Формальное педставление игр для случая двух игроков
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИГР
Рабочая тетрадь № 2
студента_______________________________________________
факультета___________ отделения ___________группы________
Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
Составитель: Е.Ю. Лискина, канд. физ.-мат. наук, доцент
Рязань 2007 Тема 6. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИГР Игровые модели и их классификация Основные определения Определение 1. Конфликтной ситуацией (конфликтом) будем называть явление или ситуацию, в которой участвуют две или более стороны, имеющие различные интересы и обладающие возможностями применять для достижения своих целей разнообразные действия. Определение 2. Упрощённая формализованная модель конфликтной ситуации называется игрой. Замечание. От реального конфликта игра отличается наличием правил игры. Теория игр – раздел прикладной математики, занимающийся построением математических моделей возможных конфликтных ситуаций и разработкой методов решения возникающих в этих ситуациях задач. Определение 3. Заинтересованные стороны конфликта называются игроками. Определение 4. Каждое действие игрока в рамках правил игры и в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры называется ходом или стратегией игрока. Определение 5. Число, выражающее степень удовлетворения интересов игрока в данной ситуации, называется выигрышем игрока. Определение 6. Зависимость величины выигрыша игрока от всевозможных стратегий называется функций выигрыша (платёжной функцией). Определение 7. Значение функции выигрыша называется исходом игры. Замечание. В теории игр предполагается, что функции выигрыша и множество доступных для каждого игрока стратегий известны, то есть каждый игрок знает как свои функции выигрыша и набор имеющихся в его распоряжении стратегий, так и функции выигрыша и стратегии остальных игроков. В соответствии с этой информацией он и организует своё поведение, то есть определяет выбор своей стратегии. Суть игры заключается в том, что каждый из игроков принимает такие решения, которые, как он полагает, могут обеспечить ему наилучший результат (исход).
Определение 8. Стратегия называется оптимальной, если она при многократном повторении обеспечивает данному игроку максимально возможный средний выигрыш. Основные направления изучения теории игр: 1) выработка принципов оптимальности – критериев, по которым поведение игроком следует считать оптимальным; 2) выяснение реализуемости принципов оптимальности – установлению оптимальных в выработанном смысле ситуаций, отысканию их реализаций. Определение 9. Игровая ситуация называется равновесной (равновесием), если в её нарушении не заинтересован ни один из игроков. Замечание. Равновесие является одной из форм представления об оптимальности в игре, так как в равновесной ситуации каждый игрок получает наибольший выигрыш. Определение 10. Если в игре существуют стратегии, приводящие к равновесной ситуации, то такие стратегии называют чистыми. Определение 11. Если в игре не существует стратегий, приводящих к равновесной ситуации, но существуют комбинации исходных стратегий, приводящие к равновесию, то такие комбинации называют смешанными стратегиями. Замечание. Часто смешанную стратегию представляют как случайный выбор игроками чистых стратегий, при котором случайные выборы различных игроков независимы в совокупности, а выигрыш каждого из них определяется как математическое ожидание случайного выигрыша. Определение 12. Игра, в которой не существует равновесия, достигаемого чистыми стратегиями, но достигаемого смешанными стратегиями, называется смешанным расширением исходной игры.
Классификация игр
Упражнение. Приведите примеры игр каждого класса.
Матричные игры Формальное педставление игр для случая двух игроков Определение 1. Игра, в которой участвуют два игрока, называется парной игрой. Пусть в игре участвуют два игрока А и В. Каждый из игроков располагает конечным числом чистых стратегий. Обозначим их соответственно: – стратегии первого игрока, – стратегии второго игрока. Игрок А может выбрать любую чистую стратегию , , в ответ на которую игрок В может выбрать любую свою чистую стратегию , . Если игра состоит только из личных ходов, то выбор пары стратегий однозначно определяет результат – выигрыш игрока А. При этом проигрыш игрока В составит (выигрыш игрока В равен). Если известны значения для каждой пары чистых стратегий, то можно составить матрицу выигрышей игрока А (проигрышей игрока В): Определение 2. Прямоугольная матрица размерности , где (число строк) число чистых стратегий первого игрока, а – (число столбцов) число стратегий второго игрока, а в клетках указаны выигрыши игроков для каждой ситуации, называется платёжной матрицей игры (матрицей выигрышей, матрицей платежей) первого игрока.
Замечание 1. Платёжная матрица второго игрока: . Замечание 2. Для наглядности матрицы выигрышей обоих игроков объединяют в матрицу, элементами которой являются упорядоченные пары, состоящие из выигрыша первого и проигрыша второго игрока при данной стратегии: Такую матрицу называют биматрицей игры. Пример 2.1 (парная конечная игра с нулевой суммой (антагонистическая парная игра)) [11]. Два игрока независимо друг от друга записывают любое целое число. Если выписанные числа имеют одинаковую чётность, то игрок А получает от игрока В 1 рубль, а если разную, то наоборот, игрок А платит игроку В 1 рубль. Требуется составить платёжную матрицу игры. Решение. Игрок А имеет 2 стратегии:
Игрок В также имеет 2 стратегии:
Выбор игроками соответствующих стратегий и однозначно определяет исход игры: - выигрыш игрока А. Стратегиям и соответствует выигрыш игрока А, равный 1 рубль, а стратегиям и соответствует проигрыш игрока, равный 1 рубль (выигрыш, равный –1 рубль). Тогда платёжные матрицы будут иметь вид:
Пример 2.2 (парная конечная игра с ненулевой суммой) [1]. Две фирмы функционируют на рынке одновременно с одинаковым товарным объёмом Q. У обеих фирм по соображениям рентабельности есть следующие стратегии: либо вбросить на рынок полный объём товара Q, либо выбросить на рынок половину объёма 0,5Q. Если первая фирма выбрасывает на рынок полный объём товара, а вторая – половину объёма, то первая фирма получает 100% запланированной прибыли, а вторая – только 25%, и наоборот. Если обе фирмы выбрасывают на рынок по полному объёму прибыли, то получат по 15 % прибыли; если по половине объёма, то прибыль каждой из фирм составит по 50% от запланированной. Решение. Примем долю прибыли (в %) от запланированной за значение выигрыша при каждой стратегии, тогда возможны следующие ситуации:
Запишем матрицы выигрышей обеих фирм и биматрицу игры:
Пример 2.3 (парная бесконечная игра) [1]. Две конкурирующие фирмы борются за рынки сбыта, других конкурентов в этом сегменте нет (дуополия). В этом случае каждый из игроков может назвать цену p, по которой он хочет продать определённое количество товара. При этом полагается, что потребители приобретут товар у фирмы, объявившей меньшую цену. В случае объявления одинаковой цены спрос распределяется между фирмами поровну. Решение. Каждый из игроков обладает бесконечным числом стратегий. Функция выигрышей игроков характеризует величины дохода фирм в зависимости от объявленных цен. Так как доход фирмы , то функцию выигрышей игроков можно представить в виде: Определение 3. Игры двух игроков, функции выигрышей которых можно представить в виде матриц, называются матричными. Замечание. Матричные игры являются наиболее разработанным направлением теории игр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|