Другие организации и программы ООН 4 глава
Самоубийства. Согласно данным национального Центра по контролю за заболеваемостью в период с 1970 по 1980 г. в Соединенных Штатах было зарегистрировано по крайней мере 287 тыс. самоубийств с летальным исходом, из них 72, 8% было совершено мужчинами. Самым поразительным был рост уровня самоубийств среди мужчин в возрасте от 15 до 34 лет. Например, уровень самоубийств мужчин в возрасте от 25 до 34 лет возрос почти на 30%, а у женщин их возраста снизился почти на 20%. Сексуальная агрессивность. к числу проблем, которые способствуют сексуальной агрессивности мужчин, относится социальный стереотип, согласно которому мужчина должен быть инициатором сексуальных отношений и контролировать сексуальное общение. Кроме того, мужчинам непозволительно обнаруживать свое незнание и неуверенность в сексуальных вопросах. Как мужчины, так и женщины считают, что ответственность в сексуальных отношениях лежит на мужчинах. Такие требования могут быть по плечу некоторым мужчинам, но отнюдь не всем. Сочетание ощущения слабости и собственной неадекватности, которые мужчины не могут выразить прямо, и необходимости демонстрировать искушенность в сексуальных отношениях приводит некоторых мужчин к избиению женщин или насилию над ними. В 1983 г. около 30 тыс. мужчин было арестовано за изнасилование, 88% из них — в возрасте от 18 до 44 лет. Обследование, проведенное еще в 1957 г. С. Киркпат-риком и Е. Канином, обнаружило, что приблизительно 56% опрошенных студенток в течение учебного года сталкивались с сексуальной агрессивностью со стороны мужчин. Около 21% принуждались к сексуальной близости с применением насилия или угроз насилия. Д. Рассел в своем исследовании (1975) пишет, что "изнасилование можно понимать как крайнее проявление качеств, считающихся сверхмужественными в нашем и во многих других обществах. Секс является той ареной, где представления о мужественности проявляются наиболее интенсивно, особенно теми мужчинами, которые ощущают свое бессилие в остальных сферах жизни".
Те же самые социальные нормы "мужественности" скрываются и за избиением женщин. Согласно А. Мак-Кормик' (1979), к плохому обращению с женщинами ведут три мотива: 1) мужчина считает, что он имеет право бить женщину; 2) побои считаются законным способом решения проблем; 3) мужчине необходимо установить свою власть над женщиной. Взрослые мужчины Д. Левинсон и другие (1978) различают четыре взрослых периода развития мужчины — раннюю, среднюю, позднюю и совсем позднюю взрослость, а также переходные периоды. Характерными чертами ранней взрослости они считают концентрацию внимания на профессии, семье и обществе, энергичность и быстрое взросление. Средняя взрослость (к середине жизни) является основной стадией, характеризующейся меньшей энергией, но высоким авторитетом и некоторым ограничением жесткости внутренних и внешних требований к индивиду. Поздняя взрос- лость может включать утрату достигнутого положения, сопровождается уменьшением влияния и новым балансом между личностью и обществом. М. Фаррел и С. Розенберг (1981) не считают, что все американские
Красной нитью в исследованиях мужского развития проходит утверждение о том, что социальные нормы мужественности легче преодолеваются или вовсе отбрасываются, начиная с середины жизни. Мужчины в зрелом возрасте приобретают андрогинные черты, свойства обоих полов. Новые определения мужественности Андрогиния. Попытки заново определить нормы мужественности участились в 70 — 80-е годы, когда были расширены представления об андрогинии как о перекрещивании ролей и отличительных особенностей мужчин и женщин. К. Соломон и Н. Леви (1982) собрали литературные эссе, в которых Движение за освобождение мужчин. Стандартная теория новых социальных норм для мужчин утверждает, что движение за освобождение мужчин является ветвью в борьбе за гражданские права, права женщин и гомосексуалистов. Почти в каждой значительной работе, где андрогиния признается
МУЖЧИНЫ 90 91 МУЖЧИНЫ
идеалом, предполагается, что движение за освобождение мужчин идет вслед за этими движениями. Б. Эренрейх (1983), однако, бросила вызов этой точке зрения. Она заметила, что со времен второй мировой войны мужчины бунтуют и что другие движения, в том числе антифеминистская реакция 80-х годов, явились результатом мужского бунта. Она предложила следующие альтернативные трактовки мужского восстания: инфантильное бегство от ответственности, приспосабливание к потребительской культуре и движение против притеснения мужчин в современном обществе как на работе, так и дома. Она указала на целый ряд проявлений интерпретации мужского бунта: от "бунтовщиков в серой фланели" (примерных работников и отцов семейств, уставших от ответственности) до поколения битников, а также на стрессы и сердечные заболевания у мужчин — руководителей среднего звена, андрогинию в контркультуре 60-х годов и, наконец, на мужское освободительное движение.
Отцовство. Наряду с освобождением мужчин от ролевых норм возобновился интерес к отцовству — к представлению о мужчине не только как о родителе и добытчике, но и воспитателе. Хотя лишь 2% детей моложе 18 лет жили только с отцом в 1983 г. (по сравнению с 21% детей, живших только с матерью), в абсолютных цифрах в указанном году существовало 737 тыс. семейных домо-хозяйств с одним ребенком моложе 18 лет, главой в которых был одинокий мужчина. Если учесть, что в некоторых семьях более одного ребенка, то свыше миллиона детей воспитываются исключительно отцами. Проблемы, связанные с отцовством, включают охрану прав отцов, воспитание детей, их роль в семьях, где работают оба родителя, проблему отчимов, роль отцов-гомосексуалистов. Все проблемы родителей-женщин сейчас рассматриваются в приложении к современным мужчинам, в соответствии с андрогини-ческой тенденцией. Социальные программы для мужчин Социальные программы для мужчин получают все большее распространение. Например, в крупных городах существуют группы самопомощи, такие, как "Анонимные алкоголики", "Анонимные драчуны" (для тех, кто жестоко обращается с женами), а также группы, объединяющие "любителей" детей и мужчин с другими проблемами. Противоречия, связанные с самодостаточностью, потребностью в друзьях и в зависимости, а с другой стороны — с чувством одиночества, могут быть решены именно в таких группах. Р. Льюис (1978) сформировал принципы групп интимного общения, в которых принимаются во внимание гомофобия и антипатия к уязвимости и открытости и которые способствуют самораскрытию и расширению чувства привязанности к другим людям. Е. Плек и Дж. Плек (1980) сделали обзор статей о мужских группах, созданных для повышения сознательности, и составили библиографию по этой теме. Они назвали работу мужчин в этих группах "мужским освобождением". Т. Стейн (1982) описал мужские группы по повышению сознательности и мужские психотерапевтические группы, появившиеся примерно в 1971 г. Деятельность этих групп направлена на изменение поведения и представлений о мужественности.
Группы драчунов. Социальные работники принимают особо активное участие в новой работе в группах драчунов. Дж. Эдл-сон (1984) описал программу работы с такой группой, которая включает: самонаблюдение за событиями до, во время и после эпизодов жестокости; осознанную работу с иррациональными импульсами; умение находить альтернативные способы решения конфликтных ситуаций, умение расслабиться и создать возможность обсудить личные проблемы в группе воздействия. Эта программа, основанная на рационально-эмоциональной терапии, помогает мужчинам преодолеть убежденность в том, что человек должен иметь абсолютный контроль над ситуацией, не может вполне контролировать свои эмоции и что его поведение полностью обусловлено внешними обстоятельствами. Программа "Избавление от агрессивности", разработанная Д. Сондерс (1984), также представляет собой программу для работы с группой мужчин-драчунов. Большинство мужчин рассматриваются как застенчивые, ненастойчивые, склонные к депрессии и притом ревнивые и чувствительные к критике. При этом подходе тренируется настойчивость, умение справляться с обидами, исследуются социальные и личностные корни агрессивности. Одной из первых профессиональных служб является Социальная служба для мужчин против домашнего насилия, расположенная в Бостоне. Важнейшая цель этой службы заключается в том, чтобы предотвратить грубое поведение у мужчин, а на следующем этапе помочь им осознать свои эмоции, научиться контролировать их и обращаться за помощью. Применяется и групповое кон- сультирование. П. Нейдиг, Д. Фридман и Б. Коллинз (1985) помогают супружеским парам "сдерживать семейные конфликты". Их группы состоят из супружеских пар, желающих остаться вместе и не допускать насилия во взаимных отношениях. Заключение Изменения в жизни мужчин в современном обществе столь же значительны, как и изменения в жизни женщин, хотя они в меньшей степени предавались публичной огласке и политизации. Между тем они весьма актуальны для современного общества. Такие ценности социальной работы, как самореализация и обычные человеческие потребности, могли стать и стали ведущей идеологической и практической силой в освобождении и раскрепощении мужчин.
Филип Лихтенберг См. также: Гомосексуальность: мужчины; Женщины; Насилие в семье; Сексуальность; Эволюция человека: биологический аспект; Эволюция человека: психологический аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект. • Balswick J. О. (1982). Male Inexpressiveness. In: К. Solomon, N. В. Levy (Eds.). Men in Transition: Theory and Therapy (p. 131 —150). N. Y.: Plenum Publishing Corp. • Bartolome F. (1972). Executives as Human Beings. — Harvard Business Review, 50(6), 62—69. • BrannonR., David D. (1976). The Forty-Nine Percent Majority: The Male Sex Role. Reading, Mass.: Addison-Wesley Publishing Co. • Cecone M. V., Ruble D. N. (1978). Beliefs About Males. —Journal of Socia! Issues, 34(1), 5—16. • Doyle J. A. (1983). The Male Experience. Dubuque, Iowa: William C. Brown Co. • Edleson J. L (1984). Working With Men Who Batter. — Social Work, 29(3), 237—242. • EhrenreichB. (1983). The Hearts of Men. N. Y.: Anchor Press. • Farrell M. P., Rosenbergs. D. (1981). Men at Midlife. Boston: Auburn House Publishing Co. • Gove W. R., Tudor J. F. (1973). Adult Sex Roles and Mental Illness. — American Journal of Sociology, 78 (4), 812—835. • Jourard S. (1971). The Transparent Self. N. Y.: VanNostrandReinhold. • KnegelL. (1979). On Men and Manhood. N. Y.: Hawthorn Books. • Levinson D. J., et al. (1978). The Seasons of a Man's Life. N. Y.: Alfred A. Knopf. • Lewis R. A. (1978). Emotional Intimacy Among Men. — Journal of Social Issues, 34(1), 108—121. Maccoby E. E., Jacklin С N. (1974). The Psychology of Sex Differences. Stanford, Calif.: Stanford University Press. • McCormick A. (1979). Men Helping Men Stop Woman Abuse. — Boston, Mass.: EMERGE. • Neidig P. H., FriedmanD. H, CollinsB. S. (1985). Domestic Conflict Containment: A Spouse Abuse Treatment Program. — Social Casework, 66(4), 195—204. • Norton J. L. (1982). The Effects of Changing Sex Roles on Male Homosexuals. In: K. Solomon, N. B. Levy (Eds.). Men in Transition: Theory and Therapy (p. 151 — 164). N. Y.: Plenum Publishing Corp. • O'NeiU. M. (1982). Gender-Role Conflict and Strain in Men's Lives. In: K. Solomon, N. B. Levy (Eds.). Men in Transition: Theory and Therapy (p. 5—44). N. Y.: Plenum Publishing Corp. • Pleck E. H., Pleck J. H. (1980). The American Man. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • Pleck J. H. (1981). The Myth of Masculinity. Cambridge, Mass.: M. I. T. Press. • Russell D. (1975). The Politics of Rape: The Victim's Perspective. N. Y.: Stein & Day. • Sargent A. G. (1977). Beyond Sex Roles. St. Paul, Minn.: West Publishing Co. • Saunden D. G. (1984). Helping Husbands Who Batter. — Social Casework, 65(6), 347—353. • Solomon K., Levy N. B. (1982). Men in Transition: Theory and Therapy. N. Y.: Plenum Publishing Corp. • Staples R. (1978). Masculinity and Role: The Dual Dilemma of Black Men. — Journal of Social Issues, 34(1), 169—183. • Stein T. (1982). Men's Groups. In: K. Solomon, N. B. Levy (Eds.). Men in Transition: Theory and Therapy (p. 275—307). N. Y.: Plenum Publishing Corp.
НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Наблюдение и контроль во всех профессиях проходят одинаковые стадии развития. Контролеры решают вопрос о принятии новых членов, регулируют полномочия, устанавливают стандарты практической работы и профессиональной этики, согласовывают различные уровни монополии на решение. Тем не менее в наблюдении и контроле в социальной работе проявляются свои отличительные, характерные черты. Социальную работу отличают ее особые связи с другими профессиями и социальными институтами. По традиции социальные работники реализуют связующие, посреднические и защитные социальные функции, одновременно выполняя свою главную функцию предоставления отдельным лицам и семьям практических услуг агентств и частной практики, расширение сферы которых началось после второй мировой войны. Социальные работники имеют сегодня широкий спектр деятельности. Усиление социальной работы нашло свое отражение в расширении ее рамок и неоднозначности профессиональных функций. Современные профессиональные руководители социальной работы не только принимают, но и используют эту неоднозначность. Вероятно, нельзя достичь абсолютной ясности по поводу функций работников организаций социального обслуживания. Широкий диапазон видов деятельности и охватываемых ситуаций, возможно, частично объясняет, почему наблюдение и контроль рассматриваются то как образовательный процесс, то как процесс управления, то как смешение того и другого (А. Кадушин, 1985). Содержащаяся в данной статье точка зрения заключается в том, что, хотя контролеры обычно выполняют несколько функций, спе- цифические стили, содержание и методика их деятельности по наблюдению и контролю возникли из социального контекста предоставляемых услуг и самой их природы. То, что степень бакалавра социальной работы была принята в качестве степени начального уровня и что растет занятость выпускников высшей школы непосредственно в сфере предоставления услуг, привлекает внимание к обучающей функции наблюдения и контроля. Это основывается на объяснимом интересе к повышению влияния социальных работников, особенно со степенью магистра социальной работы (МСР). С этим связан рост значения консультирования как при обучении практической социальной работе, так и при подготовке работников с высшим образованием. Зачастую консультации компенсируют нехватку должным образом подготовленных работников агентств со степенью МСР. Так как консультирование является структурированным процессом, при котором даются советы и проясняются проблемы клиентов и профессиональной практики, оно становится более или менее равнозначным наблюдению и контролю с его удовольствиями и головными болями. Процесс развития По мере организации и расширения социальных услуг, по мере осмысления работы по изучению условий жизни неблагополучных семей и помощи им в области наблюдения и контроля возник индивидуальный наставнический подход, соответствующий индивидуальному подходу к каждому случаю. На особое значение, придаваемое обучающей функции наблюдения и контроля, также повлияло развитие университетской подготовки профессионалов, которая дополнила преобладавшую ранее подготовку на базе агентств по социальной работе. Наблюдение и контроль всегда были главным способом передачи знаний и умений от опытного работника к неопытному, от подготовленного к неподго- товленному, а в области профессионального образования — от преподавателя и руководителя практики к студенту. Хотя базовые теоретические знания и практические умения, требуемые для предоставления услуг, продолжают считаться значимыми, основы теории и практики инструктирования не пользовались достаточным вниманием. Обычно предполагалось, что умения, необходимые для оказания услуг, легко могут быть трансформированы в умения, необходимые для обучения других тому, как эти услуги оказывать. Хотя наблюдение и контроль связаны с теорией образования (в особенности теорией Джона Дьюи), развитие в этом направлении шло не в рамках этой теории, а в свете того, как оно может быть согласовано, например, с теорией психодинамики личности (А. Гиттерман и И Миллер, 1977). Когда наблюдение и контроль приобрели большое значение в обучении и практической деятельности, был сделан акцент на важности самосознания и самопознания для понимания других людей и оказания им помощи (Д. Ха-мильтон, 1955; К. Мансон, 1983; А. Кадушин, 1985). Этот акцент на практическую контролирующую деятельность привел к попытке прояснить и слегка изменить роль контролера, сформировал истинное представление о средствах и следствиях работы контролера, а также позволил поддерживать непосредственную работу агентств и установить стандарты обслуживания. В последние несколько десятилетий в литературе по наблюдению и контролю начали появляться новые темы, отражающие значительные изменения в условиях практической работы, достижения в области профессионального образования и вновь проявившийся интерес к социологическим знаниям и теории. Эти темы включают: 1. Интерес к самой системе агентств, к уместности теории организации для форми 2. Обеспокоенность напряженностью и конфликтами, сопутствующими действиям контролера, когда он соединяет административную и образовательную функции (А Лидер, 1957; Д. Девис, 1965; А. Гиттерман, 1972). 3. Новое в использовании консультаций, наблюдений за однородными группами, командных наблюдений и контроля, а также различных групповых методов наблюдения и контроля для дополнения или замены тради- ционно главного метода — индивидуального собеседования. Вариантом подобных наблюдения и контроля является появление однородных групп поддержки, особенно в стрессовых ситуациях — например, при общении с преступниками, виновными в жестоком обращении с детьми и женами, и их жертвами. Роль наблюдения и контроля Социальные работники часто выражают недовольство по поводу наблюдения и контроля за ними, особенно по поводу чрезмерной зависимости при применении традиционных форм. Они хотят, чтобы их считали практикующими профессионалами, а не контролировали. На ранних этапах профессионального становления на основе модели "наставник— ученик" определяются знания и формируются принципы практической работы. До тех пор, пока знания не приобретают передаваемые, обобщенные формы, практиканты учатся, следуя примеру наставника, и их успехи зависят от компетентности и статуса последнего. Для потенциального нанимателя важны сведения о том, кто готовил ученика, так как эго дает ключ к пониманию того, что и как может делать новичок. Для учеников или выпускников, ищущих свою первую работу, личность наставника становилась решающей при выборе работы. Значимость роли наставника, хотя и в меньшей степени, сохраняется и поныне. Например, лицам, которые стремятся стать членами Академии дипломированных социальных работников, требуется по меньшей мере в течение двух лет после получения степени магистра работать под наблюдением. Однако современные студенты учились несколько иначе и, возможно, у наставников и контролеров с иными установками, чем у их предшественников. Теперь факультеты социальной работы обучают умениям более широкого диапазона и делают это на основе развитой и более полно разработанной суммы знаний. Но старые модели сохраняются, и традиционные способы деятельности меняются медленно. Предполагается, что новоиспеченному работнику все еще необходим пристальный контроль в течение неопределенного отрезка времени и что улучшение профессиональной работы главным образом основывается на постоянном наблюдении и контроле. Данный подход обладает тем преимуществом, что он обеспечивает единообразие действий и контроль за ними, пока администрация получает информацию о происходящем. Пристальный контроль со стороны наставни-
ка также до некоторой степени помогает защитить интересы клиента, так как взаимодействие социального работника и клиента становится более раскрытым для тех, кто несет ответственность за предоставляемые услуги. Однако пристальный контроль может иметь тенденцию к ограничению профессиональной самостоятельности и творческого развития практического работника. Профессиональная практика требует возможностей для самообразования, развития индивидуальности и способности сопротивляться навязываемым в организационном порядке единообразию и конформизму. Конечно, сохранять единство процедур и стандартов обслуживания необходимо, но профессиональная деятельность требует индивидуального подхода Хотя пристальный контроль иозначает повышенное индивидуальное внимание, уделяемое работнику и его деятельности, он также имеет тенденцию к конформизму и культивированию обрядности в отношении практической работы. Он укрепляет иерархические административные структуры и ортодоксальность правил и процедур. Иерархическое построение, предполагающее, что первоочередное значение имеет потребность данной организации в контроле и отчетности, зачастую мешает гибкости, которая требуется для профессиональной деятельности с ориентацией на клиента. Считается, что преданность работника своей организации будет ограничиваться и вытесняться его преданностью интересам клиента, а также профессиональным интересам за рамками данной организации, если он будет отходить от принятых в "его" организации стандартов деятельности и поведения. Смягчить эти противоречия можно путем отделения административных функций наблюдения и контроля от их обучающих функций. При этом в сферу административного контроля вошли бы вопросы трудовой нагрузки, учета, производительности и того, насколько последователен работник в применении практических процедур. Обучающая функция использовалась бы по мере потребности, через помощь консультантов или других работников со специальным опытом и знаниями. Хотя контроль предполагает и административные, и обучающие функции, в условиях агентств, он, по сути, является функцией администрирования и в первую очередь применяется при приеме проделанной работы. Стиль контроля в социальной работе зависит от характера предоставляемых услуг. Лечеб- 94 ные или консультационные услуги, направленные на оказание помощи клиентам в прояснении и переосмыслении их проблем, порождают соответствующие виды контрольной деятельности. Контролер должен помочи практическим работникам четко осознавать их собственные чувства и восприятие, чтобы помочь клиенту. Контроль существует не ради самого работника, а в интересах обслуживания. Конечно, характер обслуживания, профессиональная культура и учет условий, при которых люди работают наилучшим образом, требуют от администрации обеспечить образовательный и индивидуальный контроль, но акцент однако, по-прежнему делае1ся на практическую работу. Эффективность контроля на практике определяется тем, насколько успешны попытки помочь работникам улучшить их деятельность и повысить гибкость реагирования на запросы клиентов. Условия обслуживания Однако не всегда ясно, какое обслуживание является лучшим. В социальной работе требуется, чтобы работник уверенно действовал в условиях значительной неопределенности, что требует подходить индивидуально к каждому случаю и каждому работнику. Обеспокоенность вопросами отчетности породила попытку определить матрицу желаемых и достижимых результатов, по которым и оценивать практическую работу, но назвать эту попытку полностью успешной нельзя. Ориентация на максимальную отчетность неизбежно лишает "своего лица" почти все разновидности практики. В том, как люди в действительности говорят, чувствуют и объясняют свое поведение, отсутствуют какие-либо модели и парадигмы. В отчетности большее внимание может быть обращено на нужды организации, чем на нужды клиента, особенно во время финансовых затруднений. Поскольку контроль должен придавать особое значение соответствию инструкциям, контролер прежде всего может ориентироваться на цель не усугублять и без того неблестящее финансовое положение организации. Контролеры, озабоченные этой целью, могут закрывать глаза на действия, которые не отвечают в полной мере интересам клиента. То значение, которое по традиции придается записи взаимоотношений клиента и работника, является как бы признанием организацией того факта, что в распоряжении контролера нет легкодоступных средств узнать, что же происходит в процессе оказания помощи клиенту. Умный контролер дает со-
веты, мудрый контролер больше знает, чем говорит. Он слушает, считая, что практическая работа является средством для понимания самого работника. В конечном счете эффективный контроль помогает работнику ответственно подходить к выполнению его функций и поощряет процесс самопознания. Это повышает вероятность того, что действия работника пойдут на пользу другим людям. Однако происходят существенные изменения в степени подконтрольности обслуживания и возможностях клиентов. Это зависит от условий обслуживания. При обычном индивидуальном собеседовании подконтрольность невелика или отсутствует вовсе, за исключением тех сведений, которые предоставляет сам социальный работник. Кроме того, можно контролировать условия процесса оказания помощи. Эти факторы, помимо всех прочих, могут объяснять довольно пристальное внимание, которое уделяется контролю в практике индивидуального консультирования. Типичная ситуация в группе несколько отличается от этой. Происходящее в группе не только затрагивает всех ее участников, но к тому же часто становится очевидным и для других людей в организации. Члены группы беседуют друг с другом и людьми, не входящими в группу, формируя таким образом свои собственные представления и понимание происходящего. Не будет необоснованным предположить, что записи в группе имеют дополнительной целью защиту социального работника. У работы с группой есть еще одна особенность, которая не всегда бывает очевидной при работе с отдельными лицами. Это та власть, которая имеется в распоряжении членов группы для оказания воздействия на социального работника. Для эффективности своей работы социальный работник должен в значительно большей степени учитывать представления и требования, исходящие от группы, чем при оказании помощи индивидуальному клиенту. Хотя в традиционной сфере обслуживания семей наблюдалось устойчивое развитие групповых услуг, отмечалась также некоторая неоднозначность их оценки. Возможно, частично это произошло из-за изменения роли социального работника, требующего отказа от некоторой доли контроля над его практической деятельностью. Вероятно, работнику хочется, чтобы такая работа контролировалась меньше, чем работа с отдельными клиентами.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|