Последствия развода родителей
Мы заметили, что во многих домах, где дети с удовольствием принимали позу диктатора и становились развязными непосредственно после ухода из семьи отцов, именно на последних лежала ответственность за суровую и устрашающую дисциплину в доме. Уход отца, таким образом, давал свободу для проявления импульсов, которые столь тщательно сдерживались в его присутствии, свободу вести себя так безнаказанно и получать от этого удовольствие. У многих матерей опускались руки из-за своих собственных конфликтов, а также из-за непривычности выступать в роли сторонника дисципли-
1 См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. — М., 1995. — С. 81. 2 См.: Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную 3 См. там же. — С. 166. 1 См.: Борисов В., Синельников А. Брачность и рождаемость в России: Демогра 2 См.: Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологиче ны. Другие матери давали нам понять полунамеками, что весьма надеялись на то, что кто-то из сыновей возьмет на себя роль отца в семье. У некоторых детей такая агрессивность явно отражала уподобление качествам покинувшего их отца и, таким образом, была способом преодолеть горечь его утраты. Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает контроль за его нравственными устоями, по мере того как рушатся его внешние опоры, и гнев, направленный на родителей, решительно проникает в сознание. Одним из проявлений такого состояния может стать приобретение новых привычек, как, например, мелкое воровство и вранье, наблюдаемые в этой возрастной группе в период распада семьи. Ребенок обеспокоен тем, что ему самому придется позаботиться о себе, и в этом он усматривает угрозу своей будущей социализации.
Однако главный момент переживания одиночества и ощущения изолированности, о которых сообщали дети, был, возможно, связан с их восприятием развода как битвы между родителями, где ребенку нужно было встать на чью-то сторону. Следуя этой логике, шаг на сторону одного родителя расценивался ребенком (и иногда, конечно, одним из родителей) как предательство другого, что могло вызвать настоящий гнев и еще больший отказ от одного из родителей вдобавок к обострению внутреннего психического разлада. Таким образом, парализованные своей собственной противоречивой преданностью и психической или реальной расплатой — необходимостью встать на сторону одного из родителей, многие дети воздерживались от такого выбора и чувствовали себя одинокими и покинутыми и не знали, где найти утешение и родственное участие. Фактически из-за этого противоречия они остались в стороне в разгар тяжбы между родителями. Поведение многих детей в школе разительно отличалось от поведения дома. Так, некоторые дети, будучи в состоянии подавленности и напуган-ности дома, начинали командовать, контролировать других, а иногда и хитрить в школе. Другая модель поведения детей в школе, обнаруженная во время развода родителей, сочетала в себе снизившуюся способность сосредоточиться в классе и возросшую агрессивность на площадке для игр. Сокращено по: ВаллерштейнДж.В., Кел-ли Дж.Б. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. — М., 1989.— С. 369, 373, 375. Мало кто из детей хочет, чтобы их родители развелись. По данным российских психологов начала 80-х годов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста — чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом, проявляется особенно остро, если кто-то из родителей вступает в повторный брак.
Дети страдают от развода родителей, но его воздействие на них ослабевает с течением времени, и многие возвращаются к привычному образу жизни. В США разведенные отцы часто не принимают участия в жизни своих детей, и значительное число не оказывает должной финансовой помощи. В СССР ситуация была схожей: отцы после развода порывали связи с детьми. Причем чем моложе ребенок, тем меньше вероятность того, что отец будет участвовать в его воспитании на постоянной основе. Еще больше эта вероятность снижается, когда дело касается девочек. СССР — общество, познавшее феномен безотцовщины в двух поколениях (потери в двух мировых войнах), сейчас стоит перед опасностью сознательного отстранения отцов от воспитания детей в третьем поколении. Разводы — фактор морального и материального ущемления детей. Известно, что личность человека формируется с ранних лет. И если в детстве ребенок был лишен тепла родительской любви, он может вырасти моральным уродом. Нередко эти люди бывают упорными и трудолюбивыми, но при этом — холодными и жестокими. Или просто несчастными. По мнению самих американских социологов, ныне в США необычайно высоко число разводов. Около половины браков 25 — 40-летних заканчиваются крушением; в двух третях случаев в конфликты родителей вовлекаются и дети. Столь высокий уровень разводов и разъездов, а также рождения детей вне брака говорит о том, что половине всех детей, рожденных в 80-е годы, большее время придется жить только с одним из родителей. Как правило, это означает, что ребенок будет меньше контактировать с отцом и получит от него меньшую поддержку. Если родители вступают в повторный брак, у детей появляется еще одна проблема: как ужиться с мачехой или отчимом. Статистика По данным статистического управления Европейского союза, почти треть всех браков в Европе заканчивается разводами. Больше всего разводов в Бельгии и Швеции. Меньше всего — в Италии и Ирландии. В США разводится каждая вторая пара. Развод родителей по-разному воздействует на подростков. Некоторые ощущают свою вину за то, что родители разошлись. Но иногда развод оказывает и положительное влияние на детей, так как кладет конец пьянству родителей, физическим расправам, родительским скандалам, бессонным ночам и психологическому стрессу. Некоторые подростки, родители которых разошлись, говорят, что они перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты. Они рассказывают о том, как раньше, еще до развода, постоянно стыдились говорить с приятелями о своей семье, расстраивались из-за материальных трудностей, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких случаях развод воспринимается почти как облегчение.
Воздействие развода на окружающих во многом зависит от его условий и событий как до, так и после него. Если родители расстаются мирно, в семье до и после развода нет явно выраженной борьбы между ними, дети могут свободно общаться и с отцом, и с матерью и ощущают поддержку обоих родителей, родственников и друзей, то отрицательные последствия сводятся к минимуму. Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определенный тип отношений в браке — отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавлении одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет фундаментальную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашел счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это еще раз. Брак в современных высокоурбанизированных странах стал рискованным предприятием. Например, в США шансы, что он закончится разводом, составляют 50:50, а вероятность развода после повторного брака повышается до 60%. И тем не менее он остается популярным — более 90 % американцев женятся хотя бы один раз в жизни. Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия. То и другое равносильно закрепощению личности. Следует более осмысленно подходить к выбору партнера, и когда он произошел, приложить максимальные усилия к воспитанию друг друга в браке. Брак крепок лишь тогда, когда каждый день люди работают над его укреплением. Здесь, как и в некоторых других важных сферах жизнедеятельности, огромную роль играет «труд души».
Брак с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты — самое гениальное изобретение человечества. По христианской морали настоящая любовь начинается только в браке, где индивид полностью раскрепощен и доверился другому. Семья — спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах все дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на свете. Семья и социальный класс Социологи, изучающие институт семьи не только в разных странах, но и в разных классах, подметили, что в отношении к семье гораздо больше различаются между собой социальные классы, нежели страны, принадлежащие к однотипной культуре (в данном случае европейской). В Англии, Германии, России, США семьи из среднего класса гораздо больше занимаются осмысленным планированием внутрисемейных отношений, нежели рабочие семьи, а также семьи из самых низов общества. Дети в среднем классе заканчивают среднюю школу, колледж и университет. Следуя примеру родителей, они целенаправленно строят свою карьеру, продвигаясь все выше и выше. Они — дисциплинированные и квалифицированные работники, законопослушные граждане, заботливые родители. Гораздо меньше эти качества проявляются в низшем классе. Семьи рабочих не только многочисленнее семей среднего класса. Они различаются степенью и проявлением родительского авторитета, личным участием в воспитании детей, ориентацией на колледжи, карьеру, взглядами на ухаживание, половую жизнь, брак и семью. В рабочих семьях свободнее выражают агрессивность по отношению к детям, преобладают физические наказания, подавляя ответную реакцию и волю к неповиновению. Родители не стремятся понять мотивы поведения детей, не копаются в их внутреннем мире. У них меньше времени для воспитания, поэтому детям предоставлена большая независимость. Взрослые не планируют своего будущего, не воспитывают этих качеств они и у своих детей. Ниже приведена сравнительная таблица некоторых характерных особенностей, присущих семьям рабочего и среднего классов (табл. 23). Если проводить аналогию между странами, то вот какое различие обнаружится. Целенаправленное планирование семейных отношений, если можно так выразиться, гуманистическая модель семьи в европейских и североамериканских странах присущи не только среднему, но и высшему классу. Высший класс в еще большей степени заботится о незапятнанности имиджа семьи и клана, репутации рода. Это и понятно: на протяжении многих столетий там складывалась аристократия, ориентированная на статус и честь.
В России такая модель присуща главным образом среднему классу, поскольку именно он — социальная основа русской интеллигенции, высокие нравственные принципы которой известны всему миру. Она очень мало свойственна рабочему классу и высшим слоям общества. О высшем российском классе надо сказать особо. Во-первых, он крайне неоднороден, наряду с истинной интеллигенцией в нем присутствуют многочисленные добавки из таких групп и слоев населения, которые не отличаются высокой культурой взаимоотношений. Сатирический образ «новых русских», разговаривающих по мобильному телефону в партере театра, путающих имена литературных классиков (либо их вовсе не знающих) — наглядное доказательство неприобщенности части (какой именно, никто не знает) высшего класса к гуманистической модели семьи, построенной на высоких нравственных принципах. Во-вторых, богатые нувориши, ослепленные блеском золота, нередко сходят с ума от неожиданно открывшихся возможностей. «Новые русские», попавшие на престижные западные курорты, встречающиеся с западными дипломатами и представителями высшего света, поражают дикостью нравов.
Семьи нижнего слоя рабочего класса Раскованность в проявлении естественных потребностей и надобностей Сохранение пережитков коллективной психологии: младшие донашивают одежду старших, общие спальные комнаты и т.п. Воспитание больше ориентировано на физическое принуждение и наказание, нежели на психологическое воздействие Дети рабочих взрослеют и познают невзгоды жизни раньше Дети воспитываются под незначительным контролем и надзором Они раньше вступают в сексуальные отношения Семья не ожидает от детей больших успехов в жизни Дети часто не заканчивают среднюю школу и идут работать на производство Подростки чаще подпадают под неблагоприятное влияние улицы, совершают преступления и попадают в тюрьму Таблица 23 Семьи среднего класса Подчинение правилам приличия в выражении своих потребностей Чувство коллективности сменяется чувством индивидуальности, осознания личных прав, личных вещей, личной комнаты Психологические меры воздействия применяются чаще физических, в отношениях между родителями и детьми больше взаимопонимания и теплоты Дети среднего класса избавлены от множества забот Дети воспитываются под пристальным надзором и контролем Откладывают сексуальный опыт до окончания учебы Семья ожидает, что дети превзойдут родителей Дети заканчивают среднюю школу, поступают в вуз и делают карьеру в сфере умственного труда Подростки больше привязаны к дому, больше сидят за книгами, у них больше интеллектуальных интересов, ниже уровень преступности шинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию и перешли к серьезному анализу ситуации. В Россия обсуждение проблемы кризиса института семьи пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи1, подразумевая под ним неспособность выполнять те функции и ту роль, какую он призван и какую он выполнял всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты: 1. Постоянное увеличение удельного веса матерей (а на Западе 2. Рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не свя 3. Снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный 4. Как результат снижения рождаемости увеличивается число 5. Кризис отцовской воспитательной роли. 6. Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот (схе Схема 3 Кризис института брака Число разводов на 1000 браков в год 9 8 8 8 3 1,8 тт Италия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|