Глава 3. Методы социологического исследования
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в жур- налах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей. Их называют респондентами. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации. От теории к инструменту Итак, социологическое исследование начинается не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии — снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации. Представим себе, что надо изучить забастовку. Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. Теоретическая схема — это абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем эти понятия переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков. К примеру, понятие «масштаб забастовки» можно свести к таким признакам, как число активных забастовщиков и сочувствующих им, размер нанесенного экономического ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция общественности (публикации в прессе — центральной или только местной, разговоры, слухи) и официальных органов (создание специальных комиссий, обращение в судебные инстанции, применение санкций). Похожим образом конкретизируются и другие понятия, включенные в теоретическую схему. Список абстрактных понятий еще не создает научную теорию. Для этого между ними надо установить логические связи. Их-то главным образом и проверяют в эмпирическом исследовании. До того, как эти связи проверили, они носят предположительный, или гипотетический, характер.
Научная гипотеза — это предположение о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях. Гипотезы могут быть очень общими, если касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки — суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда — слишком общее понятие. Правильнее использовать более конкретные термины.
Так, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Не подтвердившаяся гипотеза так же полезна для науки, как и подтвержденная. Источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет. Ну а как же все-таки проверяются гипотезы? Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария — анкеты, статистического документа, бланка интервью и т.д. Так, число активных участников забастовки можно узнать в министерстве, мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете формулируется соответствующий вопрос: относите ли вы себя к активным участникам забастовки, к пассивным участникам, сочувствующим, нейтральным наблюдателям или к числу ее противников? Все конкретные признаки должны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берутся связи?
Обычно связь конкретных признаков, например продолжительности забастовки и убывания числа сочувствующих устанавливается при математической обработке анкет. Но иногда ее выясняют непосредственно, спрашивая респондента: «Станете ли вы поддерживать бастующих, если акция продлится слишком долго (сколько именно)?» На практике подобные сведения трудно получить из статистики. Необходим социологический опрос. Статистика или опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали участие в организации забастовки, в переговорных процессах на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали против ее проведения и сколько выражали сочувствие. Сравнивая и дополняя субъективные и объективные данные, социолог получает полномасштабную картину события. По результатам исследования социолог выстраивает определенные тенденции и устанавливает зависимости одного события от другого (скажем, числа сочувствующих от продолжительности забастовки). Если первый признак уменьшается по мере того, как выражается второй, ученый делает вывод о подтверждении гипотезы. А если подтвердились и все другие предположения, то верна теория в целом. Правда, надежным инструментом познания она станет лишь после того, как полностью или частично подтвердится в других исследованиях. Закономерности — периодически повторяющиеся тенденции: солнце каждый день встает на востоке, у бедных на питание тратится большая часть семейного дохода, чем у богатых (обычно 2/3 дохода). Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического исследования — программа, рабочий план, инструментарий, выбо!рка, сбор данных, их обработка и анализ — играют обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерности явлений.
Появление надежной теории — вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпирических исследований неисчислимо больше, далеко не все они заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь для решения частных вопросов — управления персоналом в фирме, организации партийных выборов, оказания помощи пенсионерам или матерям-одиночкам. При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности (они указаны в скобках): опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный — контент-анализ); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Опрос Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос? Первая отличительная черта — количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего звезду эстрады, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента, следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные сужде-
ния, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но выявил сред-нетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество и адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности. Вторая отличительная черта социологического опроса — достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений. Третья отличительная черта — наличие цели. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого: следователь — в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, — в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины. Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга освободят его коллег от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженера) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач) и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ. Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения. Анкетирование Анкетирование — самый распространенный в социологии метод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Журналист, врач или следователь тоже придерживаются определенной программы и целей, но научных гипотез они не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности. Виды вопросов Все вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. В открытых вопросах социолог оставляет место после текста и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье?____________________ В закрытых вопросах социолог после текста предлагает ряд закрытий, или альтернатив. Например: Каков доход на одного человека в вашей семье? 1) до 500 руб.; 2) от 501 до 1000 руб.; 3) от 1001 до 2000 руб.; 4) свыше 2000 руб. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые вопросы легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. Виды опроса В социологии различают два вида анкетного опроса — сплошной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны. С начала XIX в. переписи населения проводятся в европейских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят очень дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны — самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие общности, например персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид. Выборочное обследование Такое обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она собой представляет? Это — уменьшенная копия генеральной совокупности. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5 —2 тыс. человек, а получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России — ВЦИОМ и Уос рорша. Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все вои-ны-«афганцы», но опрашивать ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-«афганец» независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеют вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности. Ошибка репрезентативности намеренно допускается очень редко. Чаще она возникает из-за того, что социологу неизвестна структура генеральной совокупности: распределение людей по возрасту, профессии, доходам и т.д. Интервью ^ Интервью — второй по популярности метод в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером. Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет_о 'Стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространенный пример — телефонные интервью. Когда определены тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно — товар штучный, количество интервьюируемых невелико. Наблюдение К наблюдению социологии прибегают редко. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология — наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришли не только методология и методика наблюдений, но и их классификация. Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение. Сфера охва- та социологического наблюдения или совпадает, или уже сферы действия интервью. Эксперимент Эксперимент применяется в социологии крайне ограниченно, в отличие от психологии, физики и химии, где этот метод — главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной — по-старому. Для чего это нужно? Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда или последняя выросла, но ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10 — 15 человек. Вопросы и задания к разделу 1.На какие периоды делится история мировой социологии? Назовите основных представителей каждого этапа развития социологии. 2. В чем заключается вклад Платона и Аристотеля в развитие социоло- 3. В чем заключается содержание теории общества и государства Н. Ма 4. Почему теория общественного договора Т. Гоббса послужила осно 5. Охарактеризуйте основные достижения в социологии Э.Дюркгейма. 6. Раскройте содержание главных элементов социологического уче 7. Каковы исходные категории социологии и как они связаны между 8. Каковы функции и роль научной теории в социологии? 9. Почему научная гипотеза служит проявлением вероятностного зна 10. С какими методами социологического исследования вы познако И. Чем различаются генеральная и выборочная совокупности? 12. Что такое ошибка репрезентативности? 13. Что такое опрос? Как бы вы его стали проводить?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|