бывают астры?

· С кем сравниваются хризантемы? Почему?

· Чем они отличаются от астр?

* * *

Осень хмурится, осень сердится

И печалится, слезы льет.

Вдруг вся в золото приоденется,

Паутинки быстро наткет.

 

Пригласит к себе всех художников

И закажет дивный ковер.

Из осинок, кленов багряных

Разожжет прощальный костер.

· О каком периоде осени говорится в тексте?

· Почему автор говорит об осени, как о человеке?

· Какие эмоции он приписал осени?

· Что значит — осень хмурится? Сердится? Печалится? Льет слезы?

· Какой дивный ковер зака пала осень? Из чего он составлен.'

· Почему листья клена и листья осинок сравнили с костром?

· Почему костер назван прощальным?

* * *

Почему я в сапогах,

Зонт над головою?

Осень слякоть принесла

И дожди с собою.

Под ногами — лужи, грязь,

Ветер гонит листья,

Небо серое грустит —

Тучи в нем повисли.

· О каких признаках осени говорится в тексте?

· К какому периоду осени подходит такое описание?

· Как реагируют люди на изменение погоды?

* * *

 

Осень, шлепаю по лужам

В теплой куртке, сапогах.

Капюшон от ветра скроет,

Зонт от дождика в руках.

 

Мне тепло, не страшен холод.

Только зябнут воробьи.

Нет у них одежды теплой,

Вот и съежились они.

· Как меняется одежда человека осенью? Почему?

· Какую обувь используют люди в дождливую погоду? Почему?

· Что придумали в одежде, чтобы ее не продувал ветер и она не промокала?

· Какие головные уборы носят осенью? Почему?

 

* * *

Сад гол и пуст, пожухлая трава,

Листва последняя лежит в холодной луже.

Сквозь ветви уж не видно синевы.

Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.

· О каком периоде осени говорится в тексте?

· Какими словами автор описывает позднюю осень?

· Какое настроение вызывают у вас эти строки?

 

* * *

Насекомые исчезли,

И замерзли водоемы.

Осень поздняя настала,

Холод принесла с собою.

 

Потянулись птицы к югу —

 Нечем стало им питаться.

До весны с родимым краем

Им придется распрощаться.

· О каких признаках осени говорится в тексте?

· Почему птицы улетают осенью на юг?

· Первыми улетают насекомоядные или водоплавающие птицы?

· Когда птицы возвращаются в родные края? Почему?

· Как называют птиц, которые улетают на юг?

· Каких перелетных птиц вы знаете?

· Как называют птиц, которые остаются зимовать?

· Каких зимующих птиц вы знаете?

 

* * *

За осенью зима приходит,

И к ней готовятся в лесу:

Там белки, мыши впрок запасы

Всю осень для семьи несут.

 

Линяют лисы, зайцы, белки,

Чтоб теплой стала шерсть к зиме.

Барсук, медведь и еж колючий

 

Нагуливают жир себе.

В кору и пни, коряги, щели

Забились мухи, комары.

Все насекомые заснули,

Оцепенели до весны.

· Как лесные жители готовятся к зиме?

· Почему для медведя, барсука и ежа важно накопить жир?

· Почему у многих животных линяет шерсть к зиме?

· Какие запасы заготавливают на зйму белки, мыши?

· Что будет, если медведь не заснет на зиму? Если не нагуляет жир?

· Что случится, если животные не сделают запасы на зиму?

· Как зимуют насекомые?

 

* * *

Осень с урожаем к нам пришла.

Много вкусных фруктов принесла.

Овощей доставила целый воз.

Людям всем ответила на вопрос:

 

Чем зимой питаться? Что варить?

Из чего варенье и компот закрыть?

 

Собирают люди урожай в садах,

В огородах трудятся, на больших полях.

· Каким трудом заняты люди осенью в деревнях, селах, на дачах?

· Какие фрукты поспевают осенью?

· Как заготавливают фрукты и овощи на зиму люди?

· Почему урожай так важно убрать до дождей?

· Из чего варят варенье? Какое варенье вам нравится больше всего?

· Из чего варят и закручивают в банки компоты на зиму?

· Какие салаты консервируют? Из чего они состоят?

· Как хранят картофель, свеклу, морковь, лук и другие овощи?

· Какие фрукты и овощи можно сушить на зиму? Солить? Мариновать?

 

* * *

В сентябре тепло, как летом,

И цветы кругом цветут.

 Школьники идут учиться,

Их уроки в школе ждут.

 

В октябре желтеют листья

И багряные леса,

Листопад украсит землю.

Ах, какая красота!

 

В ноябре дождливо, сыро,

Небо тучами закрыто,

Лужи, грязь, завяли травы,

И тепло уже забыто.

· О каких осенних месяцах говорится в тексте?

· В каком порядке они сменяют друг друга?

· Чем отличаются явления природы в каждый из осенних месяцев?

· Вслед за каким месяцем наступает зима?

· Какой месяц осени самый теплый?

·  Какой месяц осени самый холодный?

· В каком месяце осени уже может идти снег?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...