Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фигуры, заходящие друг за друга




Мы можем, например, нарисовать три квадрата так, что один из них будет как бы «спереди», а два других – как бы «позади» него. Или даже можно «переплести» их между собой.

Очень частное упражнение. Я рисовал иногда детям такие штуки разной степени сложности, а они раскрашивали. Не могу сказать, что я много работал с данными формами, но они помогают ощутить пространственные моменты (что за чем находится и что с чем связано). В целом неплохой тренинг для развития образного мышления. Небольшой набор построенных по данной идее пособий есть на моем сайте («Что за чем?»).

С другой стороны, такие рисунки уже несут некую «сюжетность», структуру. То есть тут уже может быть интерес. В более развитом виде я их использовал в абстрактных картинах. Ну и конечно, переплетение ветвей деревьев на моих живописных полотнах строится по такой же схеме. Да и изгибы длинного змеиного тела, и расположение рыбок и водорослей в аквариуме, и взаимное наложение цветов в букете…

 

Рисуем буквы и слова

Я уже писал о том, что рисованный текст может нести гораздо больше слоев информации, чем набранный шрифтом. Здесь возможны глубина и эмоциональность именно за счет изображения букв, их образных взаимоотношений друг с другом и с остальной информацией на странице. По такой идее построено «Буквенное лото» да и все мои рисованные книги. А также ряд учебных пособий.

Как отдельное упражнение или развивающее задание можно использовать такой принцип. Нарисуйте букву (или слово) крупно и контуром. А потом раскрасьте или как-то графически разукрасьте внутреннее пространство в каждой букве. Или предложите детям разрисовать вашу заготовку. Размеры букв могут быть от небольших (5-10 см) до весьма крупных (порядка 1 метра – мелом на доске в классе). Смысл и в том, чтобы сделать красиво, и в том, чтобы почувствовать эту букву (или слово). Можно потом такие раскрашенные буквы вырезать и использовать как карточки для составления слов.

Хочется еще раз повторить, что дело не только в том, чтобы «выучить» буквы и научиться читать. Суть в том, чтобы у детей (а кстати, и у взрослых) сформировались бы более гармоничные, дружелюбные, глубокие отношения с текстовой информацией вообще (любой). По-моему, сие есть принципиально важный системный навык для любого ученика, помогающий потом учиться в школе очень даже существенно. А если вам удалось «поймать» резонансные для вашего ребенка (или для группы детей) образы, то эффективность будет еще значительней. Тут речь и о почерке, и об общеграфической культуре, и об отношении к учебе и учебникам…

Рисуем цифры и числа

Тот же принцип, что и с буквами. И те же возможные варианты заданий для детей или упражнений для взрослых. Значение для общего и специфически художественного развития то же. Системно важный навык положительного психологического контакта с любой информацией, содержащей цифры и числа (математика, физика, химия, другие науки), пригодится и в начальной, и в средней школе, и в старших классах, и в вузе.

В моем «Лото чисел» использована немного другая идея: там каждая цифра «врисована» в окружающую обстановку. Тоже неплохо. И такой подход можно использовать для тренировок и детских заданий. То есть раскрасить цифру с учетом окружающей картинки, составив единую художественную композицию.

Я много лет вынашиваю идею создать серию «продвинутых» учебников по математике (от первого класса до последнего), где все числа, формулы, примеры, графики, фигуры… – все было бы изображено с художественной силой. Вот так нарисовать таблицу умножения, чтобы прямо-таки захотелось ее выучить! И чтобы учить получалось быстрее!

 

Клеточки

Почему-то многие люди думают, что клеточки должны быть строго квадратными, строго из прямых перпендикулярных линий. Я использовал в своей практике клеточные поля, которые рисовал сам – от руки и обычно цветными карандашами, с размером клеточек по 2-3 см. Степень «ровности» варьировалась в некоторых разумных пределах. Такую штуку делать удобно: раз, два – и готово. Прямо на ходу. Можно и на улице, если есть с собой бумага, карандаш и на что это положить.

Не только математика, но и обычные «крестики-нолики на бесконечном поле» (надо выстроить 5 крестиков или ноликов в ряд), всякие другие развивающие задания для малышей (типа «нарисуй по клеточкам такую же фигуру, как уже нарисована»), разнообразие игры и творческие рисовальные занятия на таких клеточках идут хорошо и естественно.

Штука в том, что само нарисованное клеточное поле уже несет некую эмоциональность. Если вы сможете нарисовать его гармонично, интересно и просто, то сие автоматически станет психологическим фоном ваших занятий с ребенком. Да и вообще бывает удобно работать на клетках побольше (например, если дети лазают на спорткомплексе и смотрят на листок с расстояния нескольких метров).

Иногда я ввожу раскрашенную клетчатую структуру в картины в качестве фона. Можно поработать и путем закрашивания клеточек разными степенями интенсивности простого карандаша. Опять же: линии могут варьировать свою толщину. А само клеточное поле может быть по краям ограничено овалом, кругом или свободно изогнутой линией.

На моем сайте есть изрядный набор клеточных полей – в разделе «Учебные пособия».

 

Линеечки

То же, что и клеточки, но еще проще. Тут уход от равномерных линеек в тетрадях по русскому языку. Не знаю, хорошо бы это было бы глобально, но как эпизод, как впечатление сделать такую штуку можно. Вариант, дающий больший интерес к занятиям русским языком.

Сам я рисовал линеечки для своих сыновей. А вот для дочки – и в голову не пришло. Она и так в нормальных отношениях с русским языком. Словом, кому как.

Тима до сих пор самыми добрыми словами вспоминает специальные странички в линеечку с симпатичной картинкой в верхнем углу, которые я делал для него и для Коли. Недавно я нарисовал набор таких страничек и разместил на своем сайте (тоже в разделе «Учебные пособия»).

Но линеечки – это еще и художественная форма. Тем более, что их можно расположить не только горизонтально, но и под углом, и вертикально. А закрасить их можно контрастно различающимися цветами или, наоборот, близкими оттенками. Или вообще не закрашивать. А можно и загнуть их слегка, располагая близко…

 

Сочетания

Любые из описанных выше упражнений можно сочетать друг с другом. А можно их сочетать с другими изображениями. Например, взять фотографию из старого журнала и на ней дорисовать фломастером какие-то простые композиции. Можно и усложнять упражнения, варьировать формы, выстраивать системы из групп упражнений…

* * *

И немного обобщающих слов.

Все, что описано про точки, подходит к любому упражнению. И понятно, что для серьезной проработки каждой из простых образных тем надо позаниматься ею не один раз, с хорошим отношением, уделить ей время и внимание.

Тщательно проработанные простые образы служат как бы базой, опорой для более сложных изображений. Но могут быть интересны и сами по себе. В случае, когда «не знаешь, что рисовать», всегда можно начать с какого-нибудь узора из точек или хаотических линий, если нет других мыслей. Выполнив такую «разминку», можно перейти к чему-то более конкретному. Я замечал, что даже несколько минут простого рисования таких вот ничего не значащих простых элементов неплохо меняет настроение в лучшую сторону, переключает восприятие на более образное, помогает отдохнуть и сосредоточиться.

Возможно, кто-то построит из описанных упражнений занятия для детей или подростков. У меня нет такого опыта. Мне кажется, что детям все же интереснее рисовать нечто конкретное, имеющее сюжет. Особенно малыши любят видеть на рисунке что-то узнаваемое. Поэтому в моей практике простые элементы обычно являются лишь частью изображения: фоном, дополнением, узором… Но когда речь идет о кубиках или кирпичиках, то тут другая ситуация: форма, объемность, функциональность уже достаточны для активного интереса, а потому раскраска простыми приемами уместна, хорошо сочетается с назначением предмета.

Для взрослых же именно отношение к описанным в данной главе приемам как к упражнениям для тренировки весьма плодотворно. Я и сам так много занимался, и мастер-классы со студентами-педагогами проводил. Все «работает» хорошо. Но все же, конечно, когда-то надо от «упражнений» перейти к чему-то еще. С другой стороны, для меня все мои картины и книги – тоже в определенной степени «упражнения»…

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...