Методические рекомендации для преподавателя
Общая характеристика дисциплины Возрастная психология рекомендована ГОС ВПО в качестве обязательной учебной дисциплины для студентов специальности 031000 «Педагогика и психология» (2 курс, 3-4 семестры). Предметом изучения данной дисциплины курса являются проблемы и закономерности психического развития человека в разных возрастных периодах: от младенчества до старости, а также особенности развития личности в особых условиях. Цель курса: изучение закономерностей развития личности на разных возрастных этапах (младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый период, юность, зрелость, старость), а также в условиях депривации и особых условиях. Основные задачи дисциплины: 1) получение студентами представлений о ведущих детерминантах и основных закономерностях развития, механизмах и динамике психического развития; 2) знакомство с основными теориями развития отечественных и зарубежных психологов; 3) овладение навыками практической работы на лабораторных и семинарских занятиях, в ходе которых студенты получают представление о методах изучения психического развития детей и взрослых и самостоятельно проводят ряд исследований с помощью диагностических методик. Возрастная психология является одной из основных дисциплин при подготовке студентов психологических специальностей. Данный курс начинается с изучения общих проблем возрастного развития. После знакомства с базовыми понятиями возрастной психологии осуществляется переход к изучению онтогенетического развития человека. Подробно рассматриваются особенности психофизического, психосоциального и когнитивного развития на каждом возрастном этапе. Особое место в изучении данной дисциплины уделяется:
- проблеме возрастных кризисов и тактике поведения окружающих в эти периоды; - психосексуальному развитию детей и подростков; - развитию личности в экстремальных условиях, в т.ч. в условиях депривации; - проблеме отклонений в психическом развитии. Изучение курса «Возрастная психология» опирается на знания, полученные студентами при изучении философии, общей психологии, истории психологии, введения в специальность, педагогики. Теоретические занятия реализуются в форме лекций объемом 70 часов. Целью лекционного курса является вооружение студентов системой теоретических знаний по основным проблемам возрастной психологии. Практические занятия проводятся в форме семинарских занятий и лабораторно-практических работ по 40 ч и 30 ч соответственно. Цель практических занятий: научить студентов работать с первоисточниками, применять полученные знания на практике, способствуя овладению методами возрастной психологии, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, повышать учебно-познавательную активность обучающихся. Реализации вышеуказанных целей способствует еще один вид работы студентов – самостоятельная работа, нормативный объем которой составляет 140 ч. Самостоятельная работа включает: подготовку к семинарским занятиям и лабораторному практикуму, конспектирование литературы, реферирование и аннотирование первоисточников, подготовку докладов, выполнение творческих работ. Преподаватель использует текущий и итоговый виды контроля, рубежный и итоговый рейтинг. Текущий контроль – на лекциях, практических и лабораторных занятиях (в форме опроса, проверки конспектов лекций и оригинальных текстов, глоссария, рефератов, тестирования); итоговый – по завершению курса (зачет и экзамен). Зачет проводится в форме собеседования по вопросам, характеризующим основные проблемы психологии развития. Экзаменационная оценка считается итоговой по курсу и выставляется в приложение к диплому. Кроме того, данная дисциплина входит в междисциплинарный экзамен в период итоговой государственной аттестации студентов данной специальности. Рубежный и итоговый рейтинг представлены в разделе «Контрольно-измерительные материалы».
Возрастная психология является одной из основных дисциплин при подготовке студентов специальности «Педагогика и психология». Данный курс начинается с изучения научно-методологических и общих проблем возрастного развития. После знакомства с базовыми понятиями этой отрасли психологии осуществляется переход к изучению онтогенетического развития человека. Курс заканчивается рассмотрением проблемы развития личности в особых условиях, в частности в условиях депривации.
Современные технологии обучения, рекомендуемые для использования на занятиях
В процессе преподавания дисциплины рекомендуется использовать различные технологии, в частности технологии развития критического мышления, групповые (ролевые, проектные, тренинговые), информационные (мультимедийные). Представим некоторые из них. Групповые технологии 1. Технология ролевой игры предполагает выполнение студентами ролевой функции в рамках заданной или придуманной ими практической ситуации, принятие роли и проигрывание ситуации, в ходе которой решаются, в основном, практические задачи. Представим использование данной технологии на примере практического занятия по возрастной психологии из раздела «Психология поздней зрелости». Задачи занятия: закрепить теоретические знания по геронтопсихологии, обсудив основные проблемы данного периода, развивать креативность и самостоятельность студентов, способствовать развитию эмпатии и толерантности во взаимодействии с позднезрелыми субъектами, способствовать развитию взаимопонимания студентов со старшим поколением. Ход работы: занятие проводится в виде ролевой игры «Суд над Старостью», в которой моделируется ход судебного заседания над обвиняемой - Старостью. Студентам дается возможность подготовить материал к занятию, распределив главные роли: Судьи, Помощника судьи, Обвинителя, Защитника, Ответчика Старости. Остальные студенты выступают в роли свидетелей защиты и обвинения и т.д.
Итогом такого занятия является изменение стереотипа в восприятии старости. Старость уже не выглядит неизбежной и физиологически непривлекательной. Студенты понимают, что это особый возраст в онтогенезе человека - возраст достижения мудрости и оценки своей жизни. Ресурсным обеспечением данной технологии являются мультимедиасредства (аудио, фото и видеоматериалы, компьютерная техника), наглядные средства (плакаты, доска), подручные средства (например, однажды Обвинитель представил кусочки кожи, спутанные нитки, объявив, что это сморщенная Старостью кожа и утраченные за жизнь нервы). 2. Технология позиционного обучения (Н.Е. Веракса). Данная технология ориентирована на развитие субъект-субъектных отношений в образовательном процессе. Студенты, разделившись на группы по 4-5 человек, выбирают определенную позицию, с точки зрения которой обсуждают учебный или оригинальный текст. Позиции: «Тезисы», «Понятия», «Схема», «Апологет», «Оппозиция», «Ассоциация», «Искусство» и др. Каждой группе предоставляется возможность представить обсуждаемый текст с указанной позиции. Так, группа «Тезисы» представляет основные тезисы (утверждения, нуждающиеся в доказательстве), группа «Понятия» формулирует основные понятия текста, «Схема» изображает в схематическом виде содержание текста. Группы «Апологет» и «Оппозиция» представляют соответственно мнения согласия и несогласия с автором текста, аргументируя свои позиции с точки зрения личного опыта, экспериментальных данных и др. «Ассоциация» и «Искусство» - это группы образного изображения текста. Их выступления содержат ассоциативные представления (нерациональные образы) и трактовку текста видами искусства (музыка, поэзия, рисунок, танец, театрализованное представление и др.). При выступлении выходят все члены группы, остальные задают вопросы, уточняют, высказывают мнение по поводу содержания высказанных групповых позиций.
Возможно введение и других групп-позиций: «Эксперты», «Вопрос», «Обыденное сознание», «Метод», «Эксперимент». Метод позиционного обучения обладает значительным эффектом для усвоения и понимания текстов, вовлечения студентов в активное обсуждение, обеспечивает их 100%-е участие. Информационные технологии Мультимедийные технологии (ММТ) возможноиспользовать как на лекционных, так и на практических занятиях. На лекции применяются тематические презентации, фрагменты видеозаписей лекций преподавателей и пробных занятий студентов. Кроме этогоможноиспользовать ресурсы глобальных и локальных сетей (ИНТЕРНЕТ, факультетского сайта, городского образовательного проекта «Школьный портал»). Эффективность методов обучения (по В. Наумову)
Методические рекомендации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|