Брачные церемонии у русских
На помолвку устраивалось празднество с приглашением родных и близких с подарками. Помолвленные обменивались кольцами (необязательно обручальными). С момента помолвки девушка (теперь уже невеста) могла появляться со своим женихом в обществе, не боясь сплетен и слухов. Жених мог приходить в дом возлюбленной в любое время беспрепятственно. Невеста надевает на помолвку светлое праздничное платье, жених — строгий костюм. Желательно, чтобы к этому дню жених приобрел обручальное кольцо, которое он может подарить своей избраннице в день помолвки. На внутренней стороне колец можно выгравировать имена жениха и невесты. В знак того, что они помолвлены, будущие молодожены могут носить обручальные кольца на безымянном пальце левой руки. В этот день родители будущих молодоженов договариваются о проведении предстоящей свадьбы. Раньше большую долю расходов несли родители невесты, в наше же время этот вопрос решается в соответствии с традициями и возможностями каждой семьи. По старинному обычаю накануне свадьбы устраиваются так называемые девичник и мальчишник. Этот вечер перед свадьбой невеста проводит в кругу своих подруг, жених — в кругу своих друзей. Это как бы обряд прощания с холостой жизнью. На свадьбу принято посылать письменные приглашения обычно в закрытом конверте. Свадебное платье невесты может быть как белого, так и любого другого цвета. Если платье без рукавов, допускаются перчатки или браслет из искусственных цветов. С древних времен невеста появлялась на свадьбе с покрытой головой. Сначала это было покрывало, затем его сменила фата. Однако в настоящее время фата не является обязательной принадлежностью, ее заменяют искусственными цветами, заколками, лентами, бусами. Жених надевает на свадьбу черный костюм и белую рубашку. По обычаю сорочку дарит жениху невеста. Букет невесты должен быть не тяжелым. Цветы в него подбирают белые или розовые: белый цвет символизирует чистоту и нежность, а розовый — молодость. Не рекомендуются ярко-красные цветы, гладиолусы, нарциссы, камелии.
«Выкупать» невесту в день свадьбы может сам жених или его друзья. «Выкупают» обычно цветами, конфетами (можно и деньгами). Раньше в день венчания мать передавала дочери талисман, который был у невесты в момент бракосочетания. Так как жених и невеста должны следовать в загс в разных машинах, то свадебный кортеж должен состоять, как минимум, из двух машин. Заказные машины подаются к дому жениха, их можно украсить лентами, флажками, цветами. Когда жениха и невесту приглашают в зал, где будет проведен обряд бракосочетания, жених идет по правую руку невесты. После подписания женихом и невестой актовой записи о браке молодожены вместе садятся в первую машину свадебного кортежа. Собравшиеся около дома соседи могут потребовать, чтобы муж «выкупил» дорогу. Следует помнить об этом обычае и заранее запастись конфетами и хорошим вином. Затем молодоженов приглашают к столу. Первый танец принадлежит молодоженам. По традиции это должен быть вальс. Затем молодой супруг танцует с тещей и своей матерью, а молодая жена — со свекром, а потом со своим отцом. Источник: Аргументы и факты. — 1994. — №34. Типы семьи Обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, — традиционную (классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную (нуклеарную) — двухпоколенную — семью. Кроме того, различают родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства — патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Современная семья — первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной (от лат. пис1еш — ядро) потому, что демографическим ядром, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр семьи. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. — относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, т. е. многопоколенной. Это значит, что семья расширяется за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения дядей, кузенов и т. п. Нуклеарная семья — форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья — стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям: 1) семье происхождения, или родительской семье, в которой 2) производной, или прокреационной, семье, порожденной Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную — вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей — членов первичной семьи и включает мужа, жену и их детей. Итак, нуклеарная семья — это кровно-родственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Почти как в физике деление ядер. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья.
Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.., Эволюция семьи и брака Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства — обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример — обычаи травестизма и кувады. Травестизм — практика «перемены пола»: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым присваивая себе и женские права. Кувада — демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняют куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского счета родства. Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название — патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии. В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200—300 человек, образуя население целого поселка.
Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство, питались и одевались из общих запасов. Семью возглавляли старший мужчина и старшая женщина. Главе семьи помогал старший сын, его жене — старшая невестка. Важнейшие дела семьи, например женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоящем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом. В Полинезии существовали большие семьи из нескольких десятков человек, живших в одном или нескольких расположенных рядом домах. Они владели земельными участками, лодками, вели общее хозяйство. Руководил семьей старший мужчина. Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме — малой нуклеарной, элементарной семье, воплощающей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе образовывались архаичные большие семьи с коллективной, или групповой, собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые, или нуклеарные, семьи с развитой частной собственностью.
Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье — это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина — купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Почему? Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному приданому. Ограничились и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом. Патриархальный порядок наследования установил новые правила брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась продажей в рабство и даже смертью. Напротив, муж продолжал пользоваться свободой. Состоятельные мужчины брали рабынь-наложниц, в скрытой форме практикуя то же самое многоженство. От девушек, в отличие от мужчин, стали требовать строгого целомудрия. Согласно патриархальному этикету женщинам полагалось есть после мужчин, оказывать демонстративные знаки внимания мужу, а также его родственникам. Точно так же обычай предписывал сыновьям беспрекословно повиноваться отцу под страхом лишения наследства, изгнания из дома и даже продажи в рабство или смерти. Патриархальный этикет запрещал младшим лежать или сидеть, громко разговаривать или смеяться в присутствии старших, показываться небрежно одетыми или заговаривать первыми.
Источник: Алексеев В.П., Перший, А.И. История первобытного общества. — М., 1990. Узаконивание инцеста, превращение его в общественную норму породило сложную систему родства и взаимозависимости семей. Нуклеарная семья может быть независимой во всех отношениях ячейкой, но может, теряя свою независимость, подчиняться большой родственной группе, например полигамии и расширенной семье, включающей несколько поколений. Независимая нук-леарная семья характерна для индустриального общества, зависимая — для традиционного. Появление независимой семейной ячейки — следствие усиления индивидуалистической этики, роли института частной собственности, укрепления функций гражданского общества и цивилизованного государства, берущего под юридическую опеку социальное положение человека, гарантирующего его политические права и неприкосновенность частной жизни. Независимая нуклеарная жизнь возможна только в тех обществах, где взрослые дети либо сразу после образования новой семьи, либо еще раньше, например, после того, как стали экономически самостоятельными, отселяются на новое место жительства и живут отдельно от семьи происхождения. В США и Западной Европе у взрослых детей отселение происходит раньше, чем, скажем, в России. Причиной служат не только культурные различия, но и наличие жилплощади, возможность ее получить. Связь поколений, или, как ее еще называют, внутрисемейная солидар- ность, крепче в российских, нежели в американских семьях. Даже отделившиеся дети продолжают считать себя неотъемлемой частью родительской семьи, полагаясь и завися от экономической помощи матери и отца. Следовательно, уровень идентификации, отождествления себя с родительской и новообразованной семьей различен в разных культурах. Расширенная семья — это сложносоставная, или композитив-ная, семья. Она состоит из родительской и новообразованной семей. Реальная расширенная семья включает несколько поколений, проживающих совместно. Критерий локализации (месторасположения) в данном случае считается решающим. Второй признак — экономическая кооперация, совместное ведение домашнего хозяйства и совместное владение семейной собственностью. Родительская и новообразованная семья могут жить в одной квартире, но вести раздельное хозяйство и ограничивать общение друг с другом. Это уже не реальная расширенная семья. Номинальная расширенная семья — сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую привязанность друг к другу, т. е. включенных во внутрисемейную солидарность и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь. Крайним случаем номинальной расширенной семьи надо считать такое сообщество, члены которого не являются родственниками, но благодаря высокой степени солидарности и идентификации с целым называют себя семьей. Самые известные примеры — средневековые религиозные секты, называемые братствами, некоторые мафиозные организации в Сицилии во главе с крестным отцом, японские корпорации, сотрудники которых называют себя одной семьей. Расширенная семья — исторически более ранняя фаза развития института семьи, нуклеарная семья — более поздняя. В традиционном обществе расширенная семья представляла собой то, что называют тотальным институтом. Это значит, что в семье и через семью индивид получал все, что теперь ему дают институты общества. В традиционной семье он занимался воспроизводством и удовлетворял сексуальные потребности, находил моральную и психологическую поддержку, занимался экономической и религиозной деятельностью, обучался и проходил социализацию. Семья служила источником ценностей, которые затем транслировались в общество. Нуклеарная семья в современном обществе перестала быть тотальным институтом. Она социализирует детей, но не создает те ценности, которые прививает ребенку. Ценности создаются средствами массовой информации, идеологической системой, церковью и т.п., а затем транслируются в семью. Нуклеарная семья определяется другими институтами общества. т
В последнее время российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России — патриархальную, детоцентрист-скую и супружескую1. Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. В детоцентристской семье взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы начиная с конца 40-х вплоть до 80-х годов доминирующей стала детоцентристская семья. И только совсем недавно возникла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной. Глава 17. ИНСТИТУТ БРАКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|