Биологические предпосылки детства
У животных размножение — важнейшее средство выжить и приспособиться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Колюшка откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отношение. Устрица откладывает до 500 млн яиц в год, из них выживает менее десятка. Горилла рожает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника, нехватки пищи или болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать: укрывать своих чад в безопасном месте, переселяться туда, где больше пищи, ухаживать за их шерстью и кожей, призывать сородичей на помощь. Знаете ли вы об этом? Науке известно около 1 млн видов животных, но большинство из них являются очень плохими родителями. Черепаха откладывает яйца и вскоре уплывает в море, забывая навсегда своих детенышей. Кукушка подкидывает свои яйца в чужие гнезда, а форели поедают вылупившихся мальков. У высших животных формируется особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт. Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторных функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием явилось укрепление скелета и увеличение мозга.
Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и «приручение» огня. Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие. ~ Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передавалось от природы: какие травы и плоды можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов, и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем больше времени для этого требовалось. В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания человека напрямую зависел от успехов его обучения.
Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, началась история институтов. Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всем необходимым для жизни в обществе знаниям. При этом он является основным добытчиком пищи. С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства — Периода первичного обучения и социализации; 2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта. Феральные люди Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить сложным логическим операциям и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания, которые прикладывают ученые. Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что, поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.
Феральные люди — существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII в. шведский ученый К.Линней. Одичавших, не оцивили-зованных людей называют еще «маугли» и «детьми джунглей». Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 г. В Индии были обнаружены две девочки — восьмилетняя Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 г. на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|