Пальчиковая игра «У Зимы в лесу изба»
Цели: уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук; внимательно слушать и действовать совместно с педагогом. * ** Педагог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.
Чтение стихов Педагог читает детям стихи, потом задает вопросы по их со держанию. Мороз-художник ' Рисует узоры На окнах мороз, Но только лишь белою краской. Вот дивные птицы, Вот чудо-цветок, Вот замок прекрасный, как в сказке.
Разглядывать можно картины весь день, Но только не трогать руками. Растают узоры тогда от тепла И вмиг распрощаются с нами. · В какие дни можно увидеть рисунки на окнах? · Как они образуются? · Почему рисунки боятся тепла? · Что чаще всего рисует мороз на стеклах? Метель Как на нашу улицу принеслась метель. Все дорожки, все крылечки белые теперь. Наметет сугробы — двери не открыть. Заберется в щели, чтобы застудить. Вволю наиграется и уйдет в леса,
А за ней останется снежная краса. · Чем отличается метель от снегопада?, · Чем отличается метель от вьюги, бурана?.
Гололед Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла. На дорогах гололед; И машины все несет. Тротуары, как каток. Сделать бы еще шажок, Но подошва подвела — Очень скользкая она. Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа — Соль насыпать и песок, Чтоб пройти прохожий мог. · Какая зимняя погода способствует образованию гололеда? · Почему в гололед происходит много аварий на дорогах? · Почему в гололед люди часто получают травмы? · Как обезопасить себя в гололед? · Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
Зимнее зеркало Гладкий, скользкий очень Лед, как зеркало, блестит. Он на реках прочный, Можно по нему ходить. И по глади ровной можно Мчаться на коньках. С ветерком проехать Даже на санях. · Как в стихотворении описывается лед? · Из чего образуется лед? Как? · Почему в мороз по льду на реке можно даже ездить на санях?
Снег Снег такой пушистый, мягкий, как перина. Разукрасила его вдруг рябина. Красной ягодой узор набросала, Снегирям его стеречь приказала.
Торт сверкает под луной, серебрится. А рябине даже ночью не спится. Белый снег прикрыл ее, как невесту, И оставил лишь для щек ярких место. · Как описывается снег в стихотворении? · Как можно украсить снег ягодами рябины? · Почему под рябиной всегда много ягод? Логоритмическое стихотворение «Вьюга» Педагог читает стихи, дети выполняют движения.
Воет вьюга: У-у-у, Делают круговые движения ру- Завертеть я вас могу. ками над головой ритмично. Замести в большой сугроб, Руки внизу, ритмично двигают Хрп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп. ими с боков к центру, «подгребая» снег.
Вас от дома уведу, Ритмично хлопают ладонями по В чисто-поле приведу. телу. А потом улягусь спать Ритмично покачивают скрещен- В свою снежную кровать. ными руками перед собой.
Дидактическая игра «Правила безопасности зимой» Цели: знать правила безопасности в зимнее время (в гололед, оттепель, на водоемах, при переходе через дорогу, ветреной и морозной погоде); уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. Материалы: картинки-знаки с изображением гололедицы, сосулек, тающего льда на реках, транспорта на заледенелой дороге, сильного ветра с морозом, сильного мороза. Правила. Педагог предлагает детям картинки-знаки по правилам безопасности в зимнее время, а дети должны определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой.
Дидактическая игра «Техника на службе у человека зимой» Цели: знать, чем отличаются машины, которые используются в зимнее время; как человек готовит обычный транспорт к зимнему периоду; уметь сравнивать разные по назначению машины, находить различия, объяснять своеобразие зимней техники (снегоуборочная машина, снегоход, ледокол, мотосани и т.п.). Материалы: картинки с изображением машин: поливальной и снегоуборочной, с колесами и полозьями, зимних, спортивных машин, ледокола и корабля, снегоступов. Правила. Педагог предлагает детям отобрать из предложенных картинок те, на которых изображен зимний транспорт, и рассказать о его отличии и назначении. Затем дети имитируют действия машин, «превращаясь» в них.
Драматизация сказки «Морозко» Цели: знать содержание сказки, характер героев, признаки зимы, которые раскрываются в сказке; уметь выразительно, используя разные интонации, мимику, жесты, изображать героев, разыгрывать сценки, взаимодействовать с партнерами; с помощью элементов декораций оформлять игру. Речевой материал по лексическому строю речи см. [12, с. 95]. Этюд «Украсим елку»
Цели: знать, что в России Новый год празднуют только зимой; уметь представлять-в воображении елочные игрушки, елку, действия по ее украшению; передавать образы через пантомимику, речевое сопровождение, пространственную ориентировку; передавать эмоциональное состояние, связанное с Новым годом, новогодней елкой.
* * * Педагог. Дети, Новый год давно прошел. А мы его так ждали! Как жаль, что уже нет новогодней елки. А может, нам вернуть этот праздник? Я предлагаю вам пойти погулять по зимнему лесу, выбрать там самую пушистую елочку и нарядить ее. Согласны? Давайте оденемся потеплее, ведь в зимнем лесу холодно. Сначала — теплый спортивный костюм. Штанишки, курточку. Застегните молнию до конца, чтобы мороз не пробрался под курточку. Ну-ка я проверю. А теперь обуемся. В чем мы пойдем?
Дети предлагают свои варианты.
А может, в туфельках? Почему нет?
Дети объясняют. Заправьте штанишки в сапоги. Наденем теплую шапку. Какая у кого шапка? Из чего она сделана? Какого цвета? Дети отвечают.
Наденем зимнее пальто или шубку. Помогите друг другу застегнуть верхнюю пуговицу. Алеша, а у тебя не все пуговицы застегнуты. Ну-ка проверь. Лена, у тебя застряла молния? Давай помогу. Поверх пальто повяжем шарф, чтобы шея была закрыта. Какого цвета ваши шарфики? Из чего связаны?
Дети отвечают.
Не забудьте о варежках, чтобы не замерзли руки. Давайте я на всех вас еще раз посмотрю. Все готовы? Молодцы! А как мы понесем елочные игрушки? Давайте возьмем рюкзачки, они нам небудут мешать передвигаться. Сейчас я вам их раздам. Ане — желтый рюкзачок с петрушкой, Саше — синий с корабликом... Сложите в рюкзачки игрушки, которые бы вы хотели взять. Ребята, а вдруг в лесу глубокий снег? Может, нам взять лыжи? Как вы думаете? Возьмите по паре лыж и лыжные палки. Вставайте друг за другом посвободнее, положите лыжи на пол. Пусть это будет лыжня. Надевайте лыжи и берите в руки палки. Я пойду впереди. На прогулку в лес пойдем, Хороводы заведем, Чудо-елочку найдем. Песню елочке споем. Елку эту нарядим, На нее мы поглядим.
Дети, смотрите по сторонам. Может, кто увидит красивую елочку.
Дети ищут елочку и находят ее.
Ах, какая красавица! Скорее снимайте лыжи. Положите их рядком. Снимайте рюкзачки и доставайте елочные игрушки. У кого звезда? Давайте украсим ею верхушку елки. Вы не достанете, поэтому посажу звезду на елку я сама. Посмотрите, я прямо ее посадила? А теперь покажите мне свои игрушки и расскажите, что вы хотите повесить на елочку. Пусть все игрушки будут разными, тогда и елочка будет красивой.
Дети отвечают.
Встаньте вокруг елочки и повесьте свои игрушки. Вешайте прочно, чтобы игрушка не упала. Кто может достать, повесьте на верхние ветки, а другие — на средние и нижние. Давайте полюбуемся. Здорово получилось! Но мы еще не украсили елку огоньками! Забыли! В лесу нет электричества, поэтому я с собой захватила батарейку. Берите за проводки, разматывайте их. Я возьму за середину и прикреплю наверху, а вы разведите провода по всем сторонам. Давайте проверим, горят огоньки или нет? Смотрите, а я подключу к батарейке. Горят? Какого цвета огоньки? Равномерно мы их распределили по елке?
Дети отвечают.
Вот удивятся все лесные жители! Вот обрадуются! Подумают, что у них наступил Новый год. Мне кажется, не хватает блестящего дождика. У кого дождик? Несите скорей. Возьмите все понемногу и повесьте на елочке со всех сторон. Очень красиво! Я не видела лучше елки! Расскажите мне, что вы видите на елке?(Показывает на разные участки предполагаемой елки.)
Дети отвечают.
Давайте поводим вокруг нее хоровод. Ну, а теперь пора прощаться с елочкой. Если захотите, мы еще придем к ней в гости.
Елочка-красавица, не грусти без нас! Ты в лесу останешься не одна сейчас. Зайчик и лисичка прибегут к тебе. Белочка прискачет, птички будут все.
Контрольные вопросы и задания 1. Что такое зима? (Время года.) 2. За каким временем года она наступает? 3. Какое время года наступает после зимы? 4. Назовите по порядку зимние месяцы. 5. Какие изменения происходят зимой в растительном мире? 6. Как зимуют домашние животные, звери, птицы? 7. Что происходит с водоемами? 8. Как изменяется длительность дня и ночи? 9. Какой месяц самый снежный? 10. Почему говорят «Много снега — много хлеба»? 11. Что такое гололедица? Почему она опасна? 12. Чем отличается снегопад от метели и вьюги? 13. Чем отличается липкий снег от рыхлого? 14. Как люди одеваются зимой? Почему? 15. Какая техника помогает людям зимой? 16. Что изменяется в жизни людей зимой? 17. За что дети любят зиму? 18. Какие зимние игры, забавы вы знаете? Любите?
19. Какой праздник бывает только зимой? 20. Из чего состоит снег, лед?
ВЕСНА ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — первые приметы весны в природе; приметы ранней и поздней весны; — что происходит весной со снегом, льдом на водоемах; — что весной продолжительность дня увеличивается, достигая весеннего равноденствия; — что происходит весной в растительном и животном мире; — чем занимаются люди весной, как изменяется их одежда в соответствии с изменением погоды. Дети должны уметь: — обобщать признаки весны и конкретизировать их, сравнивать с признаками зимы; — использовать знания о признаках весны в выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке наглядности; — развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность.
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ) Весна (педагог), девочка Веснянка, весенний листочек, первоцвет, ветерок и др. Первая половина дня Утро Вводная беседа Цели: настроить детей на предстоящую деятельность; вызвать интерес к теме дня; собрать внимание; спланировать совместно основные этапы дня. Утренняя гимнастика Цели: уметь воспроизводить образ через пластику и выразительность движений, эмоционально окрашивая его; дифференцировать свои мышечные ощущения, управлять ими; использовать знания о весне в создании образа. * * * Бег ручейком; ходьба по лужам; ходьба — грани по пашне; бег врассыпную — насекомые, майские жуки, лепестки цветущих яблонь, черемухи, вишни-, потянуться к солнышку; присесть —растаявший сугроб; сидя — ветерок колышет траву, расцветает цветок-, движения руками — ломаются льдины; лежа — просыпается медведь; хлопки или ходьба на месте — весенний гром, прыжки — ловля солнечных зайчиков, построение — солнечные лучи, бег по одному ручеек, по два — речка, по четыре — половодье.
Весенние заклички Цели: знать различные весенние старинные заклички, которые использовал народ, обращаясь к силам природы; уметь произносить заклички выразительно, эмоционально.
* * * Педагог предлагает детям позвать весну к себе на праздник Весны. Приглашает подойти к окну, протянуть руки вперед и дружно произнести заклички. * * * Ay, ау, аукаем, Весну приаукиваем: Март, март Солнцу рад; Апрель, апрель Откроет дверь; Май, май Сколько хошь гуляй! Ау, ау, аукаем!
* * *
Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, Красное, нарядись!
* * * Дождик, дождик, посильней, Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На кругленьком лужочке! * * * Гром, гром, Не бей в наш дом. А бей в колоду В холодную воду.
* * * Выйди, радуга-дуга, На зеленые луга Своим концом, Золотым венцом!
Примеры малых фольклорных форм см. [24].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|