Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повозрастная продолжительность жизни мужчин в России (в годах)




 

Годы              
1985-1986 63,8 64,4 51,1 46,4 29,0 14,7 9,5
  62,0 62,3 53,8 44,4 27,8 14,4 9,5

Источник: Кваша А.Я. Демографическое развитие России // Вестник Рос­сийской Академии наук. — 1994. — Т. 64. — № 11. — С. 965.

Разница почти в 20 лет! Она отражается на всей структуре соци­альных отношений в обществе. Например, чем меньше живут муж­чины и дольше женщины, тем выше процент вдов и одиноких. Се­годня заметно увеличивается число распавшихся браков как по при­чине разводов, так и из-за смерти одного из супругов — овдовения.

В 1993 г. продолжительность жизни мужчин снизилась сразу на 3,4 года, а женщин — на 1,7 года. В мирное время такого никогда раньше не наблюдалось в России.

Как на войне, так и в мирных районах наибольшие потери при­ходятся на долю мужского населения. В России мужчин рождается меньше, чем женщин (88 мальчиков на 100 девочек), и умирают они гораздо раньше и чаще. В 1994 г. продолжительность жизни муж­чин достигла самого низкого значения за послевоенный период — всего 57,3 года. Это на 15 — 19 лет меньше, чем в Германии, США, Франции и Японии. Специалисты подсчитали, что если подобный расклад сохранится и дальше, то только 46 % из нынешнего поко­ления юношей доживут до пенсионного возраста.

Переписи 30-х годов приоткрывают завесу над страшной тай­ной сталинского режима — массовой гибелью людей, прежде все­го мужчин. По примерным подсчетам, основанным на анализе переписей 1937 —1939 гг., потери населения составили не менее 10 — 11 млн человек. А некоторые исследователи настаивают и на всех 15. В эту цифру входят умершие от голода начала 30-х годов, погибшие в результате репрессий, насильственного переселения и коллективизации. Самые большие потери понесла возрастная группа 37 —40-летних, особенно это касается мужчин. Накануне войны ощущался резкий дефицит мужского населения: напри­мер, в деревнях мужчин было всего 55 млн, тогда как женщин — 62 млн. Разница в 7 млн огромна! Во многом именно из-за нее мы несли такие страшные потери в первые годы войны.

Известно, что наибольшее количество валового национально­го продукта производится именно мужскими руками. Мужчинам же принадлежит огромная часть интеллектуальной собственности. Они руководят производством, а также страной в качестве поли-


тической элиты. Они служат в армии и на флоте. И наконец, без них невозможно будущее: редкий ребенок рождается от святого духа. Потеря мужского населения в столь... да-да, юном возрасте обеспечит России тотальный кризис — политический, экономи­ческий, социальный, моральный...

Неблагополучная демографическая ситуация для мужчин — отличительная черта всех стран мира, а не только России. Так, средняя продолжительность предстоящей жизни для новорожден­ных мужского пола в 1984 — 1987 гг., по данным Всемирной орга­низации здравоохранения (ВОЗ), во Франции — 72,6 года, а жен­ского — 81,1, в Японии — соответственно 75,8 и 81,9, в Шве­ции— 74,2 и 80,4, в Гватемале — 61,0 и 64,6, в Швейцарии — 74,0 и 81,1, в Греции — 74,1 и 78,9.

Вопросы и задания к разделу

1. Сколько возрастов у человека?

2. Как происходит старение человеческого организма?
3/Как строится возрастная дифференциация людей?

 

4. Что такое жизненный цикл и на что он подразделяется?

5. С какими возрастами человеческой жизни вы познакомились и в
чем заключается специфика каждого?

6. Что называется возрастной пирамидой и какой она бывает?

7. Как происходят в человеке возрастные изменения?

8.Чем ограничена человеческая жизнь? Что такое ее предел?

9. Почему сегодня люди живут дольше, чем прежде?

 

10. Что такое возрастные кризисы и какими они бывают?

11. Как проявляется кризис середины жизни?

12. Что такое возрастное разделение труда и возрастной статус? Свя­
заны ли они между собой?

13. Определите, существует ли в вашей семье возрастное разделение
труда и в чем оно проявляется?

14. Как происходит продвижение по возрастной лестнице?

15. В чем выражается несогласие со своим возрастом?

16. Чем различаются возрастная когорта и поколение? Почему поко­
ление является социокультурной категорией?

17. В чем проявляется конфликт отцов и детей? Вам приходилось стал­
киваться с ним? Расскажите об этом.

18. Составьте небольшой рассказ о культурной памяти поколений.

19. Как отражаются на нашей жизни быстрые перемены?

20. Что такое социальное время индивида?

21. Какими бывают траектории человеческой жизни?

22. Составьте рассказ о бюджетах времени.

23. Чем различаются свободное время, досуг и отдых? Расскажите о
каждом.

24. Что такое образ жизни, из чего он складывается и каким бывает?

25. Как социологи исследуют образ жизни?

26. Что такое депопуляция?

27. В чем заключается здоровье нации?

28. Что такое воспроизводство населения и как оно происходит в России?

Социология


Раздел III ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ

Глава 8. ДЕТИ

В современных обществах детство — четкая и определенная стадия жизни, расположенная между младенчеством и началом юности.

В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, в то время как многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, чтобы пре­даваться углубленным размышлениям и созерцанию.

Социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли суще­ственны между ними различия? И так Ли уж необходима специ­альная подготовка для перехода из одного в другой?

Различия детей и взрослых

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотно­шением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить. Но главное отли­чие детей от взрослых — выполнение социальных ролей. Дети — един­ственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/ женский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются произ­водителями материальных благ и не относятся к категории эконо­мически самостоятельного населения, у них не может быть про­фессиональных, экономических или политических статусов и ро­лей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое ответ-


ственность, социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усво­или их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не счи­тать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, фор­мирования личности, постоянно сталкивается с внешними пре­пятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрос­лых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления.

Детство включает три стадии.

Первое детство начинается с появления ребенка на свет и про­должается 3 года; это период развития функциональной незави­симости и речи.

Второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризу­ется развитием личности ребенка и когнитивных процессов.

Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Начало полового созревания знаменует собой окончание дет­ства и вступление ребенка в отрочество.

Бегунки

Детей, сбежавших из дома, специалисты называют бегунками. В нашей стране около 1 млн бегунков. Основные причины бегства: а) недостаток родительского внимания; б) жестокое обращение и сложная семейная об­становка; в) легкая доступность наркотиков и алкоголя вне дома; г) сексу­альное насилие в семье.

Согласно статистике, 30% сбежавших из дома детей — из неблагопо­лучных семей. 30% всех сбежавших состоят на учете у психоневролога, нередко с пометкой «склонность к бродяжничеству».

•1999.—

Источники: Аргументы и факты. -№32. — С. 3;№37. — С. 16.

Первое детство

С первых же часов жизни человека начинается его социализация. Известно, что со второй недели жизни новорожденный не только обнаруживает большой интерес к человеческому лицу, но и спо­собен отличить лицо своей матери от лица чужого. Между 8 и 12 Месяцами жизни проявляется привязанность ребенка к родите­лям, прежде всего к матери.

Психологи выяснили, что в первое время ребенка должны ок-РУЖать только знакомые лица — у него формируется представле-



Социализация ребенка, познание и освоение им большого мира происходит только в одном направлении - от знакомого к незнакомому.

ние о постоянстве окружающего мира и самого себя, вначале свя­занное с матерью, затем распространяется и на другие объекты, в особенности на другие социальные объекты. Из них складывается сложное ощущение надежной социальной привязанности, кото­рое значительно облегчается в присутствии матери. По всей види­мости, освоение большого мира, окружающего ребенка, проис­ходит только в одном направлении — от знакомого к незнакомо­му. Имея за собой надежный тыл в виде привязанности к родите­лям, ребенок смелее налаживает социальные контакты с другими детьми.

Конечно, представление о постоянстве не заканчивается в первый год жизни. По крайней мере, до окончания подростко­вого периода человеку очень важно чувствовать, что рядом — его отчий дом, оба родителя, друзья и знакомые. Постоянные переезды, неполная семья, смерть или развод родителей, пре­дательство друга и т. п. разрушают чувство постоянства. У чело­века оказывается неудовлетворенной одна из базовых потреб­ностей — потребность в безопасности. Несомненно, это ради­кальным образом скажется на успешности всего процесса со­циализации.

К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди — рано или позд­но, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позд-


I


Него возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контак­та. В других культурах их отлучают рано, передают кормилице, дибо кормят искусственным молоком. Контроль за естественны­ми отправлениями, в том числе за плачем, закрывание генита­лий, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырос­ти) составляет основу физического ухода за ребенком. Напро­тив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обу­чение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и выговоры, предостереже­ния, система вознаграждения (одобрение или осуждение соот­ветствующего поведения) относятся к социокультурным проце­дурам социализации.

Второе и третье детство

В трехлетнем возрасте начинается период противопоставления. Это время развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам.

В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направ­ления, положения, графические обозначения.

В 5 лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.

С 6 лет начинается учебная стадия, которая продолжается до 12—14 лет. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не толь­ко предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т.д.).

Маленькие и большие дети

Французские психологи спрашивали детей от 5 до14 лет, считают они себя маленькими, большими или средними (не по росту, а по возрасту); пРи этом выяснилась эволюция самих эталонов «роста». Дошкольники ча­сто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они большие. Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравне­ния — переход из класса в класс; большинство детей считают себя средни-ми, с отклонениями преимущественно в сторону большого. С 11 до 12 лет гочка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становится взрослый, расти — значит становиться взрослым.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...