Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По организации самостоятельной работы студентов




В соответствии с приказом Министерства образования РФ № 14-55-996 ин/15 от 27.11.2002 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» в БПГУ им. В.М. Шукшина разработано Положение о СРС от 22 января 2008г.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов с высшим образованием. СРС - это познавательная, организационно и методически планируемая и направляемая преподавателем учебная деятельность студентов по достижению конкретных результатов.

Самостоятельная работа студентов предполагает проявление инициативы обучающегося в процессе отбора и усвоения информации, приобретения новых знаний, умений и навыков, а также ответственность за планирование, реализацию и оценку результатов собственной учебной деятельности.

Цели СРС:

- формирование субъектной позиции студентов в образовательном процессе;

- формирование навыков самостоятельного творческого труда, умений решать профессиональные задачи;

- развитие потребности в непрерывном самообразовании, совершенствовании профессиональных компетенций, расширении кругозора;

- приобретение опыта планирования и организации рабочего времени;

- побуждение к научно-исследовательской работе.

Планирование, организация, контроль СРС являются необходимыми составляющими научной организации учебного процесса, позволяющими обеспечить полноценное управление и необходимую эффективность учебной работы.

Виды самостоятельной работы студентов (СРС)

Основными видами СРС являются:

· чтение конспектов лекций;

· работа с глоссарием;

  • изучение рекомендованной литературы по теме;
  • изучение тем для самостоятельной работы;
  • подготовка эссе;
  • подготовка к семинарскому занятию по теоретическим вопросам;
  • подготовка к лабораторным занятиям;
  • подготовка к выполнению тестовых заданий;
  • подготовка тематических мультимедийных презентаций;
  • выполнение творческих заданий;
  • подготовка к зачету и экзамену.

Темы рефератов и докладов

1. Анри Валлон о психическом развитии ребенка.

2. Картина мира в детском фольклоре.

3. Формирование понятия «детство» в ходе истории (по материалам исследований Ф. Ариеса).

4. Школьная дезадаптация: понятие, виды, причины.

5. Восприятие и интерпретация ребенком семейных взаимоотношений.

6. Особенности интеллектуального и личностного развития воспитанников детского дома

7. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления.

8. Детская агрессия.

9. Причины школьной неуспеваемости в младших классах.

10. Индивидуально-типологические особенности младших школьников.

11. Основные подходы к подростковому кризису в трудах отечественных и зарубежных психологов.

12. Акцентуации характера подростков.

13. Нарушение пищевого поведения в период пубертата: нервная анорексия и булимия.

14. Психология юношеской дружбы и любви.

15. Психологическая помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

16. Детская сексуальность: мнения, проблемы, рекомендации.

17. Наркомания как способ бегства от общества в юности.

18. Супружеские конфликты: этиология, причины, профилактика.

19. Становление профессионала в период зрелости.

20. Отношение к старым людям в контексте истории.

21. Психологические последствия выхода человека на пенсию.

22. Право на смерть безнадежно больных: за и против.

 

Темы для самостоятельного изучения

1. Вклад гуманистической психологии в разработку теории детского развития.

2. Влияние среды на пренатальное развитие.

3. Влияние семейных факторов на процесс социального научения в дошкольном возрасте.

4. Неуспевающие младшие школьники: причины, формы, профилактика и коррекция.

5. Подростковый и юношеский суицид: причины, профилактика.

6. Модели профессионального пути в зарубежных и отечественных исследованиях.

7. Влияние особенностей образа жизни на состояние здоровья человека.

8. Стрессогенные факторы в жизни человека.

9. Социально-правовая политика государства в отношении пожилых людей.

Задания к СРС по модулям приведены в карте самостоятельной работы (приложение).

Рекомендации по работе с литературой

Тезисы – сжатое изложение основных мыслей, постановка изучаемых вопросов. Здесь нет примеров, фактографического материала. В тезисах должна быть отражена вся логическая структура работы, все основные мысли. В них вырисовывается красная нить содержания работы исследователя.

Доклад – развернутое изложение всего материала с выводами, обобщениями. Здесь приводятся примеры, весь фактографический материал.

Реферат – краткое изложение содержания книги, иногда включающее критический обзор нескольких источников по одному вопросу, редко даётся оценка изложенного материала.

Аннотация – очень краткое изложение содержания. Её можно написать только после прочтения и глубокого осмысления всего текста. В ней обычно даётся оценка книги, статьи. В книгах она обычно помещается в самом начале.

Отзыв – оценка прочитанного. Обычно излагаются ключевые вопросы с оценкой и характеристикой исследования. Отзывы обычно пишутся с целью рекомендации или отклонения обсуждаемых работ к печати, к использованию в практической работе. В отзыве необходимо давать глубоко аргументированные выводы.

Рецензия – это тоже критический отзыв о книге, статье, спектакле, фильме и пр. в рецензии обычно более подробно излагаются основные мысли автора и их критическая оценка. Также даются положительные или отрицательные рекомендации, отклонения.

Резюме – краткая оценка прочитанного, с выводами, главными итогами работы. Оно часто даётся в заключении работы.

Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.

Записи на карточку – важная составляющая в работе с научно-педагогической литературой. Обязательно указывается фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, название издательства, год издания и общее количество страниц. Если в карточку записывается статья из научного сборника или периодической педагогической печати, то необходимо указать год и номер издания, страницы, указывающие начало и окончание статьи.

Дословные выдержки из научного текста с указанием источника, страницы и автора. Эта форма используется иногда, когда какие-то мысли особенно хорошо изложены и впоследствии предполагается дословно цитировать данный отрывок текста.

Иногда эти выписки делаются с комментариями, когда предполагается выступление с критикой читаемого текста, при написании отзыва или рецензии. Такая форма записей положительно зарекомендовала себя при работе над темой научного исследования.

Библиографический список составляется, как правило, в алфавитном порядке, начиная с фамилии автора книги (статьи).

Правила оформления:

Монография:

Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.)[Текст] / О.А. Абдуллина – М.: Просвещение, 1990. – 141 с. – 78000 экз. – ISBN 5-09-001738-7.

Монография 2-3 автора:

Лихач, В.М. Преемственность содержания трудового обучения в профессиональной подготовке учащихся [Текст] В.М. Лихач, Р.С. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1990. – 111 с. – 3000 экз.

Пособие

Введение в психодиагностику [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 192 с. – 30000 экз. – ISBN5-7695-0220-7/5-7695-0432-3.

Статья из журнала

Алибекова, Т.З. Учебно-научно-педагогический комплекс в системе непрерывного образования[Текст] / Т.З. Алибекова, П.А. Жильцов, Ю.Г. Круглов // Педагогика. – 1992. – № 9-10. – С. 54- 62. Библиогр.: с.62.

Статья из сборника научных трудов

Дурай-Новакова, К.М. Проблемы и задачи спецкурса «Профессиональная готовность студентов к педагогической деятельности» в системе подготовки учителей [Текст] / К.М. Дурай- Новакова // Теория и практика высшего педагогического образования: Сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. – С. 51-59. – 1000 экз.

Автореферат диссертации

Завалко, Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз» [Текст]: автореф. дисс. … докт. пед. наук: 13.00.01 /Н.А. Завалко; Барнаульский гос. пед. ун-т. – Барнаул, 2000. – 32 с.

Рекомендации по подготовке расширенного эссе

Написание эссе предполагает активность и креативность студента в выполнении поставленной в учебном процессе задачи. Эссе позволяет включать студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.

Таким образом, эссе– это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные любой проблеме. Студенту необходимо проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами. Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.

Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:

1. Краткое содержание, в котором:

- определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы (это может быть один тезис);

- дается краткое описание структуры и логики развития материала;

- формулируются основные выводы.

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в результате исследования.

4. Библиография.

Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.

Эссе как жанр отличается от курсовых и других видов реферативных работ. Л.Г. Антонова определяет следующие признаки эссе:

- особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъектизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы высказывания;

- повышенная авторская модельность текста; «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;

- использование прецедентных текстов, что обеспечивает высказыванию метасмысловой контекст;

- свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращения к читателям и приглашения к соразмышлению, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т.п.) в рамках одного высказывания;

- «устность», «разговорность» письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность, естественного тона рассуждения, не претендующего на определяющую трактовку предмета высказывания.

Оценивание эссе осуществляется в соответствии с критериями.

1. Краткое содержание - 10% оценки, если название выбрано адекватно теме, цель ясно определена, предмет исследования представляет интерес с точки зрения науки, установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями, структура эссе и главные выводы ясно сформулированы.

2. Основная часть и заключение - 75% оценки, если адекватные и уместные свидетельства (из первичных и вторичных источников) в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще, избранные доказательства, включая различные толкования вопроса там, где это необходимо, критически проанализированы и оценены, аргументация стройна и высказывается логично и последовательно, идеи выражены ясно, выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.

3. Источники (библиография, примечания) - 15 % оценки, если адекватные, нужные источники определены и использованы эффективно в связи с текстом; ссылки и примечания сделаны и оформлены правильно.

Рекомендации по подготовке тематической презентации

При подготовке тематической презентации следует помнить, что существуют требования к созданию и предъявлению слайдов. Слайды в презентации должны быть простыми и не содержать более чем семь строчек текста в каждом. Перегрузка текстом приводит к тому, что слайды становятся трудночитаемыми, особенно для тех, кто сидит далеко: это вызывает у людей разочарование и антипатию к лектору или его выступлению.

1. Требования к тексту

· не пишите длинно;

· разбивайте текстовую информацию на слайды;

· используйте заголовки и подзаголовки;

· для повышения удобочитаемости используйте: форматирование, списки, подбор шрифтов.

2. Требования к фону

Рекомендуется использовать:

· синий на белом,

· черный на желтом,

· зеленый на белом,

· черный на белом,

· белый на синем,

· зеленый на красном,

· красный на желтом,

· красный на белом,

· оранжевый на черном,

· черный на красном,

· оранжевый на белом,

· красный на зеленом.

3. Требования к иллюстрациям

· Чем абстрактнее материал, тем действеннее иллюстрация.

· Что можно изобразить, лучше не описывать словами.

· Изображать то, что трудно или невозможно описать словами.

· Используйте анимацию, как одно из эффективных средств привлечения внимания пользователя и управления им.

· Используйте видеоинформацию, позволяющую в динамике демонстрировать информацию в режиме реального времени, что недоступно при традиционном обучении.

· Помните, что видеоинформация требует больших затрат вычислительных ресурсов и значительных затрат на доставку и воспроизведение изображения.

4. Требования к звуку

  • Избыток звука недопустим, т.к. может раздражать обучаемого.
  • Наилучший результат достигается при использовании коротких озвученных текстов, усиливающих ключевые моменты курса.
  • Одновременное наличие речевого сопровождения и читаемого текста на экране, как правило, воспринимается негативно. Большинство обучаемых читают текст гораздо быстрее, чем говорит диктор, что быстро начинает раздражать.
  • Наличие длинных текстов, которые читаются диктором не дословно, с различными вариациями, очень сильно отвлекает обучаемого от собственно темы обучения на поиск несоответствий, что крайне вредно для процесса обучения.
  • Использование текстов, произносимых от первого или второго лица, в значительной степени способствует вовлечению обучаемого в процесс.
  • Если есть возможность использовать в курсе виртуальных персонажей (агентов), способных «общаться» с обучаемым от первого лица, то эффективность восприятия темы значительно возрастает.

ТЕКСТЫ К ЛЕКЦИЯМ

ДЕ 1-2. Введение в возрастную психологию.

Проблема периодизации психического развития

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...