Некоторые легко рисуемые образы
Описанное ниже может быть и упражнениями, и частью «конструкции» рисунка или картины. Я здесь написал лишь о том, что сам многократно прожил в немереном количестве изображений – учебных, эпизодических, «фундаментальных», игровых… Любое из этих средств весьма выразительно и уже не только опирается на некую структуру из простых образов, но и «взывает» к более системным и более «высокоуровневым» сторонам нашего восприятия. Однако по форме и тут все просто. Читая, целесообразно смотреть на соответствующие иллюстрации. Дело не только в том, чтобы понять идею, но и в том, чтобы почувствовать настроение в каждом рисунке. Концентрические фигуры У меня довольно много картин, где фон построен по данному принципу. Часто мои дети создавали цветовое решение, раскрашивая нарисованные мною карандашом на белых холстах такие вот концентрические круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Но и мне самому нравится так рисовать. Кому-то может показаться скучным упражнение, заключающееся в проживании очень сходных по структуре образов много-много раз. Но кто-то, наверное, найдет здесь нечто для серьезной работы. Тренировочное раскрашивание концентрических кругов или квадратов цветными карандашами или разными оттенками простого карандаша, красками или мелками может дать немало тонких образных впечатлений. Практически любой вариант системы концентрических фигур – это уже реально активный образ, это уже нечто ощутимое для большинства людей. Видимо, сие связано со спецификой нашего восприятия подобных объектов. Лично я не могу сказать, что они всегда создают некий «коридор», уводящий взгляд вглубь картины. Ведь существуют годовые кольца на спиле дерева и другие ассоциации. Но факт остается фактом: концентрическое структурирование пространства «работает».
Концентрические «загогулины» Сам не знаю, почему мне нравятся такие штуки. Я рисую их карандашом или ручкой на бумаге – обычно просто для собственного интереса. Но иногда они ложатся в основу картин. Например, один из любимых моих сюжетов – зимнее дерево на фоне бело-сине-голубого неба из таких вот полос.
Человечки Очень легко делать забавные рисунки для детишек таким образом. Их можно быстренько нарисовать и на листке в блокноте, и на классной доске мелом, и на полях тетради (если за это никто не поругает). Даже один-два человечка оживят любую самую сухую учебную информацию – текст, чертеж или схему. Но можно и серьезно и точно поработать над композициями из человечков – больших («взрослых») и маленьких («детей»). Их можно поместить в среду из деревьев, гор и т.п. В рисунках «для себя» я часто изображаю человечков в абстрактных пространствах из линий и точек. Но бывает, они «пробираются» и на картины – часто уже после того, как создано все остальное сюжетно-цветовое решение. Рисуя человечков, я помню только одну анатомическую пропорцию: расстояние от макушки головы до копчика равно половине роста. То есть длина ног должна примерно равняться туловищу, шее и голове вместе взятым. Все остальные пропорции – «на глазок». Ну а позы – уж как получается. Кстати, у ребенка в пропорциях доля головы больше. Поэтому «большеголовость» человечков не возбраняется. Тренироваться в таком стиле – одно удовольствие. Рисуйте человечков! Для себя и для детей, и вместе с детьми. Пусть сидящий рядом ребенок подскажет, чем должны эти человечки заниматься, где и как им надо сидеть или стоять, куда им надо идти или бежать, какие у них должны быть позы, и что должно быть вокруг.
Детские символы Рисовать детскими символами легко и удобно. Если вы не учились в художественной школе или у специального педагога, то такой способ даст вам возможность сразу же создавать интересные и выразительные изображения. А если вы рисуете уже профессионально, то такой путь поможет вам быстро и эффективно «говорить» с детьми об очень тонких нюансах художественных структур. Детям так тоже очень легко и удобно рисовать. К тому же для них важно сразу изобразить нечто вполне конкретное: дом, пейзаж, цветок, рыбу… Не надо их расстраивать, говоря, что «настоящие художники рисуют не так». Лучше помогите им качественно прожить данный этап работы с образами. При этом вы одновременно можете и «говорить на их языке», и постепенно подключать более зрелые и глубокие подходы (композиция, цветовая гамма, точность, выразительность, аккуратность…). Большинство моих картин представляют собой образцы рисования детскими символами. И почти вся моя книжная графика.
Хаотические структуры Взяв краски и холст, можно просто делать нечто совершенно свободное, размазывая и соединяя краски, вглядываясь в получающиеся сочетания и переходы, в мельчайшие вкрапления и оттенки… Возможно, потом вам захочется все это замазать и рисовать что-то новое. Я так делал множество раз. А может, получится неожиданно красиво. Мне кажется, что хаотические линии, мазки всегда что-то выражают, какое-то внутреннее психологическое состояние. Хаотические структуры могут готовить нас к созданию иных образов. Мы имеем право так порисовать и дать так порисовать детям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|