Повозрастная продолжительность жизни мужчин в России (в годах)
Источник: Кваша А.Я. Демографическое развитие России // Вестник Российской Академии наук. — 1994. — Т. 64. — № 11. — С. 965. Разница почти в 20 лет! Она отражается на всей структуре социальных отношений в обществе. Например, чем меньше живут мужчины и дольше женщины, тем выше процент вдов и одиноких. Сегодня заметно увеличивается число распавшихся браков как по причине разводов, так и из-за смерти одного из супругов — овдовения. В 1993 г. продолжительность жизни мужчин снизилась сразу на 3,4 года, а женщин — на 1,7 года. В мирное время такого никогда раньше не наблюдалось в России. Как на войне, так и в мирных районах наибольшие потери приходятся на долю мужского населения. В России мужчин рождается меньше, чем женщин (88 мальчиков на 100 девочек), и умирают они гораздо раньше и чаще. В 1994 г. продолжительность жизни мужчин достигла самого низкого значения за послевоенный период — всего 57,3 года. Это на 15 — 19 лет меньше, чем в Германии, США, Франции и Японии. Специалисты подсчитали, что если подобный расклад сохранится и дальше, то только 46 % из нынешнего поколения юношей доживут до пенсионного возраста. Переписи 30-х годов приоткрывают завесу над страшной тайной сталинского режима — массовой гибелью людей, прежде всего мужчин. По примерным подсчетам, основанным на анализе переписей 1937 —1939 гг., потери населения составили не менее 10 — 11 млн человек. А некоторые исследователи настаивают и на всех 15. В эту цифру входят умершие от голода начала 30-х годов, погибшие в результате репрессий, насильственного переселения и коллективизации. Самые большие потери понесла возрастная группа 37 —40-летних, особенно это касается мужчин. Накануне войны ощущался резкий дефицит мужского населения: например, в деревнях мужчин было всего 55 млн, тогда как женщин — 62 млн. Разница в 7 млн огромна! Во многом именно из-за нее мы несли такие страшные потери в первые годы войны.
Известно, что наибольшее количество валового национального продукта производится именно мужскими руками. Мужчинам же принадлежит огромная часть интеллектуальной собственности. Они руководят производством, а также страной в качестве поли- тической элиты. Они служат в армии и на флоте. И наконец, без них невозможно будущее: редкий ребенок рождается от святого духа. Потеря мужского населения в столь... да-да, юном возрасте обеспечит России тотальный кризис — политический, экономический, социальный, моральный... Неблагополучная демографическая ситуация для мужчин — отличительная черта всех стран мира, а не только России. Так, средняя продолжительность предстоящей жизни для новорожденных мужского пола в 1984 — 1987 гг., по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во Франции — 72,6 года, а женского — 81,1, в Японии — соответственно 75,8 и 81,9, в Швеции— 74,2 и 80,4, в Гватемале — 61,0 и 64,6, в Швейцарии — 74,0 и 81,1, в Греции — 74,1 и 78,9. Вопросы и задания к разделу 1. Сколько возрастов у человека? 2. Как происходит старение человеческого организма?
4. Что такое жизненный цикл и на что он подразделяется? 5. С какими возрастами человеческой жизни вы познакомились и в 6. Что называется возрастной пирамидой и какой она бывает? 7. Как происходят в человеке возрастные изменения? 8.Чем ограничена человеческая жизнь? Что такое ее предел? 9. Почему сегодня люди живут дольше, чем прежде? 10. Что такое возрастные кризисы и какими они бывают?
11. Как проявляется кризис середины жизни? 12. Что такое возрастное разделение труда и возрастной статус? Свя 13. Определите, существует ли в вашей семье возрастное разделение 14. Как происходит продвижение по возрастной лестнице? 15. В чем выражается несогласие со своим возрастом? 16. Чем различаются возрастная когорта и поколение? Почему поко 17. В чем проявляется конфликт отцов и детей? Вам приходилось стал 18. Составьте небольшой рассказ о культурной памяти поколений. 19. Как отражаются на нашей жизни быстрые перемены? 20. Что такое социальное время индивида? 21. Какими бывают траектории человеческой жизни? 22. Составьте рассказ о бюджетах времени. 23. Чем различаются свободное время, досуг и отдых? Расскажите о 24. Что такое образ жизни, из чего он складывается и каким бывает? 25. Как социологи исследуют образ жизни? 26. Что такое депопуляция? 27. В чем заключается здоровье нации? 28. Что такое воспроизводство населения и как оно происходит в России? Социология Раздел III ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ Глава 8. ДЕТИ В современных обществах детство — четкая и определенная стадия жизни, расположенная между младенчеством и началом юности. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, в то время как многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и созерцанию. Социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так Ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой? Различия детей и взрослых Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить. Но главное отличие детей от взрослых — выполнение социальных ролей. Дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/ женский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое ответ-
ственность, социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали. Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе. В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрослых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления. Детство включает три стадии. Первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года; это период развития функциональной независимости и речи. Второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов. Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.
Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество. Бегунки Детей, сбежавших из дома, специалисты называют бегунками. В нашей стране около 1 млн бегунков. Основные причины бегства: а) недостаток родительского внимания; б) жестокое обращение и сложная семейная обстановка; в) легкая доступность наркотиков и алкоголя вне дома; г) сексуальное насилие в семье. Согласно статистике, 30% сбежавших из дома детей — из неблагополучных семей. 30% всех сбежавших состоят на учете у психоневролога, нередко с пометкой «склонность к бродяжничеству».
Источники: Аргументы и факты. -№32. — С. 3;№37. — С. 16. Первое детство С первых же часов жизни человека начинается его социализация. Известно, что со второй недели жизни новорожденный не только обнаруживает большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого. Между 8 и 12 Месяцами жизни проявляется привязанность ребенка к родителям, прежде всего к матери. Психологи выяснили, что в первое время ребенка должны ок-РУЖать только знакомые лица — у него формируется представле-
ние о постоянстве окружающего мира и самого себя, вначале связанное с матерью, затем распространяется и на другие объекты, в особенности на другие социальные объекты. Из них складывается сложное ощущение надежной социальной привязанности, которое значительно облегчается в присутствии матери. По всей видимости, освоение большого мира, окружающего ребенка, происходит только в одном направлении — от знакомого к незнакомому. Имея за собой надежный тыл в виде привязанности к родителям, ребенок смелее налаживает социальные контакты с другими детьми. Конечно, представление о постоянстве не заканчивается в первый год жизни. По крайней мере, до окончания подросткового периода человеку очень важно чувствовать, что рядом — его отчий дом, оба родителя, друзья и знакомые. Постоянные переезды, неполная семья, смерть или развод родителей, предательство друга и т. п. разрушают чувство постоянства. У человека оказывается неудовлетворенной одна из базовых потребностей — потребность в безопасности. Несомненно, это радикальным образом скажется на успешности всего процесса социализации. К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди — рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позд-
I Него возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контакта. В других культурах их отлучают рано, передают кормилице, дибо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, в том числе за плачем, закрывание гениталий, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) составляет основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации. Второе и третье детство В трехлетнем возрасте начинается период противопоставления. Это время развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам. В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения. В 5 лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя. С 6 лет начинается учебная стадия, которая продолжается до 12—14 лет. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т.д.). Маленькие и большие дети Французские психологи спрашивали детей от 5 до14 лет, считают они себя маленькими, большими или средними (не по росту, а по возрасту); пРи этом выяснилась эволюция самих эталонов «роста». Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они большие. Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения — переход из класса в класс; большинство детей считают себя средни-ми, с отклонениями преимущественно в сторону большого. С 11 до 12 лет гочка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становится взрослый, расти — значит становиться взрослым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|