Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Брачные церемонии у русских




На помолвку устраивалось празднество с приглашением родных и близ­ких с подарками. Помолвленные обменивались кольцами (необязательно обручальными). С момента помолвки девушка (теперь уже невеста) могла появляться со своим женихом в обществе, не боясь сплетен и слухов. Же­них мог приходить в дом возлюбленной в любое время беспрепятственно. Невеста надевает на помолвку светлое праздничное платье, жених — стро­гий костюм. Желательно, чтобы к этому дню жених приобрел обручальное


кольцо, которое он может подарить своей избраннице в день помолвки. На внутренней стороне колец можно выгравировать имена жениха и невесты. В знак того, что они помолвлены, будущие молодожены могут носить обру­чальные кольца на безымянном пальце левой руки.

В этот день родители будущих молодоженов договариваются о прове­дении предстоящей свадьбы. Раньше большую долю расходов несли ро­дители невесты, в наше же время этот вопрос решается в соответствии с традициями и возможностями каждой семьи. По старинному обычаю нака­нуне свадьбы устраиваются так называемые девичник и мальчишник. Этот вечер перед свадьбой невеста проводит в кругу своих подруг, жених — в кругу своих друзей. Это как бы обряд прощания с холостой жизнью. На свадь­бу принято посылать письменные приглашения обычно в закрытом конвер­те. Свадебное платье невесты может быть как белого, так и любого другого цвета. Если платье без рукавов, допускаются перчатки или браслет из ис­кусственных цветов.

С древних времен невеста появлялась на свадьбе с покрытой головой. Сначала это было покрывало, затем его сменила фата. Однако в настоя­щее время фата не является обязательной принадлежностью, ее заменя­ют искусственными цветами, заколками, лентами, бусами. Жених надевает на свадьбу черный костюм и белую рубашку. По обычаю сорочку дарит жениху невеста. Букет невесты должен быть не тяжелым. Цветы в него под­бирают белые или розовые: белый цвет символизирует чистоту и нежность, а розовый — молодость. Не рекомендуются ярко-красные цветы, гладио­лусы, нарциссы, камелии.

«Выкупать» невесту в день свадьбы может сам жених или его друзья. «Выкупают» обычно цветами, конфетами (можно и деньгами). Раньше в день венчания мать передавала дочери талисман, который был у невес­ты в момент бракосочетания. Так как жених и невеста должны следовать в загс в разных машинах, то свадебный кортеж должен состоять, как ми­нимум, из двух машин. Заказные машины подаются к дому жениха, их можно украсить лентами, флажками, цветами. Когда жениха и невесту приглашают в зал, где будет проведен обряд бракосочетания, жених идет по правую руку невесты. После подписания женихом и невестой актовой записи о браке молодожены вместе садятся в первую машину свадебного кортежа.

Собравшиеся около дома соседи могут потребовать, чтобы муж «выку­пил» дорогу. Следует помнить об этом обычае и заранее запастись конфе­тами и хорошим вином. Затем молодоженов приглашают к столу. Первый танец принадлежит молодоженам. По традиции это должен быть вальс. Затем молодой супруг танцует с тещей и своей матерью, а молодая жена — со свекром, а потом со своим отцом.

Источник: Аргументы и факты. — 1994. — №34.

Типы семьи

Обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, — традицион­ную (классическую), она же называется расширенной (многопо­коленной), и современную (нуклеарную) — двухпоколенную —


семью. Кроме того, различают родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (со­зданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную се­мьи, а по критерию лидерства — патернальную (глава семьи муж­чина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Современная семья — первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной (от лат. пис1еш — ядро) потому, что демо­графическим ядром, отвечающим за воспроизводство новых по­колений, являются родители и их дети. Они составляют биологиче­ский, социальный и экономический центр семьи. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. — относят­ся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья назы­вается расширенной, т. е. многопоколенной. Это значит, что семья расширяется за счет 3—4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения дядей, кузенов и т. п.

Нуклеарная семья — форма моногамного брака. Принципиаль­ную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья — стабильная социальная ячейка, ограничен­ная двумя поколениями. Третье поколение может быть только ре­зультатом образования новой семьи, созданной взрослыми чле­нами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества при­надлежат двум семьям:

1) семье происхождения, или родительской семье, в которой
они рождены и воспитаны (отец, мать, братья и сестры — /атИу
о/ опепШиоп)',

2) производной, или прокреационной, семье, порожденной
потомками (/атНу о/ргосгеаиоп).

Родительскую семью иначе называют первичной, а новообра­зованную — вторичной. Вторичная семья образована браком взрос­лых детей — членов первичной семьи и включает мужа, жену и их детей.

Итак, нуклеарная семья — это кровно-родственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Почти как в физике деление ядер. Если новая семья не отъезжает, то образуется рас­ширенная семья.

Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрос­лые дети имеют возможность после брака жить отдельно от роди­тельской семьи..,


Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархаль­ная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и деть­ми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в пер­вобытном обществе формы семьи к новой, появившейся в классовом об­ществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства — обя­зательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример — обычаи травестизма и кувады. Травестизм — практика «перемены пола»: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым присваивая себе и женские права. Кувада — демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняют куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского счета родства.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название — патриархальная семья. Раз­личаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых род­ственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и ра­бов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200—300 человек, об­разуя население целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудия­ми труда, совместно вели хозяйство, питались и одевались из общих запа­сов. Семью возглавляли старший мужчина и старшая женщина. Главе се­мьи помогал старший сын, его жене — старшая невестка. Важнейшие дела семьи, например женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоящем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обосо­бившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близко­родственным составом. В Полинезии существовали большие семьи из не­скольких десятков человек, живших в одном или нескольких расположен­ных рядом домах. Они владели земельными участками, лодками, вели об­щее хозяйство. Руководил семьей старший мужчина.

Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме — малой нуклеарной, элементарной семье, воплощающей в себе начала част­ной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе образовывались архаичные большие семьи с коллективной, или групповой, собственностью. На втором этапе они трансформировались в позд­ние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в ма­лые, или нуклеарные, семьи с развитой частной собственностью.


 


Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье — это не исход­ная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиновать­ся старшим родственникам, а замужняя женщина — купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Почему? Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вер­нуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принад­лежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному приданому. Ограничились и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом. Патриархальный порядок наследования устано­вил новые правила брачной морали. Супружеская неверность жены нака­зывалась продажей в рабство и даже смертью. Напротив, муж продолжал пользоваться свободой. Состоятельные мужчины брали рабынь-наложниц, в скрытой форме практикуя то же самое многоженство. От девушек, в отли­чие от мужчин, стали требовать строгого целомудрия. Согласно патриар­хальному этикету женщинам полагалось есть после мужчин, оказывать де­монстративные знаки внимания мужу, а также его родственникам. Точно так же обычай предписывал сыновьям беспрекословно повиноваться отцу под страхом лишения наследства, изгнания из дома и даже продажи в раб­ство или смерти. Патриархальный этикет запрещал младшим лежать или сидеть, громко разговаривать или смеяться в присутствии старших, пока­зываться небрежно одетыми или заговаривать первыми.

Источник: Алексеев В.П., Перший, А.И. Ис­тория первобытного общества. — М., 1990.

Узаконивание инцеста, превращение его в общественную нор­му породило сложную систему родства и взаимозависимости се­мей. Нуклеарная семья может быть независимой во всех отноше­ниях ячейкой, но может, теряя свою независимость, подчиняться большой родственной группе, например полигамии и расширен­ной семье, включающей несколько поколений. Независимая нук-леарная семья характерна для индустриального общества, зависи­мая — для традиционного. Появление независимой семейной ячей­ки — следствие усиления индивидуалистической этики, роли ин­ститута частной собственности, укрепления функций гражданского общества и цивилизованного государства, берущего под юриди­ческую опеку социальное положение человека, гарантирующего его политические права и неприкосновенность частной жизни.

Независимая нуклеарная жизнь возможна только в тех обще­ствах, где взрослые дети либо сразу после образования новой се­мьи, либо еще раньше, например, после того, как стали эконо­мически самостоятельными, отселяются на новое место житель­ства и живут отдельно от семьи происхождения. В США и Запад­ной Европе у взрослых детей отселение происходит раньше, чем, скажем, в России. Причиной служат не только культурные разли­чия, но и наличие жилплощади, возможность ее получить. Связь поколений, или, как ее еще называют, внутрисемейная солидар-


ность, крепче в российских, нежели в американских семьях. Даже отделившиеся дети продолжают считать себя неотъемлемой час­тью родительской семьи, полагаясь и завися от экономической помощи матери и отца. Следовательно, уровень идентификации, отождествления себя с родительской и новообразованной семьей различен в разных культурах.

Расширенная семья — это сложносоставная, или композитив-ная, семья. Она состоит из родительской и новообразованной се­мей. Реальная расширенная семья включает несколько поколений, проживающих совместно. Критерий локализации (месторасполо­жения) в данном случае считается решающим. Второй признак — экономическая кооперация, совместное ведение домашнего хо­зяйства и совместное владение семейной собственностью. Роди­тельская и новообразованная семья могут жить в одной квартире, но вести раздельное хозяйство и ограничивать общение друг с другом. Это уже не реальная расширенная семья.

Номинальная расширенная семья — сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психо­логическую привязанность друг к другу, т. е. включенных во внут­рисемейную солидарность и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь. Крайним случаем номиналь­ной расширенной семьи надо считать такое сообщество, члены которого не являются родственниками, но благодаря высокой сте­пени солидарности и идентификации с целым называют себя се­мьей. Самые известные примеры — средневековые религиозные секты, называемые братствами, некоторые мафиозные организа­ции в Сицилии во главе с крестным отцом, японские корпора­ции, сотрудники которых называют себя одной семьей.

Расширенная семья — исторически более ранняя фаза разви­тия института семьи, нуклеарная семья — более поздняя. В тради­ционном обществе расширенная семья представляла собой то, что называют тотальным институтом. Это значит, что в семье и через семью индивид получал все, что теперь ему дают институты об­щества. В традиционной семье он занимался воспроизводством и удовлетворял сексуальные потребности, находил моральную и психологическую поддержку, занимался экономической и рели­гиозной деятельностью, обучался и проходил социализацию. Се­мья служила источником ценностей, которые затем транслирова­лись в общество.

Нуклеарная семья в современном обществе перестала быть то­тальным институтом. Она социализирует детей, но не создает те ценности, которые прививает ребенку. Ценности создаются сред­ствами массовой информации, идеологической системой, церко­вью и т.п., а затем транслируются в семью. Нуклеарная семья оп­ределяется другими институтами общества.


т

 


В последнее время российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России — патриархальную, детоцентрист-скую и супружескую1. Патриархальная семья характеризуется до­минированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой се­мьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчи­няться старшим и мужчинам. В детоцентристской семье взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикла­дывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные от­ношения, стабильность брака зависит от желаний и качества от­ношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послево­енные годы начиная с конца 40-х вплоть до 80-х годов доминиру­ющей стала детоцентристская семья. И только совсем недавно воз­никла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной.

Глава 17. ИНСТИТУТ БРАКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...