Поведение ребенка в разных обществах
лагаются «посередине» между детством и зрелостью и растут в обществе, которое само по себе постоянно меняется. В примитивном и современном обществах дети и подростки ведут себя, как доказали ученце, по-разному. У них разные роли и разные отношения с обществом (табл. 10). В примитивных обществах дети довольно рано научаются ответственности. Выше мы говорили о том, что работа и игра часто включают в себя одни и те же виды деятельности. Например, играя с луком и стрелами, мальчик учится охотиться. Его взрослая «работа» охотника является продолжением детской игры в охоту. В современной культуре все происходит иначе: вырастая, дети должны принять на себя совершенно другую роль; они переходят от безответственной игры к ответственной работе и должны совершить этот переход довольно быстро. В примитивном обществе, например на островах Самоа в Полинезии, детей не учат подчинению и не ожидают, что, став взрослыми, они будут господствовать над другими и подчинять их своей воле. Детей с 6 —7 лет приучают сразу к двум видам отношений — подчинению и господству. Часто можно видеть, как 10-летняя девочка приучает к дисциплине младших братьев и сестер и одновременно беспрекословно выполняет команды тех, кто старше ее по возрасту. В европейской культуре, хотя и не всегда, ребенок приучен только к одному типу отношений — он всем должен подчиняться. Поэтому переход во взрослую жизнь у него осложняется: надо переучиваться новым отношениям с окружающими. Становясь взрослым, он должен отказаться от своего подчиненного положения и принять его полную противоположность — занять господствующие позиции. А этому еще надо учиться.
Психологи и антропологи советуют ослаблять тесные семейные связи, чтобы предоставлять подросткам больше свободы делать собственный выбор и жить своей собственной жизнью. Конфликт между родителями и детьми можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного подчинения и терпимее относиться к индивидуальным различиям внутри семьи. Специалисты предлагают принимать молодежь во взрослое общество в более раннем возрасте. Поступление на оплачиваемую
I., работу, даже при неполном рабочем дне или неделе, может обеспечить финансовую независимость подростка. Им следует предоставить больше прав в социальной и политической жизни общества. Эти меры могли бы обеспечить более плавный и легкий переход от юности к взрослости. Мост из детства в зрелость Сколько неразрешимых проблем накапливается в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за парту; не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными товарищами; посмеялись знакомые ребята; проснувшись, обнаружил у себя на лице новые прыщи; вчера поссорился с девочкой, о которой много думал, считая, что он ей нравится так же, как и она ему. Подростковый период — это отрезок жизни между детством и зрелостью. В Античности и в Средневековье он был довольно коротким, а сейчас, под воздействием научно-технического прогресса и удлинения сроков обучения (после школы сразу в вуз), он постоянно растягивается. Ученые сбились с толку, с какого по какой возраст определять подростковый возраст. Может быть, с 13 до 19 лет? Или еще как-то? Ясно, конечно, что это промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. Причем проходят ее люди по-разному и в разное время. Но в конце концов большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между одной порой жизни и другой мосту: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы этого ни хотелось, не удастся. У биологической природы человека свои непреложные законы, хотя многим хочется побыстрее стать взрослым.
Это время интересное и, если хотите, очень драматичное. Драматизм подросткового периода состоит в том, что изменения организма то отстают, то опережают духовное развитие. Ломаются характеры, мировоззрение, формируются новые психические узоры души, новые мыслительные структуры. И все это на очень коротком промежутке времени. Что дети думают о себе? Группа сотрудников Института социологии РАН провела опрос московских школьников 6—11-х классов1. Один из вопросов звучал так: «К каким ученикам ты отнес (отнесла) бы себя по своим способностям?» «Очень неспособными» считают себя 2% опрошенных, а «довольно неспособны- 1 См.: Герасимова М. Школьник-91 // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. — М., 1992. — С. 91—102. ми» — 3%. Основная масса (40%) относит себя «к тем, у кого средние способности». «Довольно способными» называют себя 36% опрошенных, а «очень способными» — 6%. Как видим, учащиеся оценивают свои способности довольно высоко. Если учесть, что многие наверняка постеснялись отнести себя к «очень способным» или «довольно способным» и из скромности сознательно занизили самооценку, то реальная самооценка будет еще выше. Ну а если сравнить ее с итогами успеваемости? Получается такая картина: на пятерки учатся 5% школьников, хотя «очень способными» считают себя 6%. На четверки учатся 34%, а «довольно способными» считают себя 36%. Между тройкой и четверкой (3,5 балла) учатся 31 %, а к людям со «средними способностями» относят себя 40%. Троечников 10%, хотя «неспособных» — только 5%. Как видим, разница невелика, стало быть, подростки оценивают себя вполне объективно. Стоит отметить, что наихудшая самооценка — в 8—9-х классах. В старших классах, напротив, к «неспособным» не отнес себя никто (может быть, потому, что считающие себя «неспособными» отсеялись в 8-м классе и в 9-й, следовательно, не попали). Зато значительно увеличилась доля тех, кто назвал себя «довольно способными» (47%).
Известно, что подростковый, период — «трудный возраст» — прежде всего кризис, проявляющийся как на биологическом, так и на психологическом уровне. Мощные гормональные и вегетативные сдвиги потрясают организм подростка, он быстро утомляется, становится раздражительным, а нередко и агрессивным. Его чрезмерная ранимость, доходящая до попыток наложить на себя руки по совершенно незначительным, с точки зрения взрослых, поводам, ввергает в отчаяние родителей. Низкий тонус, неуверенность в себе, высокая тревожность на фоне общего недомогания — частые спутники подросткового периода. Плохое самочувствие заставляет даже взрослого человека воспринимать объективно нейтральные внешние обстоятельства в черном цвете. Что же говорить о подростке? А ведь кризис — не эпизод, он может продолжаться несколько лет. Ко всем бедам, обусловленным эндогенными процессами, добавляется неопределенность социального положения, что также усиливает ситуативную тревожность: еще не взрослый, но уже не ребенок, почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья — когда еще она будет и будет ли вообще? Удивительно, однако, не то, что через это прошло так много людей, а то, что их опыт ничему не может научить. Подростковый период — это такой жизненный опыт, который нельзя передать другому. Опыт, который каждый начинает сызнова, ничему не обучаясь у предшественников. Подросток совершает те же самые ошибки, что и его предшественники, мучается над решением тех же самых вечных вопросов, делает бесчисленные глупости. Даже если ему дадут тысячу готовых рецептов мудрости, он все равно, чисто инстинктивно, повинуясь голосу природы, не воспользуется ни одним из них, упорно набивая собственные шишки. В чем же выход? Только в одном — понять механизм прохождения по этому мосту, научиться самостоятельно анализировать те ловушки, которые расставляет жизнь, разбираться в запутанном лабиринте психологических и социальных проблем. Только развивая мышление, формируя логику и аналитику, обучившись докапываться до самой сути вещей, можно избежать многих ошибок и глупостей.
А вы об этом знали? Юноши и девушки озабочены целым рядом медицинских вопросов. Но список у них разный. Юношей больше всего тревожат проблемы с зубами, отношения с друзьями, питание, витамины, отношения со взрослыми, прыщи, спортивные травмы, сон и головные боли. Девушек — избыточный вес, соблюдение диеты, недостойное обращение с детьми, боли в желудке, нервозность, депрессия, прыщи и головная боль. Мальчики более девочек озабочены двумя вопросами: спортивными травмами и сексом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|