Таблица 2 – Неисправности подшипников качения и их деталей
Характеристика неисправности
Условия дальнейшего использования
1 Подшипники шариковые и роликовые стандартного исполнения в собранном состоянии
1.1 Неплавный ход, тугое вращение, повышенный шум и толчки при проверке на легкость вращения во время ревизии подшипника
Подшипник повторно промывается и проверяется. Если дефект не устраняется: шариковые подшипники бракуются; роликовые подшипники разбираются. Детали подвергаются осмотру и проверке с целью определения их пригодности. Неисправные детали заменяются
1.2 Радиальный зазор подшипника не соответствует нормам
Шариковый подшипник бракуется.
Роликовый подшипник перекомплектовывается. При невозможности этой операции подшипник бракуется.
1.3 Осевой зазор (осевая игра) шарикового или роликового подшипника не соответствует нормам
Шариковый подшипник бракуется. Роликовый подшипник перекомплектовывается. При невозможности этой операции подшипник бракуется.
1.4 Коррозия на нерабочих поверхностях колец
Поверхности зачищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220. После зачистки допускаются не выведенные следы коррозии
Выполняется регулировка осевого зазора (осевой игры) посредством установки регулировочных колец
2 Подшипник конический двухрядный кассетного типа
2.1 Глубокие забоины, сколы и деформация колец и уплотнений, недостаточный осевой зазор, выявленные при входном контроле подшипника
Подшипник направляется в сервисный центр или предприятие- изготовитель подшипника
2.2 Неплавный ход, посторонний шум и толчки при проверке на легкость вращения подшипника от руки после его монтажа на шейку оси
Подшипник демонтируется с шейки оси и направляется в сервисный центр или предприятие-изготовитель подшипника
2.3 Осевой зазор подшипника не соответствует норме после его монтажа на шейку оси
Подшипник демонтируется с шейки оси и направляется в сервисный центр или предприятие-изготовитель подшипника
3 Детали роликовых и шариковых подшипников
3.1 Трещины и изломы деталей подшипников (рисунок 46)
Детали бракуются
3.2 Вмятины и забоины полиамидных сепараторов
Сепараторы с вмятинами и забоинами свыше 1,5х3 мм бракуются
3.3 Усталостные раковины или выкрашивание на поверхностях качения колец, роликов или шариков (рисунок 47)
Детали бракуются
а)
б)
в)
г)
а) трещины внутреннего кольца роликового подшипника с короткими цилиндрическими роликами;
б) трещины по образующей ролика;
в) трещины латунного сепаратора;
г) излом борта внутреннего кольца роликового сферического двухрядного подшипника
Рисунок 46 – Трещины и изломы деталей подшипников
а)
б)
в)
Рисунок 47 – Усталостные раковины или выкрашивание на поверхностях качения колец роликовых (а), шариковых (б) подшипников и тел качения
Продолжение таблицы 2
Характеристика неисправности
Условия дальнейшего использования
3.4 Крупные вмятины и задиры на кольцах, роликах или шариках
Детали бракуются
3.5 Мелкие вмятины и риски на поверхностях качения колец, роликов или шариков
Кольца и ролики роликовых подшипников зачищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220 с маслом (при вращении на станке) или шлифуются на станке с последующим магнитопорошковым
или вихретоковый контролем.
После зачистки, не выведенные следы вмятин или рисок, не допускаются. После исправления допускается разноразмерность роликов в среднем сечении не более 6 мкм.
Шариковые подшипники бракуются
3.6 Ползуны («лыски») на роликах или шариках
Детали роликовых подшипников и шариковые подшипники бракуются
3.7 Гранность и волнообразный накат (бринелирование) на кольцах и роликах (рисунок 48)
Детали бракуются
3.8 Рифление на поверхностях качения колец и роликов (рисунок 49)
Детали бракуются
3.9 Штриховые задиры (рябина, шелушение) расположенные по окружности поверхности качения колец и роликов (рисунок 50)
Кольца и ролики защищаются шли-фовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220 с маслом (при враще-нии на станке) или шлифуются на станке с последующим магнито-порошковым или вихретоковым контролем. После зачистки, не выведенные следы задиров, не допус-каются. После исправления допуска-ется разноразмерность роликов в среднем сечении не более 6 мкм
3.10 Задиры на роликах и дорожке качения съемного кольца (рисунок 51), возникающие при неправильном ведении монтажно-демонтажных работ
Кольца и ролики защищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью F180 или F220 с маслом при вращении на станке.
После зачистки, не выведенные следы задиров, не допускаются.
Рисунок 48 – Гранность и волнообразный накат (бринеллирование) на наружных кольцах роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами
а)
б)
в)
а) внутреннего кольца подшипника с бомбинированными роликами;
б) роликов;
в) внутренних колец роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами
Рисунок 49 – Рифление на поверхности качения
а)
б)
а) внутреннего кольца роликового подшипника с короткими цилиндрическими роликами;
б) ролика
Рисунок 50 – Штриховые задиры (рябина, шелушение) на поверхностях качения колец и роликов
Рисунок 51 – Монтажные задиры на дорожке качения внутреннего кольца роликового подшипника с короткими цилиндрическими роликами
Продолжение таблицы 2
Характеристика неисправности
Условия дальнейшего использования
3.11 Блестящие круговые полоски на роликах, не ощущаемые при органолептическом контроле (рисунок 52)
Допускаются без исправления
3.12 Матовая поверхность на кольцах, роликах и шариках
Допускается без исправления
3.13 Задиры в виде «елочки» на рабочих поверхностях бортов колец
Допускаются без исправления неглубокие задиры в виде рисок.
Глубокие задиры с признаками выкрашивания зачищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью F180 или F220 с маслом (при вращении на станке). После зачистки обязательные проверки колец на трещины магнитопорошковым методом
3.14 Задиры в виде «елочки» на торцах роликов (рисунок 53)
Допускаются без исправления неглубокие задиры в виде рисок. Глубокие задиры с признаками выкрашивания зачищаются вручную или на вращающемся приспособлении с маслом шлифовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220
3.15 Раковины на торцах роликов и рабочей поверхности бортов колец
Кольца и ролики бракуются
3.16 Перегрев деталей подшипников – четко выраженные (синие, фиолетовые) цвета побежалости на кольцах, роликах и шариках
Детали бракуются
3.17 Сколы на бортах наружных и внутренних колец
Детали бракуются
3.18 Неравномерный (по окружности) износ дорожек качения наружного кольца роликового сферического двухрядного подшипника
Допускается без исправления в пределах норм на величину радиального зазора подшипника
Рисунок 52 – Блестящие круговые полоски на роликах
Рисунок 53 – Задиры в виде «елочки» на торцах роликов
Продолжение таблицы 2
Характеристика неисправности
Условия дальнейшего использования
3.19 Потемнение (от серого до черного цвета) поверхностей качения колец, роликов и шариков. Потемнение возникает вследствие их окисления. Обычно наблюдается после работы подшипников на смазке, содержащей серу, а также при длительном прохождении через подшипник небольшого тока
Допускается без исправления
3.20 Сплошной след ожога электротоком (цепочка слившихся или близко расположенных точек) на поверхностях качения (рисунок 54)
Детали бракуются
3.21 Ожоги электротоком поверхностей качения колец и роликов в виде отдельных разбросанных точек (рисунок 55)
Допускаются без исправления, если поперечный размер каждой точки не превышает 2 мм при ревизии I объема узла и 1 мм при ревизии II объема подшипникового узла. Плотность точек в местах их скопления не должна превышать 3 шт. на 1 см2
3.22 Коррозия на рабочих поверхностях деталей подшипников с проникновением вглубь металла
Детали бракуются. При точечной коррозии разрешается оставлять без исправления, если размеры точек и их плотность не превышает норм, приведенных в пункте 3.21
3.23 Слабая (неглубокая) коррозия на поверхностях качения колец и роликов (рисунок 56)
Детали зачищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220 с маслом (при вращении). После зачистки не выведенные следы коррозии не допускаются
3.24 Следы (забоины) от вставления роликов на дорожке качения внутреннего кольца роликового сферического двухрядного подшипника (рисунок 57)
При наличии задира, ощущаемого при органолептическом контроле, зачищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220 с маслом (при вращении). После зачистки не выведенные следы не допускаются
Рисунок 54 – Сплошной след ожога электротоком ролика
Рисунок 55 – Ожог электротоком в виде отдельных разбросанных точек наружного кольца роликового подшипника
а)
б)
в)
а) внутреннего кольца роликового сферического двухрядного подшипника;
б) внутреннего кольца роликового подшипника с короткими цилиндрическими роликами; в) роликов
Рисунок 56 – Слабая (неглубокая) коррозия на поверхностях качения
Рисунок 57 – Следы (забоины) от вставления роликов на дорожке качения внутреннего кольца роликового сферического двухрядного подшипника
Продолжение таблицы 2
Характеристика неисправности
Условия дальнейшего использования
3.25 Задиры, вмятины и забоины на нерабочих и посадочных поверхностях колец
Острые края и кромки на поверхностях колец притупляются, выступы снимаются абразивным бруском и зачищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220
3.26 Вогнутость образующей посадочной поверхности внутреннего кольца с цилиндрическим отверстием диаметром более 80 мм
Допускается при ревизии I объема подшипникового узла не более 15 мкм и при ревизии II объема подшипникового узла не более 10 мкм
3.27 Острое сопряжение (кромка) образующей посадочной поверхности отверстия внутреннего кольца подшипника с фаской (рисунок 58)
Острая кромка удаляется абразивным бруском при вращении кольца на станке
3.28 Ослабленные или оборванные заклепки сепаратора (рисунок 59)
При ревизии I объема подшипникового узла разрешается подтянуть и заменить до 75%, а при ревизии II объема подшипникового узла – до 30% заклепок в подшипнике. При наличии большего количества ослабленных и оборванных заклепок все заклепки заменяются новыми. После подтягивания ослабленных заклепок
проверяются остальные заклепки на предмет отсутствия их ослабления. При необходимости они подтягиваются
3.29 Забоины, вмятины и заусенцы на нерабочих поверхностях металлических сепараторов
Нерабочие поверхности сепараторов зачищаются. При устранении дефекта в собранном подшипнике он промывается
3.30 Износ латунного сепаратора радиального роликового подшипника с короткими цилиндрическими роликами по внешней поверхности центрирования (при центрировании по борту наружного кольца) и по гнездам (при центрировании по роликам)
Допускается после зачистки задиров, удаления заусенцев и притупления острых кромок на сепараторе при условии, что зазор «плавания» не выходит за пределы установленных норм
Рисунок 58 – Острое сопряжение (кромка) образующей посадочной поверхности отверстия внутреннего кольца подшипника с фаской
Допускается после удаления заусенцев, если минимальный зазор между сепаратором и поверхностью качения наружного кольца не выходит за пределы норм, приведенных в разделе 7.4.3. При несоответствии нормам подшипник бракуется
3.33 Повреждения чеканки (раскатки) у латунного сепаратора с окнами, приводящие к выпадению роликов из сепаратора
Чеканка (раскатка) сепаратора восстанавливается на старых местах или образовывается вновь
3.34 Отгибание или износ перемычек сепаратора с выпадением роликов радиального роликового сферического двухрядного подшипника (рисунок 60)
При отсутствии выпадения роликов из сепаратора оставляют без исправления. При выпадении роликов сепаратор обжимается в специальном приспособлении*. Сепаратор проверяется на отсутствие трещин у основания перемычек с использованием лупы
4-х увеличения
4 Стяжные или закрепительные втулки подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных
4.1 Острые кромки по разрезу
Кромки втулок притупляются
4.2 Коррозия на посадочных поверхностях
Посадочные поверхности зачищаются шлифовальной шкуркой с зернистостью Р180 или Р220
4.3 Срыв резьбы втулки (рисунок 61)
Втулка бракуется
4.4 Резкий переход места сопряжения от цилиндрической части к торцу тонкого конца
Плавный переход выполняется шабером или напильником
4.5 Гранность на цилиндрической поверхности втулки, прилегающей к шейке оси с шагом 15 мм и более (рисунок 62)
Втулка бракуется
* При текущем ремонте допускается выпадение роликов в радиальном роликовом сферическом двухрядном подшипнике типа 23956 опорного узла тягового редуктора электровозов серий ЧС 2, ЧС 2Т.