Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия развода родителей




Мы заметили, что во многих домах, где дети с удовольствием принима­ли позу диктатора и становились развязными непосредственно после ухо­да из семьи отцов, именно на последних лежала ответственность за суро­вую и устрашающую дисциплину в доме. Уход отца, таким образом, давал свободу для проявления импульсов, которые столь тщательно сдержива­лись в его присутствии, свободу вести себя так безнаказанно и получать от этого удовольствие.

У многих матерей опускались руки из-за своих собственных конфлик­тов, а также из-за непривычности выступать в роли сторонника дисципли-


 


1 См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. — М., 1995. — С. 81.

2 См.: Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную
жизнь: Супружеские пары в 1996 году. — М., 1999. — С. 165.

3 См. там же. — С. 166.


1 См.: Борисов В., Синельников А. Брачность и рождаемость в России: Демогра­
фический анализ. — М., 1996. — С. 48.

2 См.: Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологиче­
ский журнал. — 1996. — № 3/4. — С. 99 — 108.


ны. Другие матери давали нам понять полунамеками, что весьма надея­лись на то, что кто-то из сыновей возьмет на себя роль отца в семье. У не­которых детей такая агрессивность явно отражала уподобление качествам покинувшего их отца и, таким образом, была способом преодолеть горечь его утраты.

Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает контроль за его нравственными устоями, по мере того как рушатся его внешние опоры, и гнев, направленный на родителей, решительно проникает в сознание. Од­ним из проявлений такого состояния может стать приобретение новых при­вычек, как, например, мелкое воровство и вранье, наблюдаемые в этой возрастной группе в период распада семьи. Ребенок обеспокоен тем, что ему самому придется позаботиться о себе, и в этом он усматривает угрозу своей будущей социализации.

Однако главный момент переживания одиночества и ощущения изоли­рованности, о которых сообщали дети, был, возможно, связан с их воспри­ятием развода как битвы между родителями, где ребенку нужно было встать на чью-то сторону. Следуя этой логике, шаг на сторону одного родителя расценивался ребенком (и иногда, конечно, одним из родителей) как пре­дательство другого, что могло вызвать настоящий гнев и еще больший от­каз от одного из родителей вдобавок к обострению внутреннего психиче­ского разлада. Таким образом, парализованные своей собственной проти­воречивой преданностью и психической или реальной расплатой — необ­ходимостью встать на сторону одного из родителей, многие дети воздер­живались от такого выбора и чувствовали себя одинокими и покинутыми и не знали, где найти утешение и родственное участие. Фактически из-за этого противоречия они остались в стороне в разгар тяжбы между родителями.

Поведение многих детей в школе разительно отличалось от поведения дома. Так, некоторые дети, будучи в состоянии подавленности и напуган-ности дома, начинали командовать, контролировать других, а иногда и хит­рить в школе. Другая модель поведения детей в школе, обнаруженная во время развода родителей, сочетала в себе снизившуюся способность со­средоточиться в классе и возросшую агрессивность на площадке для игр.

Сокращено по: ВаллерштейнДж.В., Кел-ли Дж.Б. Последствия развода родителей: пере­живания ребенка в период поздней латентности // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. — М., 1989.— С. 369, 373, 375.

Мало кто из детей хочет, чтобы их родители развелись. По дан­ным российских психологов начала 80-х годов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста — чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом, проявляется особенно остро, если кто-то из родителей вступает в повторный брак.

Дети страдают от развода родителей, но его воздействие на них ослабевает с течением времени, и многие возвращаются к привыч­ному образу жизни. В США разведенные отцы часто не принимают участия в жизни своих детей, и значительное число не оказывает должной финансовой помощи. В СССР ситуация была схожей: отцы


после развода порывали связи с детьми. Причем чем моложе ребе­нок, тем меньше вероятность того, что отец будет участвовать в его воспитании на постоянной основе. Еще больше эта вероятность снижается, когда дело касается девочек. СССР — общество, по­знавшее феномен безотцовщины в двух поколениях (потери в двух мировых войнах), сейчас стоит перед опасностью сознательного отстранения отцов от воспитания детей в третьем поколении. Раз­воды — фактор морального и материального ущемления детей.

Известно, что личность человека формируется с ранних лет. И если в детстве ребенок был лишен тепла родительской любви, он может вырасти моральным уродом. Нередко эти люди бывают упор­ными и трудолюбивыми, но при этом — холодными и жестокими. Или просто несчастными.

По мнению самих американских социологов, ныне в США необычайно высоко число разводов. Около половины браков 25 — 40-летних заканчиваются крушением; в двух третях случаев в кон­фликты родителей вовлекаются и дети. Столь высокий уровень разводов и разъездов, а также рождения детей вне брака говорит о том, что половине всех детей, рожденных в 80-е годы, большее время придется жить только с одним из родителей. Как правило, это означает, что ребенок будет меньше контактировать с отцом и получит от него меньшую поддержку. Если родители вступают в повторный брак, у детей появляется еще одна проблема: как ужить­ся с мачехой или отчимом.

Статистика

По данным статистического управления Европейского союза, почти треть всех браков в Европе заканчивается разводами. Больше всего разводов в Бельгии и Швеции. Меньше всего — в Италии и Ирландии. В США разво­дится каждая вторая пара.

Развод родителей по-разному воздействует на подростков. Не­которые ощущают свою вину за то, что родители разошлись. Но иногда развод оказывает и положительное влияние на детей, так как кладет конец пьянству родителей, физическим расправам, родительским скандалам, бессонным ночам и психологическому стрессу. Некоторые подростки, родители которых разошлись, го­ворят, что они перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты. Они рассказывают о том, как раньше, еще до разво­да, постоянно стыдились говорить с приятелями о своей семье, расстраивались из-за материальных трудностей, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких случаях раз­вод воспринимается почти как облегчение.

Воздействие развода на окружающих во многом зависит от его условий и событий как до, так и после него. Если родители рас­стаются мирно, в семье до и после развода нет явно выраженной борьбы между ними, дети могут свободно общаться и с отцом, и


с матерью и ощущают поддержку обоих родителей, родственников и друзей, то отрицательные последствия сводятся к минимуму.

Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке — отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов.

Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Он сим­волизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в при­нудительное сожительство. Если человек не нашел счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это еще раз.

Брак в современных высокоурбанизированных странах стал рискованным предприятием. Например, в США шансы, что он закончится разводом, составляют 50:50, а вероятность развода после повторного брака повышается до 60%. И тем не менее он остается популярным — более 90 % американцев женятся хотя бы один раз в жизни.

Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия. То и другое равносильно закрепощению личности. Сле­дует более осмысленно подходить к выбору партнера, и когда он произошел, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда каждый день люди работают над его укреплением. Здесь, как и в некоторых других важ­ных сферах жизнедеятельности, огромную роль играет «труд души».

Брак с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты — самое гениальное изобретение чело­вечества. По христианской морали настоящая любовь начинается только в браке, где индивид полностью раскрепощен и доверился другому.

Семья — спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится са­мым нужным, самым желанным и любимым местом на свете.

Семья и социальный класс

Социологи, изучающие институт семьи не только в разных стра­нах, но и в разных классах, подметили, что в отношении к семье гораздо больше различаются между собой социальные классы, не­жели страны, принадлежащие к однотипной культуре (в данном случае европейской).

В Англии, Германии, России, США семьи из среднего класса гораздо больше занимаются осмысленным планированием внут­рисемейных отношений, нежели рабочие семьи, а также семьи из самых низов общества. Дети в среднем классе заканчивают сред­нюю школу, колледж и университет. Следуя примеру родителей,


они целенаправленно строят свою карьеру, продвигаясь все выше и выше. Они — дисциплинированные и квалифицированные ра­ботники, законопослушные граждане, заботливые родители. Го­раздо меньше эти качества проявляются в низшем классе.

Семьи рабочих не только многочисленнее семей среднего класса. Они различаются степенью и проявлением родительского автори­тета, личным участием в воспитании детей, ориентацией на кол­леджи, карьеру, взглядами на ухаживание, половую жизнь, брак и семью.

В рабочих семьях свободнее выражают агрессивность по отноше­нию к детям, преобладают физические наказания, подавляя ответ­ную реакцию и волю к неповиновению. Родители не стремятся по­нять мотивы поведения детей, не копаются в их внутреннем мире. У них меньше времени для воспитания, поэтому детям предостав­лена большая независимость. Взрослые не планируют своего буду­щего, не воспитывают этих качеств они и у своих детей.

Ниже приведена сравнительная таблица некоторых характер­ных особенностей, присущих семьям рабочего и среднего классов (табл. 23).

Если проводить аналогию между странами, то вот какое разли­чие обнаружится. Целенаправленное планирование семейных отно­шений, если можно так выразиться, гуманистическая модель се­мьи в европейских и североамериканских странах присущи не только среднему, но и высшему классу. Высший класс в еще большей сте­пени заботится о незапятнанности имиджа семьи и клана, репута­ции рода. Это и понятно: на протяжении многих столетий там скла­дывалась аристократия, ориентированная на статус и честь.

В России такая модель присуща главным образом среднему клас­су, поскольку именно он — социальная основа русской интелли­генции, высокие нравственные принципы которой известны все­му миру. Она очень мало свойственна рабочему классу и высшим слоям общества. О высшем российском классе надо сказать особо. Во-первых, он крайне неоднороден, наряду с истинной интелли­генцией в нем присутствуют многочисленные добавки из таких групп и слоев населения, которые не отличаются высокой куль­турой взаимоотношений. Сатирический образ «новых русских», разговаривающих по мобильному телефону в партере театра, пу­тающих имена литературных классиков (либо их вовсе не знаю­щих) — наглядное доказательство неприобщенности части (ка­кой именно, никто не знает) высшего класса к гуманистической модели семьи, построенной на высоких нравственных принципах. Во-вторых, богатые нувориши, ослепленные блеском золота, не­редко сходят с ума от неожиданно открывшихся возможностей. «Новые русские», попавшие на престижные западные курорты, встречающиеся с западными дипломатами и представителями высшего света, поражают дикостью нравов.


Семья и социальный класс

Видимо, на становление достойной модели семьи высшему классу в России потребуются еще многие десятилетия. По мере того как в стране начнет формироваться настоящая аристокра­тия — и духа, и крови, — мы можем ожидать серьезных сдвигов в типе семейных отношений на самом верху социальной пирамиды. 7. Кризис института семьи и брака Постоянный рост числа разводов на протяжении нескольких десятилетий породил в США мнение о кризисе семьи как соци­ального института. Пик этого явления приходится на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметился ренессанс семейных ценно­стей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня боль-

Семьи нижнего слоя рабочего класса

Раскованность в проявлении естественных потребностей и надобностей

Сохранение пережитков коллективной психологии: младшие донашивают одежду старших, общие спальные комнаты и т.п.

Воспитание больше ориентировано на физическое принуждение и наказание, нежели на психологическое воздействие

Дети рабочих взрослеют и познают невзгоды жизни раньше

Дети воспитываются под незначительным контролем и надзором

Они раньше вступают в сексуальные отношения

Семья не ожидает от детей больших успехов в жизни

Дети часто не заканчивают среднюю школу и идут работать на производство

Подростки чаще подпадают под неблагоприятное влияние улицы, совершают преступления и попадают в тюрьму


Таблица 23

Семьи среднего класса

Подчинение правилам приличия в выражении своих потребностей

Чувство коллективности сменяется чувством индивидуальности, осознания личных прав, личных вещей, личной комнаты

Психологические меры воздействия применяются чаще физических, в отношениях между родителями и детьми больше взаимопонимания и теплоты

Дети среднего класса избавлены от множества забот

Дети воспитываются под пристальным надзором и контролем

Откладывают сексуальный опыт до окончания учебы

Семья ожидает, что дети превзойдут родителей

Дети заканчивают среднюю школу, поступают в вуз и делают карьеру в сфере умственного труда

Подростки больше привязаны к дому, больше сидят за книгами, у них больше интеллектуальных интересов, ниже уровень преступности


шинство американских социологов перестали драматизировать си­туацию и перешли к серьезному анализу ситуации.

В Россия обсуждение проблемы кризиса института семьи при­шлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи1, подразумевая под ним неспособность выполнять те функции и ту роль, какую он призван и какую он выполнял всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. Постоянное увеличение удельного веса матерей (а на Западе
и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). По данным
выборочной переписи 1994 г. в РФ, 20 % семей с детьми несовер­
шеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно
материнскими.

2. Рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не свя­
занных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вслед­
ствие увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех
детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери)
не проживают с детьми, причем некоторые из них являются
«эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов
с ребенком, так и остаются только биологическими родителями.

3. Снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный
коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в сред­
нем 7,5 ребенка, а в 1994 г. — 1,4).

4. Как результат снижения рождаемости увеличивается число
однодетных родителей.

5. Кризис отцовской воспитательной роли.

6. Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот (схе­
ма 3).

Схема 3

Кризис института брака

Число разводов на 1000 браков в год

9 8 8 8 3 1,8

тт

Италия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...