Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение ребенка в разных обществах




 

Примитивные общества Современные общества
Роль ребенка связана с ответственностью Ребенок никакой ответственности не несет
Ребенок занимает главное место Ребенок занимает подчиненное место

лагаются «посередине» между детством и зрелостью и растут в обществе, которое само по себе постоянно меняется.

В примитивном и современном обществах дети и подростки ведут себя, как доказали ученце, по-разному. У них разные роли и разные отношения с обществом (табл. 10).

В примитивных обществах дети довольно рано научаются от­ветственности. Выше мы говорили о том, что работа и игра часто включают в себя одни и те же виды деятельности. Например, иг­рая с луком и стрелами, мальчик учится охотиться. Его взрослая «работа» охотника является продолжением детской игры в охоту. В современной культуре все происходит иначе: вырастая, дети долж­ны принять на себя совершенно другую роль; они переходят от безответственной игры к ответственной работе и должны совер­шить этот переход довольно быстро.

В примитивном обществе, например на островах Самоа в По­линезии, детей не учат подчинению и не ожидают, что, став взрос­лыми, они будут господствовать над другими и подчинять их сво­ей воле. Детей с 6 —7 лет приучают сразу к двум видам отноше­ний — подчинению и господству. Часто можно видеть, как 10-летняя девочка приучает к дисциплине младших братьев и сестер и одновременно беспрекословно выполняет команды тех, кто стар­ше ее по возрасту. В европейской культуре, хотя и не всегда, ребе­нок приучен только к одному типу отношений — он всем должен подчиняться. Поэтому переход во взрослую жизнь у него осложня­ется: надо переучиваться новым отношениям с окружающими. Ста­новясь взрослым, он должен отказаться от своего подчиненного положения и принять его полную противоположность — занять господствующие позиции. А этому еще надо учиться.

Психологи и антропологи советуют ослаблять тесные семей­ные связи, чтобы предоставлять подросткам больше свободы де­лать собственный выбор и жить своей собственной жизнью. Кон­фликт между родителями и детьми можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного подчинения и терпимее отно­ситься к индивидуальным различиям внутри семьи.

Специалисты предлагают принимать молодежь во взрослое об­щество в более раннем возрасте. Поступление на оплачиваемую


 



I.,



работу, даже при неполном рабочем дне или неделе, может обес­печить финансовую независимость подростка. Им следует предо­ставить больше прав в социальной и политической жизни обще­ства. Эти меры могли бы обеспечить более плавный и легкий пе­реход от юности к взрослости.

Мост из детства в зрелость

Сколько неразрешимых проблем накапливается в повседнев­ной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за парту; не пригласили на коллективное мероприятие, которое про­водилось его школьными товарищами; посмеялись знакомые ре­бята; проснувшись, обнаружил у себя на лице новые прыщи; вче­ра поссорился с девочкой, о которой много думал, считая, что он ей нравится так же, как и она ему.

Подростковый период это отрезок жизни между детством и зрелостью. В Античности и в Средневековье он был довольно ко­ротким, а сейчас, под воздействием научно-технического про­гресса и удлинения сроков обучения (после школы сразу в вуз), он постоянно растягивается. Ученые сбились с толку, с какого по какой возраст определять подростковый возраст. Может быть, с 13 до 19 лет? Или еще как-то?

Ясно, конечно, что это промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. Причем проходят ее люди по-разному и в разное время. Но в конце концов большинство подростков обре­тают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподо­бить переброшенному между одной порой жизни и другой мосту: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы этого ни хотелось, не удастся. У биологической природы чело­века свои непреложные законы, хотя многим хочется побыстрее стать взрослым.

Это время интересное и, если хотите, очень драматичное. Дра­матизм подросткового периода состоит в том, что изменения орга­низма то отстают, то опережают духовное развитие. Ломаются ха­рактеры, мировоззрение, формируются новые психические узо­ры души, новые мыслительные структуры. И все это на очень ко­ротком промежутке времени.

Что дети думают о себе?

Группа сотрудников Института социологии РАН провела опрос москов­ских школьников 6—11-х классов1. Один из вопросов звучал так: «К каким ученикам ты отнес (отнесла) бы себя по своим способностям?» «Очень неспособными» считают себя 2% опрошенных, а «довольно неспособны-

1 См.: Герасимова М. Школьник-91 // Перспективы гуманитарного образова­ния в средней школе. — М., 1992. — С. 91—102.


ми» — 3%. Основная масса (40%) относит себя «к тем, у кого средние спо­собности». «Довольно способными» называют себя 36% опрошенных, а «очень способными» — 6%. Как видим, учащиеся оценивают свои способ­ности довольно высоко. Если учесть, что многие наверняка постеснялись отнести себя к «очень способным» или «довольно способным» и из скром­ности сознательно занизили самооценку, то реальная самооценка будет еще выше. Ну а если сравнить ее с итогами успеваемости?

Получается такая картина: на пятерки учатся 5% школьников, хотя «очень способными» считают себя 6%. На четверки учатся 34%, а «до­вольно способными» считают себя 36%. Между тройкой и четверкой (3,5 балла) учатся 31 %, а к людям со «средними способностями» относят себя 40%. Троечников 10%, хотя «неспособных» — только 5%. Как видим, раз­ница невелика, стало быть, подростки оценивают себя вполне объективно.

Стоит отметить, что наихудшая самооценка — в 8—9-х классах. В стар­ших классах, напротив, к «неспособным» не отнес себя никто (может быть, потому, что считающие себя «неспособными» отсеялись в 8-м классе и в 9-й, следовательно, не попали). Зато значительно увеличилась доля тех, кто назвал себя «довольно способными» (47%).

Известно, что подростковый, период — «трудный возраст» — прежде всего кризис, проявляющийся как на биологическом, так и на психологическом уровне. Мощные гормональные и вегета­тивные сдвиги потрясают организм подростка, он быстро утом­ляется, становится раздражительным, а нередко и агрессивным. Его чрезмерная ранимость, доходящая до попыток наложить на себя руки по совершенно незначительным, с точки зрения взрос­лых, поводам, ввергает в отчаяние родителей.

Низкий тонус, неуверенность в себе, высокая тревожность на фоне общего недомогания — частые спутники подросткового пе­риода. Плохое самочувствие заставляет даже взрослого человека воспринимать объективно нейтральные внешние обстоятельства в черном цвете. Что же говорить о подростке? А ведь кризис — не эпизод, он может продолжаться несколько лет.

Ко всем бедам, обусловленным эндогенными процессами, до­бавляется неопределенность социального положения, что также усиливает ситуативную тревожность: еще не взрослый, но уже не ребенок, почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья — когда еще она будет и будет ли вообще?

Удивительно, однако, не то, что через это прошло так много людей, а то, что их опыт ничему не может научить. Подростко­вый период — это такой жизненный опыт, который нельзя пе­редать другому. Опыт, который каждый начинает сызнова, ниче­му не обучаясь у предшественников. Подросток совершает те же самые ошибки, что и его предшественники, мучается над реше­нием тех же самых вечных вопросов, делает бесчисленные глу­пости. Даже если ему дадут тысячу готовых рецептов мудрости, он все равно, чисто инстинктивно, повинуясь голосу природы,


не воспользуется ни одним из них, упорно набивая собственные шишки.

В чем же выход? Только в одном — понять механизм прохожде­ния по этому мосту, научиться самостоятельно анализировать те ловушки, которые расставляет жизнь, разбираться в запутанном лабиринте психологических и социальных проблем. Только разви­вая мышление, формируя логику и аналитику, обучившись дока­пываться до самой сути вещей, можно избежать многих ошибок и глупостей.

А вы об этом знали?

Юноши и девушки озабочены целым рядом медицинских вопросов. Но список у них разный. Юношей больше всего тревожат проблемы с зубами, отношения с друзьями, питание, витамины, отношения со взрослыми, пры­щи, спортивные травмы, сон и головные боли. Девушек — избыточный вес, соблюдение диеты, недостойное обращение с детьми, боли в желудке, нер­возность, депрессия, прыщи и головная боль. Мальчики более девочек оза­бочены двумя вопросами: спортивными травмами и сексом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...