Декан факультета психологии
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Возрастная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины
Бийск БПГУ имени В.М. Шукшина
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»
Возрастная психология Учебно-методический комплекс дисциплины
Бийск БПГУ имени В.М. Шукшина
ББК В Печатается по решению
Рецензент: канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ГАГУ Т.А. Гонохова (г.Горно-Алтайск)
В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 166с.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, методические рекомендации для преподавателя, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также тексты к лекциям, курс возрастной психологии в схемах и таблицах, приложения. Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология».
Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. Ó Сост.: Т.А. Гусева, 2009.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Возрастная психология рекомендована Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в качестве обязательной учебной дисциплины для студентов специальности 031000 «Педагогика и психология», квалификация – педагог-психолог. Возрастная психология входит в федеральный компонент блока специальных дисциплин (СД. Ф.).
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) разработан в соответствии с требованиями ГОС ВПО. УМКД содержит учебную программу курса, методические рекомендации для преподавателя, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, тексты к лекциям, курс возрастной психологии в схемах и таблицах, приложения. Программа учебной дисциплины состоит из введения, содержательного блока, контрольно-измерительного и ресурсного блоков. Во введении представлены требования ГОС ВПО к обязательному минимуму дисциплины и основные дидактические единицы, сформулированы цель и задачи дисциплины, подробно описаны требования, предъявляемые к уровню освоения содержания дисциплины. Дана краткая характеристика форм контроля и показано распределение учебного материала по модулям и по семестрам. Содержательная часть программы представляет теоретическую (лекции) и практическую (практические и лабораторные занятия) части дисциплины. В разделе контрольно-измерительных материалов находится описание рейтинговой оценки работы студентов, приводятся контрольные тесты, вопросы к зачету и экзамену. В ресурсной части программы приведена литература, рекомендуемая для изучения дисциплины и электронные ресурсы. Методические рекомендации для преподавателя содержат общую характеристику дисциплины и описание современных образовательных технологий, рекомендуемых для использования в учебном процессе: групповых технологий (позиционное обучение, деловые игры и др.), информационных технологий (технологий мультимедийных презентаций, форум-технологий и др.). Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов состоят из перечня видов самостоятельной работы студентов, рекомендованных при изучении учебной дисциплины, подробных рекомендаций по работе с литературой и подготовке тематических презентаций.
Тексты, представленные в УМКД, являются необходимым лекционным курсом, но недостаточным для глубокого освоения дисциплины. Тексты приведены в соответствии с выделенными дидактическими единицами. Курс дисциплины в схемах и таблицах представляет собой авторский взгляд на проблемы возрастной психологии в виде опорных сигналов, что позволяет реализовывать индивидуально-ориентированный подход к студентам с доминирующим образным мышлением. В приложениях представлены учебные карты дисциплины: карта самостоятельной работы, ресурсная карта, карта согласования программы дисциплины с другими учебными дисциплинами.
УТВЕРЖДАЮ: декан факультета психологии __________ И.В. Семенченко «____»______________2009 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр и наименование дисциплины ОПД. Ф. 12. Возрастная психология Статус обязательная
Специальность (направления) 031000 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Форма обучения очная (заочная)
Объем дисциплины 140 часов Соответствие учебному плану
ВВЕДЕНИЕ Программа учебной дисциплины составлена на основании государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана. Требования ГОС к содержанию курса
Основные дидактические единицы
1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития. 2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. 3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст. 4. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации. 5. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст. 6. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость. 7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога. Цель и задачи дисциплины Возрастная психология рекомендована ГОС ВПО в качестве обязательной учебной дисциплины для студентов специальности 031000 «Педагогика и психология» (2 курс, 3-4 семестры). Предметом изучения данной дисциплины курса являются проблемы и закономерности психического развития человека в разных возрастных периодах: от младенчества до старости, а также особенности развития личности в особых условиях. Цель курса: изучение закономерностей развития личности на разных возрастных этапах (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый период, юность, зрелость, старость), а также в условиях депривации и особых условиях.
Основные задачи дисциплины: 1) получение студентами представлений о ведущих детерминантах и основных закономерностях развития, механизмах и динамике психического развития; 2) знакомство с основными теориями развития отечественных и зарубежных психологов; 3) овладение навыками практической работы на лабораторных и семинарских занятиях, в ходе которых студенты получают представление о методах изучения психического развития детей и взрослых и самостоятельно проводят ряд исследований с помощью диагностических методик.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший данную дисциплину, долженобладать компетенциями психолога и преподавателя психологии; 1) знать: - ведущие детерминанты и основные закономерности развития, механизмы и динамику психического развития; - основные теории развития в отечественной и зарубежной психологии; - основные подходы к решению проблем психического развития 2) уметь: - пользоваться специальной и справочной литературой; - владеть категориальным и научно-методологическим аппаратом дисциплины; - критически анализировать и оценивать различные подходы в возрастной психологии; 3) обладать способностями: - подбирать соответствующие возрасту методы диагностики и консультирования и использовать их в работе психолога; - решать практические задачи, связанные с возрастным консультированием, возрастной диагностикой, психопрофилактикой возрастных проблем; - прогнозировать дальнейшее развитие личности; 4) обладать мотивами готовности к саморазвитию и самоорганизации деятельности психолога; 5) проявлять познавательную активность, дисциплинированность, организованность, ответственность, инициативность, настойчивость, креативность, эмпатию, толерантность и др. Формы контроля В процессе преподавания данной дисциплины используется текущий и итоговый контроль в форме рейтинговой оценки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях (в форме опроса, проверки конспектов лекций, знания оригинальных текстов, глоссария, выполнения тестовых заданий и др.); итоговый – по выполнению модулей (зачет и экзамен). Распределение учебного материала по модулям Модуль 1. 1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития. 2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.
3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст. 4. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.
Модуль 2. 5. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст. 6. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость. 7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|