Существует несколько подходов к определению состава и классификации туристских ресурсов.
Так, например, один из подходов предполагает деление последних на созданные и не созданные трудом человека: 1. Природные туристские ресурсы: климат, воздух, пейзаж, моря, озера, реки, горы и пр. Иными словами – природно-климатические ресурсы. Особенностью этих ресурсов является то, что они не восстанавливаются по мере потребления или восстанавливаются десятилетиями или даже столетиями, например, леса. 2. Туристические ресурсы, созданные трудом человека: архитектурные сооружения, памятники, произведения искусства и пр. Это объекты показа или экскурсий. 3. «Дополнительные» туристические ресурсы, созданные трудом человека для оказания услуг и охватывающие инфраструктуру района и все предприятия по приему и обслуживанию туристов (инфраструктурные, социально-экономические ресурсы): гостиницы, дороги, места питания, прокат транспорта, туристические порталы, туристические каталоги и пр.
Отсюда следует, что для занятия туризмом необходимо обладать туристскими ресурсами или их создавать. Для того, чтобы туристские ресурсы были реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая индустрия туризма, которая обеспечит: · доведение до туриста информации о данном туристическом объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекты · достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности · размещение · питание · развлечения. Туристическим ресурсами сельского туризма могут быть: · Исторические места и события, факты, легенды (места боевой военной славы; легендарные уроженцы села, история села, местные легенды, старые дороги)
· Достопримечательности: природные, архитектурные, музеи, библиотеки и др. · Заповедники и заказники · Объекты общественного питания, национальная кухня · Культура, уклад жизни, народные промыслы, местные старожилы, местные ремесленники, местные традиции, праздники. · Сельское хозяйство: возможность участия в с/х работах, уход за животными. · Изделия местных мастеров, продукты с сельских подворий, дары леса, сувенирная продукция Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет окружающую среду: природную и культурную. В случае если отрасль туризма развивается стихийно, негативное воздействие туризма неизбежно. Мощные потоки туристов, явившись причиной разрушения природных территорий и снижения их привлекательности для будущих посетителей, «переключаются» на другие регионы, оставляя за собой загрязненные пляжи, разочарованных местных жителей и разоренную местную экономику. В данном случае можно сказать, что вместе с разрушением окружающей среды, от которой он зависит, туризм убивает и себя (Ceballos-Lascurain, 1996). За рубежом существует выражение для характеристики таких случаев: «туризм разрушает туризм». Пример, побережье озера Байкал. Управлять процессом влияния туризма на природу можно прямо или косвенно. Вариант прямого управления включает: ограничение общего числа посетителей, закрытие для посещения особо ценных природных объектов и территорий, использование современных технических средств и новейших технологий, позволяющих минимизировать загрязнение окружающей среды. Косвенный вариант управления основывается на изменении поведения туристов путем повышения уровня образования, воспитания уважительного, бережного и гуманного отношения к местным жителям, животным и растениям в посещаемой ими местности.
Тема 4. Правовое и государственное регулирование отрасли сельского туризма. Структура управления сельским туризмом в России и по регионам. Ассоциации организаций сельского туризма. Отраслевые информационные порталы.
Несмотря на имеющиеся в России реальные примеры организации сельского туризма, следует констатировать практическое отсутствие в стране нормативно-правовой базы, специально регулирующей агротуристическую деятельность как таковую. Правовую основу общего характера составляют следующие законодательные акты: Гражданский кодекс - регулирует правоотношения в той части, в которой устанавливает правовое регулирование правоотношений по договору возмездного оказания услуг. Гл. 39 ГК РФ содержит в себе правовые нормы по регулированию данных правоотношений. Турагенты и туроператоры оформляют свои правоотношения с клиентами именно договорами по оказанию туристских услуг. Согласно ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги; Налоговый кодекс -регулирует правоотношения в части исчисления и уплаты обязательных налогов и иных платежей. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями от 5 февраля 2007 г. определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. ФЗ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; ФЗ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и др. Туристическая деятельность регулируется и управляется также через концепции и программы развития федерального и региональных уровней, целями и задачами которых является в том числе и развитие сельского туризма.
Так, в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р) сформулированы задачи: - стимулирования увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов; - восстановления имеющих культурно-историческое значение усадеб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма и другие мероприятия. 15 июля 2013 года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года ". Задачи программы имеют косвенное влияние и на развитие сельского туризма. К их числу относятся: - улучшить жилищные условия 75,5 тыс. сельских семей, в том числе 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов; - повысить уровень инженерного обустройства села: газом - до 60,1%, водой - до 61,9%; - повысить гражданскую активность сельских жителей, активизировать их участие в решении вопросов местного значения путем поддержки 775 местных инициатив; В отдельных субъектах Российской Федерации действуют собственные программы развития сельского туризма (Республика Чувашия, Республика Алтай, Алтайский край) Развитие сельского туризма в России курируют: Федеральное Министерство Сельского хозяйства и региональные ведомства в части федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
Федеральное агентство по туризму РФ и региональные ведомства в части развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках согласно федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"
Как показал опыт западноевропейских стран, одним из эффективных рычагов развития сельского туризма является создание ассоциаций агротуристического бизнеса.
В России на сегодняшний день действует две таких ассоциации.
1. Национальная ассоциация организаций сельского туризма – НАОСТ. Зарегистрирована 01 апреля 2010 года. Сайт http://naturs.ru/prog2.php НАОСТ является некоммерческим партнерством. По решению Общего собрания членов Ассоциации, размер членского взноса на 2014-2015гг., каждый член определяет самостоятельно с учетом своих возможностей, но не менее 5 000 рублей в год, для юридического лица, и 3000 рублей - для физического лица. НАОСТ стал инициатором проведения в 2012 году первого форума «Сельский туризм» в России. 2. АгроТуризмАссоциация. Сайт http://www.agritourism.ru/ru/about/. Как мы поняли из информации на сайте ассоциации, ведет деятельность с 2005 года. Основные направления работы 1) Экспедиционно-изыскательская деятельность по выявлению возможностей развития агротуризма (сельского туризма) в регионах. 2) Научно-методическая деятельность по написанию концепций развития агротуризма в регионах. 3) Практическая работа по созданию агротуристических хозяйств. 4) Составление единой базы по сельскому туризму. 5) Информационно-просветительская деятельность, участие в выставках, семинарах, интервью на ТВ, радио, в прессе и в сети интернет, издание вестника. На просторах Рунета сегодня присутствуют и туристские порталы, функционирующие под патронажем государственных и муниципальных органов управления, отраслевых министерств и ведомств, частных компаний. Порталы предоставляют владельцам сельских туристских объектов возможность заявить о себе и своих продуктах, а конечному пользователю (туристу) - о предлагаемых услугах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|