Классический этап (середина XIX — начало XX в.)
Этот этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь капиталистического развития. Наиболее яркие мыслители названного периода О. Конт и К. Маркс (застали начальную стадию капитализма), а также Э.Дюркгейм и М.Вебер (жили в условиях продвинутого капитализма). Естественно, что они описывали совершенно разные общества, отсюда и различие их взглядов. ить чуть раньше К. Маркса. Поэтому он выразил в своем творчес Огюст Конт (1798 — 1857), давший имя социологии, начал твортве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все соци- альные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы научить людей правильно и разумно строить свои взаимоотношения. О. Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.
Конт совершил поистине коперниканский переворот в социологии, определив ее предмет и методы. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего это философские суждения, оторванные от жизни. Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Отдельный индивид для него — почти ничто, а точнее, абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Учение Конта состояло из двух частей — социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. Карл Маркс (1818 — 1883) на возможности капитализма смотрел более пессимистично, нежели Конт. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу своих детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают автором теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгей-ма главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский. В отличие от Конта Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности, не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.
Антагонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить е рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX в. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать все это фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что названные явления существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики. Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не анализируя психологические или физические причины, например расстройство памяти или рост человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.
Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Он считал, что социальная солидарность цементирует и сплачивает человеческое общество, а разделение труда, т.е. специализация и распределение людей по профессиям, создает общественное целое. Солидарность покоится на коллективном сознании — совокуп- ности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции. Разделение труда вносит в общество разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства, вступают во взаимодействие. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий. Макс Вебер (1864 — 1920) — соотечественник К. Маркса — жил в одно время с Э.Дюркгеймом. Тем не менее взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» — собирательные понятия. Мы говорим о капиталисте, предпринимателе, рабочем или короле как о среднем, типичном, представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего вообще не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать идеальными типами.
Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали О.Конт, К.Маркс и Э. Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода. I Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так, Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерационалъное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет эти действия либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными). Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. 'Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Итак, развитие социологических представлений об обществе шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоб-бсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом знания об обществе углублялись и обогащались. Наивысшим достижением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии, что было еще труднее. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.
Итак, мы совершили небольшое путешествие в историю социологии и остановились у самого порога ее современного этапа. Но мы заглянем за него в следующих разделах книги, ибо все она посвящена тем понятиям, методам и концепциям, которые созданы социологами XX в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|