Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие педагогические задачи можно решать при помощи рисования?




Содержание

Предисловие

Почему я начал рисовать?

Какие педагогические задачи можно решать при помощи рисования?

Как мы делали картины

Как мы разрисовывали стены и мебель

Миниатюры и сувениры из дерева

Раскрашивание камушков

Мозаики

Учебные и развивающие пособия

Другие игры и занятия с образами

«Солнечные сказки» и «Земные сказки»

«Лото ужика» и другие (серия развивающих игр)

Стиль жизни художников

Этапы и периоды в творчестве

Уроки рисования – как я их провожу

Философия детского рисунка

Сказочка про то, как царь Балобдуй учился рисовать у Матвея-крестьянского сына

Сказочка про то, как тетя Маруся учила рисовать сыночка нефтяного магната Васеньку

Упражнения, помогающие развивать образное мышление и учиться рисовать

Некоторые легко рисуемые образы

Базовый принцип композиции и техники

Способы почувствовать, как надо рисовать для данного конкретного ребенка или взрослого

«Ты умеешь рисовать!» (эссе для подростков и взрослых)

Послесловие

 

Предисловие

Это книга для родителей, педагогов и психологов. Возможно, еще для бабушек и дедушек, а также просто для тех, кто любит играть и заниматься с детьми. Может быть, даже для старших братьев и сестер, уже почуявших вкус к искусству воспитания и обучения младших. Притом не существенно, хорошо ли вы рисуете, учились ли вы когда-нибудь живописи или сие занятие для вас абсолютно не свойственно.

Рисование – одно из основных направлений моей работы с детьми. Я практически исследовал этот процесс на всех стадиях, «от нуля». Сначала я и сам совершенно не умел рисовать. Вместе с моими детьми мы проходили все этапы постижения образов окружающего мира и изучали возможности выражения в рисунках и картинах наших впечатлений, наших чувств, наших фантазий. Я стал профессиональным художником, мастером этого дела, хотя и не учился ни в каких художественных учебных заведениях, хотя и не умею многого того, чему обычно учатся профессиональные художники. Персональная выставка в престижной петербургской галерее «Борей» в 2002 году – это для меня как бы диплом о квалификации.

Всем известно, что педагогика является и наукой, и искусством. Методы обучения науке хорошо разработаны и понятны, их можно объяснять и достаточно четко и логично формулировать. На то она и наука. Методы обучения искусству гораздо более туманны и таинственны, их гораздо труднее объяснять, их, скорее, нужно «постигать нутром» – через свои поиски и через совместную деятельность с опытными в этом деле людьми. Конечно, и здесь разработаны некие методики, но все же мы понимаем, что талант и вдохновение – дары свыше. Можно до виртуозности овладеть техническими приемами, но главное в любом искусстве – душа, которая в целом не поддается никаким измерениям. Это и о педагогике, и о живописи и рисовании.

Соответственно и выбрана структура данной книги: сочетание системности и свободного потока вдохновения, сочетание эмоционального и рационального начал. Я старался писать так, чтобы было интересно и легко читать – и профессионалам, и непрофессионалам. Сию книгу следует воспринимать не только умом, но и сердцем. Ее нужно не только понять, но и почувствовать. Словом, перед вами не учебник, а скорее, мастер-класс. Или даже некое драматическое действие. Я бы хотел, чтобы эта книга стала для вас праздником.

Прежде всего, я старался передать настроение. Моя основная цель – вдохновить вас на чудесное дело, коим является рисование вместе с детьми, рисование для детей. Конечно, тут будет говориться и о конкретных методических приемах, и о техниках, и о ключевых идеях, и о частных находках, и о практическом опыте разнообразных ситуаций… Найдется место и для упражнений, и для иллюстраций, и для сказок… Но все же главное – это некое таинство процесса, которое есть суть и которое не сформулировать словами.

Полагаю, что вы, уважаемые читатели, сумеете выделить из всего материала то, что интересно и нужно конкретно вам. Можно ли «научиться» таланту и вдохновению? По-моему, они и так всегда есть в глубине каждого человека, в самой нашей основе. Надо лишь открыть им дорогу, если она чем-то заслонена или забыта в суете дел. Можно ли научиться различным техникам? Конечно, можно. Это вполне реальный для абсолютного большинства людей процесс. Всем ли такое занятие будет интересно? Думаю, очень многим.

Данная книга родилась на основе мастер-классов для студентов кафедры педагогики и психологии семьи нашего питерского Педагогического университета. Во время подготовки и проведения этих мастер-классов мне и удалось найти форму для выражения и передачи своего опыта. А уж потом я доработал и соединил весь материал в книгу.

Вполне понимая, что наш семейный творческо-художественно-педагогический опыт уникален, я все же вижу через него очень много общезначимых вещей – того, что может быть близко абсолютному большинству людей. Через призму наших конкретных жизненных ситуаций, через описание наших способов рисования я пытаюсь показать простые и ясные подходы к развитию качеств образного мышления, образного чувствования. Я стараюсь легко и весело говорить об очень фундаментальных, концептуальных вещах в психологии детского творчества.

Итак, приступаю к литературно-художественно-педагогической композиции на тему рисования вместе с детьми, рисования для детей. А если формулировать более научно и по-деловому, то тема звучит так: «Использование методов рисования для решения разнообразных педагогических задач». Но если честно, то ведь это может быть интересно и лично для себя – даже тем, кто далек от педагогической или художественной стези.

Хочу обратить ваше внимание, что описанное здесь происходило на протяжении более чем 15-ти лет. Все эти годы мы не только рисовали, но и делали массу других вещей: читали, учились, гуляли, играли, общались, тренировались физически… – всего и не перечислишь. Я даже не могу сказать, что рисование занимало ведущую роль. Скорее, одну из главных ролей. И кроме того, очень существенно то, что я все эти годы учил своих детей не в школе, а дома сам. То есть режим жизни был весьма благоприятен для масштабных творческих исканий.

Вы можете познакомиться с фотографиями некоторых моих картин в разделе «Галерея» моего сайта «Папа Карп» (www.papakarp.ru). В других разделах сайта вы найдете много разнообразной графики. Иллюстрации к упражнениям и другие рисунки в книге сделаны специально к данному тексту и являются как бы его частью. Сказки тоже, но их можно читать совершенно отдельно – например, детям.

Для начала расскажу немного о себе – как я дошел до жизни такой. А затем уже буду описывать свой опыт.

 

Почему я начал рисовать?

В школе и в институте мне довелось учиться совсем другим вещам. Вообще я родился в инженерной семье, где занятия художественным творчеством или интерес к живописи совершенно не являлись какой-либо частью жизни. Конечно, в раннем детстве я немного рисовал временами цветными карандашами, но мои сюжеты и выразительные средства были очень однообразными и скудными. Потом я тоже иногда рисовал – простым карандашом на уроках. Но это было лишь нечто вроде условных карикатур.

Художественным вкусом я никогда не отличался. Когда в институте на первом курсе мне поручили нарисовать стенгазету, я сделал это старательно, но эстетически бездарно. Поэтому больше меня к такого рода деятельности не привлекали. Вообще я совершенно не понимал тогда, что такое картина и для чего ее создают, как ее можно воспринимать. Я был полностью погружен в физику и математику, в логические построения, теоретические модели, философский смысл формул и все такое. Но, кстати, именно тогда я как-то «от жизни» понял, что для эффективного изучения точных наук мне очень удобно представлять в образах все, что там описывается.

Учась в институте, я серьезно занялся работой над собой под руководством хороших и компетентных людей. По форме это было нечто вроде оригинальной системы психотренинга. Но по сути затронуло меня очень глубоко. Именно тогда я развил в себе в дополнение к логическому еще и образное восприятие реальности, начал понимать свою психологическую структуру, стал учиться опираться на интуицию и чувства.

Поворот в профессиональной ориентации произошел в связи с рождением детей. Стремление помочь растущему человеку развиваться вдохновило меня гораздо сильнее, чем физико-математическая деятельность. Причем с самого начала мне хотелось не только воспитывать своих детей, но и сделать нечто общеполезное в сфере педагогики. Своей основной «базой» и «творческой лабораторией» я сделал свой дом и свою семью. То есть мой подход – это, в основном, позиция активного родителя. Правда, постепенно я стал заниматься и с другими детьми, но это всегда было лишь небольшим дополнением (без которого, правда, было бы невозможно строить глобальный исследовательский процесс да и вообще жизнь).

Играя со своими крошечными детьми, я обнаружил, что рисунок – очень хорошее средство взаимодействия с ребенком. Теперь я, конечно, знаю, что для педагогов сие не новость. Но тогда для меня это было открытием. И оно определило путь моих исканий на долгие годы очень во многом.

Все начиналось очень просто. Я сидел с детишками и как-то само собой начал для них что-то рисовать – просто карандашом на имеющихся под рукой бумажках. Очень скоро, видя активный интерес детей к своему творчеству, я стал активнее использовать такую форму общения. Да, именно, общения. Для меня рисование с детьми – это, прежде всего, общение, а потом уже творческий процесс, работа с образами, овладение техниками и прочее.

Как я уже сказал, сначала я совсем не умел рисовать. Я не понимал и не чувствовал этой сферы деятельности. Но так как моим детям оказались интересны мои рисунки, то я был вынужден осваивать хотя бы какие-то приемы. И вскоре уже рисование для детей стало обычным делом – таким же, как, скажем, кормление или подвижные игры.

Реально я погрузился в стихию возникающих на бумаге образов после рождения третьего ребенка. Именно тогда пришло решение стать профессиональным художником. Сначала я это дело мыслил только как средство решения педагогических задач. Рисование виделось необходимым для самых разных форм работы с детьми. О творчестве «лично для себя» я тогда не думал.

К освоению ремесла художника я подошел логично и системно – как к исследовательскому процессу. В институте меня научили работать самостоятельно, а всю необходимую дополнительную информацию можно было добывать по ходу дела. У меня имелись четкие ориентиры, стержневое направление, ясные задачи. Поэтому я мог продвигаться быстро и эффективно, не отвлекаясь от главного, а сосредотачивая усилия на своей линии. Естественно, мною не планировалось освоение художественного образования классического типа. Поэтому я сам разработал для себя методику и последовательность обучения. Хотя, конечно, читал и книжки по живописи и рисунку и немного консультировался у художников.

Первые несколько лет я посвятил общему развитию своего образного мышления, пространственного восприятия, цветоощущения, умения «сопрягать» внутренние психологические состояния и выражающие их линии, формы и цветовые сочетания. Мне сложно описывать данный процесс детально, но, наверное, и не нужно. Ведь это был мой личный внутренний процесс, у любого другого человека все происходит иначе. Да и исходное положение разных людей по отношению к рисованию и живописи различно. Однако далее я опишу некоторые упражнения и методы, которые использовал в тот период и позже для собственной тренировки.

Параллельно я рисовал для моих детей (тогда их было еще трое). Старшая дочка больше занималась другими делами, поэтому я ориентировался в основном на сыновей. После прочтения вслух «Рикки-Тикки-Тави» я рисовал мангуста, сражающегося с коброй. После сказки про Ивана-крестьянского сына изображал воина в полном боевом вооружении. После истории про хоббита Бильбо – небольшого человечка, шагающего по тропе. Я рисовал висящего на ветке Маугли, бьющегося с акулой аквалангиста, плывущий под парусом корабль с мангустом у руля, вертолеты, пароходы, ракеты в космосе… Словом, что просили, то и рисовал. Один и тот же сюжет, бывало, повторялся десятки раз. А потом мальчишки раскрашивали мои карандашные рисунки (я их делал простым карандашом).

Очень неумелые, абсолютно непрофессиональные изображения оказались интересны моим детям, так как рождались в процессе чтения, игры, обсуждения. Кроме того, они сами заказывали рисунки, объясняли, что и как должно быть изображено. Я слушался сыновей и учился чувствовать их интерес, их способ восприятия картинок. И постепенно открывал в себе нереализованные в детстве умения в области понимания образов.

Конечно, мы пробовали разные техники: рисовали акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами, вырезали из цветного картона и цветной бумаги, раскрашивали покупные раскраски, играли во всякие мозаики, лепили из пластилина… Но основной акцент в первые десять лет моей художественной деятельности был сделан на графике, причем без полутонов.

Особый интерес представляло то, как дети раскрашивают. Наблюдая за ними, я учился создавать «продвинутые» раскраски и индивидуальные раскраски. Я не могу сформулировать, как это делать. Просто стало получаться через какое-то время. И я увидел, что возможности данной формы занятий с детьми весьма велики – гораздо больше, чем традиционно думают родители.

Как изобразить картинку-раскраску так, чтобы именно данному конкретному ребенку было интересно ее раскрашивать? Как сделать, чтобы она соответствовала его психологическому состоянию в данный момент, его умению, его индивидуальному творческому пути? Как создавать эффективно работающие раскраски для широкого круга детей? Ответы на такие вопросы я искал практически, методом проб и ошибок, методом наблюдения и вчувствования. И в определенной степени ответы удавалось находить. Постепенно, конечно.

Мы начали делать серию развивающих игр и большую книгу «Солнечные сказки». Дети стали моими основными соавторами: слушали, критиковали, советовали, рисовали эскизы, раскрашивали пробные варианты картинок… Я постоянно ориентировался на их восприятие, прислушивался даже к малейшим замечаниям или пожеланиям. Именно благодаря этому книгу и игры удалось сделать близкими детскому мироощущению и очень естественными, искренними, понятными для детей. Младшая дочка вошла в сей процесс буквально с пеленок. Например, обложку на «Лото ужика» я перерисовывал множество раз – до тех пор, пока двухлетняя Машенька не погладила нарисованного ужика и не сказала, что «он хороший».

1999 год оказался переломным. Умерла моя мама, много помогавшая нам. Жена и старшая дочка уехали насовсем жить в другой город (к матери жены). Я остался один воспитывать троих младших детей. Маше тогда было 4 года, Коле 9 лет, Тиме – 10 лет. Однако были и успехи: удалось издать небольшими тиражами «Солнечные сказки» и развивающие игры. Но в целом жизненная ситуация была трудной, надо было увидеть путь развития на ближайшие годы.

Высококвалифицированный психотерапевт, с которым я тогда советовался по поводу всей ситуации, посмотрел мои рисунки и очень активно порекомендовал заняться живописью всерьез – на продажу. Он сказал примерно так: «Денег, может, вы на этом и не заработаете, но пользу работа над картинами принесет большую, особенно вашим детям». Я воодушевился, и начался новый этап моей художественной карьеры и нашей семейной судьбы.

 

 

Анекдот из жизни

Как писать картины маслом? Я никогда не пробовал этого делать и не имел ни малейшего представления о технике масляной живописи. Поэтому обратился за советом к знакомой художнице, окончившей Мухинское училище.

– Возьмите глиняный горшочек, поставьте его на стол, посмотрите, как падает свет, и рисуйте карандашом, стараясь передать полутона и форму… Потом возьмите вазочку… Потом – чашечку… – сказала она

– Нет. Мне надо сразу картины на продажу рисовать.

– Ой! Что вы, Алексей! Ой! Это очень долгий путь…

Позвонил еще кому-то. Меня снова «опустили» и «послали». Ну, думаю, профессионалы… Ладно! Мы тоже не лыком шиты! Взял я детей и пошел с ними в расположенный неподалеку магазин художественных товаров. Пришел и говорю:

– Я собрался заняться живописью маслом. Но я совершенно не в курсе, как это делается. Не могли бы вы подсказать, что надо мне купить, как краски размазывать, как с ними обращаться, чем кисти отмывать…?

– Благое дело вы, молодой человек, затеяли, – молвила опытная продавщица. – Вот возьмите картоночку, загрунтуйте, сделайте эскизик…

– Нет, – перебиваю. – Я буду сразу рисовать картины на холстах для продажи иностранцам. Чтоб по 100 долларов и дороже. Что для этого надо? Какие холсты? Какие краски? Какие кисти?

Что подумала та продавщица, я догадываюсь. Но добрая и квалифицированная тетенька все подробно объяснила, посоветовала подходящий набор красок, кисти, разбавитель и готовые холсты. Мы все это купили и отправились домой работать.

За пару месяцев создав десяток абстрактных полотен небольшого размера, я отправился в художественную галерею. Хозяин поглядел на мое творчество и спросил: «Ну а где вы учились?» Значит, думаю, не так уж плохо. Объяснил ему всю правду. Он тогда вздохнул и сказал: «Чувствуется, что у вас профессионализма не хватает». Но кое-что предложил оставить на продажу. Я не стал – почувствовал, что «все это еще не то».

Дома я все замазал и на тех же холстах нарисовал новые картины, соединяя стиль детских рисунков и элементов абстракции. И понеслось!

Живопись маслом очаровала и поглотила меня. Несколько лет мы с детьми жили в стиле художников. Мы делали картины, устраивали выставки, изучали творчество мастеров и начинающих любителей… Все это и помогло нам психологически, и дало много интересных встреч, и позволило внести впечатление радостных образов во многие квартиры, детские сады, школы… Это был отличный период. Потом он закончился, но мне до сих пор приятно вспомнить то время, хотя была масса трудностей.

Живопись маслом стала для меня уже не только педагогическим средством, но и высокозначимым личным процессом. Я почувствовал себя художником, почувствовал, что это за штука – создавать и нести в мир новые образы. И увидел в этом процессе огромные возможности для внутреннего роста.

Еще меня вдохновляла идея заработать таким образом денег. Но сие не получилось. Ну и Бог с ним. Хотя многие знакомые упрекали меня, что я не занялся чем-то существенно более доходным, я чувствовал, что действовал правильно, и сейчас в этом уверен.

На данный момент мои сыновья отошли от занятия рисованием и живописью, у них другие интересы. Младшая дочка немного рисует, но не очень активно. Временами она берет уроки у художницы, получившей классическое образование. Сам я понемногу продолжаю занятия художественным творчеством. Но сейчас к ним добавилось множество дел иного типа. Стиль жизни уже другой.

Завершая данную главу, могу сказать так: я начал рисовать потому, что данное занятие оказалось очень интересным – и мне, и моим детям, и многим другим людям. Это главное. Интерес, воодушевление, радость творчества – прекрасные состояния души. Они нужны всем нам. А рисование так удачно подходит, чтобы дать возможность их пережить! Но рисование дает еще и много чего другого, конечно.

А теперь перейдем к более «сухой», более «педагогическо-методической» главе. Но не пугайтесь, пожалуйста. Она четкая, ясная и простая до смешного.

Какие педагогические задачи можно решать при помощи рисования?

Обучение творчеству

Тут существует множество вариантов. Суть же одна: человек учится создавать что-то новое, свободное, красивое, необходимое… Причем здесь сотрудничают две стихии: спонтанное движение и некая системная организованность. В разных пропорциях.

Ребенок обычно несет больше фантазии, свободы, искренности, естественности. В человеке в первые годы жизни очень силен потенциал творчества. Он еще не знает правил, он легко делает «что душе угодно», не стиснутый рамками общепринятых норм. Это, конечно, если в ребенке не забит живой интерес к миру, если он не отравлен бесчисленными «нельзя» и «ты должен», если он не сломлен и не подавлен.

Взрослый обычно несет больше силу организованности, планомерности, тщательности. Да и рука тверже. И можно опереться на интеллектуальное понимание принципов творчества, на знание искусства, психологии и много чего другого. В большинстве случаев мы, взрослые, уже потеряли изрядную долю исходного творческого потенциала. Но зато мы можем сознательно стремиться этот свой потенциал развить и проявить.

Соединяя в один творческий процесс взрослых и детей, можно взаимно усиливать их творческие возможности. Это и просто, и трудно. По-моему, главное тут – практика, поиск подходящих форм и режимов совместной работы.

Творчество – это вовсе необязательно создание произведения «от и до». Например, ребенок может дать совет, идею образа, сделать эскиз или набросок, а взрослый – воплотить его мысль в картине («под чутким наблюдением»). Или наоборот. Или ребенок может указать какую-то существенную деталь: цвет бабочки, форму листьев на дереве, расположение водорослей в аквариуме… А иногда просто можно часть картины или сувенира поручить ребенку, а часть – взрослому.

Мой опыт показывает, что все может происходить гармонично и весело. У нас так сложилось, что я все же «был главным», работая над книгами, играми и картинами, а мои дети – помощниками. Но мы рисовали и каждый сам по себе. И что интересно и приятно, стили у нас четверых абсолютно разные: у Тимы – свободный, размашистый, экспрессивный; у Коли – аккуратный, с ориентацией на классические представления о красоте и гармонии; у Маши – искренняя детская эстетика со склонностью к миниатюризации; у меня – концептуально выстроенный стиль с опорой на многолетнее изучение графики.

О творчестве можно говорить сколько угодно. Здесь же мне кажется уместным лишь напомнить следующее. Навыки творческого отношения к жизни, к конкретному делу могут потом быть «использованы» и во многих других делах и ситуациях. Это некий универсальный психологический механизм.

Мои сыновья, когда подросли, отошли от изобразительного творчества (по крайней мере, на данный момент), но мне не обидно. Старший сын переключился на сочинение песен под гитару. Второй сын сейчас вообще не занимается тем, что обычно называют «творчеством». Но я вижу, что самые обычные дела – учеба в школе, оформление тетради, расположение значков на экране компьютера, выбор подарка для кого-то – он делает с большой степенью художественного вкуса и внутренней свободы. Как будет дальше – не знаю. Но в любом случае, нечто уже заложено, наш совместный опыт уже состоялся.

Состояние творчества, на мой взгляд, – естественное состояние ребенка. Фактически, нужно не столько «учить творчеству», сколько создавать условия для проявления этого естественного природного потенциала, «вооружать» его постепенно техниками живописи и графики, знаниями и опытом – очень осторожно и бережно.

 

Арт-терапия

Занятия рисованием и живописью действуют целительно на душу. Сие известно давно. Человек может либо просто «выплескивать» свое внутреннее состояние, либо копировать гармоничные природные образы, либо «конструировать» в рисунке или картине какую-то особую реальность… – во всех этих действиях он сосредотачивается, освобождается, движется к более радостному состоянию.

В моей жизни все это сыграло огромную роль. Занятия рисованием и живописью давали мне оптимизм и силы в очень сложных в психологическом и в жизненном плане ситуациях. Да и детям были очень полезны.

В основном мой метод заключается в стремлении создавать добрые, позитивные, гармоничные образы. Работая над ними, я делаюсь веселее. И потом, уже готовые, они радуют нас, украшая нашу квартиру. Посмотришь – и настроение лучше сразу. Но все же для меня важнее именно процесс создания картины, период полной концентрации на ней и стремления сделать ее хорошо. В эти минуты и часы возникают особые состояния души, которые сами по себе уже и есть награда за труд и старание, за поиски и терпение.

Я не занимался арт-терапией специально как чем-то отдельным или по какой-то особой методике. Хотя по жизни получилось так, что все мое художественное творчество является, по сути, арт-терапией. А еще я использую элементы арт-терапевтического подхода при взаимодействии с детьми и родителями для решения конкретных педагогических проблем: изучение математики, интерес к учебе и т.п. Использование художественных образов позволяет создать более благоприятное для занятий настроение, помочь человеку чуточку раскрепоститься, расслабиться, удивиться…

Например, во время урока математики или физики я могу использовать какие-то свои сувениры для иллюстрирования темы. Да и просто: мы занимаемся, а вокруг висят мои картины. Или нарисую что-то симпатичное по ходу объяснения. Чертеж, схема могут нести существенные эстетические, психологические моменты. «Случайные» рисунки на полях тетрадки могут помочь.

По-моему, арт-терапия – мощное средство. И я надеюсь, что оно будет использоваться все шире и шире и для помощи при обычном воспитании и обучении, и для лечения различных неврозов у детей и взрослых, и просто для снятия усталости…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...