Контрольно-измерительные материалы
Рейтинговая оценка работы студента Контроль качества знаний студентов по возрастной психологии осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет отдельных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины. В соответствии с положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, принятом решением Ученого совета БПГУ имени В.м. Шукшина (протокол №4 от 9 декабря 2008г), в данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг. Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Распределение учебного материала произведено по пяти модулям. рубежный рейтинг измеряется в процентах в диапазоне от 0% до 100%. Критериями рубежного рейтинга являются: посещение лекций – 40%, выполнение практических заданий – 60%. При выполнении практических заданий учитывается: посещение практических занятий – 10%, выполнение лабораторных работ – 60%, оценка за тест по модулю – 30%. Итоговый рейтинг служит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму возрастной психологии, изученному в семестре. Для учета, хранения и анализа результатов текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине используется электронная рейтинговая ведомость, входящая в автоматизированную систему управления вузом. Тестовые материалы Тестовые материалы составлены из заданий закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов, кроме того, используются задания на установление соответствия. Для подготовки к тестам рекомендуется использовать литературу, указанную в списке основной.
Далее приведены примеры тестовых заданий по дидактическим единицам.
ДЕ 1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития. 1. Возрастная психология является отраслью психологической науки: А) изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости Б) комплексно изучающей человека и интегрирующей знания о его развитии как биологического и социального существа В) изучающей роль генотипической и средовой обусловленности психического развития Г) изучающей психологические различия как между индивидами, так и между группами людей. 2. Метод исследования – это: А) способ организации деятельности исследователя Б) путь исследования В) анализ жизненного пути Г) психотерапевтический прием 3. К организационным методам исследования относят (исключи лишнее): А) близнецовый Б) экспериментальный В) обсервационный Г) лонгитюдный Д) сравнительный 4. Корреляционный анализ относят к методам: А) организационным Б) эмпирическим В) методам обработки данных Г) интерпретационным 5. Комплекс методов статистического исследования, позволяющий сгруппировать изучаемые объекты в классы на основе характеризующих их показателей: А) факторный анализ Б) корреляционный анализ В) иерархический анализ Г) сравнительный анализ Д) кластерный анализ ДЕ 2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. 1. Возраст – это психологическая категория, обозначающая:
А) особый цикл психического развития Б) латентный период, ограниченный кризисами В) детство, отрочество, юность, зрелость Г) временные характеристики индивидуального развития 2. В психологии развития рассматривают понятия возраста (исключи лишнее): А) онтогенетического Б) хронологического В) филогенетического Г) психологического Д) биологического 3. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Ж.Пиаже:
4. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период дошкольного детства:
5. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):
Д) идентичность
ДЕ 3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст. 1. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о: А) наличии у ребенка ориентировочных рефлексов Б) появлении эмоционального общения В) наступлении нового периода развития – младенчества 2.Какая когнитивная функция интенсивно развивается в период младенчества: А) память Б) мышление В) восприятие Г) речь 3. Ведущая деятельность ребенка в раннем детстве: А) предметно-манипулятивная деятельность Б) учебно-познавательная деятельность В) сюжетно-ролевая игра Г) интимно-личностное общение Д) непосредственно-эмоциональное общение 4. Кризис 3-х лет – это…: А) кризис социальных отношений Б) кризис детской непосредственности В) кризис индивидуальной психической жизни Г) кризис взросления 5. В чем основное противоречие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста: А) в необходимости непосредственного контакта со взрослыми Б) в разрыве между стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление В) в стремлении к личностным контактам со сверстниками
ДЕ 4. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.
1. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует пубертатный период: А) генитальной Б) оральной В) анальной Г) фаллической Д) латентной 2. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону): А) генеративность Б) автономность В) компетентность Г) инициативность Д) идентичность 3. Ведущая деятельность старшего школьника: А) предметно-манипулятивная деятельность Б) непосредственно-эмоциональное общение В) сюжетно-ролевая игра Г) интимно-личностное общение Д) учебно-профессиональная деятельность 4. Исключи лишнее из перечня новообразований подростка: А) стремление к взрослости Б) потребность в самоутверждении среди сверстников В) потребность в общественно-значимой деятельности Г) критическое отношение к окружающим Д) самоконтроль 5. Исключи лишнее из перечня новообразований старшего школьника: А) мировоззрение Б) профессиональные интересы В) потребность в самовоспитании Г) самоопределение Д) потребность в самоутверждении среди сверстников ДЕ 5. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость. 1 Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону: А) 40-70 лет Б) 25-60лет В) 30-60лет 2. Кризис середины жизни приходится на возраст: А) 40лет Б) 30 лет В) 50 лет 3. Преждевременное старение означает опережение: А) хронологического возраста психологическим Б) психологического возраста биологическим В) биологического возраста хронологическим 4. Базовое образование зрелого возраста: А) инертность Б) направленность В) продуктивность 5. Причины кризиса среднего возраста: А) страх смерти Б) депрессия В) уход детей из семьи Г) профессиональное становление
ДЕ 6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации. 1. Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития: А) дефектология Б) социальная психология В) специальная психология
Г) коррекционная психология 2. Госпитализм характеризуется: А) невозможностью удовлетворения органических потребностей Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве В) недостатком общения со сверстниками 3. Одаренными называют детей: А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития Б) обнаруживающих высокий уровень общих способностей В) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей Г) все ответы верны 4. Общие признаки госпитализма (исключи лишнее): А) потеря в весе Б) апатичность В) сужение сознания Г) уход от контактов с окружающими 5. Лишение человека сенсорных впечатлений называется: А) депривацией Б) экстремальностью В) иллюзией ДЕ 7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога. 1. Автор методики «Графический диктант»: А) А. Анастази Б) Д.Б. Эльконин В) Н.И. Гуткина Г) И. Йирасек Д) А.Керн 2. Норма объема памяти ребенка 7-8 лет по данным методов исследования: А) свыше 5 единиц Б) свыше 7 единиц В) 3-5 единиц 3. Методика «Несуществующее животное» позволяет оценить (исключи лишнее): А) проявления независимости Б) агрессивность В) уровень самооценкИ Г) уровень ригидности Д) тип темперамента 4. Методика ШТУР предназначена для диагностики умственного развития: А) дошкольника Б) младшего школьника В) подростка Г) старшеклассника Д) зрелого человека 5.Методика Векслера предназначена для диагностики умственного развития: А) дошкольника Б) младшего школьника В) подростка Г) старшеклассника Д) зрелого человека Вопросы к зачету 1. Охарактеризуйте предмет и задачи возрастной психологии. 2. Покажите связь возрастной психологии с другими науками. 3. Дайте характеристику методам возрастной психологии. 4. Рассмотрите категорию развития в философии, физиологии, психологии. 5. Сравните основные концепции психического развития (натуралистические, культурологические, психоаналитические, бихевиористские, когнитивистские, эпигенетические, гуманистические, онтологические, историко-эволюционные, амплификационные). 6. Что является источниками, движущими силами и условиями развития? 7. Покажите роль биологического и социального фактора в развитии личности. 8. Назовите основные закономерности психического развития. 9. Какова взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе? 10. Дайте определение зонам и уровням психического развития. Обучаемость и обученность. 11. Расскажите об особенностях развития личности в экстремальных условиях и условиях депривации (на примере жизненных и художественных сюжетов).
12. Покажите взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития (сензитивность, возрастной кризис). 13. Охарактеризуйте основные понятия возрастной психологии: возраст, период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. 14. Опишите основные этапы периодизации Д.Б. Эльконина. 15. Назовите основные признаки ведущей деятельности, охарактеризуйте закономерности смены видов деятельности. 16. Дайте определения понятиям: новообразования возраста, социальная ситуация развития. 17. Дайте характеристику основным периодам психосексуального развития в периодизации З. Фрейда. 18. Охарактеризуйте периоды психосоциального развития в периодизации Э. Эриксона. 19. Покажите стадиальность интеллектуального развития на примере периодизаций Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона. 20. Проанализируйте проблему периодизации психического развития в современной психологии. 21. Дайте оценку интегральной периодизации психического развития в работах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Экзаменационные вопросы 1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы возрастной психологии. 2. История возникновения и развития возрастной психологии Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки. 3. Проблема детерминант психического развития ребенка 4. Проблема соотношения обучения и развития 5. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях 6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность. 7. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. 8. Проблема периодизации в отечественной психологии. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития. 9. Периодизация Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность, новообразования возраста, социальная ситуация развития. 10. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского 11. Периодизация З. Фрейда: психосексуальное развитие. 12. Периодизация Э. Эриксона: социализация личности. 13. Периодизация Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона: интеллектуальное развитие. 14. Интегральная периодизация психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). 15. Психологическая характеристика кризисов в развитии. 16. Общие тенденции пренатального периода развития. Кризисы рождения и новорожденности. Психическая жизнь новорожденного. 17. Психологические особенности младенческого возраста. Кризис 1-го года жизни. 18. Психологические особенности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет. 19. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психических процессов и личности ребенка от 1 года до 3 лет. 20. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития дошкольников. 21. Психологические особенности ребенка в дошкольном возрасте: развитие познавательных процессов дошкольника и становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Кризис 7-и лет. 22. Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации. 23. Учебная деятельность младшего школьника, ее влияние на развитие личности. 24. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 25. Особенности становления личности младшего школьника. 26. Индивидуальные варианты развития младшего школьника 27. Психологические особенности подросткового возраста: ведущая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми. 28. Особенности личностного развития подростка. Подростковый кризис. 29. Особенности учебной деятельности подростка. Познавательные процессы в подростковом возрасте. 30. Акцентуации характера в подростковый период. 31. Особенности личностного развития в раннем юношеском возрасте. 32. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Кризис 17-и лет. 33. Психологические особенности юношеского возраста. 34. Психологические особенности молодости. Создание супружеской семьи и родительство. Профессиональная деятельность в период молодости. 35. Психологические особенности зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Кризисы зрелости. 36. Проблема взаимоотношений поколений в зрелом возрасте: взрослые дети, внуки, престарелые родители. 37. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Особенности личности в старости. 38. Теории старения. Основные линии онтогенеза в старости. 39. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. 40. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|