Конференции на уровне министров
Поворотным пунктом в развитии международного сотрудничества явилась Конференция ООН на уровне министров по социальному обеспечению, которая состоялась в сентябре 1968 г. в Нью-Йорке. В ней приняли участие официальные представители от 96 стран, из них 61 в ранге министра или в эквивалентном ранге. Санкционируя проведение конференции, Экономический и социальный совет ООН так определил ее задачу: изучить роль программ социального обеспечения в национальном развитии и выявить функциональные элементы социального обеспечения, общие для всех стран. Особо подчеркивалось, что совет просит участников конференции определить принципы разработки программ социального обеспечения как на национальном, так и на международном уровне; выработать рекомендации для создания системы подготовки кадров для социальных программ; подготовить рекомендации относительно конкретных мер, способных улучшить программы ООН по социальному обеспечению. Решения и заключительные документы конференции поддержали превентивную направленность социального обеспечения. Переориентация политики в области социального обеспечении на аспекты развития была признана существенной. Получило широкую поддержку утверждение, что обязанностью правительства является гарантировать доступность социального обеспечения для всей нации. Особо отмечалось, что система социальных услуг в сельской местности и программы, осуществляемые в рамках общин, пока не смогли возместить тот объем социальной помощи, который ранее обеспечивала расширенная семья. В качестве приоритетных направлений было выделено обучение и подготовка руководящих кадров для проведения исследовательских работ, организации планирования и управления в области социального обеспечений.
Со времени первой конференции на уровне министров в 1968 г. концепция социального обеспечения претерпела серьезные изменения. Произошел переход от оказания помощи в ее традиционной форме к содействию в развитии возможностей данного индивида и группы. В этом ключе группы экспертов и исследователей в рамках ООН Огромные изменения в политике соци- ального обеспечения, происшедшие после конференции на уровне министров в 1968 г., подлежали оценке на межрегиональной кон- сультативной встрече в Вене, запланированной ООН на 1987 г. Была проведена большая подготовительная работа в рамках ООН по линии встреч на уровне министров и региональных комиссий ООН. Системы социального обеспечения были пересмотрены в свете последних достижений, реальностей текущего момента и перспектив на будущее. Предполагалось, что межрегиональная встреча суммирует, оценит и синтезирует информацию о современных национальных системах социального обеспечения. Программы обмена Для большинства американцев наглядным доказательством участия в международной системе социального обеспечения явля- ется иностранец, который приезжает в США изучать американскую систему социального обеспечения и наблюдать за тем, как функционируют ее службы. Сюда входят визиты официальных представителей министерств социального обеспечения, законодателей на общегосударственном уровне и на уровне штата или провинции, деятелей, занимающихся подготовкой социальных работников, представителей органов государственного планирования и добровольцев из неправительственных структур. Муниципальные округа в каждом американском штате принимали участие в этих программах обмена. Общественные лидеры и специалисты приезжают в США в самых различных качествах, а иногда и по личному приглашению частных лиц.
Приоритетным направлением международного сотрудничества в области социального обеспечения стала подготовка соответствующих кадров. Соединенные Штаты, имеющие широкую сеть учебных заведений и аспирантур для подготовки и повышения квалификации специалистов социального профиля, обширную государственную программу социального обеспечения и необычайно эффективные добровольческие службы, стали одной из наиболее притягательных стран для иностранных студентов и экспертов, интересующихся социальным обеспечением или желающих получить консультации у тех, кто занимается планированием и исследованием. Двусторонние программы США с другими странами осуществлялись главным образом по линии организации "Международный молодежный обмен" в рамках Информационного агентства США (ЮСИА) при содействии Бюро по образованию и культуре. Агентство по международному развитию (АИД) также предоставляет возможности для учебы. Многие американские добровольческие организации, принимающие активное участие в международном сотрудничестве, выступают в качестве спонсоров международного обмена или участвуют в разработке учебных программ. Кроме того, программным обеспечением занимаются международные отделы федеральных ведомств. Например, Управление по развитию социальных служб и международных отношений в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения готовит программы для иностранных специалистов, приезжающих по линии организаций-спонсоров. По мере расширения международных контактов в США приезжает много экспертов и студентов по направлениям соб-
ственных местных организаций или по линии личных профессиональных контактов. Ежегодно по линии ЮСИА — основного канала международного обмена специалистами в области социального обеспечения — в США приезжает приблизительно 8 тыс. человек. Первая американская программа, получившая всемирную поддержку, была санкционирована Законом Смита—Мундта от 1948 г., а позже — Законом Фулбрайта—Хая от 1961 г. Программа предназначена для обмена информацией и опытом между выдающимися личностями в области образования, искусства, общественных отношений и т. д. Социальное обеспечение входит в первую десятку областей, являющихся предметом изучения и наблюдения. Растет внимание к развитию обмена студентами, аспирантами, специалистами из стран Латинской Америки, Дальнего Востока, молодых государств Африки. Им сейчас предоставляется большая часть стипендий. Основное внимание уделяется профессиональным интересам, предполагается ознакомление с США. Кандидатуры для участия в программе обмена подбираются дипломатическими представительствами США за рубежом, и каждая индивидуальная программа готовится одним из нескольких агентств программного обеспечения, в контакте с которыми работает ЮСИА. Совет по международным программам. Среди самых крупных американских программ обмена выделяется Программа Кливленда (ПК), финансируемая Советом по международным программам. Начиная с 1956 г. по линии ПК США посетило свыше 5 тыс. специалистов из 110 стран в порядке обмена культурными ценностями и техническими достижениями. Данная программа обмена включает знакомство с социальными службами, образованием, смежными медицинскими и юридическими специальностями, развитием общества и отдыхом. Этот обмен людьми, достижениями и услугами по линии ПК способствует росту профессиональных знаний, укреплению положительного имиджа американской жизни, растущему признанию наличия в мире культурного многообразия и дальнейшему укреплению мира благодаря развитию межкультурных связей.
Филиалы Совета по международным программам на местах руководят программами в рамках города и сотрудничают с девятью университетами. Программы рассчитаны на срок от четырех до тринадцати месяцев и включают общее ознакомление, профессиональную практику и занятия в университете. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 64 65 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Участники программы живут в семьях принимающей страны. Местные консультативные советы при поддержке многочисленных добровольцев способствуют реализации ПК, которая дает опыт в развитии двойного обмена и обширную информацию. По случаю 30-й годовщины Программы Кливленда в Бери, штат Огайо, в августе 1985 г. состоялась конференция, в которой приняли участие сотни людей из США и из-за рубежа. Эта конференция с ее повышенным вниманием к молодежному обмену удачно совпала с проведением Международного года молодежи. Инициатива международного молодежного обмена. Инициатива, проявленная президентом Р. Рейганом в 1982 г. в отношении развития молодежного обмена на международном уровне, вылилась в программу обмена в рамках ЮСИА. Она предполагает расширение партнерства между правительством и частными организациями в этой стране, совместными усилиями которых за три года было удвоено число молодых людей, приезжающих по обмену в США из Канады, Франции, ФРГ, Италии, Японии и Великобритании. В 1984 г. программа была расширена еще на 25 стран. Все направления программы в рамках данной инициативы осуществляются некоммерческими организациями частного сектора. Согласно положению о стипендиях, одобренному конгрессом, ЮСИА проводит открытые конкурсы на право получения субсидий из фондов, формирующихся за счет поступлений как из частного сектора, так и из государственного. В течение первого года после принятия программы ЮСИА добилось существенного успеха в получении средств от других правительств, участвующих в программе. Наиболее внушительным был вклад ФРГ, который соответствовал 400 тыс. ам. долл., израсходованных правительством США на программы двустороннего краткосрочного неакадемического молодежного обмена. Правительство Западной Германии ежегодно вносило по 2, 5 млн ам. долл. на программу обмена по полному академическому году высшей школы. Япония ежегодно вносила приблизительно по 259 тыс ам. долл. на реализацию программы молодежного обмена, принятой парламентским советом, в рамках которой японское правительство приглашает по 100 американских подростков на три месяца обучения и проживания в японской семье. В свою очередь США приглашают по 47 студентов из Японии, по одному от каждой пре-
фектуры, на академический год учебы с проживанием в семье. Итальянское правительство финансирует пребывание 30 студентов старших курсов из США в течение семестра в Италии. США на взаимной основе финансируют обучение 30 итальянских студентов в течение семестра в США. Специфическая черта программы в рамках президентской инициативы заключается в том, что в нее включены практические семинары по изучению местных возможностей, услуг и традиций. Программа способствует повышению роли провинции в международном сотрудничестве, расширению круга лиц, работающих на добровольных началах и предоставляющих свои дома для приезжающих по обмену. Международные организации США имеют давнюю историю сотрудничества в международной системе социального обеспечения. Их эксперты работали в Комитете по социальным вопросам в рамках Лиги Наций. Еще в 1942 г. латиноамериканские эксперты и стажеры приезжали в США для изучения системы социальных служб в рамках обмена, существовавшего между американскими государствами. После образования ООН американские социальные работники проявили инициативу в привлечении внимания к проблемам социального развития, к необходимости создания адекватного механизма в рамках ООН для изучения социальных проблем и оказания консультативной помощи в расширении программ социального обеспечения. США были среди инициаторов принятия резолюции ООН в декабре 1946 г. об учреждении при ООН Международного чрезвычайного фонда помощи детям (ЮНИСЕФ) и о полной передаче в ведение ООН технических, консультативных и социальных служб, существующих при Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций, создавая таким образом основу для международной программы действий в области социального обеспечения. Среди федеральных органов на Министерство здравоохранения и социального обеспечения возлагаются основные функции по осуществлению международных связей в сфере социального обеспечения, социального развития и здравоохранения. Министерство выполняет несколько функций: решает задачи, стоящие перед ним на национальном уровне; оказывает гуманитарную помощь в случае катастроф и эпидемий; содействует решению задач внешнеполитического характера, стоящих перед Госдепартаментом, и перспективам международного развития с точки зрения медицины и проблем социального обеспечения; укрепляет международные связи с коллегами во имя расширения знаний. Министерство имеет целый ряд двусторонних соглашений о техническом сотрудничестве с соответствующими ведомствами во всем мире. Это создает широкую основу для развития контактов. По линии этого ведомства оказывается значительная поддержка американским программам помощи иностранным государствам, а официальные лица и эксперты в составе американских делегаций принимают участие в работе форумов межправительственных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), Панамериканскую организацию здравоохранения, Комиссию ООН по социальному развитию, Международный чрезвычайный фонд помощи детям (ЮНИСЕФ) и Международную организацию труда (МОТ). Управление развития социальных служб в составе министерства выступает в качестве центра по организации сотрудничества в системе международного социального обеспечения. Подразделение, ответственное за деятельность по социальному обеспечению на международной основе, существует свыше 30 лет. Оно разрабатывает направления развития, связанные с международными проблемами в отношении пожилых людей, семьи, детского социального обеспечения, служб молодежи, а также с общими вопросами социального развития. Управление также готовит программы профессионального развития для иностранцев по просьбе Госдепартамента и многих международных неправительственных организаций. Управление координирует целый ряд совместных исследовательских проектов и деятельность по сравнительному анализу. По его инициативе были подписаны специальные соглашения о сотрудничестве и организации обмена в области социального обеспечения и решения социальных проблем с такими странами, как Израиль и Финляндия. Сотрудники Администрации социальной защиты (АСЗ), еще одной международной структуры в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения, занимаются аналогичной деятельностью по проблемам международной системы социальной защиты. Сюда входят подготовка кадров, а также участие в работе различных международных организаций, которые осуществляют программы социальной защиты и проводят соответствующие научные исследования в обла- сти организации и техники управления, таких, как МОТ, Международная ассоциация социального страхования и Межамериканская конференция по социальной защите. Разработка международных норм социальной защиты и переговоры по заключению двусторонних соглашений по социальной защите — важная сфера деятельности АСЗ. "Международные программы социальной защиты", которые периодически издает АСЗ и которые содержат сравнительные данные о системах социальной защиты в мире, широко используются представителями администрации и законодательных органов. Управление Госдепартамента по координации программ многостороннего развития, разрабатываемых в Бюро по делам международных организаций, координирует деятельность США в международных организациях. Таким образом, через это управление устанавливается связь с ООН, Организацией американских государств и другими международными организациями, занимающимися социальными вопросами. Многие добровольческие организации, имеющие штаб-квартиру в Америке и занимающиеся программами помощи и содействия за рубежом, широко представлены в каждом регионе мира. В 1984 г. в результате слияния Американского совета добровольческих организаций международной помощи и частных организаций международного развития возник новый консорциум, куда вошли свыше 100 частных американских добровольческих организаций, занимающихся международным развитием. Цель нового консорциума — Американского совета добровольческих международных действий и взаимодействия — способствовать объединению усилий всех этих агентств для решения проблем, представляющих общий интерес, а также устанавливать более эффективную связь и сотрудничество с государственным и частным секторами. В сферу деятельности совета входят содействие социальному развитию и образованию, проблемы материальных ресурсов, миграции беженцев, частного финансирования, а также вопросы, связанные с политикой государства. Совет издал брошюру, содержащую точную информацию по структуре управления, программам, бюджету и размещению своих проектов. Он также издает еженедельный информационный бюллетень по текущим проблемам и деятельности агентств, имеет представительства в Нью-Йорке и Вашингтоне. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 66 67 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Агентства Организации Объединенных Нации Центр социального развития и гуманитарных проблем. Ведущим подразделением Секретариата ООН по проблемам международного социального обеспечения и социального развития является Центр социального развития и гуманитарных проблем, который входит в состав Департамента экономических и социальных проблем ООН. Обширная программа оказания технической помощи и содействия исследованиям и обмену информацией, которая осуществлялась в первые десятилетия существования ООН, была значительно сокращена вследствие изменений в руководстве ООН и в системе финансирования, а также в результате смещения национальных приоритетов. Перевод Центра из Нью-Йорка в Вену в 1978 г. ограничил его участие в планировании технического сотрудничества и развития, ведущемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Тем не менее Центр оказал существенное содействие тем огромным усилиям, которые требовались для мероприятий в рамках проводимых ООН международных Годов и Десятилетий. Например, в порядке подготовки к проведению Международного года молодежи (МГМ) в 1985 г. Центр разработал специальную программу мероприятий в качестве модели на международном, региональном и национальном уровнях. Международный консультативный комитет периодически проводит совещания для выработки рекомендаций по выполнению программ. На рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН был представлен обширный доклад Генерального секретаря по широкому кругу мероприятий и условиям их проведения на международном уровне в рамках МГМ. Основное внимание уделялось конкретным планам и программам на национальном уровне. В течение МГМ была завершена работа по двум основным исследованиям о состоянии молодежного движения в 80-х годах, о перспективах на 2000 г. и основных направлениях молодежных действий в глобальном масштабе. Новым направлением социальной программы развития в 80-е годы стало возвращение к проблемам семьи. В 1984 г. в Москве прошел семинар по проблемам семьи, организованный в рамках ООН. В том же году была завершена аналитическая работа по исследованию больших групп семей. В докладе, посвященном результатам исследования, рассматриваются различные методы кон- струирования и реализации общего подхода к вопросам, связанным с деторождением и службами семьи. Проведенный анализ свидетельствует о начале плодотворной работы Центра над проблемами, связанными с ролью семьи в процессе развития. Экономический и социальный совет ООН санкционировал программу действий в области исследований и обмена информацией между странами, разрабатывающими программы, имеющие отношение к семье. Экономический и социальный Совет. Вся социальная политика и программы ООН находятся под эгидой Экономического и социального совета ООН (ЭКО-СОС) — главного органа, содействующего Генеральной Ассамблее в экономическом и социальном развитии. ЭКОСОС состоит из 54 государств-членов, 18 из которых избираются Генеральной Ассамблеей ежегодно на три года. США, Великобритания, Франция и СССР вошли в этот совет с момента образования ООН. ЭКОСОС был учрежден, чтобы способствовать повышению уровня жизни, полной рабочей занятости и созданию условий для экономического и социального прогресса. Главной задачей совета является деятельность, способствующая развитию общественного здравоохранения, международного сотрудничества в области культуры и образования, всеобщего уважения, соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Постоянная комиссия ЭКОСОС по социальному развитию и сессии, которые проходят два раза в год, вырабатывают рекомендации по социальным вопросам, имеющим международное значение. На комиссию возложена ответственность как за политику социального развития, так и за те области социальной сферы, на которые не распространяется деятельность специализированных межправительственных организаций. Повестка дня каждой сессии комиссии охватывает общие вопросы всей сферы социального развития. Поэтому, как правило, проблемы, связанные с управлением сферой социального обеспечения и ее политикой, более подробно рассматриваются группами экспертов, назначаемых комиссией. Доклады таких групп служили ориентирами в деятельности национальных правительств и учебных заведений социального профиля в каждой части света. Основные рекомендации Постоянной комиссии по социальному развитию направляются на одобрение в ЭКОСОС. Программы, требующие утверждения Генеральной Ассамблеей ООН или новых денежных средств, выносятся на ее рассмотрение для окончательного одобрения через соответствующие комитеты. Инициатива может быть проявлена и со стороны комиссии. Так, например, новый подход к проблемам семьи был разработан на сессии комиссии в 1982 г. Декларация ООН о социальном прогрессе и социальном развитии была поддержана комиссией до ее одобрения Генеральной Ассамблеей Предложение о проведении в 1987 г. конференции на уровне министров социального обеспечения получило энергичную поддержку со стороны комиссии, было одобрено ЭКОСОС и проведено в жизнь. Постоянная комиссия по социальному развитию, ограниченная рамками своих не очень частых сессий, принимает участие в определении стратегических направлений деятельности ООН на каждое десятилетие. Обзоры состояния социальной политики в мире и другие исследования, проводимые комиссией в рамках ООН, концентрируют внимание на необходимости выявления социальных потребностей и подчеркивают взаимозависимость социального и экономического развития. Комиссия также осуществляет наблюдение за деятельностью ООН по подготовке и последующей реализации одобренных Генеральной Ассамблеей мероприятий и обязывает правительства исполнять соответствующие рекомендации ООН. Региональные комиссии ООН. Политику ООН в социальных вопросах воплощают в жизнь пять региональных комиссий — Европейская экономическая комиссия (ЕЭЮ, Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана (ЭСКА-ТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая комиссия для Африки ЭКА), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) с местами пребывания в Бангкоке (Таиланд), Сантьяго (Чили), Аддис-Абебе (Эфиопия), Женеве (Швейцария) и Багдаде (Ирак). Секретариаты каждой комиссии сформированы из числа региональных сотрудников. Региональные комиссии, сессии которых проходят раз в год, стали основным инструментом в деятельности ООН. Все регионы разрабатывают собственные программы экономического и социального развития в соответствии с рекомендациями ЭКОСОС. По их инициативе были организованы региональные встречи на уровне глав правительств для рассмотрения вопросов в области политики социального обеспечения. Одновременно регионы уделяют все больше внимания сбору информации и проведению специальных исследований. Например, ЕЭК провела два исследования по социальным тенденциям, стратегиям и программам действий в африканских странах. В условиях тяжелого регионального кризиса 80-х годов ЭСКАТО расширила региональную базу данных по социальному развитию и объем проводимых исследовательских работ по специальным проблемам, сохранив при этом консультативную помощь и содействуя подготовке технических кадров по программе, получившей широкое распространение и хорошо отлаженной в течение первых лет своего существования. В Европе, где ЕЭК ограничила свою деятельность экономической сферой, прошла целая серия заслуживающих внимания региональных семинаров по проблемам социального обеспечения, организованных Центром ООН по социальному развитию и Европейским центром исследований в области социального обеспечения и обучения кадров. На семинарах были рассмотрены такие вопросы, как роль социального обеспечения во время экономических кризисов, потребности пожилых людей, живущих в сельской местности, традиционные службы социального обеспечения и новые социальные инициативы, построение "государства всеобщего благосостояния" и новые технологии. Региональные комиссии и их секретариаты осуществляют динамическую связь между национальными правительствами и деятельностью штаб-квартиры ООН. Таким образом, значительно опережая международный форум ООН, государства-члены на региональном уровне принимают участие в работе консультативных групп, в сборе информации и в оценке накопленного ими опыта. От степени эффективности этой деятельности зависит направление практической работы как на национальном, так и на международном уровне. Программа развития ООН. Программа развития ООН (ПРООН) — основная организация, финансирующая техническое сотрудничество в системе Объединенных Наций. В 1983 г. было израсходовано свыше 1, 1 млрд ам. долл. на деятельность в рамках ПРООН. Существуя за счет добровольных взносов, этот орган является самым крупным в мире каналом, через который осуществляются многостороннее техническое сотрудничество и предварительное инвестирование различных проектов. Деятельность ПРООН распространяется на 150 стран и территорий и практически на каждый экономический и социальный сектор. В настоящее время
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 68 69 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
IIPOOН осуществляет свыше 5 тыс. проектов на национальном, региональном, межрегиональном и глобальном уровнях. Совместные проекты ПРООН и США нацелены на оказание помощи развивающимся странам в более рациональном использовании их ресурсов, в улучшении жизненного уровня населения, увеличении производительности труда и достижении самостоятельности. Почти все проекты осуществляются либо Бюро технической помощи ООН, либо одной из 35 организаций ООН, включая такие специализированные учреждения, как ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО и другие организации. ПРООН также предпринимает усилия в деле разрешения чрезвычайных ситуаций. В 1984 г. растущий продовольственный кризис в Африке послужил основанием для Генерального секретаря ООН принять чрезвычайные меры. Руководящие сотрудники ПРООН выполняют функции координирующего центра по оказанию оперативной помощи, требующей широкомасштабных, долговременных усилий на международном уровне. ПРООН также укрепил связь с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев в целях решения проблемы развития, что является частью решения проблемы беженцев. Сотрудничество с Фондом помощи детям при ООН и другими специализированными учреждениями ООН — еще одно проявление внимания, которое ПРООН уделяет социальным программам. ЮНИСЕФ. Учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН как Международный фонд чрезвычайной помощи детям, ЮНИСЕФ в дальнейшем переключился с чрезвычайных мер на программу оказания помощи развивающимся государствам по улучшению условий жизни детей. В настоящее время он называется просто Фондом помощи детям при ООН. Когда Генеральная Ассамблея объявила Международным годом ребенка 1979 год — год 22-й годовщины со дня принятия Декларации прав ребенка, ЮНИСЕФ выступил в качестве основного органа, координирующего всю деятельность ООН I (елями проведения Года ребенка являлись привлечение внимания всех стран к необходимости пересмотра их программ для детей и усиление поддержки в отношении предпринимаемых акций на национальном и местном уровне. ЮНИСЕФ занимается гуманитарными проблемами и развитием. Он оказывает помощь государствам в планировании и расширении детских служб и в обмене опытом, финансирует обучение национальных кадров, включая специалистов по социальной защите детей, осуществляет технические поставки, предоставляет оборудование и другую помощь. Фонд помощи детям содействует правительствам в планировании, развитии и расширении (как в городе, так и в сельской местности) дешевых коммунальных служб, служб помощи материнству и медицинского обслуживания детей, а также служб питания, образования, воспитания и поддержки женщин и девочек. ЮНИСЕФ также оказывает чрезвычайную помощь детям и матерям, пострадавшим в результате стихийных бедствий, гражданских столкновений или эпидемий. Фонд полностью финансируется за счет добровольных взносов, большинство из которых поступает от правительств стран-доноров. Распродажа поздравительных открыток и различные виды деятельности, направленные на увеличение бюджета, а также пожертвования частных лиц и организаций способствуют пополнению фонда. Общие его расходы в 1984 г. составили 345 млн долл. Социальные работники принимали участие в деятельности многочисленных региональных отделений Фонда помощи детям и в городских и сельских проектах различных стран мира. С первых лет своего существования и на протяжении 60-х годов ЮНИСЕФ оставался важным источником финансирования социальных служб в развивающихся странах. По его инициативе осуществлялись проекты подготовки национальных кадров и укреплялась учебная сеть социального профиля. ЮНИСЕФ расширил свое сотрудничество, включив в свою сферу международные и национальные организации, озабоченные решением вопросов, связанных с удовлетворением насущных потребностей детей в медицинской и санитарной помощи, образовании, продуктах питания. Повсеместное сокращение правительственных служб во время экономического спада 80-х годов создало ситуацию риска для детей в развивающихся странах. В качестве ответной реакции ЮНИСЕФ сформулировал новые задачи и программные принципы, которые вошли в программу "Детская революция". Была рекомендована целая серия апробированных дешевых средств реализации национальных программ детского выживания и развития, направленных на сокращение детской смертности и создание условий здорового развития детей. Сюда входили наблюдение за ростом детей, оральная регидра-ционная терапия — обеспечение солью, сахаром, водой страдающих диареей и другими заболеваниями, возникшими в результате не- доедания, грудное кормление и иммунизация, обеспечение межродового интервала, дополнительного питания и обучения женщин и девочек. В результате этих усилий на сессии правления ЮНИСЕФ в 1985 г. был отмечен обнадеживающий успех, достигнутый на национальном уровне. План всеобщей иммунизации детей к 1990 г., провозглашенный ООН, был поддержан на этой сессии правления ЮНИСЕФ. В 1986 г. на рассмотрение сессии правления ЮНИСЕФ был предложен доклад о приоритетных направлениях, представляющий интерес для социальных работников. В докладе на тему "Дети в исключительно сложных обстоятельствах" рассматриваются проблемы, связанные с риском для детей, возникающие в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, эксплуатации детского труда, а также в результате жестокого обращения или недосмотра. Доклад содержит также конкретные рекомендации для ЮНИСЕФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|