Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конференции на уровне министров




Поворотным пунктом в развитии между­народного сотрудничества явилась Конфе­ренция ООН на уровне министров по соци­альному обеспечению, которая состоялась в сентябре 1968 г. в Нью-Йорке. В ней приняли участие официальные представители от 96 стран, из них 61 в ранге министра или в эквивалентном ранге. Санкционируя прове­дение конференции, Экономический и соци­альный совет ООН так определил ее задачу: изучить роль программ социального обеспе­чения в национальном развитии и выявить функциональные элементы социального обеспечения, общие для всех стран. Особо подчеркивалось, что совет просит участников конференции определить принципы разра­ботки программ социального обеспечения как на национальном, так и на международном уровне; выработать рекомендации для созда­ния системы подготовки кадров для социаль­ных программ; подготовить рекомендации относительно конкретных мер, способных улучшить программы ООН по социальному обеспечению.

Решения и заключительные документы конференции поддержали превентивную на­правленность социального обеспечения. Пе­реориентация политики в области социаль­ного обеспечении на аспекты развития была признана существенной. Получило широкую


поддержку утверждение, что обязанностью правительства является гарантировать до­ступность социального обеспечения для всей нации. Особо отмечалось, что система соци­альных услуг в сельской местности и про­граммы, осуществляемые в рамках общин, пока не смогли возместить тот объем социаль­ной помощи, который ранее обеспечивала расширенная семья. В качестве приоритет­ных направлений было выделено обучение и подготовка руководящих кадров для проведе­ния исследовательских работ, организации планирования и управления в области соци­ального обеспечений.

Со времени первой конференции на уровне министров в 1968 г. концепция социально­го обеспечения претерпела серьезные изменения. Произошел переход от оказания помощи в ее традиционной форме к содейст­вию в развитии возможностей данного инди­вида и группы. В этом ключе группы экспертов и исследователей в рамках ООН
занимались проблемами социального обеспечения. Определены основные концептуальные аспекты нового подхода: 1) положитель­ная ориентация на развитие человеческого потенциала, 2) общий подход к взаимодействию потребностей, 3) соответствие социального обеспечения потребностям всех слоев на­
селения, 4) удовлетворение общих запросов
населения, укрепление социальных отношений и придание большей значимости проблемам реализации человеческих способностей
через активное участие человека в жизни общества, 5) создание или модификация процессов, способствующих национальному развитию.

Огромные изменения в политике соци- ального обеспечения, происшедшие после конференции на уровне министров в 1968 г., подлежали оценке на межрегиональной кон- сультативной встрече в Вене, запланирован­ной ООН на 1987 г. Была проведена большая подготовительная работа в рамках ООН по линии встреч на уровне министров и регио­нальных комиссий ООН. Системы социаль­ного обеспечения были пересмотрены в свете последних достижений, реальностей текуще­го момента и перспектив на будущее. Предпо­лагалось, что межрегиональная встреча сум­мирует, оценит и синтезирует информацию о современных национальных системах соци­ального обеспечения.

Программы обмена

Для большинства американцев нагляд­ным доказательством участия в международ­ной системе социального обеспечения явля-


ется иностранец, который приезжает в США изучать американскую систему социального обеспечения и наблюдать за тем, как функци­онируют ее службы. Сюда входят визиты официальных представителей министерств социального обеспечения, законодателей на общегосударственном уровне и на уровне штата или провинции, деятелей, занимаю­щихся подготовкой социальных работников, представителей органов государственного планирования и добровольцев из неправи­тельственных структур. Муниципальные ок­руга в каждом американском штате принима­ли участие в этих программах обмена. Общественные лидеры и специалисты приез­жают в США в самых различных качествах, а иногда и по личному приглашению частных лиц.

Приоритетным направлением междуна­родного сотрудничества в области социально­го обеспечения стала подготовка соответству­ющих кадров. Соединенные Штаты, имеющие широкую сеть учебных заведений и аспирантур для подготовки и повышения квалификации специалистов социального профиля, обширную государственную про­грамму социального обеспечения и необы­чайно эффективные добровольческие служ­бы, стали одной из наиболее притягательных стран для иностранных студентов и экспер­тов, интересующихся социальным обеспече­нием или желающих получить консультации у тех, кто занимается планированием и исс­ледованием. Двусторонние программы США с другими странами осуществлялись главным образом по линии организации "Междуна­родный молодежный обмен" в рамках Ин­формационного агентства США (ЮСИА) при содействии Бюро по образованию и куль­туре. Агентство по международному разви­тию (АИД) также предоставляет возможно­сти для учебы.

Многие американские добровольческие ор­ганизации, принимающие активное участие в международном сотрудничестве, выступа­ют в качестве спонсоров международного об­мена или участвуют в разработке учебных программ. Кроме того, программным обеспе­чением занимаются международные отделы федеральных ведомств. Например, Управле­ние по развитию социальных служб и между­народных отношений в Министерстве здраво­охранения и социального обеспечения готовит программы для иностранных специа­листов, приезжающих по линии организа­ций-спонсоров. По мере расширения между­народных контактов в США приезжает много экспертов и студентов по направлениям соб-


ственных местных организаций или по линии личных профессиональных контактов.

Ежегодно по линии ЮСИА — основного канала международного обмена специалиста­ми в области социального обеспечения — в США приезжает приблизительно 8 тыс. чело­век. Первая американская программа, полу­чившая всемирную поддержку, была санкци­онирована Законом Смита—Мундта от 1948 г., а позже — Законом Фулбрайта—Хая от 1961 г. Программа предназначена для об­мена информацией и опытом между выдаю­щимися личностями в области образования, искусства, общественных отношений и т. д. Социальное обеспечение входит в первую десятку областей, являющихся предметом изучения и наблюдения. Растет внимание к развитию обмена студентами, аспирантами, специалистами из стран Латинской Амери­ки, Дальнего Востока, молодых государств Африки. Им сейчас предоставляется большая часть стипендий. Основное внимание уделя­ется профессиональным интересам, предпо­лагается ознакомление с США. Кандидатуры для участия в программе обмена подбираются дипломатическими представительствами США за рубежом, и каждая индивидуальная программа готовится одним из нескольких агентств программного обеспечения, в кон­такте с которыми работает ЮСИА.

Совет по международным про­граммам. Среди самых крупных американ­ских программ обмена выделяется Програм­ма Кливленда (ПК), финансируемая Советом по международным программам. Начиная с 1956 г. по линии ПК США посети­ло свыше 5 тыс. специалистов из 110 стран в порядке обмена культурными ценностями и техническими достижениями. Данная про­грамма обмена включает знакомство с соци­альными службами, образованием, смежны­ми медицинскими и юридическими специальностями, развитием общества и от­дыхом. Этот обмен людьми, достижениями и услугами по линии ПК способствует росту профессиональных знаний, укреплению по­ложительного имиджа американской жизни, растущему признанию наличия в мире куль­турного многообразия и дальнейшему укреп­лению мира благодаря развитию межкуль­турных связей.

Филиалы Совета по международным программам на местах руководят программа­ми в рамках города и сотрудничают с девятью университетами. Программы рассчитаны на срок от четырех до тринадцати месяцев и включают общее ознакомление, профессио­нальную практику и занятия в университете.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


64


65


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 


Участники программы живут в семьях при­нимающей страны. Местные консультатив­ные советы при поддержке многочисленных добровольцев способствуют реализации ПК, которая дает опыт в развитии двойного обме­на и обширную информацию.

По случаю 30-й годовщины Программы Кливленда в Бери, штат Огайо, в августе 1985 г. состоялась конференция, в которой приняли участие сотни людей из США и из-за рубежа. Эта конференция с ее повышен­ным вниманием к молодежному обмену удач­но совпала с проведением Международного года молодежи.

Инициатива международного

молодежного обмена. Инициатива, про­явленная президентом Р. Рейганом в 1982 г. в отношении развития молодежного обмена на международном уровне, вылилась в програм­му обмена в рамках ЮСИА. Она предполага­ет расширение партнерства между прави­тельством и частными организациями в этой стране, совместными усилиями которых за три года было удвоено число молодых людей, приезжающих по обмену в США из Канады, Франции, ФРГ, Италии, Японии и Велико­британии. В 1984 г. программа была расши­рена еще на 25 стран. Все направления про­граммы в рамках данной инициативы осуществляются некоммерческими организа­циями частного сектора. Согласно положе­нию о стипендиях, одобренному конгрессом, ЮСИА проводит открытые конкурсы на пра­во получения субсидий из фондов, формиру­ющихся за счет поступлений как из частного сектора, так и из государственного.

В течение первого года после принятия программы ЮСИА добилось существенного успеха в получении средств от других прави­тельств, участвующих в программе. Наибо­лее внушительным был вклад ФРГ, который соответствовал 400 тыс. ам. долл., израсходо­ванных правительством США на программы двустороннего краткосрочного неакадемиче­ского молодежного обмена. Правительство Западной Германии ежегодно вносило по 2, 5 млн ам. долл. на программу обмена по полному академическому году высшей школы.

Япония ежегодно вносила приблизитель­но по 259 тыс ам. долл. на реализацию про­граммы молодежного обмена, принятой пар­ламентским советом, в рамках которой японское правительство приглашает по 100 американских подростков на три месяца обучения и проживания в японской семье. В свою очередь США приглашают по 47 сту­дентов из Японии, по одному от каждой пре-


фектуры, на академический год учебы с про­живанием в семье. Итальянское правительст­во финансирует пребывание 30 студентов старших курсов из США в течение семестра в Италии. США на взаимной основе финанси­руют обучение 30 итальянских студентов в течение семестра в США.

Специфическая черта программы в рам­ках президентской инициативы заключается в том, что в нее включены практические се­минары по изучению местных возможностей, услуг и традиций. Программа способствует повышению роли провинции в международ­ном сотрудничестве, расширению круга лиц, работающих на добровольных началах и пре­доставляющих свои дома для приезжающих по обмену.

Международные организации

США имеют давнюю историю сотрудни­чества в международной системе социально­го обеспечения. Их эксперты работали в Ко­митете по социальным вопросам в рамках Лиги Наций. Еще в 1942 г. латиноамерикан­ские эксперты и стажеры приезжали в США для изучения системы социальных служб в рамках обмена, существовавшего между аме­риканскими государствами. После образова­ния ООН американские социальные работ­ники проявили инициативу в привлечении внимания к проблемам социального разви­тия, к необходимости создания адекватного механизма в рамках ООН для изучения соци­альных проблем и оказания консультативной помощи в расширении программ социального обеспечения. США были среди инициа­торов принятия резолюции ООН в декабре 1946 г. об учреждении при ООН Междуна­родного чрезвычайного фонда помощи детям (ЮНИСЕФ) и о полной передаче в ведение ООН технических, консультативных и соци­альных служб, существующих при Админи­страции помощи и восстановления Объеди­ненных Наций, создавая таким образом основу для международной программы дей­ствий в области социального обеспечения.

Среди федеральных органов на Мини­стерство здравоохранения и социального обеспечения возлагаются основные функции по осуществлению международных связей в сфере социального обеспечения, социального развития и здравоохранения. Министерство выполняет несколько функций: решает зада­чи, стоящие перед ним на национальном уровне; оказывает гуманитарную помощь в случае катастроф и эпидемий; содействует решению задач внешнеполитического харак­тера, стоящих перед Госдепартаментом, и


перспективам международного развития с точки зрения медицины и проблем социаль­ного обеспечения; укрепляет международные связи с коллегами во имя расширения знаний. Министерство имеет целый ряд двусторонних соглашений о техническом сотрудничестве с соответствующими ведомствами во всем ми­ре. Это создает широкую основу для развития контактов. По линии этого ведомства оказы­вается значительная поддержка американ­ским программам помощи иностранным го­сударствам, а официальные лица и эксперты в составе американских делегаций принима­ют участие в работе форумов межправитель­ственных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), Пан­американскую организацию здравоохране­ния, Комиссию ООН по социальному разви­тию, Международный чрезвычайный фонд помощи детям (ЮНИСЕФ) и Международ­ную организацию труда (МОТ).

Управление развития социальных служб в составе министерства выступает в качестве центра по организации сотрудничества в си­стеме международного социального обеспе­чения. Подразделение, ответственное за дея­тельность по социальному обеспечению на международной основе, существует свыше 30 лет. Оно разрабатывает направления раз­вития, связанные с международными пробле­мами в отношении пожилых людей, семьи, детского социального обеспечения, служб мо­лодежи, а также с общими вопросами соци­ального развития. Управление также готовит программы профессионального развития для иностранцев по просьбе Госдепартамента и многих международных неправительствен­ных организаций. Управление координирует целый ряд совместных исследовательских проектов и деятельность по сравнительному анализу. По его инициативе были подписаны специальные соглашения о сотрудничестве и организации обмена в области социального обеспечения и решения социальных проблем с такими странами, как Израиль и Финлян­дия.

Сотрудники Администрации социальной защиты (АСЗ), еще одной международной структуры в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения, занимаются ана­логичной деятельностью по проблемам меж­дународной системы социальной защиты. Сюда входят подготовка кадров, а также уча­стие в работе различных международных организаций, которые осуществляют про­граммы социальной защиты и проводят соот­ветствующие научные исследования в обла-


сти организации и техники управления, та­ких, как МОТ, Международная ассоциация социального страхования и Межамерикан­ская конференция по социальной защите. Разработка международных норм социаль­ной защиты и переговоры по заключению двусторонних соглашений по социальной за­щите — важная сфера деятельности АСЗ. "Международные программы социальной за­щиты", которые периодически издает АСЗ и которые содержат сравнительные данные о системах социальной защиты в мире, широко используются представителями администра­ции и законодательных органов.

Управление Госдепартамента по коорди­нации программ многостороннего развития, разрабатываемых в Бюро по делам междуна­родных организаций, координирует деятель­ность США в международных организациях. Таким образом, через это управление уста­навливается связь с ООН, Организацией аме­риканских государств и другими междуна­родными организациями, занимающимися социальными вопросами.

Многие добровольческие организации, имеющие штаб-квартиру в Америке и зани­мающиеся программами помощи и содейст­вия за рубежом, широко представлены в каж­дом регионе мира. В 1984 г. в результате слияния Американского совета доброволь­ческих организаций международной помощи и частных организаций международного раз­вития возник новый консорциум, куда вошли свыше 100 частных американских добро­вольческих организаций, занимающихся международным развитием. Цель нового консорциума — Американского совета до­бровольческих международных действий и взаимодействия — способствовать объедине­нию усилий всех этих агентств для решения проблем, представляющих общий интерес, а также устанавливать более эффективную связь и сотрудничество с государственным и частным секторами. В сферу деятельности со­вета входят содействие социальному разви­тию и образованию, проблемы материальных ресурсов, миграции беженцев, частного фи­нансирования, а также вопросы, связанные с политикой государства. Совет издал брошю­ру, содержащую точную информацию по структуре управления, программам, бюдже­ту и размещению своих проектов. Он также издает еженедельный информационный бюллетень по текущим проблемам и деятель­ности агентств, имеет представительства в Нью-Йорке и Вашингтоне.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


66


67


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 


Агентства Организации Объединенных Нации

Центр социального развития и гуманитарных проблем. Ведущим под­разделением Секретариата ООН по пробле­мам международного социального обеспече­ния и социального развития является Центр социального развития и гуманитарных про­блем, который входит в состав Департамента экономических и социальных проблем ООН. Обширная программа оказания технической помощи и содействия исследованиям и обме­ну информацией, которая осуществлялась в первые десятилетия существования ООН, была значительно сокращена вследствие из­менений в руководстве ООН и в системе фи­нансирования, а также в результате смеще­ния национальных приоритетов. Перевод Центра из Нью-Йорка в Вену в 1978 г. огра­ничил его участие в планировании техниче­ского сотрудничества и развития, ведущемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Тем не менее Центр оказал существенное содействие тем огромным усилиям, которые требовались для мероприятий в рамках про­водимых ООН международных Годов и Деся­тилетий. Например, в порядке подготовки к проведению Международного года молодежи (МГМ) в 1985 г. Центр разработал специаль­ную программу мероприятий в качестве модели на международном, региональном и национальном уровнях. Международный консультативный комитет периодически проводит совещания для выработки рекомендаций по выполнению программ. На рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН был представлен обширный доклад Генераль­ного секретаря по широкому кругу меропри­ятий и условиям их проведения на междуна­родном уровне в рамках МГМ. Основное внимание уделялось конкретным планам и программам на национальном уровне. В тече­ние МГМ была завершена работа по двум ос­новным исследованиям о состоянии моло­дежного движения в 80-х годах, о перспективах на 2000 г. и основных направ­лениях молодежных действий в глобальном масштабе.

Новым направлением социальной про­граммы развития в 80-е годы стало возвраще­ние к проблемам семьи. В 1984 г. в Москве прошел семинар по проблемам семьи, орга­низованный в рамках ООН. В том же году была завершена аналитическая работа по исследованию больших групп семей. В докла­де, посвященном результатам исследования, рассматриваются различные методы кон-


струирования и реализации общего подхода к вопросам, связанным с деторождением и службами семьи. Проведенный анализ свиде­тельствует о начале плодотворной работы Центра над проблемами, связанными с ролью семьи в процессе развития. Экономический и социальный совет ООН санкционировал про­грамму действий в области исследований и обмена информацией между странами, раз­рабатывающими программы, имеющие отно­шение к семье.

Экономический и социальный Совет. Вся социальная политика и програм­мы ООН находятся под эгидой Экономиче­ского и социального совета ООН (ЭКО-СОС) — главного органа, содействующего Генеральной Ассамблее в экономическом и социальном развитии. ЭКОСОС состоит из 54 государств-членов, 18 из которых избира­ются Генеральной Ассамблеей ежегодно на три года. США, Великобритания, Франция и СССР вошли в этот совет с момента обра­зования ООН. ЭКОСОС был учрежден, что­бы способствовать повышению уровня жиз­ни, полной рабочей занятости и созданию условий для экономического и социального прогресса. Главной задачей совета является деятельность, способствующая развитию об­щественного здравоохранения, международ­ного сотрудничества в области культуры и об­разования, всеобщего уважения, соблюдения прав человека и основных свобод для всех.

Постоянная комиссия ЭКОСОС по соци­альному развитию и сессии, которые прохо­дят два раза в год, вырабатывают рекоменда­ции по социальным вопросам, имеющим международное значение. На комиссию воз­ложена ответственность как за политику социального развития, так и за те области социальной сферы, на которые не распро­страняется деятельность специализирован­ных межправительственных организаций. Повестка дня каждой сессии комиссии охва­тывает общие вопросы всей сферы социаль­ного развития. Поэтому, как правило, про­блемы, связанные с управлением сферой социального обеспечения и ее политикой, бо­лее подробно рассматриваются группами экс­пертов, назначаемых комиссией. Доклады таких групп служили ориентирами в деятель­ности национальных правительств и учебных заведений социального профиля в каждой ча­сти света.

Основные рекомендации Постоянной ко­миссии по социальному развитию направля­ются на одобрение в ЭКОСОС. Программы, требующие утверждения Генеральной Ас­самблеей ООН или новых денежных средств,


выносятся на ее рассмотрение для оконча­тельного одобрения через соответствующие комитеты. Инициатива может быть проявле­на и со стороны комиссии. Так, например, новый подход к проблемам семьи был разра­ботан на сессии комиссии в 1982 г. Деклара­ция ООН о социальном прогрессе и социаль­ном развитии была поддержана комиссией до ее одобрения Генеральной Ассамблеей Предложение о проведении в 1987 г. конфе­ренции на уровне министров социального обеспечения получило энергичную поддерж­ку со стороны комиссии, было одобрено ЭКОСОС и проведено в жизнь.

Постоянная комиссия по социальному развитию, ограниченная рамками своих не очень частых сессий, принимает участие в определении стратегических направлений деятельности ООН на каждое десятилетие. Обзоры состояния социальной политики в мире и другие исследования, проводимые комиссией в рамках ООН, концентрируют внимание на необходимости выявления соци­альных потребностей и подчеркивают взаи­мозависимость социального и экономическо­го развития. Комиссия также осуществляет наблюдение за деятельностью ООН по подго­товке и последующей реализации одобрен­ных Генеральной Ассамблеей мероприятий и обязывает правительства исполнять соответ­ствующие рекомендации ООН.

Региональные комиссии ООН. Политику ООН в социальных вопросах воп­лощают в жизнь пять региональных комис­сий — Европейская экономическая комиссия (ЕЭЮ, Экономическая и социальная комис­сия для стран Азии и Тихого океана (ЭСКА-ТО), Экономическая комиссия для Латин­ской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая комиссия для Аф­рики ЭКА), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) с ме­стами пребывания в Бангкоке (Таиланд), Сантьяго (Чили), Аддис-Абебе (Эфиопия), Женеве (Швейцария) и Багдаде (Ирак). Секретариаты каждой комиссии сформиро­ваны из числа региональных сотрудников. Региональные комиссии, сессии которых проходят раз в год, стали основным инстру­ментом в деятельности ООН. Все регионы разрабатывают собственные программы эко­номического и социального развития в соот­ветствии с рекомендациями ЭКОСОС. По их инициативе были организованы региональ­ные встречи на уровне глав правительств для рассмотрения вопросов в области политики социального обеспечения. Одновременно ре­гионы уделяют все больше внимания сбору


информации и проведению специальных ис­следований. Например, ЕЭК провела два ис­следования по социальным тенденциям, стратегиям и программам действий в афри­канских странах. В условиях тяжелого реги­онального кризиса 80-х годов ЭСКАТО рас­ширила региональную базу данных по социальному развитию и объем проводимых исследовательских работ по специальным проблемам, сохранив при этом консультатив­ную помощь и содействуя подготовке техни­ческих кадров по программе, получившей широкое распространение и хорошо отла­женной в течение первых лет своего сущест­вования. В Европе, где ЕЭК ограничила свою деятельность экономической сферой, прошла целая серия заслуживающих внимания реги­ональных семинаров по проблемам социаль­ного обеспечения, организованных Центром ООН по социальному развитию и Европей­ским центром исследований в области соци­ального обеспечения и обучения кадров. На семинарах были рассмотрены такие вопросы, как роль социального обеспечения во время экономических кризисов, потребности пожи­лых людей, живущих в сельской местности, традиционные службы социального обеспе­чения и новые социальные инициативы, по­строение "государства всеобщего благососто­яния" и новые технологии.

Региональные комиссии и их секретари­аты осуществляют динамическую связь меж­ду национальными правительствами и дея­тельностью штаб-квартиры ООН. Таким образом, значительно опережая междуна­родный форум ООН, государства-члены на региональном уровне принимают участие в работе консультативных групп, в сборе ин­формации и в оценке накопленного ими опы­та. От степени эффективности этой деятель­ности зависит направление практической работы как на национальном, так и на меж­дународном уровне.

Программа развития ООН. Про­грамма развития ООН (ПРООН) — основная организация, финансирующая техническое сотрудничество в системе Объединенных На­ций. В 1983 г. было израсходовано свыше 1, 1 млрд ам. долл. на деятельность в рамках ПРООН. Существуя за счет добровольных взносов, этот орган является самым крупным в мире каналом, через который осуществля­ются многостороннее техническое сотрудни­чество и предварительное инвестирование различных проектов. Деятельность ПРООН распространяется на 150 стран и территорий и практически на каждый экономический и социальный сектор. В настоящее время


 


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


68


69 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ


 


IIPOOН осуществляет свыше 5 тыс. проектов на национальном, региональном, межрегио­нальном и глобальном уровнях. Совместные проекты ПРООН и США нацелены на оказа­ние помощи развивающимся странам в более рациональном использовании их ресурсов, в улучшении жизненного уровня населения, увеличении производительности труда и до­стижении самостоятельности. Почти все про­екты осуществляются либо Бюро техничес­кой помощи ООН, либо одной из 35 организаций ООН, включая такие специали­зированные учреждения, как ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО и другие организации. ПРООН также предпринимает усилия в деле разреше­ния чрезвычайных ситуаций. В 1984 г. расту­щий продовольственный кризис в Африке по­служил основанием для Генерального секретаря ООН принять чрезвычайные меры. Руководящие сотрудники ПРООН выполня­ют функции координирующего центра по оказанию оперативной помощи, требующей широкомасштабных, долговременных уси­лий на международном уровне. ПРООН так­же укрепил связь с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев в целях решения проблемы развития, что является частью решения проблемы беженцев. Со­трудничество с Фондом помощи детям при ООН и другими специализированными уч­реждениями ООН — еще одно проявление внимания, которое ПРООН уделяет социаль­ным программам.

ЮНИСЕФ. Учрежденный Генераль­ной Ассамблеей ООН как Международный фонд чрезвычайной помощи детям, ЮНИСЕФ в дальнейшем переключился с чрезвычайных мер на программу оказания помощи развивающимся государствам по улучшению условий жизни детей. В настоя­щее время он называется просто Фондом по­мощи детям при ООН. Когда Генеральная Ас­самблея объявила Международным годом ребенка 1979 год — год 22-й годовщины со дня принятия Декларации прав ребенка, ЮНИСЕФ выступил в качестве основного органа, координирующего всю деятельность ООН I (елями проведения Года ребенка явля­лись привлечение внимания всех стран к не­обходимости пересмотра их программ для де­тей и усиление поддержки в отношении предпринимаемых акций на национальном и местном уровне.

ЮНИСЕФ занимается гуманитарными проблемами и развитием. Он оказывает по­мощь государствам в планировании и расши­рении детских служб и в обмене опытом, фи­нансирует обучение национальных кадров,


включая специалистов по социальной защите детей, осуществляет технические поставки, предоставляет оборудование и другую по­мощь. Фонд помощи детям содействует пра­вительствам в планировании, развитии и рас­ширении (как в городе, так и в сельской местности) дешевых коммунальных служб, служб помощи материнству и медицинского обслуживания детей, а также служб питания, образования, воспитания и поддержки жен­щин и девочек. ЮНИСЕФ также оказывает чрезвычайную помощь детям и матерям, по­страдавшим в результате стихийных бедст­вий, гражданских столкновений или эпиде­мий. Фонд полностью финансируется за счет добровольных взносов, большинство из кото­рых поступает от правительств стран-доно­ров. Распродажа поздравительных открыток и различные виды деятельности, направлен­ные на увеличение бюджета, а также пожер­твования частных лиц и организаций способ­ствуют пополнению фонда. Общие его расходы в 1984 г. составили 345 млн долл.

Социальные работники принимали уча­стие в деятельности многочисленных регио­нальных отделений Фонда помощи детям и в городских и сельских проектах различных стран мира. С первых лет своего существова­ния и на протяжении 60-х годов ЮНИСЕФ оставался важным источником финансиро­вания социальных служб в развивающихся странах. По его инициативе осуществлялись проекты подготовки национальных кадров и укреплялась учебная сеть социального про­филя. ЮНИСЕФ расширил свое сотрудниче­ство, включив в свою сферу международные и национальные организации, озабоченные решением вопросов, связанных с удовлетво­рением насущных потребностей детей в ме­дицинской и санитарной помощи, образова­нии, продуктах питания.

Повсеместное сокращение правительст­венных служб во время экономического спада 80-х годов создало ситуацию риска для детей в развивающихся странах. В качестве ответ­ной реакции ЮНИСЕФ сформулировал новые задачи и программные принципы, ко­торые вошли в программу "Детская револю­ция". Была рекомендована целая серия апро­бированных дешевых средств реализации национальных программ детского выжива­ния и развития, направленных на сокраще­ние детской смертности и создание условий здорового развития детей. Сюда входили на­блюдение за ростом детей, оральная регидра-ционная терапия — обеспечение солью, са­харом, водой страдающих диареей и другими заболеваниями, возникшими в результате не-


доедания, грудное кормление и иммуниза­ция, обеспечение межродового интервала, дополнительного питания и обучения жен­щин и девочек. В результате этих усилий на сессии правления ЮНИСЕФ в 1985 г. был отмечен обнадеживающий успех, достигну­тый на национальном уровне. План всеобщей иммунизации детей к 1990 г., провозглашен­ный ООН, был поддержан на этой сессии правления ЮНИСЕФ.

В 1986 г. на рассмотрение сессии правле­ния ЮНИСЕФ был предложен доклад о при­оритетных направлениях, представляющий интерес для социальных работников. В до­кладе на тему "Дети в исключительно слож­ных обстоятельствах" рассматриваются про­блемы, связанные с риском для детей, возникающие в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, эксплуа­тации детского труда, а также в результате жестокого обращения или недосмотра. До­клад содержит также конкретные рекоменда­ции для ЮНИСЕФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...