9.1.1 ТПС, направляемый в запас ОАО «РЖД», подвергается консервации их подшипниковых узлов.
9.1.2 Общий порядок консервации подшипниковых узлов определяется положениями технической Инструкции по постановке, консервации, содержанию и расконсервации локомотивов запаса ОАО «РЖД».
9.1.3 Подшипниковые узлы, для смазки которых применяется пластичная смазка, консервируются рабочей смазкой.
Подшипниковые узлы букс колесных пар, тяговых электродвигателей, тяговых редукторов, тяговых генераторов и вспомогательного оборудования консервации не требуют, если после ревизии I или II объема, постройки локомотив сделал пробег не более 30 тыс.км. При большем пробеге необходимо консервировать подшипниковые узлы путем допрессовки пластичной смазки в количестве тройной нормы от добавляемого количества при текущем ремонте ТПС. При этом обводненную смазку в тяговом редукторе следует заменить свежей по норме. Места прилегания крышек подшипниковых узлов к корпусам и выхода лабиринтных уплотнений промазываются пластичной смазкой.
9.1.4 ТПС и собранные тележки, находящиеся в запасе или резерве, следует передвигать не реже одного раза в два месяца на расстояние не менее 3 м. При установке ТПС на место дальнейшего отстоя необходимо следить, чтобы колеса были передвинуты на 90-180о против предыдущего положения.
9.1.5 Тяговые электродвигатели и тяговые генераторы после двух лет пребывания в технологическом запасе подвергаются ревизии первого объема их подшипниковых узлов. Буксы на колесных парах, якоря тяговых электродвигателей и тяговых генераторов, валы вспомогательного оборудования в процессе хранения проворачиваются на 5-8 оборотов не реже одного раза в 2 месяца с записью в специальном журнале.
9.1.6 ТПС, отставленный в запас ОАО «РЖД», а также колесные пары, находящиеся в технологическом запасе, следует устанавливать по возможности в местах наиболее удаленных от путей, по которым осуществляется движение.
9.1.7 Колесные пары с подшипниками качения на средней части оси, отправляемые в ремонт отдельно от ТПС, подготавливаются к транспортировке в следующей последовательности:
- роликовые подшипники очищаются от старой смазки и смазываются жидким минеральным маслом; - свежая пластичная смазка закладывается в подшипники;
- подшипники накрываются опорным стаканом или защитным кожухом (рисунок 4).
Хранение и подготовка подшипников к эксплуатации
9.2.1 Складское помещение для хранения подшипников должно быть сухим, отапливаемым, закрытым, имеющим вентиляцию и защищенным от попадания в него прямого солнечного света и агрессивных газов. Расположение окон на южной стороне не рекомендуется. Температура воздуха на складе должна находиться в пределах от +10о до +30оС, с суточным колебанием температуры не более 10оС. Относительная влажность положения не должна превышать 70%.
9.2.2 Новые подшипники следует хранить в заводской упаковке до передачи их в отделение (цех) роликовых подшипников.
9.2.3 Хранение подшипников во влажных картонных ящиках (коробках) не допускается.
9.2.4 Подшипники складируются в ящики, на деревянные поддоны, настилы или металлические кассеты по партиям и типам. Деревянные ящики, поддоны, настилы или металлические кассеты предварительно выстилаются полиэтиленовой пленкой, либо парафинированной или оберточной бумагой.
9.2.5 Хранение подшипников непосредственно на полу запрещается.
9.2.6 Обращение с подшипниками, как в упаковке, так и без нее, должно производиться с осторожность, предохраняя их от ударов, бросков и резких толчков во избежание повреждения упаковки и самих подшипников.
Кантовать, волочить и бросать тару с подшипниками запрещается.
9.2.7 Подшипники, подготовленные к монтажу, проходят проверку маркировки на упаковке и на самих подшипниках.
9.2.8 Подшипники распаковываются непосредственно перед началом работ с ними.
9.2.9 Подшипники, законсервированные жидким маслом, промываются в трех или более ваннах бензина или хладона 113 не менее 1 мин в каждой ванне. Перед промывкой в бензине рекомендуется предварительный прогрев подшипников в горячем (80-90оС) растворе минерального масла (например, веретенного АУ, индустриального И-50А, авиационного МС-14).
Промывка подшипников в бензине может быть заменена промывкой в горячих (75-85оС) антикоррозионных водных растворах, состав которых представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Состав водных растворов для расконсервации подшипников
В процентах
Состав растворов
Содержание компонентов в растворах
Раствор № 1
Раствор № 2
Триэтаноломин
0,5-1,0
0,5-1,0
Нитрит натрия
0,15-0,20
0,15-0,20
Смачиватель ОП
0,02-0,10
0,08-0,20
Вода
Остальное
Остальное
Допускается производить промывку подшипников другими низкощелочными растворами, имеющими в составе ингибитор коррозии.
9.2.10 Подшипники после промывки в бензине или водном растворе сушатся при (110±5оС) в течение 1.5 ч. Подшипники с полиамидными сепараторами сушатся при температуре 70-80оС. При необходимости допускается после сушки протирка подшипника хлопчатобумажными салфетками.
9.2.11 Шариковые подшипники с защитными или уплотнительными шайбами, конические двухрядные подшипники кассетного типа, заполненные рабочей смазкой на предприятии-изготовителе, после удаления упаковочного материала ни в каких растворах не промываются. Сухой или смоченной в бензине и хорошо отжатой хлопчатобумажной салфеткой протираются только посадочные поверхности колец и наружную поверхность защитных или уплотнительных шайб.
9.2.12 Подшипники, подлежащие монтажу через два и более часа после их расконсервации или хранению в отделении роликовых подшипников до 20 суток, смазываются минеральным маслом.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Нормы и допуски на износ деталей и монтаж подшипниковых узлов и подшипников качения букс, тяговых электродвигателей, тяговых и осевых редукторов
Таблица А.1 – Нормы и допуски на износ деталей и монтаж подшипниковых узлов и подшипников качения букс колесных пар
В миллиметрах
Наименование
Нормы и допуски к размерам
по чертежу
при ревизии II объема
при ревизии
I объема
1 Шейка оси колесной пары под подшипник
1.1 Отклонение от номинального размера осей диаметром свыше 120 до 180:
при посадке с натягом роликовых подшипников
+0,052
+0,027
+0,052*
-0,300
+0,052*
-0,400
при посадке с натягом роликовых двухрядных подшипников кассетного типа электровоза ЭП20
+0,052
+0,027
+0,052
+0,017
––
при посадке с натягом конических двухрядных подшипников кассетного типа электровоза 2ЭС6, тепловоза 2ТЭ25А (номинальный размер шейки оси 177, 815)
+0,093
+0,068
+0,093
+0,048
––
при втулочной посадке подшипников электровозов ЧС 2, ЧС2Т, ЧС2К
-0,080
-0,200
-0,300
при втулочной посадке подшипников дизель-поезда Д 1
+0,072
-0,087
+0,072
-0,200
+0,082
-0,300
1.2 Уменьшение диаметра шейки оси с учетом использования внутренних колец и втулок с градационными размерами, не более:
локомотивов всех серий, кроме электровозов ЧС 2, ЧС2Т, ЧС2К
––
1**
1**
электровозов ЧС 2, ЧС2Т, ЧС2К (втулочная посадка)
––
2**
2**
* Шейки осей колесных пар электровозов серий ЧС, осей моторных тележек дизель-поезда Д 1 и тепловоза ЧМЭ3, имеющие верхнее отклонение от номинального размера до 0,085, оставляют без исправления.
** Выпуск внутренних колец втулок с градационными размерами по специальным ТУ, согласованным с Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава.
Продолжение таблицы А.1
В миллиметрах
Наименование
Нормы и допуски к размерам
по чертежу
при ревизии II объема
при ревизии
I объема
1.3 Отклонение от номинального размера осей под шариковые подшипники:
8320Л тепловозов 2ТЭ10В/И, 3ТЭ10В/И, ДМ62,М62У,2ТЭ25К,2ТЭ116В/И,ТЭМ18В/И (номинальный размер Ø100 мм)
80-232Л электровозов ЭП10 (номинальный размер 160)
-0,043
-0,083
-0,150
-0,200
1.4 Допуск круглости, конусообразность (числитель - МВПС, знаменатель-локомотивы), не более
0,007 0,0075
0,030
––
1.5 Допуск радиального биения (при проверке в центрах), не более
0,050
0,050
––
2 Предподступичная часть оси колесной пары
2.1 Отклонение от номинального размера предподступичной части оси локомотивов всех серий, кроме 2ЭС6, 2ТЭ25А, ЭП20 для диаметров:
От 160 до 200 включ.
+0,151
+0,058
+0,150**
-0,500
––
Св. 200 << 225 <<
+0,159
+0,075
+0,160
-0,500
––
Электровоза 2ЭС6, тепловоза 2ТЭ25А
(номинальный размер 215)
+0,109
+0,080
+0,109
-0, 060
––
Электровоз ЭП20
+0,150
+0,120
+0,150
+0,100
––
2.2 Уменьшение диаметра предподступичной части оси (после обточки)***:
электровозы, кроме ЧС В/И,2ЭС6,ЭП20
––
электровозы ЧС В/И
––
моторвагонный подвижной состав и тепловозы, кроме 2ТЭ25А
––
* Числитель – тепловозы ТЭП60, ТЭП70.
** Колесные пары, имеющие плюсовые допуски предподступичной части оси более указанных в п.2.1, оставляются без исправления при условии постановки лабиринтных колец с соблюдением норм натягов, приведенных в настоящем приложении.
*** Переточку предподступичной части оси производят от номинального размера с последующей накаткой. Допуски диаметра предподступичной части принимают по нормам, указанным для изготовления
Продолжение таблицы А.1
В миллиметрах
Наименование
Нормы и допуски к размерам
по чертежу
при ревизии II объема
при ревизии
I объема
2.3 Допуск круглости, конусообразность, не более
0,015
0,03
0,07
3 Кольца лабиринтные и дистанционные
3.1 Отклонение от номинального диаметра посадочного отверстия лабиринтного кольца для диаметров:
От 120 до 180 включ.
+0,040
*
*
Св. 180 << 230 <<
+0,046
3.2 Допуск круглости и конусообразность посадочного отверстия лабиринтного кольца, не более
0,03
0,05
0,07
3.3 Допуск параллельности торцевых поверхностей дистанционных колец, не более:
малого кольца
0,02
0,02
0,02
большого кольца
0,04
0,04
0,04
4 Корпус буксы
4.1 Отклонение от номинального размера посадочного отверстия под подшипники для диаметров:
От 180 до 260 включ.
+0,07
+0,02
+0,20
+0,02
+0,30**
+0,02
Св. 260 << 360 <<
+0,10
+0,02
+0,25
+0,02
+0,35**
+0,02
<< 360 << 400 <<
+0,12
+0,02
+0,30
+0,02
+0,40**
+0,02
4.2 Допуск круглости посадочного отверстия под подшипники при расположении большей оси (большего диаметра) по вертикали для диаметров, не более:
От 180 до 260 включ.
0,035
0,15
0,25
Св. 260 << 400 <<
0,040
0,20
0,33
* Кольцо используют с любым допуском при условии обеспечения натяга посадки по норме.
** Проверяют только после производства сварочных работ на корпусе снятой буксы.
Продолжение таблицы А.1
В миллиметрах
Наименование
Нормы и допуски к размерам
по чертежу
при ревизии II объема
при ревизии
I объема
4.3 Допуск круглости посадочного отверстия под подшипники при расположении большей оси (большего диаметра) по горизонтали для диаметров:
От 180 до 260 включ.
0,085
0,10
0,20
Св. 260 << 400 <<
0,040
0,15
0,25
4.4 Конусообразность посадочного отверстия, не более
0,035
0,08
0,15
4.5 Допуск перпендикулярности торца корпуса букс относительно посадочного отверстия под подшипники*, не более
0,2
0,25
0,3
5 Ступица колеса неподвижной оси дизель-поезда Д 1 (до №376)
5.1 Отклонение диаметра отверстия под подшипники (от номинального размера 300)
-0,050
-0,088
-0,020
-0,088
-0,010
-0,088
5.2 Допуск круглости и конусообразность посадочного отверстия под подшипник
0,026
0,100
0,150
6 Радиальный зазор роликовых подшипников в свободном состоянии
6.1 Подшипники радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами для диаметров шеек:
От 120 до 140** включ.
0,115–0,180
0,110–0,280
0,110–0,350
Св. 140 << 160 <<
0,130–0,195
0,120–0,300
0,120–0,400
<< 160 << 180*** <<
0,150–0,215
0,140–0,300
0,140–0,400
* Контролируется при расточке посадочного отверстия после наплавки корпуса буксы под подшипники.
** Радиальные зазоры для подшипников, изготовленных в России и странах ближайшего зарубежья.
*** Для электровозов ЧС фирменные подшипники NJ2236DxM/C4 (NJ2236MAS/C4), NU2236DM/C4+HJ2236Dx14,73 (NUC2236MAS/C4+PLC810-1), NU2236DM/C4+NUP2236 и их отечественные аналоги имеют одинаковые нормы радиальных зазоров.
8 Осевой зазор (разбег) двух парных подшипников радиальных роликовых с короткими цилиндрическими роликами для одной буксы колесной пары
8.1 Всех локомотивов, кроме электровозов ЧС, ЭП2К, тепловозовТЭП70, 2ТЭ70, дизель-поездов ДР и прицепных вагонов электропоездов
1,0–1,5
1,0–2,0
1,0–2,5
8.2 Электровозов ЧС 4
2,0–2,8
2,0–3,0
2,0–3,2
* Измеряют в случаях, когда внутренние кольца подшипников не снимают с шейки оси.
Продолжение таблицы А.1
В миллиметрах
Наименование
Нормы и допуски к размерам
по чертежу
при ревизии II объема
при ревизии
I объема
8.3 Электровозов ЧС4Т:
с фирменными подшипниками NU2236ДхМС4 (NJ2236MASC4)*, NU2236ДМС4+HJ2236Дх14,73 (NUC2236MASC4+PLC810-1), кроме средних колесных пар
4,25–5,85
4,25–6,05
4,25–6,25
с отечественными подшипниками**
30-42836ЛМУ, 30-152536ЛМУ, кроме средних колесных пар
4,88–6,42
4,88–6,62
4,88–6,82
с фирменными подшипниками NJ2236ДхМС4 (NJ2236MASC4), NU2236ДМС4+NUP2236 (NUC2236MASC4+NUP2236) на средних колесных парах
20,0
20,0–20,2
20,0–20,4
с отечественными подшипниками
30-42836ЛМУ, 30-152536ЛМУ1 на средних колесных парах
20,68–20,88
20,68–20,88
20,68–21,08
8.4 Электровозов ЧС 7, ЧС8, ЧС 6, ЧС200:
с фирменными подшипниками NJ2236ДхМС4 (NJ2236MASC4), NU2236ДМС4+HJ2236Дх14,73 (NUC2236MASC4+PLC810-1)
10,40–12,60
10,40–12,80
10,40–13,0
с отечественными подшипниками
30-42836ЛМУ, 30-152536ЛМУ
11,38–12,97
11,38–13,17
11,38–13,37
8.5 Прицепных вагонов электропоездов
0,68–1,75
0,68–2,0
0,68–2,2
8.6 Дизель-поезда Д 1 (с №376)
1,0–2,5
1,6–2,7
1,6–3,0
9 Осевой зазор (осевая игра) в свободном состоянии шариковых подшипников
* Фирменные подшипники NJ2236ДхМС4, NU2236ДМС4+HJ2236Дх14,73, NU2236ДМС4+NUP2236 имеют составной сепаратор на заклепках, центрированный по телам качения. Фирменные подшипники NJ2236MASC4, NUC2236MASC4+PLC810-1, NUC2236MASC4+NUP2236 имеют составной сепаратор на заклепках, центрированный по борту наружного кольца.
** Замену зарубежных подшипников на отечественные производят по проектам ПКБ ЦТ Э2472.00.00 (ЧС4Т) и Э2415.00.00 (ЧС 6, ЧС 7, ЧС8, ЧС200).
Продолжение таблицы А.1
В миллиметрах
Наименование
Нормы и допуски к размерам
по чертежу
при ревизии II объема
при ревизии
I объема
9.2 Разница в осевых зазорах двух шариковых подшипников для одной колесной пары, не более
0,1
0,1
0,2
10 Осевой зазор (разбег) букс с кассетными и коническими роликовыми подшипниками
10.1 С коническими двухрядными подшипниками кассетного типа электровозов 2ЭС6, тепловозов 2ТЭ25А
0,03–0,45
0,03–0,45
0.03-0,45
10.2 С роликовыми двухрядными подшипниками кассетного типа электровоза ЭП20
0,3-0,6
0,3-0,6
0,3-0,8
10.3 С парными подшипниками 7536М тепловозов ТГМ23
11.1 Зазор плавания сепаратора при центрировании по бортам наружных колец (для отечественных и фирменных подшипников электровозов серий ЧС)
0,5–1,2/2,05*
0,5–1,4/2,05
0,5–1,8/2,05
11.2 Зазор плавания сепаратора при центрировании по роликам (для фирменных подшипников электровозов серий ЧС)
1,2–2,5
1,0–2,5
0,5–2,5
12 Посадочные натяги внутренних колец подшипников и лабиринтных колец
12.1 Натяг на посадку внутренних колец подшипников:
роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами и роликовых сферических двухрядных для шеек диаметром от 120 до 180
0,035–0,065
0,035–0,065**
0,035–0,065**
упорного шарикового подшипника 8320
0,020-0,050
0,020-0,050
0,020-0,050
конических двухрядных кассетного типа электровоза 2ЭС6, тепловоза 2ТЭ25А
0,068–0,118
0,068–0,118
––
роликовых двухрядных кассетного типа электровоза ЭП20
0,027-0,077
0,027-0,077
––
* Числитель – для подшипников с латунными сепараторами, знаменатель – для подшипников с полиамидными сепараторами.
** На электровозах серий ЧС, тепловозах ЧМЭ3 и дизель-поездах Д1 допускается максимальный натяг до 0,080 мм.
Продолжение таблицы А.1
В миллиметрах
Наименование
Нормы и допуски к размерам
по чертежу
при ревизии II объема
при ревизии
I объема
12.2 Натяг на посадку лабиринтного кольца для диаметров предподступичной части оси:
От 120 до 160 включ.
0,030–0,125*
0,030–0,125*
0,020–0,125*
Св. 160 << 200 <<
0,030–0,150
0,030–0,150
0,030–0,150
<< 200 << 225 <<
0,050–0,160
0,050–0,160
0,040–0,160
12.3 Допуски на посадку подшипников неподвижной оси колесной пары дизель-поездов Д 1 (до №376):
на шейку оси
от натяга 0,025 до зазора 0,027
от натяга 0,025 до зазора 0,030
от натяга 0,025 до зазора 0,040
в центр колеса
натяг
0,015–0,088
натяг
0,005–0,088
от натяга 0,088 до зазора 0,005
13 Перекосы и зазоры, контролируемые при монтаже узлов
13.1 Перекос торцевой поверхности лабиринтного кольца относительно шейки, не более
0,03
0,05
0,05
13.2 Зазор между торцевыми поверхностями внутренних колец подшипников, а также бортом внутреннего кольца заднего подшипника и лабиринтным кольцом на 1/3 окружности, не более
0,05
0,05
0,05
13.3 Зазор между фланцем передней или задней крышки и торцом корпуса буксы при двух подшипниках радиальных роликовых с короткими цилиндрическими роликами в буксовом узле, кроме тепловозов 2ТЭ10,2ТЭ116