Отношение общества к детству
Идея детства, как и многие другие стороны современной социальной жизни, появилась лишь два или три века назад. В традиционных обществах молодые люди от продолжительного младенчества сразу переходили к своим рабочим ролям в обществе. Французский историк Ф. Арье утверждал, что «детства» как особой стадии развития в средние века не существовало. На средневековых полотнах дети изображаются как маленькие взрослые, со взрослыми лицами, одетые так же, как и старшие. Дети принимали Участие в той же работе и в тех же развлечениях, что и взрослые, и не имели особых игрушек или игр, которые сегодня мы воспринимаем как данность. Неуважительное отношение к детству, распространенное у Многих народов древности, объяснялось объективными факторами. Во времена, когда людей рождалось значительно больше, чем выживало, детство ценилось невысоко. Сам по себе факт рождения вовсе не означал, что семья пополнится трудоспособным чле-Ном. При отсутствии надлежащих санитарных условий и медицин-ской помощи умирало более половины родившихся детей. Кроме того, их надо было кормить, а при нехватке продовольствия его в первую очередь получали те, кто его сам добывал. В результате дети воспринимались с двойственным чувством: как обуза и как будущие кормильцы. Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Уничтожение детей получило специальное название инфантицида. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» — свод житейских правил и наставлений XVI в. — проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 г., детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убийство родителя — смертной казнью.
Ряд историков, развивая взгляды Арье, предполагали, что в средневековой Европе большинство взрослых было настроено безразлично и даже враждебно по отношению к своим детям. Однако другие опровергали этот взгляд, кроме того, он не подтверждается нашими знаниями о традиционных культурах, существующих до сих пор. В традиционных обществах большинство родителей, в особенности матери, испытывали такую же привязанность к своим детям, как и сегодня. Тем не менее, поскольку сегодня период детства более длительный, современные общества в некоторых отношениях являются более «детоцентричными», чем традиционные. И период родительства, и детство более ясно выделены среди остальных стадий, чем это было характерно для традиционных обществ. В Средневековье понятие детства отражало не столько возраст, сколько социальную зависимость. А поскольку зависимым человек мог оставаться всю свою жизнь, то соответственно и детство растягивалось надолго. Люди низкого социального положения воспринимались как дети и считались таковыми независимо от возраста. Для русского помещика все крестьяне являлись «чадами», а он вел себя по отношению к ним как отец. Они так и обращались к нему: «Батюшка наш». От «чадо» произошло известное всем слово «домочадцы». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля указывается, что старинное слово «чадь» служило со-
^ бирательным названием челяди, дружины, ополчения, воинов. Раньше употреблялись выражения «простая чадь», «рядовичи». И сегодня понятие детства таит в себе идею подчинения и зависимости, но она никак не связана с классовым положением людей. Понятие «отрочество» появилось не сразу. В России XVII — XIX вв. отрочество наступало в возрасте 14 — 16 лет, а до того ребенка именовали дитятей. В XVII в. в Европе особенно высоко стала цениться молодость, в XIX — детство, а в XX в. — юность. По мнению известного английского социолога Э.Гидденса, вплоть до начала XX в. в Британии и большинстве других западных стран детей заставляли работать в очень раннем, по современным понятиям, возрасте. Фактически и сегодня существует множество стран, в которых дети заняты полный рабочий день, нередко в тяжелых условиях (например, на угольных шахтах). Идея, что дети имеют особые права, и формирование представления о том, что детский труд — это нечто аморальное, являются относительно недавним достижением. Таким образом, уважение к детству, отрочеству и юности — сравнительно позднее явление, знаменующее проявление гуманизма современной цивилизации. Следует подчеркнуть, что «детоцентричное» общество — не всегда то, где все дети испытывают любовь и заботу со стороны родителей или других взрослых. Физические и сексуальные оскорбления детей — довольно частые явления в жизни современной семьи, хотя полное представление о размерах таких злоупотреблений — достояние лишь недавнего прошлого. Злоупотребления по отношению к детям прямо связаны с типичным для старой Европы дурным (по современным меркам) обращением с детьми. Возможно, в результате изменений, происходящих в современных обществах, детство как особый статус вновь начинает разрушаться. Исследователи указывают, что дети вырастают так быстро, что специфический характер детства начинает исчезать. Например, даже совсем маленькие дети имеют возможность смотреть те же телевизионные программы, что и взрослые, гораздо раньше узнавая взрослый мир, чем предыдущие поколения.
Социальный эгоцентризм Характерная черта младенца — неумение отличить себя от окружающего мира. Его взгляд на мир неизбежно эгоцентричен. Главная причина такого явления — отсутствие системы координат, благодаря которой ребенок определяет себя по отношению к другим, сохраняя в то же время целостность собственного «Я». Постепенно у него развивается самосознание, которое начинается с Установления границ собственного тела, хотя ощущения этих границ еще очень зыбки.
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, чт для ребенка собственная точка зрения не отличается от точки зпр ния других. Давно замечено, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а социальный и физический миры для него неразличимы Употребляя категории времени, он путает их: например, признавая себя намного моложе отца, ребенок, тем не менее ничуть не сомневается, что отец родился после него. Это интеллектуальный эгоцентризм, он вызван постоянным преобладанием собственной точки зрения. Социальный эгоцентризм базируется на неумении выделить свою точку зрения. Именно отсутствие собственной позиции делает юных граждан, впрочем как и взрослых, открытыми для влияния и принуждения со стороны других людей. Механизмом служит процесс подражания. Подражая образцам и манере поведения окружающих, дети, тем не менее, считают их своими собственными, не умея объективироваться от чужого мнения, «центрируя» их на себе т. е. считая, что они и есть центр мира. Ч. Кули и Дж. Мид утверждают, что ребенок учится понимать самого себя, когда принимает роль других. Человек воображает, каким он представляется наблюдателю, приписывая ему определенное суждение, и реагирует — с радостью или обидой — на это предписанное другому суждение. Ребенок осознает других людей как объекты, прежде чем осознает себя в качестве объекта; он пользуется именами других, прежде чем научается своему собственному. Сначала ребенок научается отличать людей от вещей и лишь после этого способен улавливать разницу между индивидами. Поведение людей для него кажется куда более беспорядочным, чем взаимодействие физических объектов.
Представление о том, что такое человек, ребенок вырабатывает, глядя на реакции других. Смысл унижения, например, он постигает в ситуациях, когда его самого, окружающих близких обижают, когда вместе с ними он переживает желание скрыть свои чувства и отомстить тем,.кого считает виновником зла. Рациональная логика кооперации отступает на второй план, заглавную роль играют чувства и эмоции. Они придают ценность нашим поступкам: мы ставим себя на место других и понимаем, как горько им переносить неудачу, обиду или несправедливость. Умение ставить себя на место другого — это начало процесса принятия социальной роли. Трудовое воспитание детей Человек общинно-родового строя, в отличие от европейца, вовлеченного в систему развитого разделения труда, должен бы уметь все — обрабатывать землю, ловить рыбу, выращивать пло довые растения, строить хижины, лодки, изготовлять орудия трУ
утварь, одежду, украшения и т.д. Он должен также знать все приметы для предсказания погоды, виды культурных и диких ра-тений, повадки животных, родственные связи, мифы, легенды, предания, верования и т.д. Детей у коренных народов Австралии и Океании рано приучают помогать по хозяйству. На острове Вогео маленькая девочка выполняет ряд работ по дому: метет пол, выносит мусор. Дети выполняют многие другие работы, различные поручения взрослых (ищут потерянные вещи, приносят от соседа табак, огонь, передают соседям и от соседей различные новости), при этом они всерьез считают себя носителями племенных традиций. На вопрос этнографов: «Почему вы так делаете?» — дети отвечали: «Это наш обычай, обычай людей вогео»1. На острове Манам девочки начинают трудиться с более раннего возраста (забота о доме, приготовление пищи, работа на огороде, уход за малолетними детьми). Труд мужчины сложнее, и мальчики, играя, готовятся к нему. С 4—5 лет дети у вогео в лодке отправляются с взрослыми на рыбную ловлю. При этом их учат, как грести, управлять лодкой, где какие течения, скалы и т.д. С 3 — 5 лет детей учат лазать на деревья. В 7 — 8 лет мальчики отлично лазают на деревья на высоту до 30 м. Не всегда легко провести четкую грань между игрой и трудом в занятиях детей. Дети играют в занятия взрослых: в работу на огороде, в рыбную ловлю, в охоту, в приготовление пищи. «Изготовляя игрушечные каменные топоры, игрушечные деревянные сосуды, стреляя из игрушечного лука, играя в междеревенские празднества, в семейную жизнь, дети постепенно воспринимают, заучивают и усваивают знания, навыки и опыт, которые пригодятся" им в будущей жизни. Взрослые помогают им в этом. Например, мальчики строят игрушечные лодки, а мужчины всерьез и детально обсуждают ход игры: «Здесь плох аутригер», «У этой лодки мал парус», «В эту лодку надо положить немного камней для устойчивости» и т.д. Взрослые не жалеют времени на передачу знаний и навыков детям, а также неопытным в каком-то деле взрослым»2.
Сочетание труда с игрой делает труд интересным, а игру — содержательней и полезной. Мальчик получает на огороде свой маленький участок, на котором он сам выращивает таро и яме, свое место в семейном амбаре, где он хранит свой урожай. Н. Н. Миклухо-Маклай писал о папуасах: «Они очень любят 1с)учать Других, т. е. если кто-нибудь делает что-нибудь не так, как ни, туземцы, сейчас же останавливают и показывают свой образ Тра ^утинов Н.А. Детство на островах Адмиралтейства // Этнография детства: Р Диционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Ин-°незии. - м., 1992. - С. 71. 1амже. -С. 76-77. действия. Это заметно даже в детях; много раз маленькие дети, лет шести или семи, показывали мне, как они делают то или другое». Девочки приобщаются к труду в еще более раннем возрасте, чем мальчики. Они «очень рано начинают помогать матерям в домашних работах и делаются весьма рано «маленькими женщинами» во всем», — пишет Н.Н. Миклухо-Маклай1. У меланезийцев, жителей островка Вогео, игры мальчиков и девочек часто воспроизводят хозяйственную и социальную жизнь взрослых — они строят игрушечные хижины, плетут игрушечные циновки, готовят игрушечную пищу, справляют свадьбу со всей ее обрядностью, включая плату за невесту (вместо свиней — крысы или ящерицы; вместо зубов собаки — камешки). При этом соблюдается половое разделение труда и функции: мальчики строят игрушечные хижины, девочки готовят игрушечную пищу. Вряд ли возможно говорить о таком же глубоком уровне специализации в первобытном обществе, как в европейском. Хотя в общинах были «специалисты», лучше других строившие хижины и лодки, лучше других знающие мифы, верования, магические обряды, тем не менее в условиях натурального хозяйства каждый член общины должен усвоить огромный объем знаний и навыков, поэтому обучение труду начиналось с раннего детства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|