Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридические границы подросткового возраста




Под определение тинейджера, строго говоря, попадают толь­ко те, кому от 13 до 19. Однако дети (особенно девочки) часто в

13 лет уже созревают физически, поэтому 11-летняя девочка мо­
жет выглядеть и вести себя как тинейджер, а 15-летний мальчик,
если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ре­
бенком. Тинейджеры бывают разными: некоторые поглощены уче­
бой, интеллектуальны, другие занимаются чем угодно, только не
учебой, одни вспыльчивы, неусидчивы, другие, напротив, спо­
койны и уравновешены.

Само слово тинейджер сравнительно новое. Впервые оно по­явилось в выпуске «Читательского путеводителя по периодиче­ской литературе» за 1943—1945 гг., впоследствии стало широко использоваться в повседневном общении. Наряду с ним, как си­ноним, используется слово подросток.

По отношению к подросткам могут применять еще одно сло­во — юный. Хотя юность — это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового пери­ода специалисты употребляют слова подростковый и юный как си­нонимы.

В США подростковый период подразделяют на две составляю­щие: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет).

В России в подростковый возраст включают две категории лю­дей — малолетних и несовершеннолетних.

Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до

14 лет. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сдел-


^


ки, например покупать игрушки. С 10 лет мнению ребенка при­дается юридический смысл. Например, выбрать школу для ре­бенка или сменить его фамилию родители не могут без учета его мнения. С 14 лет за защитой своего права ребенок может обра­титься в суд.

Несовершеннолетние — лица в возрасте от 14 до 18 лет. Этот тер­мин чаще всего используется в области юриспруденции: им обо­значаются лица, не достигшие возраста, с которым закон связыва­ет наступление дееспособности. По законодательству Российской федерации несовершеннолетние — лица, не достигшие 18 лет. За­конные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опеку­ны, попечители. Закон предусматривает ряд мер, специально охра­няющих трудовые, гражданские, алиментные и другие права несо­вершеннолетних. В уголовном процессе установлен особый порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних, обеспечивающий наи­более тщательное их расследование и рассмотрение.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться за­работком или стипендией. С 16 лет можно заниматься предприни­мательской деятельностью и даже быть признанным безработным.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. (По уголовному праву Ирландии к ответственности привлекают с 7 лет, а в Португалии — с 12.) Но это не означает, что преступ­ление, совершенное более молодыми людьми, у нас останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд проступков, указанных в ст. 20 Уголовного кодекса РФ: «Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего воз­раста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное при­чинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характе­ра, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное за­владение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымога­тельство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспорт­ных средств или путей сообщения».

Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев может применять­ся лишь к тем, кому уже исполнилось 16. Административная от­ветственность также наступает с 16 лет. С несовершеннолетними работают специальные комиссии по делам несовершеннолетних. За правонарушения они могут направить детей от 11 до 14 лет в


спецшколу лечебно-воспитательного характера, а с 14 лет — спецпрофучилище.

В США несовершеннолетним разрешается получать в банках кре­дит на свое имя. По закону эти юные граждане уже несут ответ­ственность за свои долги. Многим несовершеннолетним владель­цам недвижимости требуется согласие родителей на то, чтобы сдать в аренду дом или квартиру. В США и западноевропейских странах алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 21 года.

После наступления совершеннолетия дается право голоса, под­росток превращается в полноправного и политически активного гражданина. С этого момента, если рассматривать юридическую сторону дела, он переходит в категорию взрослых, или в зрелый период.

Подросток — маргинальный человек

Маргиналами называют тех, кто имеет неопределенное соци­альное положение: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. Поэтому родители, учите­ля и общество в целом не знают, как к нему относиться — то ли как к взрослому, то ли еще как к ребенку. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему.

В период детства и взрослости взрослый и ребенок рассматри­ваются как относительно изолированные группы. Причем каждый отдельно взятый ребенок или взрослый уверен в том, что принад­лежат к соответствующей группе. Подросток принадлежит к груп­пе, которую можно рассматривать как область пересечения групп детей и взрослых, принадлежащую к обеим из них, или как об­ласть, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в дру­гую группу. На основании этого психологи считают, что подрос­ток является маргинальным человеком.

Маргиналъностъ подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрос­лой ответственности, а иногда — как взрослый, претендуя на права взрослого.

Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, еще не умеет. Если мальчик обладает крупной комплекцией, незнакомые люди могут принять его за юношу и даже обратиться на «вы». Но вглядевшись, несколько смущаются: лицо у него еще совсем детское. Девочку, не по годам рослую, взрослые мужчины могут воспринимать как возможную невесту или сексуального партнера.


^


А вы об этом знали?

Исследования показали:

«Девочки приравнивают одаренность к умственным способностям, а способности — к знанию правильного ответа на вопрос. Они считают, что быть способным учеником — значит хорошо учиться, не прикладывая к этому особых усилий.

• Девочки считают, что у одаренных мальчиков хорошие способности и острый ум, в то время как они, талантливые девочки, прилежно учатся и обладают лишь потенциальными возможностями. Опрошенные ученицы не считали способными тех учеников, которым приходилось много трудиться, чтобы прийти к верному ответу; они считали, что трудолюбие и усердие — менее ценные качества, чем одаренность.

«Девочки связывали свои будущие успехи и счастье с умением нра­виться другим людям и быть принятыми ими. Они оказывали предпочтение учителям, которые предъявляли менее высокие требования, и полагали, что любящий и заботливый учитель повышает их шансы на успехи в учебе.

Источник: Раис Ф. Психология подростково­го и юношеского возраста. — СПб., 2000. — С. 204—206.

Для получения статуса (прав и обязанностей) взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и принять на себя новую социальную ответственность. Как раз то, чего подросток еще не научился делать.

Исследования показали, что подростки получают чувство удов­летворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.

О «промежуточном», или маргинальном, положении подрост­ков в жизни говорят сегодня все специалисты в области детской педагогики. Например, доктор Дж.Добсон утверждает: «Они еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые дает челове­ку статус взрослого, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Посмотрите, в каком затруднительном поло­жении оказывается обычный подросток в возрасте 14—15 лет. Из-за того, что он «слишком молод», для него остаются запретными все привилегии, радости и удовольствия взрослых, которые так широко рекламируются. Подростку не разрешается водить маши­ну, жениться, выпивать, курить, поступать на службу или ухо­дить из дома. Ему отказано в удовлетворении его сексуальных же­ланий, в то время как они его прямо-таки распирают. Единствен­ное, что ему позволено, — это торчать в школе и зубрить скучные учебники»1.

Подростку уже 14 лет. Однако при этом он по-прежнему пред­полагает, что ему погладят брюки, приготовят и подадут еду,

1 Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. — М., 1991 — С. 296.



оплатят все расходы. Он хочет взять лучшее из обоих миров: дет­ского и взрослого и не брать на себя никаких обязательств.

Согласно К.Левину, создателю знаменитой теории поля, по­ведение родителей, учителей и общества в целом отражает отсут­ствие четко определенного группового статуса; подобная неопре­деленность становится особенно очевидна, когда в одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже непри­емлемы. В то же время определенные взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но новы и незнакомы. Подрос­ток находится в состоянии «социального перемещения», перехо­дя в область неструктурированного социального и психологиче­ского.

Переходный возраст

Переходный возраст — это время освобождения детей от опеки родителей. Эмансипация может быть:

эмоциональной — вместо теплоты и ласки появляются холод­ность и демонстративное дистанцирование (взрослеющий сын стес­няется ходить рядом с матерью, целоваться и обнимать ее); лю­бовь к матери заменяется для подростка любовью к девушке;

поведенческой, проявляющейся в намеренном игнорировании требований родителей, стремлении делать все по-своему, напере­кор и вопреки;

ценностно-нормативной, показывающей, что отныне подрос­ток больше ориентируется на идеалы и принципы, господствую­щие в группе сверстников (прототипе мира взрослых), а не на ценности, разделяемые в семье, с которой у него ассоциируется мир детства и комплекс детской зависимости.

В переходный период происходит самое важное с точки зрения процесса социализации — формирование чувства взрослости и принятие, соответственно этому, на себя моделей взрослого по­ведения.

Отечественные психологи, начиная с Л. С. Выготского, едино­душно считают главным новообразованием подросткового возра­ста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положе­ние нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоре­чивость чувства взрослости — подросток претендует быть взрос­лым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки ро­дителей, учителей, старших вообще, а также от установленных


ими правил и порядков. Как же проявляется эта возрастная тен­денция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них взрослыми, которых они рассматривают не только как старших по возрасту, но и как полномочных представителей об­щества в целом?

«Мы и взрослые» — постоянная тема подростковой и юноше­ской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ре­бенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки сто­ят где-то посередине, и эта промежуточность положения опреде­ляет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...