Типы образования социальных работников
В рамках национальных систем образования существуют различные модели обучения работников социальных служб. Единого, универсального стандарта в деле обучения социальных работников даже в пределах одной и той же страны нет. Формы обучения можно условно разделить на университетские и неуниверситетские, но в рамках этой классификации много различий, которые варьируются от полного среднего до нескольких уровней высшего образования. Имеются также различия в том, что касается продолжительности подготовки. Это обычно связано с тем, какого уровня учебное заведение проводит подготовку. Рассмотрим некоторые наиболее интересные системы обучения социальных работников. Африка. В Африке все еще сильно влияние бывших колониальных держав. Так, в странах, говорящих на французском языке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии; здесь трехгодичные программы обучения рассчитаны на лиц, имеющих среднее образование. Им выдаются сертификаты об окончании обучения или государственный диплом. Некоторые страны ввели продленные, четырехгодичные, программы. В государствах, где распространен английский язык, еще большее разнообразие. Здесь в одной и той же стране проводится обучение социальных работников в университетах, в других высших учебных заведениях наряду с предуниверситетской подготовкой. В Южной Африке за образец подготовки социальных работников была взята программа на уровне университета. Основной курс профессиональной подготовки здесь четыре года (в некоторых университетах — три), после окончания учебы выпускник получает степень бакалавра, а в некоторых университетах — даже магистра.
Азия и страны Тихоокеанского бассейна. В большинстве азиатских стран, за исключением анклавов, где распространено влияние британской системы образования, превалирует университетское образование по американским образцам. Даже в Индии взята за образец не британская система, а американская модель — два года обучения, ориентированного на получение степени бакалавра. При этом подготовка социальных работников распространилась как "вниз" — на курсы со слушателями с неполным вы- сшим образованием, так и "вверх" — на программы, предусматривающие получение степени магистра. В Южной Корее студенты обучаются четыре года, и затем им присваивается степень бакалавра, однако возможно получение и последующих ученых степеней. В Японии предлагается широкий спектр программ: два года обучения в колледже по месту жительства, четыре года студенческих занятий в колледже или в университете (что наиболее распространено) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают по этой специальности докторантуру. Европа. До недавнего времени школы социальной работы в Европе действовали как независимые учебные заведения под эгидой правительственных, религиозных, политических, светских организаций. Это наиболее распространенная, хотя и не единственная модель в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Италии и ряде других стран. Хотя при приеме в школы социальной работы зачастую предъявляются те же требования, что и в университетах, их нельзя равнять с последними. Программы обучения, рассчитанные на три-четыре года, рассматриваются как техническая, или специализированная, профессиональная подготовка. Выпускник получает диплом социального работника. В Германии в начале 70-х годов новое законодательство позволило преобразовать школы социальной работы из средних учебных заведений в колледжи. Эти школы теперь определяют свои программы как "курсы обучения, альтернативные традиционному университетскому образованию". Точно так же новое законодательство в Италии и Греции изменило статус прежде независимых частных школ. Наиболее значительные изменения произошли в северных странах, где — за исключением Дании и Норвегии — школы социальной работы оказались целиком интегрированными в систему высшего университетского образования.
Не существует единого образца подготовки социальных работников в Великобритании и Северной Ирландии, где соответствующие программы обучения включены в курсы университетов, политехникумов и колледжей с "продвинутым" образованием. В настоящее время программы предусматривают четырехгодичные курсы на звание бакалавра, одногодичную аспирантуру, двухгодичные курсы для не закончивших полный курс университета и для них же — трехгодичные курсы. Выпускники получают квалификационные дипломы и сертификаты. Общим во всей МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 56 57 МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
этой достаточно сложной британской системе является процесс аттестации как слушателей, так и самих курсов Центральным советом по обучению и подготовке кадров для социальных работ. Выпускники курсов, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный сертификат, признаваемый на всей территории страны в качестве документа, позволяющего вести практику в области социальной работы. В течение ряда лет школы социальной работы действовали в Польше и Югославии. Они существовали на уровне технических училищ, куда абитуриенты принимались после получения среднего образования. Однако в Югославии в 1983 г. шесть школ социальной работы были присоединены к университетам. Курс социальной работы, который там читался, давал тот же статус, что и другие факультеты университетов с двух- и четырехгодичными программами, позволявшие иметь диплом первой или второй ступени. В Польше из 16 школ социальной работы 14 организационно связаны с медицинской подготовкой. Два года обучения дают право получить диплом и профессию социального работника. Плюс к этому в Варшавском университете принята программа подготовки социальных работников со степенью магистра. В Чехословакии единственной формой обучения специалистов социальной работы являлась двухгодичная средняя школа социального права.
Латинская Америка и страны Карибского бассейна. Перевод школ социальной работы с одного уровня обучения на другой, более высокий можно проиллюстрировать на примерах стран Латинской Америки. Первая школа социальной работы на континенте была создана в Чили. Обучение социальных работников в чилийских частных школах послужило моделью для разработки программ в других странах Латинской Америки. Основными спонсорами стали министерства или государственные (правительственные) агентства социального обеспечения. Католическая церковь также открыла учебные заведения неуниверситетского типа. В 50-е годы частные школы во всей Латинской Америке начали примыкать к университетам. К концу 60-х годов большинство школ неуниверситетского типа заимствовали эту модель, а в 70 — 80-х годах полностью влились в университеты. Вначале предпочтение было отдано школам неуниверситетского типа, которые предусматривали трехгодичное обучение или четырехлетнюю программу, если школа находилась при университете, но во всех случаях выпускники квалифицировались как социальные работники. Однако в некоторых странах и в настоящее время преобладают программы школ неуниверситетского типа — речь идет о политехнических и подготовительных ("промежуточных") школах. Однако современная модель в указанном регионе — пятилетнее университетское образование (в некоторых странах — четырехлетнее). Наиболее распространенной является первая ступень обучения по университетской программе, которая здесь называется "лицен-сиадо". В ряде стран, особенно в Бразилии, распространены аспирантуры. Там есть шесть программ для подготовки на степень магистра и одна — на доктора наук, а кроме того, существует одногодичная "продвинутая" подготовка — специализация на курсах после окончания университета.
Модель обучения социальной работе в Мексике отличается от остальных стран Латинской Америки долей специализированных и университетских (более полных) программ. В Мексике открыто свыше 100 школ социальной работы. Однако лишь 20 программ дают квалификацию "лиценсиадо" после четырех- или пятилетнего университетского обучения. Большинство программ предусматривает трехгодичную чисто техническую подготовку в школах неуниверситетского типа после получения среднего образования; выпускникам присваивается квалификация "технический работник". Северная Америка, в течение многих лет школы в Соединенных Штатах Америки и в Канаде совместно использовали рекомендации Совета по образованию социальных работников, расположенного на территории США и служившего официальным координационным органом при подготовке специалистов данного профиля. Такое партнерство выходило за рамки контроля за качеством обучения и способствовало продвижению в жизнь высоких стандартов профессиональной подготовки. Канадские работники также поддерживали тесные деловые отношения с коллегами из Соединенного Королевства. В 60-х годах острая нужда в кадрах заставила Канаду быстро расширить сферу обучения социальной работе, создать национальную Ассоциацию школ социальной работы для формирования политики в указанной области. В качестве базовой при профессиональной аттестации социальных работников была учреждена степень бакалавра. И хотя школы социальной работы в США также стремились расширить профессиональную подготовку своих студентов и вы- пускников, в 1970 г. пришло время двум странам разделить свои функции, отпала необходимость в едином официальном координирующем центре. Новая модель обучения социальных работников в Канаде предусматривает три или четыре года университетских занятий. По окончании курса предоставляется возможность получить степень бакалавра социальной работы. За этим следует программа более углубленных занятий — от 12 до 18 месяцев — с получением степени магистра социальной работы. Однако есть в стране три школы, предлагающие двухлетнюю программу для получения степени магистра, где, в отличие от одногодичных программ, от поступающих не требуется наличие степени бакалавра социальной работы В течение ряда лет в одной из школ действует программа докторантуры; в некоторых школах также рассматривается вопрос о введении таких программ. Во Французской Канаде создан новый тип учебного заведения, который служит. как бы мостиком между средним и университетским образованием в этой сфере. Это общеобразовательные колледжи с профессиональным уклоном, которые предлагают двухлетний курс обучения неуниверситетского типа (включая программы обучения социальной работе). После их окончания выпускники либо идут в университет, либо приступают к практической работе.
Вопросы обучения социальной работе в Соединенных Штатах в "Энциклопедии" освещаются во многих статьях и достаточно подробно, поэтому в настоящей статье приводится лишь краткое описание современной модели такой подготовки в порядке сравнения с другими странами. Профессиональная аттестация социальных работников осуществляется с учетом трех уровней образования: степень бакалавра — первая профессиональная ступень — присваивается по окончании четырехлетнего обучения по общепринятой программе; степень магистра может быть получена выпускниками после двухлетнего дополнительного обучения в специализированной школе социальной работы; докторская степень требует еще двух лет учебы. К тому же по различным специализациям существуют "продвинутые" курсы и программы продолжения образования для тех, кто уже имеет степень магистра. Успешно окончившие эти курсы получают свидетельство. В то же время в местных колледжах существуют двухгодичные программы подготовки технического (вспомогательного) персонала для социальной работы. Совет по образованию социальных работников учредил специальную службу, которая определяет эквивалентность иностранных степеней квалификации, оценивает их соответствие структуре и содержанию обучения данной профессии в США. С этой целью Международная ассоциация школ социальной работы опубликовала Мировой справочник по обучению социальной работе (в 1974 г. и 1984 г.), который содержит сведения о всех крупных школах социальной работы в странах, входящих в эту ассоциацию. Международная ассоциация школ социальной работы Международная ассоциация школ социальной работы возглавляется Советом директоров, состоящим из 41 официального лица, — 12 из них избираются, а 29 входят в совет по предложениям национальных, региональных и международных организаций. Генеральная ассамблея ассоциации избирает состав совета и освобожденных членов, рассматривает отчеты совета, определяет политику и программу работы ассоциации. Основной деятельностью ассоциации является организация международных форумов по изучению проблем образования в сфере социальной работы. Международный конгресс ассоциации проводится раз в два года — тогда же, когда созываются международные конференции по социальной работе. Распространение информации о тенденциях и путях развития этой работы по всему миру осуществляется благодаря проведению семинаров, встреч экспертов и публикациям материалов. Важные функции ассоциации — представлять интересы ее членов в международных и региональных организациях, давать экспертную оценку постановке обучения социальной работе. Сотрудники ассоциации и члены ее совета нередко играют ключевую роль в осуществлении программ ООН, работают в ее социальной комиссии, являются авторами исследований и отчетов, организаторами семинаров, консультируют правительства и вносят свой вклад в подготовку кадров для программ социального обеспечения. Международной ассоциации школ социальной работы придан статус консультативного органа со стороны ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совета Европы и Организации американских государств. Основную финансовую поддержку ассоциации оказывают 450 ее членов из 68 стран, которые ежегодно делают взносы в ее фонд. Школы социальной работы, входящие в ассоциацию на правах индивидуальных членов,
также платят взносы. Международная ассоциация внесла большой вклад в дело обучения социальной работе, особенно в странах "третьего мира". В то же время ограниченные финансовые ресурсы в какой-то степени лимитируют возможности Международной ассоциации в ее взаимодействии со школами— членами ассоциации. Однако немало делается добровольными помощниками, которые организуют и проводят семинары, симпозиумы и консультации, привлекая к сотрудничеству с Международной ассоциацией местные школы, национальные или региональные объединения. Современное состояние и будущие возможности До середины 60-х годов, для того чтобы наладить деятельность школ социальной работы или улучшить этот процесс, в развивающиеся страны были приглашены десятки американских, британских и канадских специалистов в области образования. В то же время работники образования из СШАпроводили учебные семинары для европейцев и служили наставниками при изучении условий жизни неблагополучных семей и помощи им. Специалисты из Латинской Америки также освоили североамериканский опыт, накопленный при работе с неблагополучными семьями: он был признан более эффективным, нежели патерналистский, автократический или моралистский подходы, которые прежде использовались в их странах. Стипендии и стажировки, предоставляемые международными агентствами, правительствами разных стран и частными лицами, привлекали социальных работников со всего мира в США, Канаду и Соединенное Королевство. Это способствовало интернационализации профессии и распространению солидарности среди преподавателей социальных дисциплин, служило укреплению западного влияния на образование социальных работников в развивающихся странах. Поскольку подготовка кадров в сфере социальной работы для этих стран была совершенно новым делом, они воспользовались чужими достижениями, а не стремились изобретать новые модели, структуры и формы работы, которые бы лучше соответствовали местным условиям. В атмосфере растущей социальной неудовлетворенности в середине 60-х годов возникли новые веяния: появились силы, стремившиеся "революционизировать" систему образования в области социальной работы в Латинской Америке, "деколонизиро- вать" школы социальной работы в Африке и Азии, расширить программы образования в западном мире. За всем этим стоял поднимавший голову национализм, призывавший отбросить иностранное влияние, зависимость от западной помощи и вообще лидерство Запада. Наиболее раздражающим фактором для социальных работников была очевидная неспособность многих стран самостоятельно справиться с огромными и трудно решаемыми проблемами. Эксперты в области обучения социальной работе пережили кризис доверия к тому, что они делали. Занимаясь поисками решений, они пытались отыскать необходимые компромиссы, и сегодня результат этого — наличие в каждом регионе новых подходов к обучению социальной работе, более тесно увязанных с национальными и местными нуждами. С начала 70-х годов Международная ассоциация начала осуществлять в ряде развивающихся стран новую программу "экспериментальных" школ, на примере которых можно было бы пересмотреть программы образования. Главная ее цель — сформулировать принципы обучения, подходящие каждому отдельному региону, делая акцент на развитие учебных планов, соответствующих местным условиям. Международные и региональные семинары, запланированные как часть этой программы, собирали участников из разных стран для изучения новейших моделей обучения социальной работе. Были созданы Латиноамериканская, а затем Африканская ассоциации обучения социальной работе, в середине 70-х годов учреждена организация, известная как Ассоциация обучения социальной работе в странах Азии и Тихоокеанского региона, а с 1980 г. действует Европейская региональная группа по обучению социальной работе. По всей вероятности, разнообразие европейских условий будет способствовать созданию нескольких подгрупп. Однако и региональный подход оказался далеко не идеальным. Социальная работа, если она находится в плену местнических интересов, подчиняющих систему образования крайностям национализма, сектантства или какой-то исключительной идеологии, как показывает практика, не в состоянии долго существовать как профессиональная дисциплина. Если местничество преобладает в деятельности школ социальной работы, то неизбежно нарастание нелепых, неадекватных методов. Поэтому представляется, что наибольший потенциал для будущей системы образования в социальной работе заложен в
59 слиянии местного и мирового опыта и знаний. Именно это отвечало бы в наибольшей степени потребностям каждого человека и всего общества. Опыт может быть местным, локальным, но знание не ведает границ. В 80-х годах начался вселяющий оптимизм процесс — школы социальной работы, развивающиеся на национальной почве, стали привносить свой вклад, собственный опыт в дело социальной работы во всем мире. Упор, который школы социальной работы в странах "третьего мира" делают на национальные потребности и местные традиции, имеет, безусловно, общемировое значение. Это, естественно, только пополняет общую копилку знаний всех школ. Несомненно значение продолжающихся уже много лет дебатов на тему о социальной работе: выступает ли она как инструмент общественных изменений или же является средством лечения социальных болезней и решения личных проблем? Уменьшение правительственной помощи людям, находящимся в неблагоприятном положении, привело к прекращению функционирования отдельных государственных служб, которые традиционно состояли из социальных работников. Общественный климат, враждебный ценностям и содержанию социальной работы, препятствует набору кадров для этой профессии. В то же время усилилась привлекательность частной практики в этой сфере. Проделанный анализ постановки образования в области социальной работы обнаруживает как сходство, так и различия, имеющиеся в разных странах. Но во всех случаях программы обучения социальной работе, независимо от того, как они составлены, должны строиться на основе общечеловеческих ценностей, обеспечивать глубокое знание социальных болезней, понимание отношений личности и общества в их взаимодействии и обучать методам эффективной "интервенции" в социальные проблемы. Распространяя мировой опыт при обучении социальных работников, следует руководствоваться здравым смыслом, применять разнообразные подходы, использовать плюралистическую концепцию и утверждать ценности, которые характеризуют эту профессию как одну из наиболее гуманных. Кэтрин А. Кендалл См. также: Международные организации и службы социального обеспечения; Образование для социальных работников; Повышение квалификации социальных работников; Совет по образованию социальных работников. • Rao V, KendalK. A. (1984). World Guide to Social Work Education. N. Y.: Council on Social Work Education, IASSW. • United Nations (1950). Training for Social Work: An International Survey (United Nations Publication Sales No.: 50. IV. II). N. Y.: United Nations. • United Nations (1951). Report of the Social Commission. — Economic and Social Council Official Records (13th Session, Supplement 12, 1950). N. Y.: United Nations. • United Nations (1959). Training for Social Work: Third International Survey (United Nations Publication Sales No.: 59. IV. I). N. Y.: United Nations. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Социальное обеспечение на международном уровне относится к деятельности национальных правительств, межгосударственных организаций, добровольческих структур и транснациональных ассоциаций, занимающихся определением стандартов социального обеспечения, оказанием технической помощи, проведением исследовательских работ и организацией обмена кадрами и информацией. Но не менее важной является и конкретная деятельность — программы помощи беженцам, гуманитарной помощи и интернационального усыновления. За последние 40 лет международное социальное обеспечение достигло определенного уровня. Международная деятельность в области социального обеспечения консультативной помощи, исследования и информатики в рамках ООН и непосредственно на межгосударственном уровне в той или иной мере охватила каждую географическую точку. Деятельность неправительственных агентств, ассоциаций и университетов внесла существенный вклад в процесс развития обмена в области социального обеспечения. Вместе с тем сокращение бюджетных ассигнований, начавшееся в конце 70-х годов и продолжившееся в 80-е годы, еще более увеличило разрыв между социальными потребностями и возможностями социально-
го обеспечения как на международном, так и на национальном уровне. Международное развитие Общая обстановка в мире определяет условия международного сотрудничества, в том числе и в сфере социального обеспечения. После непрерывного роста в 60-х и 70-х годах развивающиеся страны пережили настоящий спад, что оказало заметное влияние на социальные условия и социальные службы. Имеющиеся данные свидетельствуют о неравномерности развития различных регионов мира. В Азии в течение последнего десятилетия большие группы населения улучшили свой жизненный уровень. В других регионах, например в Африке, бедность достигла угрожающих размеров вследствие сильной засухи на протяжении ряда лет. Это усугубило крайне бедственное положение больших групп населения. Некоторые латиноамериканские страны зафиксировали ухудшение условий жизни как в группах населения со средним доходом, так и среди беднейших слоев. Оживление в экономике, отмеченное в США в середине 80-х годов, не было типичным для других стран, особенно в "третьем мире". Эти страны во всей полноте испытали на себе пагубное воздействие экономического спада с его высоким уровнем инфляции, кризисом платежеспособности, сокращением инвестиций и, как следствие, появлением безработицы и неполной занятости. Были приняты меры по предотвращению миграции — этого спасательного клапана прежних лет, и уехавшие рабочие были вынуждены в силу внешнего давления возвращаться домой Вследствие ухудшения экономического положения многим правительствам пришлось сокращать социальные программы. Службы планирования семьи, образования, здравоохранения и социального обеспечения, созданные с большим трудом благодаря международному сотрудничеству, переживали серьезные трудности. В августе 1984 г. в Монреале на 22-й Международной конференции по проблемам социального обеспечения был представлен широкий спектр проблем, с которыми столкнулись в тот период национальные программы по социальному обеспечению в различных регионах мира Рабочие документы конференции, подготовленные X. Хепуортом (1984), содержали материал, отображавший позицию советов по делам социального обеспечения на национальном уровне, данные международных организаций и заключения 60 экспертов. В документах подчеркивалось, что критика концепции "государства всеобщего благосостояния" привела к росту децентрализации программ и их перераспределению на государственном и местном уровнях. Однако проблемы, обострившиеся под воздействием экономических факторов, например безработица, вызвали еще большую критику роли социального обеспечения в обществе. В менее развитых странах были вынуждены пойти на лимитирование дотаций (там, где они были) для наиболее незащищенных, самых бедных слоев населения. Дефицит систематизированных данных сравнительного анализа ограничивает возможности исследования достижений социального обеспечения с точки зрения перспективы международного развития. В широкомасштабных национальных программах развития социальное обеспечение занимает далеко не адекватное положение по сравнению со здравоохранением, образованием и жилищным строительством. Данные о расходах в государственном секторе на национальном уровне и сравнительный анализ, проведенный на региональном уровне, определяют расходы на социальное обеспечение не иначе как затраты на социальную защиту. Таким образом, невозможно точно определить место и долю социального обеспечения в потреблении национальных ресурсов. Однако на основе выводов международных экспертов и ряда исследований на транснациональном уровне, а также докладов, представленных на международных конференциях, можно сделать вывод о том, что, несмотря на сокращение программ социального обеспечения, они существуют в каждом регионе. В качестве положительного момента можно отметить, что изменение концепций и целей развития побудило международные организации провести в 80-х годах более полную инвентаризацию человеческих ресурсов как ключевого фактора в налаживании национальной экономики. Роберт Макнамара, в то время президент Всемирного банка, в своем обращении к совету управляющих в 1980 г. настоятельно советовал вкладывать капитал в человеческий потенциал беднейших слоев населения, считая это дальновидным шагом не только в моральном отношении, но и с точки зрения разумной экономии. Решительная борьба с распространяющейся повсеместно бедностью прежде всего должна была идти путем удовлетворения основных запросов, особенно через систему начального образования и первичного здравоохранения. Реконст- 61 руированные коммунальные системы социального обслуживания действительно смогли внести существенный вклад в экономическое возрождение. Годовые отчеты Всемирного банка за 80-е годы и других крупных международных организаций по проблемам развития подтвердили растущую тенденцию поддержки политики инвестирования в социальную инфраструктуру. Социальные показатели демонстрируют, что усилия сосредоточились на этом направлении. Так, в секторе здравоохранения это проявляется в снижении высокого уровня детской смертности и в сокращении случаев общей заболеваемости. По другим социальным показателям можно судить о положительных изменениях, касающихся уровня грамотности, количества поступающих в учебные заведения и о надеждах на будущее, благодаря которым люди стремятся расширить возможности для своих детей, а также сохранить или упрочить свое собственное положение. Наиболее показательной и обнадеживающей тенденцией, проявившейся повсюду, оказалась стабильность систем социальной защиты. Продолжавшийся экономический спад привел к сдерживанию цен после периода их непрерывного роста в 70-х годах. Высокий уровень безработицы, старение населения и инфляция означали, что некоторые страны изменили принцип начисления дотаций, подняли налоги и замедлили механизм индексации дотаций. Тем не менее системы социальной помощи сохранились повсеместно благодаря существенной поддержке со стороны общества. В развивающемся мире несколько стран даже ввели новые компоненты в существующие программы Число стран с определенной формой социальной защиты возросло с 57 в 1940 г. до 140 в 1983 г. Международные конференции Проводя международные конференции, ООН привлекает внимание мировой общественности к специфическим социальным проблемам. Международные конференции, продолжающие свою работу с 70-х годов, принесли большую пользу международной системе социального обеспечения. В процессе подготовки к проведению главных международных форумов и во время дальнейшего продолжения их работы межгосударственные контакты, установленные ранее по линии научно-технического сотрудничества, расширились и упрочились. Например, Всемирная ассамблея по проблемам престарелых (ВАП), состоявшаяся в 1982 г. в Вене, стала историческим событием как для пожилых людей, так и для всего международного сообщества. США выступили инициатором созыва данной ассамблеи и официально выразили свое удовлетворение по поводу ее итогов Ассамблея, в работе которой приняли участие делегаты от 1'21 страны, дала самую разностороннюю информацию по проблемам престарелых. Были заслушаны доклады представителей стран-участниц, а также краткие отчеты о региональных рабочих встречах. Слияние интересов государственного и частного секторов стало позитивным достижением в международной сфере социального обеспечения. Ассамблея выполнила и возложенную на нее задачу в деле разработки соответствующего международного плана действий. Этот план, названный "Венский международный план действий по проблемам престарелых", считается чрезвычайно важным документом для всех, кто занимается прогнозированием и оценкой существующих программ в этой области и их будущего. Неправительственные организации (НПО) проявили необычную активность в подготовке ВАП и в ходе ее дискуссий. План действий, принятый в рамках ВАП, настойчиво призывает НПО принять участие в деятельности государственного сектора по реализации выдвинутых рекомендаций Американский комитет по проблемам престарелых, представляющий национальные организации США, озабоченный соответствующими вопросами, активно следует рекомендациям ассамблеи. План предусматривает периодические отчеты стран—участниц ООН. Успехи, достигнутые в США в результате работы ассамблеи, были изложены в докладе федерального правительства ООН. Одним из главных достижений ВАП явился рост понимания социальной значимости проблем старости, особенно в развивающихся странах, и признание необходимости быстрого реагирования на потребности пожилых людей. В числе других международных конференций, проводимых в 80-х годах, которые затрагивали интересы международного сообщества в области социального обеспечения, следует отметить Международную конференцию по проблемам народонаселения в Мехико в 1984 г. и Всемирную конференцию по обзору и оценке достижений Десятилетия женщины в рамках ООН (Найроби, Кения, 1985) Успех конференции по проблемам женщины, в работе которой приняли участие представители от 157 стран, свидетельствовал о появлении женского движения в каче- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 62 63 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
стве полноправной политической силы. Заключительный доклад, представленный на конференции, содержит предложения, касающиеся роли женщины в правительстве, на работе и в семье. Доклад ООН (1984) содержит перечень конференций и специальный комментарий. Проведение Международного года инвалидов в 1983 г. послужило существенным импульсом для дальнейшего развития и расширения деятельности, касающейся инвалидов. Правительственные и неправительственные комитеты, в состав которых входят эксперты по социальному обеспечению, принимали самое активное участие в рассмотрении вопросов, относящихся к Международному году молодежи, которым был объявлен 1985 г. Также прорабатывался вопрос о провозглашении 1986 г. Международным годом мира и 1987 г. — Международным годом защиты бездомных. Международные конференции, проводимые в 1970—1980 гг., подчеркнули тесную связь, существующую между социальным обеспечением и национальным развитием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|