Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение по семестрам




 

Номер семестр Учебные занятия Число курсовых проектов (работ) расч. заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем в том числе
аудиторные самост. работа
всего из них
  Лекции практич лаборат
              - зачет
                экзамен

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тематический план

 

№ модуля Наименование ДЕ курса Лекции Практич. Лабор. СРС
Модуль 1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.        
Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.        
Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст        
Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.        
           
Модуль 2. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.        
Психология взрослости: молодость, зрелость, старость        
Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.        
           
  ВСЕГО:        

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (лекции)

Модуль 1 (36 ч).

Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки (4ч)

История возникновения возрастной психологии: факторы, определяющие развитие науки. Предмет и задачи возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки. Методы возрастной психологии.

Тема 2. Проблема детерминант психического развития ребенка (2ч)

Базовые определения развития. Источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития. Проблема соотношения биологического и социального в развитии. Понятие социальной ситуации развития ребенка. Ведущая деятельность, как основа психического развития. Новообразования возраста.

Тема 3. Теории психического развития (4ч)

Биогенетический подход к изучению проблемы развития человека (теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла). Психоаналитическая теория развития З. Фрейда. Бихевиоризм и теория социального научения (Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура). Социогенетический подход (Э. Эриксон). Когнитивные теории развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Кольберг). Культурно-историческая концепция детского развития Л.С. Выготского.

Тема 4. Проблема периодизации психического развития (4ч)

Понятие возраста, основные структурные компоненты возраста. Взгляды Л. С. Выготского на стадиальность развития: основные закономерности детского развития, кризисы возрастного развития, возрастная сенситивность. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина. Интегральная периодизация развития (В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман). Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

 

Тема 5. Психические особенности ребенка в первые периоды развития (4ч)

Общие тенденции пренатального периода развития. Кризис новорожденности. Психическая жизнь новорожденного. Развитие когнитивной сферы ребенка. Особенности эмоциональной сферы ребенка от рождения до 1 года. Развитие мотивационной сферы младенца. Общение и его роль на ранней стадии онтогенеза. Кризис 1-го года жизни.

Тема 6. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем детстве (4ч)

Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве. Когнитивные особенности ребенка раннего возраста. Аффективная сфера ребенка от 1-го года до 3-х лет. Особенности Я-концепции ребенка. Кризис 3-х лет.

Тема 7. Особенности психического развития в дошкольном возрасте (4ч)

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития. Становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов дошкольника. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.

Тема 8. Психические особенности ребенка
младшего школьного возраста (7-11 лет) (6ч)

Понятие психологической готовности к школе. Кризис 7-ми лет. Основные проблемы адаптации ребенка к школе. Особенности учебной деятельности, ее структура. Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности становления личности младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьника. Познавательные психические процессы в младшем школьном возрасте. Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте. Некоторые варианты неблагоприятного развития учащихся начальной школы (по А.Л. Венгеру и Г.А. Цукерман).

Тема 9. Отклонения в психическом развитии ребенка (4 ч)

Особенности детей с задержками психического развития, умственной отсталостью. Проблемы одаренных детей. Особенности детей и подростков с дисгармониями эмоционально-волевой сферы. Девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение подростков. Психокоррекционная работа с «трудными» детьми. Развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

 

Модуль 2 (34 ч).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...