Юридические границы подросткового возраста
Под определение тинейджера, строго говоря, попадают только те, кому от 13 до 19. Однако дети (особенно девочки) часто в 13 лет уже созревают физически, поэтому 11-летняя девочка мо Само слово тинейджер сравнительно новое. Впервые оно появилось в выпуске «Читательского путеводителя по периодической литературе» за 1943—1945 гг., впоследствии стало широко использоваться в повседневном общении. Наряду с ним, как синоним, используется слово подросток. По отношению к подросткам могут применять еще одно слово — юный. Хотя юность — это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового периода специалисты употребляют слова подростковый и юный как синонимы. В США подростковый период подразделяют на две составляющие: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет). В России в подростковый возраст включают две категории людей — малолетних и несовершеннолетних. Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сдел- ^ ки, например покупать игрушки. С 10 лет мнению ребенка придается юридический смысл. Например, выбрать школу для ребенка или сменить его фамилию родители не могут без учета его мнения. С 14 лет за защитой своего права ребенок может обратиться в суд.
Несовершеннолетние — лица в возрасте от 14 до 18 лет. Этот термин чаще всего используется в области юриспруденции: им обозначаются лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. По законодательству Российской федерации несовершеннолетние — лица, не достигшие 18 лет. Законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители. Закон предусматривает ряд мер, специально охраняющих трудовые, гражданские, алиментные и другие права несовершеннолетних. В уголовном процессе установлен особый порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних, обеспечивающий наиболее тщательное их расследование и рассмотрение. Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью и даже быть признанным безработным. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. (По уголовному праву Ирландии к ответственности привлекают с 7 лет, а в Португалии — с 12.) Но это не означает, что преступление, совершенное более молодыми людьми, у нас останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд проступков, указанных в ст. 20 Уголовного кодекса РФ: «Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения».
Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев может применяться лишь к тем, кому уже исполнилось 16. Административная ответственность также наступает с 16 лет. С несовершеннолетними работают специальные комиссии по делам несовершеннолетних. За правонарушения они могут направить детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно-воспитательного характера, а с 14 лет — спецпрофучилище. В США несовершеннолетним разрешается получать в банках кредит на свое имя. По закону эти юные граждане уже несут ответственность за свои долги. Многим несовершеннолетним владельцам недвижимости требуется согласие родителей на то, чтобы сдать в аренду дом или квартиру. В США и западноевропейских странах алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 21 года. После наступления совершеннолетия дается право голоса, подросток превращается в полноправного и политически активного гражданина. С этого момента, если рассматривать юридическую сторону дела, он переходит в категорию взрослых, или в зрелый период. Подросток — маргинальный человек Маргиналами называют тех, кто имеет неопределенное социальное положение: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. Поэтому родители, учителя и общество в целом не знают, как к нему относиться — то ли как к взрослому, то ли еще как к ребенку. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. В период детства и взрослости взрослый и ребенок рассматриваются как относительно изолированные группы. Причем каждый отдельно взятый ребенок или взрослый уверен в том, что принадлежат к соответствующей группе. Подросток принадлежит к группе, которую можно рассматривать как область пересечения групп детей и взрослых, принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу. На основании этого психологи считают, что подросток является маргинальным человеком.
Маргиналъностъ подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда — как взрослый, претендуя на права взрослого. Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, еще не умеет. Если мальчик обладает крупной комплекцией, незнакомые люди могут принять его за юношу и даже обратиться на «вы». Но вглядевшись, несколько смущаются: лицо у него еще совсем детское. Девочку, не по годам рослую, взрослые мужчины могут воспринимать как возможную невесту или сексуального партнера. ^ А вы об этом знали? Исследования показали: «Девочки приравнивают одаренность к умственным способностям, а способности — к знанию правильного ответа на вопрос. Они считают, что быть способным учеником — значит хорошо учиться, не прикладывая к этому особых усилий. • Девочки считают, что у одаренных мальчиков хорошие способности и острый ум, в то время как они, талантливые девочки, прилежно учатся и обладают лишь потенциальными возможностями. Опрошенные ученицы не считали способными тех учеников, которым приходилось много трудиться, чтобы прийти к верному ответу; они считали, что трудолюбие и усердие — менее ценные качества, чем одаренность. «Девочки связывали свои будущие успехи и счастье с умением нравиться другим людям и быть принятыми ими. Они оказывали предпочтение учителям, которые предъявляли менее высокие требования, и полагали, что любящий и заботливый учитель повышает их шансы на успехи в учебе. Источник: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. — С. 204—206. Для получения статуса (прав и обязанностей) взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и принять на себя новую социальную ответственность. Как раз то, чего подросток еще не научился делать.
Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости. О «промежуточном», или маргинальном, положении подростков в жизни говорят сегодня все специалисты в области детской педагогики. Например, доктор Дж.Добсон утверждает: «Они еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Посмотрите, в каком затруднительном положении оказывается обычный подросток в возрасте 14—15 лет. Из-за того, что он «слишком молод», для него остаются запретными все привилегии, радости и удовольствия взрослых, которые так широко рекламируются. Подростку не разрешается водить машину, жениться, выпивать, курить, поступать на службу или уходить из дома. Ему отказано в удовлетворении его сексуальных желаний, в то время как они его прямо-таки распирают. Единственное, что ему позволено, — это торчать в школе и зубрить скучные учебники»1. Подростку уже 14 лет. Однако при этом он по-прежнему предполагает, что ему погладят брюки, приготовят и подадут еду, 1 Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. — М., 1991 — С. 296. оплатят все расходы. Он хочет взять лучшее из обоих миров: детского и взрослого и не брать на себя никаких обязательств. Согласно К.Левину, создателю знаменитой теории поля, поведение родителей, учителей и общества в целом отражает отсутствие четко определенного группового статуса; подобная неопределенность становится особенно очевидна, когда в одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время определенные взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но новы и незнакомы. Подросток находится в состоянии «социального перемещения», переходя в область неструктурированного социального и психологического. Переходный возраст Переходный возраст — это время освобождения детей от опеки родителей. Эмансипация может быть: эмоциональной — вместо теплоты и ласки появляются холодность и демонстративное дистанцирование (взрослеющий сын стесняется ходить рядом с матерью, целоваться и обнимать ее); любовь к матери заменяется для подростка любовью к девушке; поведенческой, проявляющейся в намеренном игнорировании требований родителей, стремлении делать все по-своему, наперекор и вопреки;
ценностно-нормативной, показывающей, что отныне подросток больше ориентируется на идеалы и принципы, господствующие в группе сверстников (прототипе мира взрослых), а не на ценности, разделяемые в семье, с которой у него ассоциируется мир детства и комплекс детской зависимости. В переходный период происходит самое важное с точки зрения процесса социализации — формирование чувства взрослости и принятие, соответственно этому, на себя моделей взрослого поведения. Отечественные психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же проявляется эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них взрослыми, которых они рассматривают не только как старших по возрасту, но и как полномочных представителей общества в целом? «Мы и взрослые» — постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то посередине, и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|