Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурные и правовые аспекты брака




Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак — это институт, регулирующий отношения между полами, а семья — институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Вступление в половые отношения — чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в чело­веческом обществе сексуальные отношения регулируются комп­лексом культурных норм. Одни нормы вменяют в обязанность по­ловые отношения двум индивидам, другие запрещают подобные отношения с посторонними людьми, третий тип норм приоста­навливает или вообще запрещает половые отношения.

Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, со­циально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточ­ным поводом для юридического расторжения брака.

1 См • Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологиче­ский журнал. - 199,6. - № 3/4. - С. 99-108.


 


Брак представляет собой совокупность формальных предписа­ний, определяющих права, обязанности мужа и жены в отноше­нии друг к другу, а их двоих — в отношении к своим детям, род­ственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представ­ляет собой контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем огово­рена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Освяще­ние брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетель­ствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государ­ство — на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе семья формируется, как правило, через брак. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, за­щищать и заботиться о потомках. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными.

Брак — это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной ев­ропейской культуре такие обычаи включают знакомство, обруче­ние, обмен кольцами, медовый месяц и т.д. Наконец, брак неот­делим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фик­тивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие воз­растов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие род­ства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К.Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую на­зывают институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций — воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак — ворота в семейную жизнь. По определе­нию Э.Богардуса, брак является институтом, допускающим муж­чин и женщин к семейной жизни. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и роди­тельские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.


Итак, брак — институт, регулирующий отношения только суп­ругов, а семья — институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются нормами — юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, ха­рактер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитани­ем детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писаных, юридических, законов культурные нор­мы являются неписаными. Они регулируют брак на основе мора­ли, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухажива­ния, брачного выбора, добрачного поведения, распределения вла­сти и обязанностей между супругами, послеразводного поведе­ния. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы России предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно де­литься поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обще­стве, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денеж­ных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитан­ности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Исторические формы брака

Типология. В истории человечества существовали четыре систе­мы брачных отношений:

групповой брак — брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

полигиния — один мужчина и несколько женщин (этот тип луч­ше всего подходил скотоводам-кочевникам);

полиандрия — одна женщина и несколько мужчин (крайне ред­кий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

моногамия — один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допус­кающая развод, или легкоразводимая. Неполная семья (один ро­дитель с детьми) в древности встречалась крайне редко. Полианд­рию и полигению часто считают разновидностями группового брака. К настоящему времени полиандрия исчезла, групповой брак со-


 



Социология


хранился только у немногих племен, полигиния хотя и сократи­лась, но осталась у миллионов мусульман. Напротив, моногамия расширилась, но не пожизненно, а с разводом. Возросло также количество неполных семей.

Антропологам известны общества, где разрешены абсолютно все типы брака, но большинство людей почему-то выбрали моно­гамию. Ученые полагают, что поступить так их вынуждают эконо­мические соображения.

Таковы основы классификации семьи и брака, принятой в со­временной науке, прежде всего этнографии и антропологии. Ант­ропологи и этнографы также разработали классификацию исто­рических типов родства. Они выделяют две главные системы род­ства — классификационную и описательную.

Система брачных классов. В классификационных системах, кото­рые характерны для первобытного общества, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определенных возрастных групп и брачных классов. В описательных системах, свойственных классовому обществу, имеются термины для отдель­ных родственников: отец, мать, сын, дочь, брат и т.д.

Только первая система объясняет групповое родство (брак). Примером служит австралийское племя Западной Виктории. Оно разделено на две половины — Белого и Черного какаду. Мужчины каждой из этих половин с самого рождения считаются мужьями женщин другой половины. У некоторых племен наблюдаются не 2, а 4 или 8 брачных классов.

Система брачных классов не означает, что мужчины и женщи­ны состоят в реальном групповом браке. Просто они обладают правом пользоваться другими услугами (хозяйственными или сек­суальными) людей, предназначенных им в мужья или в жены тогда, когда им это нужно. Они могут вступать в половые отноше­ния с другими мужчинами и женщинами. Это называется вне­брачными связями, ибо основной брак с суженым от рождения может оформляться соответствующим обрядом. Супруги общают­ся друг с другом только время от времени — в зависимости от обстоятельств и желания.

Полиандрия, или многомужество, — одна из форм группового брака. Ее родиной считаются Тибет и Гималаи. Причина появле­ния полиандрии довольно проста — у совсем еще диких племен каждая женщина была как бы общим достоянием, ее мог в любое время использовать любой, но забрать наиболее понравившуюся в свой шатер навсегда — это уж дело совсем иное.

При многомужестве женщиной «пользуются» только опреде­ленные мужчины — «мужья», хотя само понятие мужа и жены в древности было до неузнаваемости размыто и неопределенно.

Полигиния, или многоженство, — другая форма группового бра­ка. Распространилась на Востоке. Состояние и благополучие дома


измерялось количеством детей, поэтому множество жен для лю­дей состоятельных приравнивалось к крупному капиталу. Вторы­ми женами часто выступали наложницы и служанки.

Каждая жена, независимо от финансов ее владельца, имела свой очаг. Свыше него — по возможностям: циновку за занавес­кой, комнату, лачужку или дворец с фонтанами. Чаще всего вто­рые жены жили отдельно от хозяина, и он лишь изредка их наве­щал, но иногда все женщины жили в доме его родителей.

•У многих отсталых племен, существующих доныне, сохранил­ся групповой брак. Некоторые ученые видят в нем сочетание все­общего многоженства и многомужества в двух взаимобрачных груп­пах. В подобной ситуации отношения двух супругов становятся чем-то неважным. Жена может вступать в сексуальные отношения с любым мужчиной из другой половины племени либо оказывать ему некоторые хозяйственные услуги. (У аборигенов Австралии мужья пользовались продуктами собирательства своих жен, а жены — охотничьей добычей мужей.)

Этнографам хорошо известны факты, когда супруги селились врозь. Они продолжали жить в своих группах, эпизодически встре­чаясь в лесу, в поле, на охоте, в общественных местах. Подобный брак называется дислокальным. Он обозначает раздельное прожи­вание супругов. Дислскальный брак сохранился до сих пор только у примитивных племен.

Классификация типов брака

В зависимости от того, как понимается брак, социологи и эт­нографы предлагают разные классификации типов брака. Общим признаком, присущим всем формам брака, выступает реализация сексуального инстинкта. На нем построено общепринятое опре­деление брака.

При составлении типологии употребляются три критерия: 1) вы­бор брачного партнера, 2) размер брачной группы, 3) местожи­тельство супругов. Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа — эндогамный и экзо­гамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Кроме того, существуют две другие формы — моногамия (союз мужчины и женщины) и поли­гамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Класси­фикация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, свя­щенную и выкупную (частный вид — калымный брак) формы.

Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям. Брак по сговору, по любви, по расчету, по рекоменда-


ции посредников и т.д. В некоторых странах Востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2 — 3 встреч стороны должны либо согласиться либо отка­заться. На долю браков по сговору приходится 5,8%, брак по сва­товству — 18,4%, брак по знакомству родственников— 37,5%, по знакомству друзей — 24,1%, личное знакомство — 12,7%, про­чее — 1,6 %. В Японии в 60-е годы 80 % браков совершалось по сва­товству, т. е. по выбору родителей. Сегодня их доля упала до 50 %.

Кроме покупного брака существует брак с похищением. Разли­чают две его разновидности: 1) умыкание (похищение) невесты, 2) умыкание (похищение) жениха. Он возник в древности и со­хранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закав­казье) либо как девиантное поведение (Европа).

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги жи­вут раздельно, навещая друг друга 2 — 3 раза в неделю.

Брак по договоренности, или «свингерство» ($тп§т% означает чередование и одновременно — раскованность), в недавнее время получил распространение в США, где от 2 до 5 % всех супруже­ских пар пробуют так называемую локальную неверность. Иници­аторами его чаще бывают женщины. «Свингеры», среди которых преобладают люди от 21 — 26 до 45 — 50 лет, имеют свои местные и даже международные клубы, газеты, телефонную службу. Свин-гинг — это «со-брачный» секс: социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексу­альную исключительность. Это явление возникло в рамках сексу­альной революции на Западе в конце 60-х годов и было вызвано в том числе всплеском венерических заболеваний. Традиционные измены с посторонними партнерами связаны со значительным риском. Свингерские контракты снижают риск, поскольку заклю­чаются между супружескими парами. Такая измена не таит мо­ральной угрозы для семьи, так как измена не окружена ореолом таинственности, женщину никто не обманывает.

Детским браком называется насильственная выдача родителя­ми замуж малолетних девочек. Примером еще более жесткой фор­мы лишения женщины прежней значимости и статуса служит об­ращение со вдовами.

В особую группу следует выделить ранние браки. Они заключа­ются между молодыми людьми, не достигшими 16 — 18 лет. Для того чтобы молодым разрешили сочетаться законным браком, у них должна быть серьезная причина. Первая, конечно же, бере­менность. Либо молодые живут вместе. По данным Госкомстата РФ, каждый год вступают в брачный союз около 84,4 тыс. очень юных граждан, еще не сдавших выпускные экзамены в средней школе. Как правило, эти браки распадаются так же стремительно, как и заключаются. Вероятность развода между лицами в возрасте до 20 лет в 2 раза выше, чем при вступлении в брак после этого


возраста. Ранние браки менее стабильны в связи с проблемами детей, появляющихся в ранние годы, экономическими сложнос­тями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается в среднем к 25 годам1. В 1995 г. в США 500 тыс. девушек-тинэйджеров стали мамами и пытались совмещать обучение в школе с воспитанием ребенка. В России эта цифра на порядок ниже — 57 тыс.

Повторный брак — вступление супругов в новый брак с другим партнером после расторжения предшествующего брака или смер­ти одного из них — существовал в древности у разных народов. В ряде случаев обычай предписывал, к примеру, женщине по­вторно выйти замуж и обеспечить тем самым кормильца для себя и своих детей. Сегодня повторные браки стали массовым явлени­ем. В 80-е годы в СССР 73,6% мужчин и 62,9% женщин вступали в повторный брак в течение 15 лет после развода, в США таких мужчин и женщин было 75%. В России коэффициент разводов после повторного брака в 1,75 раза выше, чем после первого. Риск еще более возрастает, если муж и жена имеют детей от предыду­щего брака. Этот цикл первичных и вторичных браков, который покойная Маргарит Мид назвала «растянутой во времени полига­мией», по-видимому, вообще присущ урбанизированным культу­рам с высоким уровнем индустриального развития. И в Америке, и в России в большинстве случаев разведенные супруги заводят новую семью, причем у мужчин это случается чаще и быстрее, чем у женщин. Вероятность повторного замужества женщины об­ратно пропорциональна количеству имеющихся детей. Тем не ме­нее разведенные американки с детьми сейчас вступают в повтор­ные браки быстрее, чем это было в прошлом. Для российских жен­щин до 30 лет с одним ребенком вероятность повторного брака тоже довольно велика. Однако для женщин более старшего возра­ста, имеющих хотя бы одного ребенка, шансов создать новую се­мью уже немного. По данным исследования, в повторный брак вступили 51 % бездетных женщин, 41 % женщин с одним ребен­ком и 36 % женщин с двумя и более детьми2.

Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Иногда граж­данским браком называют также фактический брак. Проведенный в 1995 г. в ряде регионов России социологический опрос дал пара­доксальный результат: замужних женщин оказалось почти на 6 % больше, чем женатых мужчин. Именно столько проживают в граж­данском браке, который получил распространение не только в России, но и в других европейских странах.

' См.: Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь: Супружеские пары в 1996 году. — М., 1999. — С. 165.

2 См.: Семья на дороге третьего тысячелетия. — М., 1995. — С. 19, 29.


Иногда гражданский брак именуют внебрачным сожительством или просто сожительством (совместным проживанием двух чело­век без заключения брачного договора). Сожительство было боль­ше распространено в США, чем в СССР. В США оно возросло с 60-х годов в 5 раз. Опрос 2765 американок в возрасте 18 — 26 лет показал, что 60% начали половую жизнь в 17 лет, не будучи заму­жем. Резко возросло число американок, рожающих вне брака: с 5,3 % в 1960 г. до 25 % в 1988 г. Напротив, в СССР невелик процент внебрачного сожительства — примерно 15 % в 1967 г. Но это число растет. В СССР возросло число детей, рожденных незамужними женщинами, — с 8,8% в 1980 г. до 10,2% в 1988 г.1

Кроме указанных выше специалисты относят к формам брака такие образования, как бездетный брак, одинокое материнство, холостячество, коммуны, расширенная семья (добровольно объединившиеся брачные пары, живущие вместе, но не являю­щиеся кровными родственниками), групповой брак, синтрагам-ный брак (близкий к двоеженству, двоемужеству), открытый брак.

Неравный брак

Одним из критериев типологии выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так назы­ваемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий выс­шие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшее из оставшегося и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным называется брак стари­ка и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. Запрещение нерав­ных браков — это, по существу, возвращение к принципу эндогам­ного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах сво­ей группы — рода, племени, сословия, касты.

Обреченные на несчастье

Психологи считают, что любое различие в возрасте, образовании, вере или материальном положении приводит к неравенству, а значит, к взаим­ному неудовлетворению супругов друг другом, ссорам и конфликтам.

В течение всей истории человечества заключались браки между людь­ми разных возрастов. Естественно, основная масса таких браков заклю-

1 См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. — М., 1995. — С. 22.


чается по расчету, но среди них существуют браки по любви. Молодую де­вушку в мужчине может привлекать солидность и устойчивость, которых еще нет у сверстников. Девушки, выросшие без отца, часто стремятся най­ти защитника-покровителя и выбирают мужей старше себя.

Но с течением времени муж в физическом и психологическом плане перестает удовлетворять молодую жену, она начинает обращать внима­ние на других мужчин, заводит любовников.

Часто на женщинах старше себя женятся юноши, в детстве страдавшие от гиперопеки матери. Их пугает самостоятельность и ответственность в принятии решений, и в жене они видят замену матери. Другая причина по­добных браков: юноша выбирает более опытную, в том числе и в сексе, жену. Но после перенятия этого опыта мужчина сам и становится инициа­тором развода.

Понадеявшись на разумность человека, природа не поставила барьера на межнациональные браки. И если брак близких народов (например, русского и украинки) не приводит к каким-либо конфликтам, то разность культур и обычаев разных рас может привести к непоправимым послед­ствиям.

Например, у некоторых африканских народов считается, что семью долж­на кормить жена, муж же все заработанные деньги тратит на родных и дру­зей. А после смерти мужа его родственники просто выгоняют детей и жену из дома и перестают относиться к ним как к родственникам.

В большинстве своем обречены и межрелигиозные браки. И здесь важ­ную роль играет разница норм и правил разных религий. Скандал может возникнуть, казалось бы, на пустом месте. Например, любовь православ­ной, вышедшей замуж за мусульманина, к свинине или пост одного супруга во время религиозного праздника второй половины. В атеистической Рос­сии эта проблема так остро не стоит, хотя во многих странах для религиоз­ных супругов это становится настоящей трагедией.

Разница социального положения супругов может привести к тому, что у супруга с низшим социальным статусом разовьется комплекс непол­ноценности. Он начинает избегать общества друзей и родственников сво­ей половины, достающих его или ее своими придирками, и в конце концов замыкается на воспитании детей, если это женщина, или спивается, если это мужчина.

Девушка, нашедшая богатого мужа, в какой-то момент понимает, что жить-то ей придется не с деньгами, а с живым человеком. Начинаются вза­имные упреки и ссоры, часто приводящие к разводу.

Из сказанного вывод: супруги должны быть одной национальности, об­ладать одним социальным статусом и верить в одного Бога. К тому же муж­чина должен обладать немного большим доходом и быть на пять-шесть лет старше.

Источник: Московский комсомолец. — 1995.—14окт.

Покупной брак

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, внутри группового брака. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы об-


менивались «подарками», которым могла служить женщина. Род­ственники женщины «дарили» родственникам мужчины его буду­щую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуще­ствлялся в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге «Возник­новение брака и семьи» (1918) описывает обычай, существовав­ший в одном из индейских племен. Молодой человек дарил по­нравившейся ему девушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложе­ние принято. Взамен девушка дарила ему раскрашенный головной убор, изготовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновиднос­тей дарообменного брака.

Практика.покупного брака повлекла за собой оживление пат­риархальных обычаев — женитьбы состоятельных стариков на молодых девушках и многоженства. Такие порядки, как похище­ние невест, также не способствовали сохранению за женщиной высокого статуса. Одним из самых романтичных древних обычаев была кража невесты: на белом скакуне, с гиканьем и свистом. В Южной Америке завертывали несчастную в ковер или мешок — как правило, чисто символически. У галлов, правда, в отличие от всех, кражей занимались женщины — родственницы жениха. Боль­шой гурьбой человек в двадцать они выслеживали бедную девуш­ку у колодца или в лесу, связывали и волокли в дом к жениху. Багаки с Суматры оставляли в доме похищенной знак — одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Само узаконива-ние брака после умыкания сводилось к выплате выкупа и симво­лическому бою за честь похищенной и ее родичей. В нынешних цивилизованных городах Сухуми и Сочи, например, до сих пор практически не происходит свадеб без кражи невесты.

Особой формой платного брака следует считать священный брак. Автор книги «Золотая ветвь» Джеймс Фрезер приводит множе­ство доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или людях был широко распространен у народов древности. Жи­тели Бенгалии изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили на богине воды. Индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали участие все жители поселка. Девушка должна была оставаться девственницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали величайшее уважение и считали божествен­ной. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой де­вушке. Обычай священного брака является столь распространен-


ным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявших­ся в виде эквивалентного дарообмена, более поздней его фор­мой, особенно в эпоху патриархата, является неравный дарооб-мен. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте бо­лее дорогие подарки, чем получал от нее, — соответственно сво­ему привилегированному положению, размерам богатства и по­литической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает по­купной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в акт купли-продажи. Утверждение частной собственности сделало брак коммерческой сделкой. Размеры прав мужа на обладание женой прямо пропорциональны величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависело от числа голов скота, упла­ченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака — выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, возникла необходимость в заключении дого­вора, или контракта, где оговаривались права и обязанности сто­рон, а также размер выкупа. В древности девушке достаточно было обратиться к юноше с секретным посланием, содержащим про­стой вопрос «Хочешь ли ты добывать мне еду?», чтобы считать его брачным предложением. В формализованном же выкупном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания происходи­ла публично.

Сначала в эпоху вождеств, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базиро­вался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли все действия, составляющие процедуру бракосочетания: 1) принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак; 2) вы­бор брачного партнера; 3) заключение брачного контракта; 4) ис­полнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, пре­вратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманс­ком Востоке возникла новая форма покупного брака — калымный брак (калым — выкуп за невесту — первоначально выплачивался роду, а позднее — родителям в качестве компенсации за потерю работницы). Как пережиток, калым сохранился у некоторых на­родов Азии и Африки. Он возник еще до прихода ислама, но от­менен не был, так как органично уживался с типично исламской традицией махра (махр — брачный подарок жениха, который при­надлежит только невесте). По данным исследования Ф. Н. Ильясо-


ва, в среднеазиатском регионе с уплатой калыма в конце 80-х годов XX в. заключалось более 6896 браков1.

Согласно традиции, калым выступает знаком уважения к не­весте и ее родне. Однако сегодня он воспринимается как состав­ная часть рыночной экономики. «Восток рассматривает женщину как предмет купли-продажи», — гласит формула М. Каддафи. Ка­лым — цена невесты, невеста — товар на брачном рынке. Цены на рынке зависят от соотношения спроса и предложения. Спрос зави­сит от возможностей покупателя, а предложение — от количества товара.

Таким образом, калымный брак как элемент товарно-денежных отношений формировал новое явление, которое не было известно народам древности и неизвестно сегодняшней Европе, — брачный рынок. В Средней Азии существует несколько его видов: 1) конфес­сиональный рынок (охватывает мусульман Средней Азии, Север­ного Кавказа, Закавказья, Татарии); 2) региональный (включает тюркоязычные народы Средней Азии); 3) общенациональный (в границах государства, например, Туркмении); 4) внутриплемен-ной, или субэтнический. Цены за невесту на одном рынке могут в несколько раз превышать их на другом. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплемен-ном) — самые высокие, а цены на самом большом (конфессио­нальном) — самые низкие; чем выше степень эндогамии (за­прещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в Древнем Вавилоне обычай, именуемый на со­временном языке брачным аукционом. В каждом округе города вы­бирались трое наиболее уважаемых граждан. Они собирали всех незамужних девушек, достигших брачного возраста. Первой пред­ставляли самую красивую, ее отдавали в жены холостяку, запла­тившему наибольшую сумму. А затем в убывающем порядке про­ходили менее красивые. Деньги, вырученные от их продажи, рас­кладывались как приданое для не блещущих красотой, причем самой невыразительной полагалась максимальная сумма. В резуль­тате все претенденты получали невест с приданым2. В отличие от калыма здесь имела место плата за жениха, а не за невесту.

Брак по расчету

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда первобытную женщину отдавали первобытному мужчине для того, чтобы тот приносил кусок свежемороженого мамонта и на ее долю. В дальнейшем древние правители отдавали своих дочерей в жены

1 См.: Ильясов Ф.Н. Сколько стоит невеста // Социологические исследова­
ния. - 1991. - № 6. - С. 67-79.

2 См.: Шашков С.С. История русской женщины. — СПб., 1898. — Т. 1. — С. 76.


правителям зарубежных стран для того, чтобы благодаря династи­ческим бракам добиться политических или дипломатических вы­год, заключить международный союз, повысить свой статус и т.д. Со временем мотивы брака по расчету менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовало главное — эмоциональ­ная составляющая, чувство любви. Брак по расчету — противопо­ложность браку по любви. В советском и постсоветском обществе основным мотивом таких браков являлась прописка: женщина предоставляла прописку, а мужчина — деньги. Проведенный в середине 90-х годов опрос показал, что 55 % молодежи с понима­нием относятся к такому браку1.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения — крестьянства во многом объяснялся экономическим расчетом. Любишь или не любишь, а жениться обязан. Неженатый крестьянин, а тем более крестьянка, не могли получить земельный надел — главный источник средств суще­ствования и «сесть» в «тягло»: платить налоги, нести повинности. А без «тягла» они не имели никаких прав в обществе. Крестьян­ский парень до женитьбы всерьез не воспринимался: он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; ему не разрешали поки­нуть деревню даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и «мира» — сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянского общества. Аналогичным было положение незамуж­них крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холос­той жизни земледельца объясняется ролью материального расчета. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие в их глазах практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак — хозяйственная сделка, а не взаимная склонность2.

Характерным было стремление женить детей как можно рань­ше: парней обычно в 18 — 20 лет, девушек — в 16 — 18 лет. Однако в ряде губерний, таких, как Курская, Орловская, Рязанская, де­вушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губер­ний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку3.

1 См.: Семенова Е. Брак по расчету // Аргументы и факты. — 1995. — № 4.

2 См.: Морозов С.Д. Демографическое поведение сельского населения Евро­
пейской России (конец XIX — начало XX в.) // Социологические исследова­
ния. - 1999. - № 7. - С. 99-106.

3 См.: Славянский К. Ф. К учению о физиологических проявлениях половой жизни
женщины-крестьянки // Здоровье. — 1874—1875. — № 10. — С. 214—215; Семенова-
Тян-Шанская О.П.
Жизнь «Ивана» // Записки Императорского Русского географи­
ческого общества по отделению этнографии. — СПб., 1914. — Т. 39. — С. 4.


Другая причина брака по расчету — желание уклониться от службы в армии. Она действовала и в конце XIX в., и в конце XX в. Различными были лишь последствия. Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физичес­кой и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце XIX в. около 8 — 10% новобранцев ежегодно получали отсрочку от при­зыва в армию по этим причинам.

«Хозяйственный» подход к браку свойствен многим народам, и не только индустриально развитым. Юкагиры считали, что се­мья — это такая группа людей, которая «отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентриру­ется вокруг одной женщины-матери». Симптоматично, что же­ниться у юкагиров дословно означает «приобрести чум», а не найти любимого человека1. Видимо, для менталитета этого народа, как и для современных европейских народов, понятие «домохозяй­ство» более точно отражает реальность, нежели привычный нам термин «семья».

Новой разновидностью брака по расчету можно считать меж­дународные браки. В 80-е годы многие советские граждане мечта­ли переселиться за границу и жить в более цивилизованной стра­не. Единственным каналом эмиграции служил брак с иностран­цем или иностранкой. В Москве за 1993 г. было зарегистрировано 943 международных брака. При это было выдано 99 свидетельств о браках с гражданами США, 66 — с гражданами Израиля, 65 — Югославии, 55 — Сирии, 49 — Германии, 43 — Турции и т.д. Меньше всего с Китаем (14), Финляндией (11), Бангладеш (10), Вьетнамом (9), Гвинеей-Бисау (2), Египтом (2). В 1994 г. было за­регистрировано 1250 браков. В пятерке лидеров идут все те же США, Израиль, Югославия, Сирия и Германия2. Русские женщины вы­ходят замуж за иностранца гораздо чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Видимо, так ориентирован международ­ный брачный рынок. Часто такие браки заканчиваются развода­ми, но цель — выехать за рубеж — достигнута.

Родство

Семья — только звено в широкой системе родства. Родствосовокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком, Когда супруги соединяются узами брака, то в единую си­стему сливаются два родственных клана —

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...