Условное обозначение и маркировка подшипников качения для узлов железнодорожного тягового подвижного состава
Ж.1 На подшипниках, выпускаемых в России, на Украине, Белоруссии и Казахстане, наносится маркировка в соответствии с ГОСТ 520-2002, условное обозначение по ГОСТ 3189-89 обозначения предприятия-изготовителя и года выпуска подшипника. В узлах железнодорожного подвижного состава, в основном, применяются подшипники с диаметром отверстия свыше 10 мм. Схема основного условного обозначения такого подшипника (кроме диаметров 22, 28, 32 и 500 мм) представлена на рисунке Ж.1.
1 – диаметр отверстия внутреннего кольца – два знака. Обозначается частным от деления значения диаметра на 5; 2 – серия диаметров – один знак; 3 – тип подшипника – один знак; 4 – конструктивное обозначение – один знак; 5 – размерная серия (серия ширины или высоты) – один знак.
Рисунок Ж.1 – Схема основного условного обозначения подшипника с диаметром отверстия свыше 10 мм:
Подшипники, отличаются от основного типа по классу точности, группе радиального зазора, конструкции, материалу деталей подшипников, термообработка и т.д., имеют дополнительные обозначения, проставленные слева (через тире) и справа от основного обозначения. Слева от основного обозначения ставятся знаки: - класс точности (7, 8, 0, 6Х, 6¸5, 4, 2); - группа радиального зазора по ГОСТ 24810-81 (1, 2 … 9, для радиально-упорных шариковых подшипников обозначают степень преднатяга 1, 2, 3); - момент трения (1, 2 … 9); - категорию подшипника (А, В, С). Знаки, проставленные справа от основного обозначения подшипника, представлены в таблице Ж.1.
Таблица Ж.1 – Значение знаков, проставляемые справа от основного обозначения подшипника
Пример полного условного обозначения подшипника: 26-2080 907ЮТС2Ш2 – подшипник шариковый однорядный с внутренним диаметром 35 мм, где 07 – внутренний диаметр, 9 – серия диаметра, 0 – тип подшипника, 08 – конструктивная разновидность, 2 – серия ширины, 6- класс точности, 2 – группа радиального зазора, Ю – подшипник изготовлен из нержавеющей стали, Т – дополнительный отпуск при 400оС, С2 пластичный смазочный материал ЦИАТИМ-221, Ш2 – уровень вибрации. Ж.2 Большинство отечественных подшипников для узлов ТПС и, в первую очередь КМБ, изготавливаются по следующим специальным техническим условиям (ТУ) для железнодорожного подвижного состава: - ТУ ВНИПП.048-1-00 «Подшипники качения для железнодорожного подвижного состава. Подшипники шариковые, роликовые цилиндрические и сферические. Технические условия» (основные ТУ); - ТУ ВНИПП.072-01 «Подшипники качения для железнодорожного подвижного состава повышенного качества. Технические условия»; - ТУ ВНИИП.051-99 «Подшипники качения для опытных узлов подвижного состава железных дорог. Технические условия»; - ТУ ИЦ ЕПК.018-12 «Подшипники качения. Подшипники для железнодорожного подвижного состава и вагонов метрополитена. Технические условия»;
- ТУ 37.551.00019-94 «Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами для тяговых электродвигателей скоростных электровозов». Указанные ТУ являются дополнениями к общемашиностроительному ГОСТу 520-2002 «Подшипники качения. Общие технические условия» и содержат специальные требования, предъявляемые к подшипникам отечественных узлов железнодорожного подвижного состава. ТУ на них существенно ужесточают требования данного ГОСТа к материалу, показателям точности, шероховатости, микроструктуре материала деталей упомянутых элементов, приемке, методам контроля и гарантиям изготовителей. Установка в КМБ ТПС отечественных подшипников, выпущенных по техническим требованиям ГОСТа 520-2002, может привести к снижению работоспособности этих ответственных узлов. Ж.3 За последние 30 лет маркировка подшипников, выпускаемых по ТУ для железнодорожного подвижного состава, несколько раз изменялась и была изложена в ТУ 37.006.048-73 (срок действия 1973-2000 гг.) и ТУ ВНИПП.048-1-00. Маркировка всегда основывалось на положениях ГОСТ 520-2002 (выпуски 1971, 1989 и 2002 гг.). Общим для ГОСТа и ТУ всегда было указание: «…маркирование наносится изготовителем любым способом, не вызывающим коррозии подшипников. При маркировании собранных подшипников электрографическим способом электрический ток не должен проходить через тела качения». Следующим определяющим признаком ГОСТа и ТУ является дополнительное обозначение условного знака года выпуска подшипников. На подшипники, изготовленные по ГОСТ 520-2002 после 1982 г. и железнодорожным ТУ всех выпусков, кроме их типа и предприятия-изготовителя указывается условный знак их года выпуска, представленный в таблице Ж.2.
Таблица Ж.2 – Условные знаки годов выпусков подшипников с 1982 г.
Некоторые производители подшипников (в первую очередь буксовых) после условного знака года выпуска иногда, чтобы избежать повтора, указывают цифру 1 или число 11 после условной буквы. В последнее время вместо буквенного знака допускается нанесение двух последних цифр года.
В подшипниках, выпускаемых по ТУ для железнодорожного подвижного состава с конца 1985 г. в маркировку был введен основной отличительный признак от требования ГОСТ 520-2002 – знак «1», который наносили после года и месяца выпуска. С IV квартала 2004 г. его заменили знаком «Т». Отличительными признаками выпуска подшипников по ТУ для железнодорожного подвижного состава также являются: номера подшипника, маркировка завода-изготовителя на торце сепаратора (не является обязательным условием) и условный знак года. Необходимую информацию наносят на наружном и внутреннем кольцах подшипников только с одной стороны, на неразъемных подшипниках – на наружном кольце. В случаях применения одних и тех же колец (наружных, приставных плоских, упорных внутренних для подшипников разных типоразмеров) на них допускается следующая маркировка. Например, наружное кольцо с двумя бортами для подшипника 42726ЛМ применяют в модификациях подшипников типов 30-42726Л4М, 30-232726Л4М, 30-42726Е2М и др. В этом случае на наружное кольцо наносят условное обозначение – 42726ЛМ. На внутренних кольцах указывают полную маркировку, характеризующую конструктивную особенность подшипника. Пример маркировки подшипника, выпускаемого ОАО «Саратовский подшипниковый завод» по ТУ на подшипники для железнодорожного подвижного состава, показан на рисунке Ж.2.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
ПРИЛОЖЕНИЕ И (обязательное)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|