Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическое здоровье как критерий общественного здоровья.




Здоровье состояние полного физического, психического, социального благополучия личности, а не просто отсутствие заболеваний или утраты трудоспособности.

Физическое благополучие — способность человека к повседнев­ной физической активности, полноценному труду, оцененная при учете его индивидуальных характеристик: возраста, пола, трудо­вых навыков, характера профессиональной деятельности, регио­нальных условий жизни.

Психическое благополучие — способность к контролю своего поведения и эмоций, познавательной деятельности, а также ис­пытывать положительные эмоции, которые характеризуются опре­деленной частотой и интенсивностью.

Социальное благополучие — удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, отношениями с коллегами, друзьями, зна­комыми, уровнем и качеством жизни.

Факторы, определяющие состояние здоровья населения:

• социально-экономические (образ жизни, условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.);

• социально-биологические (возраст, пол, наследственность и т.д.);

• эколого-климатические (состояние воздуха, воды, почвы, уровень солнечной радиации и т.д.);

• медико-организационные (качество, эффективность, доступность медико-социальной помощи и т.д.).

Уровни здоровья:

- первый уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье;

- второй уровень - здоровье социальных и этнических групп - групповое здоровье;

- третий уровень - здоровье населения административных территорий - региональное здоровье;

- четвертый уровень - здоровье популяции, общества в целом - общественное здоровье.

Физическое здоровье это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Роль и значение основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья:

- образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;

- экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;

- биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;

- медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.

Качество жизни – это восприятие индивидуумом своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, а также в соответствии со своими ожиданиями, критериями и интересами.

Качество жизни основывается на трех составляющих:

· условия жизни или объективная, не зависящая от самого человека сторона его жизни;

· образ жизни или субъективная, создаваемая самим человеком сторона его жизни;

· удовлетворенностьусловиями и образом жизни.

Методология исследования качества жизни предполагает применение стандартизированных опросников. В международной практике используют стандартизированные опросники, апробированные в клинических исследованиях. В зависимости от области применения опросники делятся на общие (для детей и взрослых) и специальные - по областям медицины (онкология, неврология, ревматология и т.д.), по нозологии (аритмии, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, ревматоидный артрит и т.д.), специфичные для определенного состояния. Cреди общих опросников оценки качества жизни наиболее распространены в клинической практике:- Общий опросник здоровья - MOS SF-36,- Профиль влияния заболевания - Sickness Impact Profile (SIP),- Ноттингемский профиль здоровья - Nottingham Health Рrofile (NHP),- Шкала благополучия - Quality of Wеll-Being Scale,- Индекс психологического благополучия - Psychological General Well-Being Index,- Шкала психологического благополучия - Psychological Well-Вeing Schedule,- Шкала беспокойства и депрессии - Hospital Anxiety and Depression Scale,- Опросник здоровья МакМастера - McMaster Health Index Questionnaire. Физическое здоровье индивидуума — это интегральный показатель его жизнедеятельности, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды. К основным методам изучения физического здоровья населения относятся: • антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей); • антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей); • антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма). Антропоскопия проводится на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оцениваются тип телосложения, состояние кожных покровов, степень развития мускулатуры, жироотложений, состояние опорно-двигательного аппарата, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивается по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек. Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т.д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным относят: рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят: рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др. Для анализа антропометрических данных используют оценочные коэффициенты, выведенные путем сопоставления различных антропометрических признаков. Этими коэффициентами пользуются для оценки физического здоровья индивидуумов, комплексной оценки здоровья населения, отбора в спортивные секции и пр. Антропофизиометрия проводится с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и оценивается целым рядом показателей. Эти показатели характеризуют силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. Их измеряют с помощью специальных приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.).

Основные типы телосложения:

• нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;

• астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей над длиной туловища;

• гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие было введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом.

Причины акселерации не совсем ясны, выявлены следующие факторы, влияющие на акселерацию:

• Физико-химические факторы:

- гелиогенные (влияние солнечной радиации);

- радиоволновые, магнитные (влияние магнитного поля);

- космическая радиация;

- повышенная концентрация углекислого газа.

• Отдельные факторы жизни:

- алиментарные;

- информационные;

- социально-биологические;

- урбанизация.

• Генетические факторы:

- циклические биологические изменения;

- гетерозис (смешение популяций).

Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное взаимодействие этих и других факторов.
Акселерацию не следует рассматривать однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современным обществом, а именно:

• более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);

• необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

• нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией;

• диссоциация между продольными и поперечными размерами тела, приводящая к грацилизации тела и росту числа осложнений в родах.
Ретардация – явление, противоположное акселерации, - замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...