Другие организации и программы ООН 1 глава
Международное сотрудничество в других обласгях социального обеспечения — здравоохранении, образовании, труде, питании — осуществляется через специализированные организации ООН, учрежденные в соответствии с межправительственными соглашениями. Их деятельность координируется Экономическим и социальным советом ООН. К основным специализированным организациям относятся ВОЗ, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация. Улучшение социальных условий в различных странах в результате их деятельности явилось убедительным доказательством ценности международного сотрудничества. Особый интерес для социальной работы представляет деятельность МОТ в области гарантированного источника дохода. Помимо разработки международных норм, принимаемых в виде конвенций и рекомендаций, сотрудники МОТ проводили многочисленные исследования в области социального страхования и связанных с ним проблем гарантированного источника дохода. Административный совет МОТ оказывает техническое содействие по вопросам социальной защиты, предоставляет стипендии для стажировки в развитых странах и проводит региональные семинары. В июне 1982 г. 68-я Международная конференция по проблемам труда приняла новую международную конвенцию, которая пересмотрела и привела в соответствие с современными требованиями нормы для международных соглашений по социальной защите. Эта конвенция называется Конвенцией о создании международной системы по соблюдению права на социальную защиту. Она заменила прежнюю устаревшую конвенцию, принятую на 19-й Международной конференции по труду в 1935 г. Принятие новой конвенции и утвержденных ею норм в большой степени отражает значительный прогресс, достигнутый за 47 лет в развитии двусторонних и многосторонних соглашений по социальной защите. Это также является попыткой сделать новый важный шаг в направлении более активного международного сотрудничества между правительствами в области соблюдения права на социальную защиту для той категории работающих, которые пересекают международные границы в поисках средств к существованию.
Управление Верховного комиссара ПО делам беженцев. Периодически Генеральная Ассамблея ООН создает специальные органы для решения проблем социального обеспечения. Одним из таких органов является Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Это учреждение осуществляет международную правовую защиту беженцев в рамках своих полномочий, оказывает помощь нуждающимся и обеспечивает урегулирование проблем беженцев посредством добровольной репатриации, местной интеграции или перемещения в другие страны. Деятельность управления финансируется за счет добровольных взносов. Расходы на общие программы 1984 г. в целом составили 335 млн долл., и 96 млн долл. было израсходовано на целевые программы. С момента учреждения Управления Верховного комиссара в 1951 г. коренным образом изменился характер проблем беженцев. С середины 70-х годов больше внимания стало уделяться проблемам, возникающим в процессе массовых народных движений, когда в результате жестоких гражданских столкновений или военных конфликтов люди вынуждены искать убежища вне страны своего постоянного проживания. Сотни тысяч людей или даже целые миллионы вовлекаются в этот процесс. В то же самое время УВКБ продолжало оказывать существенную помощь отдельным беженцам и тем, кто искал убежища, чьи проблемы носят такой же острый ха-
рактер, как и требующие решения на широкой основе. Вторая Международная конференция по проблема оказания помощи беженцам в Африке (1984), созванная Организацией африканского единства (ОАЕ) и УВКБ, признала необходимость технического содействия и капиталовложений в инфраструктуру стран, имеющих беженцев или невозвращенцев. Это важный элемент международной помощи. Проблемы беженцев приобрели глобальный характер. Число нуждающихся в помощи во всем мире увеличивается, и эта проблема носит длительный характер, поэтому предпринимаются попытки проверить все на опыте, провести тщательное исследование и оценить. Проблема беженцев на международном уровне решалась в течение 1982 г., когда Китайская Народная Республика присоединилась к конвенции ООН по проблемам беженцев и к протоколу, регулирующему статус беженцев. С присоединением Сальвадора и Гватемалы в 1983 г. число стран-участниц было доведено до 95. В декабре 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН высказалась за продолжение международных усилий в решении проблем беженцев и перемещенных лиц. Ассамблея приняла решение продлить срок полномочий Управления Верховного комиссара еще на четыре года, начиная с января 1984 г. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам И организации работ. Другим органом ООН по проблемам беженцев является Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Начиная с 1950 г. агентство предоставляло помощь и различные виды услуг в области образования, профессионального обучения, здравоохранения и т. п. арабским беженцам из Палестины. В 1967 г. мандат БАПОР был расширен за счет оказания временной гуманитарной помощи другим перемещенным лицам, оказавшимся в бедственном положении в результате военных действий. Мандат агентства продлевали несколько раз. Общее число палестинских беженцев, зарегистрированных в БАПОР, в марте 1984 г. составляло 2012. Предложенный на 1985 г. бюджет был равен 232 млн долл. с дефицитом в 67 млн долл. Трагические последствия вторжения Израиля в Ливан в 1982 г. потребовали от БАПОР оказания чрезвычайной помощи палестинским беженцам на сумму в миллионы долларов. Нужно было восстановить школы,
церкви и службы социального обеспечения и разработать программу жилищного строительства. С возникновением дальнейших кризисных ситуаций БАПОР столкнулось с серьезными финансовыми трудностями. Деятельность БАПОР финансируется за счет добровольных взносов. В 1983 г. агентство обратилось со специальным воззванием собрать 13 млн ам. долл. на реконструкцию учреждений в системе БАПОР, инфраструктуры лагерей и строительство жилья для беженцев. К началу 1985 г. было получено свыше 10 млн ам. долл. Организация американских государств Организация американских государств (ОАГ) через свой Секретариат и специализированные организации осуществляет серию программ, направленных на ускорение социального развития, на основе общего и многостороннего подхода, нашедшего свое выражение в двух главных проектах, реализованных в 1982— 1983 гг. В Парагвае был осуществлен проект интегрированного сельскохозяйственного развития, что стало возможным благодаря совместным капиталовложениям со стороны Межамериканского банка развития, Международного фонда сельскохозяйственного развития и правительства Парагвая. Другим важным проектом, осуществленным в тот же период, явился совместный проект ОАГ и Испании по проблемам иммиграции рабочей силы. Это коснулось мигрантов в 17 странах мира. В целом программа ОАГ направлена на создание рабочих мест и планирование человеческих ресурсов. Сфера деятельности включает профессиональную подготовку молодежи, безопасность труда, улучшение условий труда, участие в деятельности социальных организаций, развитие кооперативов и других форм группового самоуправления, обеспечение продуктами питания, преодоление социально-маргинальных условий, исследовательские работы и создание учебной базы. Рабочая программа осуществляется через многонациональные, региональные и национальные проекты. Так, многонациональный проект по нетрадиционным методам обучения молодежи стран Карибского бассейна, реализация которого началась в июле 1983 г., продолжает осуществляться за счет соглашения с АИД США по сотрудничеству и совместному финансированию. Проект предусматривает профессиональную подготовку и гарантию хорошо оплачиваемого рабочего
места для 1250 молодых людей. Региональные проекты включали создание курсов для профсоюзных лидеров, оказание технического содействия жилищным кооперативам и создание кооперативных школ для сельских работников. Консультативная помощь по вопросам социальной защиты продолжает оставаться важной проблемой наряду с технической помощью, предоставляемой ежегодно ряду государств-членов. Центр межамериканского социального развития (СИДЕС) — основная учебная и исследовательская база ОАГ со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе (Аргентина) — организует национальные и региональные курсы по современным проблемам социального развития. Специализированные семинары занимаются исключительно проблемами эффективной методологии для экспертизы в области инфраструктуры государства и для подготовки и экспертизы социальных проектов. Региональная программа подготовки кадров позволяет специалистам пользоваться стипендиями с правом стажировки по профилю в странах Латинской Америки и в Европе. Консультативная помощь нацелена и на такие проблемы, как восстановление и развитие сельских районов, специфические компоненты программ интегрированного социального развития и различные формы деятельности в отношении подготовки кадров для решения национальных проблем. Программа в целом способствует развитию и использованию комплексных возможностей для взаимного обмена в сферах занятости, коммунального развития и планирования. Межамериканский институт по проблемам детства — специализированная организация со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай) — сотрудничает с государствами-членами в создании и развитии служб социального обеспечения для детей, юношества и семей. Каждые четыре года созывается Панамериканский конгресс по проблемам ребенка для рассмотрения наиболее важных проблем детства. Важным событием стало проведение Совещания экспертов по проблемам усыновления несовершеннолетних в Кито (Эквадор) в марте 1983 г. В соответствии с принципами, разработанными на этом совещании, была усилена деятельность в отношении несовершеннолетних и их семей и оказания помощи организациям, ответственным за координацию акций, проводимых в интересах детей в странах, нуждающихся в помощи. Продолжает укрепляться сотрудничество с другими национальными и международными
организациями, особенно с ОАГ и учреждениями ООН. Было также продолжено сотрудничество с Ассоциацией друзей Межамериканского института по проблемам детства, что имеет важное значение для распространения и утверждения идей, вырабатываемых институтом, в Западном полушарии. Подписан договор с Латиноамериканским институтом ООН по предупреждению преступности и действиям по отношению к уголовным преступникам, в результате чего общее число соглашений, заключенных с другими организациями и институтами, достигло 34. Межамериканская женская комиссия через свой постоянный секретариат оказывает техническую и финансовую помощь специфическим проектам, конференциям и исследовательским работам в области обучения и создания рабочих мест для женщин. Проводится работа по координации структурной деятельности и изысканию дополнительных ресурсов для финансирования проектов, затребованных государствами-членами. Сфера деятельности включает развитие центров индустрии, юридических служб, исследование проблем семьи, питания, обучение менеджменту и создание национальных женских бюро и семинаров для руководителей бюро. Комиссия отдает приоритет проектам, обладающим потенциальной возможностью воздействовать на национальное развитие. Панамериканская организация здравоохранения через систему консультативных служб, практических и теоретических семинаров способствует осуществлению регионального плана действий, направленного на решение задачи здоровья для всех к 2000 г. Особое значение придается концепции здоровья как составной части общего процесса развития, а также национальным усилиям, направленным на развитие общественной активности. Укрепились связи между организациями на международном и региональном уровнях по вопросам общего подхода к проблемам здоровья населения в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. Межамериканский институт по проблемам индейцев стремится координировать политику, проводимую государствами-членами в отношении индейцев, повысить интерес к проблеме индейцев и укрепить исследовательскую базу и систему подготовки специалистов по развитию индейских общин в Америке. Институт обращается к специфическим проблемам, таким, как условия группового проживания индейцев в пограничных областях двух или более государств. Заклю-
чение соглашений между организациями укрепляет исследовательскую базу и позволяет лучше изучить эти группы и решить их проблемы в областях здравоохранения, экономического положения и образования. Межамериканский институт по сотруд-ничеству в области сельского хозяйства финансирует ряд проектов по социальному раз- витию в рамках общей программы, ятельность в области социального обеспечения сельских жителей в странах-членах. Международные добровольческие организации Международные неправительственные, или добровольческие, организации занимаются деятельностью, которая во многих отношениях дополняет программы, действующие под эгидой межправительственных организаций. Деятельность таких организаций может быть тесно связана с межправительственными программами. Международные структуры, членами которых является определенное число государств, состоят из: 1) организаций, представляющих общественный форум обсуждения международных проблем и обмена информацией по вопросам социального обеспечения, 2) федерации национальных организаций, обеспечивающей координацию и обмен информацией, и 3) организаций по оказанию гуманитарной помощи и услуг международного характера. Организации, имеющие консультативный статус при ООН, вносят существенный вклад в межправительственную деятельность. Международный совет социального обеспечения. Среди международных организаций по социальной работе самым важным является Международный совет социального обеспечения (МССО). За последнее десятилетие руководящая роль совета возраст ала по мере того, как промышленно развитые страны, а также и новые государства стремились эффективно взаимодействовать в облает социальной политики и практики. МССО, созданный в 1928 г. в целях содействии обмену информацией и опытом в области социального обеспечения, состоит сейчас из 85 национальных комитетов и более чем 25 международных организаций на правах членов. Как неполитический, непра- вительстенный, независимый от религиозной принадлежности и не имеющий целей извлечения прибылей орган, совет стал все- 72 мирной организацией, способствующей социальному развитию. Основными функциями совета являются следующие: служить всемирным форумом обмена накопленными знаниями в области социального обеспечения и социального развития; поддерживать развитие социального обеспечения на национальном уровне и оказывать ему помощь; выполнять роль связующего звена между международными неправительственными и межправительственными организациями, имеющими отношение к проблемам социального развития. Совет имеет секретариат с небольшим штатом сотрудников с местом пребывания в Вене (Австрия) и международную программу. Финансовые обязательства перед организацией базируются на системе взносов, аналогичной существующей в ООН. Такие страны, как США и Канада, платят в большей пропорции, чем маленькие развивающиеся страны. Комитет США при МССО находится в Вашингтоне, и его работой руководит правление, избираемое из числа отдельных лиц и организаций, которые взяли на себя обязательство сотрудничать в рамках международной системы социального обеспечения через каналы МССО. Международные конференции МССО, которые с 1928 г. практически постоянно проходят два раза в год, являются всемирным форумом, значение которого невозможно переоценить. Например, в 22-й Международной конференции, проходившей в Монреале в августе 1984 г., приняло участие свыше 1200 человек, представлявших 87 стран. На таких конференциях руководители, практические работники, ученые и другие лица, интересующиеся социальными проблемами, получают возможность расширять свои познания и обмениваться опытом с коллегами из других стран. В течение недели проходят пленарные заседания, специальные дискуссии и встречи "за круглым столом", на которых рассматриваются либо общие проблемы, либо такие специфические, как молодежь, престарелые и беженцы. На практических семинарах сверяются предлагаемые решения с первоочередными нуждами. Значение конференций огромно, ибо не существует ни одной специализированной межправительственной организации по социальному обеспечению, и к МССО часто апеллируют как к основному рупору в области социального обеспечения в международном сообществе. Для МССО приоритетным направлением является региональная деятельность. Например, рабочая встреча в Хараре (Зимбабве) на
метила план проведения региональных и субрегиональных совещаний по проблемам, представляющим интерес для народа Африки, таким, как подготовка специалистов и обмен социальными работниками, проведение исследовательских работ, ориентированных на конкретную деятельность. Тема семинара в Турку (Финляндия) была "Постиндустриальный век: вызов социальной политике и практике". В течение 1984 г. все регионы, входящие в сферу деятельности МССО, включая Северную Америку, поддержали идею проведения региональных сессий по проблемам и политике в отношении молодежи. Пробный проект, осуществленный в Азии, вовлек в свою орбиту национальные советы по социальному обеспечению в Индонезии, Непале, на Филиппинах, в Шри-Ланке, Таиланде, на Тайване и в Индии. Позитивные результаты для национальных организаций заключаются в расширении количества членов совета, создании эффективных региональных систем и появлении новых возможностей для подготовки специалистов по менеджменту, средствам связи и программированию. Аналогичные проекты МССО осуществляются сейчас в Африке. Проведена предварительная консультация с организациями-членами в Латинской Америке и государствами-членами Карибского бассейна по проблемам, касающимся будущих проектов, с целью изучения национальных структур социального обеспечения и кадров. МССО сыграл главную роль в организации деятельности неправительственных организаций, способствующей большому успеху Всемирной ассамблеи по проблемам престарелых. Проведен практический семинар в период работы ассамблеи, и поддержана общая ее направленность. МССО способствовал подготовке Конференции ООН по проблемам народонаселения, состоявшейся в Мексике в 1984 г., проведению Всемирной конференции по обзору и оценке достижений Десятилетия женщины в рамках ООН и Международного года молодежи. Совет принимал участие в проведении Международного года ребенка и Международного года инвалидов. МССО обменивается экспертами и информацией в области социальной политики, служб и развития с ВОЗ, ЮНЕСКО и Центром ООН по социальным и гуманитарным проблемам. Каналы связи совета поддерживаются специальным персоналом в Нью-Йорке, Женеве, Риме и Вене. Консультативный статус МССО при ООН позволяет ему эффективно сотрудничать с ее организа-
циями. МССО представил свои соображения по основным социальным вопросам на рассмотрение Комиссии ООН по социальному развитию, Экономическому и социальному совету и Генеральной Ассамблее ООН. Это является иллюстрацией вклада неправительственной организации в практическую деятельность и развитие социального обеспечения. Тесно связаны с МССО две другие международные организации по социальному обеспечению: Международная ассоциация школ социальной работы (МАШСР) и Международная федерация социальных работников (МФСР). Все три организации совместно планируют конференции, которые проходят два раза в год в одном и том же месте и в рамках согласованного времени. Эти организации являются совместным спонсором официального ежеквартального журнала "Международная социальная работа". Международная ассоциация школ социальной работы. машср объединяет учебные заведения и ассоциации учебных заведений социального профиля. Через МАШСР работники социальных учебных заведений обсуждают общие проблемы, задачи и цели. Членами МАШСР являются свыше 500 социальных учебных заведений и ассоциаций социальных школ, представляющих 70 стран. Ассоциация играет ведущую роль в разработке стандартов социального образования на международном уровне. Международный конгресс социальных учебных заведений, который проходит два раза в год, предоставляет возможность для профессионального обмена между специалистами социального профиля на широкой международной основе. Расширение учебной базы социальных организаций прекрасно отражено в издании "Руководство по социальному образованию на международном уровне". Это издание содержит данные о 74 учебных заведениях в 61 стране, 24 национальных и региональных ассоциациях и МАШСР. Этот справочник дает информацию о различиях в национальных системах обучения, его формах и содержании. В справочнике имеются также сравнительные данные по социальному образованию в глобальном масштабе. Международная федерация социальных работников. МФСР состоит из национальных ассоциаций специалистов социального сектора из 44 стран, сгруппированных по пяти регионам, охватывающим Африку, Азию, Европу, Латинскую Америку МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 74 75 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
и Карибский бассейн, Северную Америку. Целью МФ СР, основанной в 1956 г., является оказание поддержки социальным работникам по каналам международного сотрудничества. Особенно это касается норм профессиональной практики, профессиональной подготовки, этики, условий труда и участия социальных работников в социальном планировании и в определении социальной политики. Международный симпозиум, проводимый два раза в год по линии МФСР, — один из множества механизмов, с помощью которого МФСР укрепляет контакты среди социальных работников и способствует развитию и интеграции теории и практики социальной работы. На Международной конференции в Монреале в 1984 г. были приняты решения, определяющие направления политики в областях социального обеспечения ребенка, здравоохранения, обеспечения старости, конфиденциальности клиента, беженцев, мира и разоружения, образования, сельских общин имолодежи. Различные национальные ассоциации социальных работников отвечают за разработку и подготовку документов. МФСР также принимала участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках Международного года и Декады ООН. Международная ассоциация социального Страхования. МАСС — основная неправительственная организация, занимающаяся вопросами социального страхования. Ее целью является защита, обеспечение и развитие системы социального обеспечения на международном уровне. Как международная организация, МАСС объединяет официальные организации, ответственные за предоставление социальной защиты. Ассоциация поддерживает особые отношения с МОТ и обладает консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН. В нее входят на правах филиалов правительственные учреждения и центральные институты или национальные федерации институтов, которые осуществляют руководство сферой социальной защиты или одной из областей этой сферы. Национальные институты, заинтересованные в развитии социальной защиты, но не обладающие властными полномочиями, имеют право на ассоциированное членство. МАСС в настоящее время включает представителей 123 стран. Ассоциация занимается анализом проблем в области международной системы социальной защиты, исследованиями и документацией, региональными программами, направленными на удовлетворение запросов со стороны организаций-членов в регионе. Известные серии публикаций МАСС включают "Обзор международной социальной защиты" — единственное ежеквартальное международное издание в данной области, которое печатается на четырех языках. Главным событием Генеральной ассамблеи МАСС 1983 г. стала организация "круглого стола", посвященного роли институтов социальной защиты в развитии социальных служб. Эта тема не была новой для ассоциации. В рамках МАСС на протяжении 60-х годов и в начале 70-х были проведены обширные исследования по определению роли институтов социальной защиты по обеспечению социальных служб. "Круглый стол" был направлен на приведение этой работы в соответствие с текущим моментом и на изучение степени негативного воздействия на нее экономического спада. Повестка дня состояла из серии докладов представителей государств-членов по проблемам обеспечения социальных служб со стороны институтов социальной защиты в таких областях, как программы для пожилых (Чехословакия), семьи (Аргентина), безработных (Нидерланды) и для маргинальных групп населения (Мексика). Основной доклад, определивший атмосферу семинара, подготовленный Джин Илиовичи (секретариат МАСС), содержит чрезвычайно полезный анализ обсуждаемых проблем. Международная федерация пожилых людей. МФП — неправительственная некоммерческая организация, объединяющая национальные ассоциации пожилых людей и ассоциации по проблемам старости. В нее входят различные организации из 45 стран всех континентов. МФП имеет консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН, МОТ и ВОЗ. Она выступает как международный гарант благосостояния пожилых людей; федерация сыграла активную роль в проведении Всемирной ассамблеи по проблемам престарелых и в реализации ее решений. Программа МФП включает проведение исследований, создание служб и организацию обмена опытом и информацией. Международное общество по реабилитации нетрудоспособных. Это общество является всемирной федерацией добровольческих организаций приблизительно из 80 стран. Его основные цели — усовершенствование реабилитационных служб во всех частях света и содействие профессиональным и непрофессиональным работникам в удовлетворении потребностей инвалидов. Лига обществ Красного Креста. Среди международных добровольческих организаций, выступающих в качестве федераций национальных организаций, широкой известностью пользуется Лига обществ Красного Креста, объединяющая 135 национальных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Лига осуществляет координацию, клиринговые расчеты и обмен услугами в отношении организаций-членов. Выступая в роли постоянного координатора национальных обществ, она занимается подготовкой кадров, организует семинары и осуществляет обмен в области образования для официальных деятелей Красного Креста, способствуя тем самым укреплению своей традиционной деятельности в мирное время, включая улучшение государственной системы здравоохранения, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, развитие санитарных служб и молодежное движение Красного Креста. Молодежное движение. к организациям, занимающимся молодежным движением, а также активно участвующим в международном сотрудничестве, относятся Ассоциации юношей-христиан и девушек-христианок и организации мальчиков и девочек — скаутов. Программы и службы гуманитарной ПОМОЩИ. Многие международные добровольческие организации руководят службами и программами гуманитарной помощи, а несколько таких организаций имеют консультативный статус при ООН. Их службы, координируемые с деятельностью на международном уровне и дополняющие ее, финансируются через соответствующие национальные организации-члены. Например, Международная социальная служба с отделениями и представительствами в 15 странах предоставляет квалифицированную помощь отдельным лицам и семьям, чьи проблемы выходят за рамки национальных границ, изучает проблемы, лежащие в основе миграции, и сотрудничает с организациями, имеющими аналогичные интересы. Международный союз по проблемам благосостояния ребенка поощряет развитие службы детей путем научных и исследовательских работ, специальных конференций и публикаций. Международный союз организаций по проблемам семьи стимулирует обмен в области социальных программ, затра- гивающих проблемы семьи, посредством международных конференций и публикаций. Международный союз католиков в социальной службе играет активную роль, направленную на повышение уровня профессионализма социальных служб и на профессиональную подготовку кадров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|