Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-измерительные материалы




Рейтинговая оценка работы студента

Контроль качества знаний студентов по возрастной психологии осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет отдельных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины.

В соответствии с положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, принятом решением Ученого совета БПГУ имени В.м. Шукшина (протокол №4 от 9 декабря 2008г), в данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.

Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Распределение учебного материала произведено по пяти модулям.

рубежный рейтинг измеряется в процентах в диапазоне от 0% до 100%. Критериями рубежного рейтинга являются: посещение лекций – 40%, выполнение практических заданий – 60%. При выполнении практических заданий учитывается: посещение практических занятий – 10%, выполнение лабораторных работ – 60%, оценка за тест по модулю – 30%.

Итоговый рейтинг служит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму возрастной психологии, изученному в семестре.

Для учета, хранения и анализа результатов текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине используется электронная рейтинговая ведомость, входящая в автоматизированную систему управления вузом.


Тестовые материалы

Тестовые материалы составлены из заданий закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов, кроме того, используются задания на установление соответствия. Для подготовки к тестам рекомендуется использовать литературу, указанную в списке основной.

Далее приведены примеры тестовых заданий по дидактическим единицам.

 

ДЕ 1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

1. Возрастная психология является отраслью психологической науки:

А) изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости

Б) комплексно изучающей человека и интегрирующей знания о его развитии как биологического и социального существа

В) изучающей роль генотипической и средовой обусловленности психического развития

Г) изучающей психологические различия как между индивидами, так и между группами людей.

2. Метод исследования – это:

А) способ организации деятельности исследователя

Б) путь исследования

В) анализ жизненного пути

Г) психотерапевтический прием

3. К организационным методам исследования относят (исключи лишнее):

А) близнецовый

Б) экспериментальный

В) обсервационный

Г) лонгитюдный

Д) сравнительный

4. Корреляционный анализ относят к методам:

А) организационным

Б) эмпирическим

В) методам обработки данных

Г) интерпретационным

5. Комплекс методов статистического исследования, позволяющий сгруппировать изучаемые объекты в классы на основе характеризующих их показателей:

А) факторный анализ

Б) корреляционный анализ

В) иерархический анализ

Г) сравнительный анализ

Д) кластерный анализ

ДЕ 2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

1. Возраст – это психологическая категория, обозначающая:

А) особый цикл психического развития

Б) латентный период, ограниченный кризисами

В) детство, отрочество, юность, зрелость

Г) временные характеристики индивидуального развития

2. В психологии развития рассматривают понятия возраста (исключи лишнее):

А) онтогенетического

Б) хронологического

В) филогенетического

Г) психологического

Д) биологического

3. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Ж.Пиаже:

А) психосексуальное развитие  
Б) смена ведущей деятельности  
В) когнитивное развитие  
Г) моральное становление личности  
Д) психосоциальное развитие  

4. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период дошкольного детства:

А) генитальной Г) фаллической
Б) оральной Д) латентной
В) анальной  

5. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность  
Б) интимность  
В) компетентность  
Г) инициативность  

Д) идентичность

 

 

ДЕ 3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст.

1. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о:

А) наличии у ребенка ориентировочных рефлексов

Б) появлении эмоционального общения

В) наступлении нового периода развития – младенчества

2.Какая когнитивная функция интенсивно развивается в период младенчества:

А) память

Б) мышление

В) восприятие

Г) речь

3. Ведущая деятельность ребенка в раннем детстве:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) учебно-познавательная деятельность

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) непосредственно-эмоциональное общение

4. Кризис 3-х лет – это…:

А) кризис социальных отношений

Б) кризис детской непосредственности

В) кризис индивидуальной психической жизни

Г) кризис взросления

5. В чем основное противоречие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

А) в необходимости непосредственного контакта со взрослыми

Б) в разрыве между стремлением быть как взрослый и невозможностью

реализовать это стремление

В) в стремлении к личностным контактам со сверстниками

 

ДЕ 4. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

1. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует пубертатный период:

А) генитальной

Б) оральной

В) анальной

Г) фаллической

Д) латентной

2. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Б) автономность

В) компетентность

Г) инициативность

Д) идентичность

3. Ведущая деятельность старшего школьника:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) непосредственно-эмоциональное общение

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) учебно-профессиональная деятельность

4. Исключи лишнее из перечня новообразований подростка:

А) стремление к взрослости

Б) потребность в самоутверждении среди сверстников

В) потребность в общественно-значимой деятельности

Г) критическое отношение к окружающим

Д) самоконтроль

5. Исключи лишнее из перечня новообразований старшего школьника:

А) мировоззрение

Б) профессиональные интересы

В) потребность в самовоспитании

Г) самоопределение

Д) потребность в самоутверждении среди сверстников

ДЕ 5. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость.

1 Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону:

А) 40-70 лет

Б) 25-60лет

В) 30-60лет

2. Кризис середины жизни приходится на возраст:

А) 40лет

Б) 30 лет

В) 50 лет

3. Преждевременное старение означает опережение:

А) хронологического возраста психологическим

Б) психологического возраста биологическим

В) биологического возраста хронологическим

4. Базовое образование зрелого возраста:

А) инертность

Б) направленность

В) продуктивность

5. Причины кризиса среднего возраста:

А) страх смерти

Б) депрессия

В) уход детей из семьи

Г) профессиональное становление

 

ДЕ 6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

1. Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития:

А) дефектология

Б) социальная психология

В) специальная психология

Г) коррекционная психология

2. Госпитализм характеризуется:

А) невозможностью удовлетворения органических потребностей

Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве

В) недостатком общения со сверстниками

3. Одаренными называют детей:

А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития

Б) обнаруживающих высокий уровень общих способностей

В) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей

Г) все ответы верны

4. Общие признаки госпитализма (исключи лишнее):

А) потеря в весе

Б) апатичность

В) сужение сознания

Г) уход от контактов с окружающими

5. Лишение человека сенсорных впечатлений называется:

А) депривацией

Б) экстремальностью

В) иллюзией

ДЕ 7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

1. Автор методики «Графический диктант»:

А) А. Анастази

Б) Д.Б. Эльконин

В) Н.И. Гуткина

Г) И. Йирасек

Д) А.Керн

2. Норма объема памяти ребенка 7-8 лет по данным методов исследования:

А) свыше 5 единиц

Б) свыше 7 единиц

В) 3-5 единиц

3. Методика «Несуществующее животное» позволяет оценить (исключи лишнее):

А) проявления независимости

Б) агрессивность

В) уровень самооценкИ

Г) уровень ригидности

Д) тип темперамента

4. Методика ШТУР предназначена для диагностики умственного развития:

А) дошкольника

Б) младшего школьника

В) подростка

Г) старшеклассника

Д) зрелого человека

5.Методика Векслера предназначена для диагностики умственного развития:

А) дошкольника

Б) младшего школьника

В) подростка

Г) старшеклассника

Д) зрелого человека

Вопросы к зачету

1. Охарактеризуйте предмет и задачи возрастной психологии.

2. Покажите связь возрастной психологии с другими науками.

3. Дайте характеристику методам возрастной психологии.

4. Рассмотрите категорию развития в философии, физиологии, психологии.

5. Сравните основные концепции психического развития (натуралистические, культурологические, психоаналитические, бихевиористские, когнитивистские, эпигенетические, гуманистические, онтологические, историко-эволюционные, амплификационные).

6. Что является источниками, движущими силами и условиями развития?

7. Покажите роль биологического и социального фактора в развитии личности.

8. Назовите основные закономерности психического развития.

9. Какова взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе?

10. Дайте определение зонам и уровням психического развития. Обучаемость и обученность.

11. Расскажите об особенностях развития личности в экстремальных условиях и условиях депривации (на примере жизненных и художественных сюжетов).

12. Покажите взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития (сензитивность, возрастной кризис).

13. Охарактеризуйте основные понятия возрастной психологии: возраст, период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

14. Опишите основные этапы периодизации Д.Б. Эльконина.

15. Назовите основные признаки ведущей деятельности, охарактеризуйте закономерности смены видов деятельности.

16. Дайте определения понятиям: новообразования возраста, социальная ситуация развития.

17. Дайте характеристику основным периодам психосексуального развития в периодизации З. Фрейда.

18. Охарактеризуйте периоды психосоциального развития в периодизации Э. Эриксона.

19. Покажите стадиальность интеллектуального развития на примере периодизаций Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона.

20. Проанализируйте проблему периодизации психического развития в современной психологии.

21. Дайте оценку интегральной периодизации психического развития в работах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман.

Экзаменационные вопросы

1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

2. История возникновения и развития возрастной психологии Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки.

3. Проблема детерминант психического развития ребенка

4. Проблема соотношения обучения и развития

5. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность.

7. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

8. Проблема периодизации в отечественной психологии. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития.

9. Периодизация Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность, новообразования возраста, социальная ситуация развития.

10. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского

11. Периодизация З. Фрейда: психосексуальное развитие.

12. Периодизация Э. Эриксона: социализация личности.

13. Периодизация Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона: интеллектуальное развитие.

14. Интегральная периодизация психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

15. Психологическая характеристика кризисов в развитии.

16. Общие тенденции пренатального периода развития. Кризисы рождения и новорожденности. Психическая жизнь новорожденного.

17. Психологические особенности младенческого возраста. Кризис 1-го года жизни.

18. Психологические особенности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет.

19. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психических процессов и личности ребенка от 1 года до 3 лет.

20. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития дошкольников.

21. Психологические особенности ребенка в дошкольном возрасте: развитие познавательных процессов дошкольника и становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Кризис 7-и лет.

22. Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.

23. Учебная деятельность младшего школьника, ее влияние на развитие личности.

24. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

25. Особенности становления личности младшего школьника.

26. Индивидуальные варианты развития младшего школьника

27. Психологические особенности подросткового возраста: ведущая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

28. Особенности личностного развития подростка. Подростковый кризис.

29. Особенности учебной деятельности подростка. Познавательные процессы в подростковом возрасте.

30. Акцентуации характера в подростковый период.

31. Особенности личностного развития в раннем юношеском возрасте.

32. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Кризис 17-и лет.

33. Психологические особенности юношеского возраста.

34. Психологические особенности молодости. Создание супружеской семьи и родительство. Профессиональная деятельность в период молодости.

35. Психологические особенности зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Кризисы зрелости.

36. Проблема взаимоотношений поколений в зрелом возрасте: взрослые дети, внуки, престарелые родители.

37. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Особенности личности в старости.

38. Теории старения. Основные линии онтогенеза в старости.

39. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию.

40. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...