Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологические предпосылки детства




У животных размножение — важнейшее средство выжить и при­способиться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Колюшка откладывает всего 150 ик­ринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уро­вень развития животного, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отношение. Устрица откладывает до 500 млн яиц в год, из них выживает менее десятка. Горилла рожает детены­ша один раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника, нехватки пищи или болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать: укрывать своих чад в безопасном месте, переселяться туда, где больше пищи, ухаживать за их шерстью и кожей, призывать сородичей на по­мощь.

Знаете ли вы об этом?

Науке известно около 1 млн видов животных, но большинство из них являются очень плохими родителями. Черепаха откладывает яйца и вско­ре уплывает в море, забывая навсегда своих детенышей. Кукушка под­кидывает свои яйца в чужие гнезда, а форели поедают вылупившихся мальков.

У высших животных формируется особое явление — материн­ство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстин­ктивного оно становится сознательным. На базе материнства позд­нее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологи­ческих корней. Это целиком социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт.

Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потомстве привела к раз­витию моторных функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивного потреб­ления кислорода и переноса через плаценту значительной энер­гии. Следствием явилось укрепление скелета и увеличение мозга.

Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и «приручение» огня.

Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.


~


Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше време­ни требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличи­лась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передавалось от природы: какие травы и плоды мож­но собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинк­тивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, со­кращалось количество инстинктов, и их место занимали социаль­но приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социаль­ное — расширялось. Оно потребовало особого периода — дет­ства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем больше времени для этого требовалось.

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьез­но влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Со­бирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Пе­реход от собирательства к охоте потребовал еще большего увели­чения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Те­перь уже успех выживания человека напрямую зависел от успехов его обучения.

Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появ­ление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социали­зации в полном смысле слова. Ее нижняя граница — возникнове­ние института отцовства и на его основе — формирование инсти­тута родительства. Завершилась история инстинктов, началась ис­тория институтов.

Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере произ­водства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потом­ства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармлива­ние младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всем необходимым для жизни в обществе знаниям. При этом он явля­ется основным добытчиком пищи.

С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удли­нение сразу двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства — Периода первичного обучения и социализации; 2) старости — за­вершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной пере­дачи накопленных знаний и опыта.


Феральные люди

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораз­до больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить сложным логи­ческим операциям и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания, которые прикладывают ученые.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что, поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди существа, выросшие в изоляции от лю­дей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII в. шведский ученый К.Линней. Одичавших, не оцивили-зованных людей называют еще «маугли» и «детьми джунглей». Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 г. В Индии были обнаружены две девочки — восьмилетняя Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 г. на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю де­вочку Анну. Все трое имели нормальные биологические пред­посылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспо­соблены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что ос­тавленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в чело­веке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «око­вы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследо­ванных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной ре­чью, состоящей из 30 слов. Но этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обуче­нию. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абст­рактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они про­жили не более 10 лет.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...