Профессиональное образование для социальной работы
Программа подготовки для выпускников и бакалаврская программа. Развитие социальной работы как профессии происходило наряду с развитием системы образования в социальной работе. Начавшись в конце XIX в. в форме кратковременных программ подготовки, официальное образование в области социальной работы сейчас в основном дается в колледжах и университетах. Комитет по образованию для социальной работы (КОСР) является единственным полномочным органом для принятия образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Комитет опубликовал новое Положение о политике в области учебных программ (1982), которое формулирует как цели, так и основное содержание для приблизительно 350 бакалаврских и 90 магистерских утвержденных программ. За 60—80-е годы отмечен быстрый рост докторских программ в области социальной работы, большая часть которых ориентирована на подготовку выпускников к участию в исследовательских проектах, в гуманитарных науках, в преподавательской деятельности и к занятию высоких должностей в системе управления, планирования и политического анализа. В последние годы было присуждено несколько докторских степеней в клинической и практической областях. Ускоряющееся расширение докторских программ и их масштабности сделало необходимым создание в 1977 г. Группы содействия получению докторских степеней в области социальной работы. Эта группа проводит ежегодно совещания для обсуждения направлений, проблем и тенденций в докторском образовании и для планирования общих подходов к его расширению в системе социальной работы. Непрерывное образование. Целый ряд факторов дал импульс распространению программ непрерывного обучения. Среди них — осознание новых социальных проблем, вставших в центр профессионального и общественного внимания; введение в действие новых законодательства, политики и инструкций; популярность новых моделей лечения; поиск новых методик управления и источников развития; появление оригинальных подходов к сбору и использованию информации; требования к обновлению системы лицензирования.
Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы обучения после получения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышение квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с одинаковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализу- 189 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ются, как правило, в форме краткосрочных курсов в учреждениях, а также на симпозиумах или конференциях. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентаци-онный курс, курсы усовершенствования и переподготовки, предполагает обсуждение, рекомендации и официальную подготовку, направленные на то, чтобы персонал был способен квалифицированно решать как существующие, так и новые задачи. Программы непрерывного обучения в настоящее время предлагаются в самых разнообразных вариантах (А. Лауфер, 1977).Университеты предлагают их на дополнительных отделениях, в профессиональных школах и на факультетах непрерывного обучения. Бюро по социальным услугам, коммерческие фирмы, государственные программы местных отделений Национальной ассоциации социальных работников поддерживают программы непрерывного обучения для социальных работников. В непрерывном обучении увеличивается использование аудио- и видеоматериалов. Источники изменений в образовании для сферы социальной работы. Пути и направления развития научного поиска в психологии, социологии и в других смежных дисциплинах находят свое отражение в учебном плане для сферы социальной работы — вначале на докторском, а в конечном итоге на бакалаврском и магистерском уровнях. Широкие общественные движения и их ключевые идеологические положения повлияли на политику приема студентов, подбора профессорско-преподавательских кадров и на включение как отдельных понятий, так и целых теорий в учебный план. Демографические тенденции, особенно сокращающееся число выпускников высшей школы, заставляют при составлении учебной программы изучить различные группы населения на предмет наличия потенциальных кадров, например мужчин среднего возраста и женщин, начавших работать в немолодом возрасте.
Профессиональные интересы студентов, значительная часть которых в настоящее время обнаруживает склонность к частной практике (А. Рубин и П. Джонсон, 1984), играют основную роль при определении содержания учебного плана. Технологические нововведения, например управленческие информационные системы и широкое распространение компьютеров, также влияют на практику социальной работы и обучение. Колледжи и университеты, предлагающие учебные программы социальной работы, возможно, являются наиболее важным источником изменений. Все в большей степени факультеты социальной работы склонны принимать преподавателей с докторской степенью и ужесточать свои требования к ним, выдвигая в качестве необходимых условий ведение научной работы и публикации. Эти условия необходимы для занятия должностей и продвижения по службе. Проблемы И достижения. Возможно, центральным вопросом образования в социальной работе станет в ближайшем будущем вопрос качества подготовки. Пока многие предложения по непрерывному обучению носят эпизодический, случайный характер, не включают долгосрочного планирования или систематической оценки образовательных потребностей профессионалов. Реализация этих предложений зависит от денежных субсидий извне, наличие которых становится все более проблематичным в меняющейся бюджетной обстановке. Часто программы непрерывного обучения составляются так, чтобы привлекать состоятельных клиентов, конъюнктурные кадры.
Среди факторов, угрожающих качеству образования в социальной работе, — снижающееся число кандидатов, уменьшение приема, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований, распространение бакалаврских программ и быстрое увеличение количества докторов, иногда при отсутствии необходимых учебных ресурсов. Наряду с проблемами можно отметить и определенные достижения. В частности, значительно укрепились междисциплинарные и межпрофессиональные связи в учебных программах социальной работы. Общей тенденцией стало расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунального хозяйства, общественного управления, медицины и др. Проблемы будущего Основной внутренней проблемой социальной работы является неопределенность области профессиональных интересов и ее границ. Идет ли речь об услугах для отдельных лиц или о какой-то другой теме, споры о специальной нише и сущности профессии продолжаются. Зрелая, сформировавшаяся профессия предполагает полное единство взглядов и воззрений, но она открыта и для идеологического 190 плюрализма. Она не всегда едина и редко бывает однородной. Часто профессиональный цех — это свободное объединение отдельных частей (Р. Бучер и А. Страусе, 1961). Ее не депрофессионализируют противоборствующие философские системы, политические предпочтения, выборы стратегии и наличие отдельных групп со своими специфическими интересами. Применительно к социальной работе следует признать, что неопределенность сферы деятельности отнюдь не является помехой. В сущности, неопределенность создает ситуацию новых возможностей и стимулирует конкуренцию в традиционных сферах занятости. Явление деквалификации — более серьезная проблема, чем неопределенность. В некоторых штатах образовательные нормы и требования к конкретным должностям в системе социальной работы были или занижены, или изменены. Отсутствие утвержденной системы классификации видов работ в системе социальной работы по функциям, целям или обязанностям еще больше осложнило ситуацию.
В составе агентств по соцобеспечению всегда присутствовало значительное количество специалистов из других областей. Неясно, будет ли предполагаемое перераспределение рабочих мест в системе социальной работы в пользу специалистов из других областей, или парапрофессионалов, компенсировано вакансиями для профессиональных социальных работников в таких сферах, как помощь наемным работникам, уход за престарелыми или частная практика. Ясно, однако, что недостаток средств наряду с недоброжелательностью со стороны властей представляет огромную опасность для профессии, стремящейся сохранить ведущую роль в традиционных для социальных работников сферах занятости. Частная практика. Огромное число социальных работников занимаются частной и индивидуальной практикой, невзирая на неоднозначность оценок, даваемых этому явлению в литературе. По одной оценке (Н. Хамфрейз и М. Дайнерман, 1984), приблизительно 23% социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социальной работы, потому что освобождает работника от бюрократического давления, оказываемого на служащих агентств, приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. Узаконенность частной практики как составной части соци- альной работы уже не подвергается сомнению. Критикующие частную практику рассматривают эту форму деятельности как отступление от традиционных профессиональных обязательств перед бедняками и людьми, попавшими в затруднительное положение. Клиентами частников являются, как правило, представители среднего и высшего классов. Клиенты же традиционной социальной работы — слабые и угнетенные — обычно игнорируются частными работниками, так же как ими игнорируется и негативное мнение общественности. Некоторые критики считают, что одновременное внимание к личности и к окружающей среде способствует чрезмерно психологизированному представлению о мире в сфере частной психотерапии. Критики также считают, что частные работники ставят погоню за личными целями выше вопросов социальной справедливости. Массовый уход социальных работников в частный сектор высвечивает основные моменты внутриведомственной борьбы между социальными работниками, психологами, психиатрами и юристами ("Сошиал уоркерс волт", 1985). Основные конфликты связаны с проблемой выплат от страховых компаний. Однако вопросы о том, кто и для каких целей должен получать патенты и как нужно называть тех или иных специалистов, также становятся предметом обсуждения. Оно в значительной степени зависит от отношения к защите общественных интересов, но вместе с тем не сяободно и от идеи защиты интересов профессиональных. Внутри самой профессии энергично развивается процесс лицензирования социальных работников, хотя критики продолжают указывать на его дискриминирующее и ограничивающее воздействие на некоторые группы полупрофессионалов.
Можно спорить о том, является ли увеличивающаяся занятость социальных работников в частном секторе неким стратегическим приспосабливанием к изменяющемуся политическому климату или же она представляет собой начинающееся отделение профессии от общественного института социального обеспечения. Эффективность социальной работы. Подталкиваемые требованиями отчетности, социальные работники сегодня лучше осознают необходимость и важность постоянно демонстрировать эффективность своей деятельности (Л. Видека-Шерман, 1985). В учебных заведениях, как и в агентствах социальной работы, предлагаются новые 191 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ методики и способы оценки, с тем чтобы работники могли в любое время оценить полученные ими результаты. Иногда оказывается, что проблемы обоснованности, надежности и применимости некоторых систем оценок стараются представить в наиболее выгодном свете или эти системы оценок неадекватно воспринимаются профессиональным окружением. Тем не менее всеобщее понимание важности оценки результатов представляется одним из позитивных достижений профессии. В конце концов, оценки результатов социальной работы на микро-, среднем или макроуровне играют решающую роль в определении состоятельности социальной работы как профессии. В этом смысле обнадеживающими являются выводы исследований, из которых можно заключить, что при определенных условиях социальная работа, без сомнения, эффективна (У. Рейд и П. Ханраэн, 1982; Р. Фельдман, Т. Каплингер и Дж. Во-дарски, 1983; А. Рубин, 1985в). Влияние технологии на социальную работу. Новые пути развития коренным образом изменяют традиционные модели взаимодействия. Сюда входят искусственный интеллект, генная инженерия, производство новых лекарств, разработка социальных технологий в здравоохранении и использование компьютеров в бизнесе, промышленности, торговле, образовании и сфере услуг. Коренные изменения происходят в сфере семьи, системе образования, способах промышленного производства, системе занятости, сфере отдыха и развлечений. Укоренившееся использование компьютеров радикально изменило методы хранения, поиска, анализа и использования информации. При таком объеме информации и простоте и скорости, с которыми она предоставляется при помощи компьютеров, управленческие решения меняются все сильнее. Автоматизированные интервью, тестирование и обработка результатов, автоматизированная диагностика, консультирование при помощи компьютеров, самолечение при помощи компьютерных инструкций и т. п. оказывают все большее влияние на организацию и предоставление терапевтических услуг. Некоторые политики и общественные деятели рассматривают разнообразие сфер применения компьютеров как предлог для упразднения или резкого сокращения многих традиционных должностей в социальной работе. При той легкости, с какой компьютеры позволяют делиться информацией, вопросы профессиональной этики и конфиденциальности вызывают все большее беспокойство. Возможно, потребуется пересмотреть определение отношения "клиент — работник", как и многие другие аспекты и процессы в практике социальной работы. Полное значение влияния новых технологий на общество и на оказывающие помощь, предоставляющие услуги профессии, включая социальную работу, остается неизвестным. Готовность к неопределенности, без сомнения, станет важным условием для того, чтобы социальная работа нашла свое место в развивающемся мире современной технологии. Социальная работа и "государство всеобщего благосостояния". Превратности "государства всеобщего благосостояния" станут играть решающую роль при выборе будущих путей развития профессиональной социальной работы. Хотя и преждевременно делать вывод о том, что общественное отношение к социальной справедливости и честности изменилось, все же ясно, что определение федеральным правительством своих обязанностей претерпело коренную трансформацию. Из-за накопления бюджетного дефицита важнейшей национальной проблемой стало сокращение расходов. Так что обсуждение границ "государства всеобщего благосостояния" есть нечто большее, чем преходящая тема консерватизма (Н. Гилберт, 1983; Р. Моррис, 1984; У. Спивей, 1985; М. Залд, 1985). Если в конечном счете окажутся верными предсказания о том, что "государство всеобщего благосостояния" пойдет вперед на первой скорости, больший упор в управлении будет сделан на политику сокращений расходов. Как указывает Й. Хазенфельд (1985), акцент будет делаться на эффективности и стоимости социальной работы. Будет поощряться движение за самопомощь, а профессионалы подвергнутся большему контролю с точки зрения общих критериев успеха. Рыночные механизмы окажут влияние на организационные решения в процессе борьбы за клиентов, на ценообразование и определение спектра предоставляемых услуг. Станет сильнее движение в сторону коммерции, задача подбора и сохранения кадров еще больше усложнится. Социальные работники должны будут приобретать и демонстрировать управленческое мастерство. "Государство всеобщего благосостояния" вряд ли окажется под угрозой отмирания. Однако, исключая подъемы после внезапных экономических спадов и последующую потребность создания массовых программ обще- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ 192 ственной помощи, "государство всеобщего благосостояния" вряд ли будет и процветать. Может возрасти экономическое неравенство, и заботы о честности, справедливости и правосудии отойдут на второй план, уступив место заботам об экономическом росте и развитии. Если это произойдет, профессионалам социальной работы придется решать, сконцентрировать ли свои усилия на росте профессионального признания, которое можно обеспечить, предоставляя услуги среднему классу, или повысить свою профессиональную необходимость, которую можно доказать при помощи эффективной защиты социальной политики перераспределения, и в результате добиться увеличения выделяемых средств и услуг для более слабых слоев общества. Если поведение в прошлом можно рассматривать как некий индикатор, то главенствующие в социальной работе будут поочередно восставать против правящей идеологии и отрицать ее, а временами — игнорировать основные вопросы дня и "скрываться в специальных и практических вопросах" (Н.Коэн, 1958). С. К. Хиндука См. также: Исследования в социальной работе; Лицензирование социальных услуг; Образование для социальных работников; Практика социальной работы: обзор основных направлений; Профессия социального работника: современные требования. • BucherR., StraussA. (1961).Professions in Process.— American Journal of Sociology, 66 (4), 325—334. • Can- Saunders A. M., Wilson P. A. (1933). The Professions. Oxford. England: Clarendon Press. • Cohen M.B., Wagner D. (1982). Social Work Professionalism: Reality and Illusion. In: C. Derber (Ed.). Professionals as Workers: Mental Labor in Advanced Capitalism (p.141 —164). Boston: G. K.Hall. • Cullen J.B. (1978). The Structure of Professionalism: Л Quantitative Examination. N. Y.: Petrocelli Books. • Derber C. (Ed). (1982). Professionals as Workers: Mental Labor in Advanced Capitalism. Boston: G. K. Hall. • Epstein I., Conrad K. (1978). The Empirical Limits of Social Work Professionalization. In: R. Sarri, Y. Hasenfeld (Eds.). The Management of Human Services (p.163—183). N. Y: Columbia University Press. • EriksenK. (1977). Human Services Today. Reston, Va.: Reston Publishing Company. • Flexner A. (1915). Is Social Work a Profession? In: Proceedings of the National Conference of Charities and Corrections (p. 576—590). Chicago: Hildman Printing Co. • Gilbert N. (1983). Capitalism and The Welfare State: Dilemmas of Social Benevolence. New Haven, Conn.: Yale University Press. • Glazer N. (1974). The Schools of the Minor Professions.— Minerva, 12(3), 346—364. • Greenwood E. (1957). Attributes of a Profession.— Social Work, 2(3),45—55. • Greenwood E. (1981). Attributes of a Profession Revisited. In: N. Gilbert, H. Specht (Eds.). The Emergence of Social Welfare and Social Work (2nd ed.,p. 255—276). Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Gustafson J. M. (1982). Professions as ♦Callings*.— Social Service Review, 56(4), 501—516. • Hasenfeld Y. (1983). Human Service Organizations. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Hasenfeld Y. (1985). The Administration of Human Services.— Annals of Political and Social Science, 479, 67—81. • Humphreys N. A., Dinerman M. (1984). Professionalizing Social Work. In: M. Dinerman, L. Geismar (Eds.). Quarter Century of Social Work Education (p.181—214). Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers, ABC-CLIO. Council on Social Work Education. • KadushinA. (1959). The Knowledge Base of Social Work. In: A. J. Kahn (Ed.). Issues in American Social Work (p.39—79). N. Y.: Columbia University Press. • Kahn A. J. (1973). Social Policy and Social Services. N. Y.: Random House. • Khinduka S. K, Coughlin B. J. (1975). A Conceptualization of Social Action.— Social Service Review, 49(1), 1—14. • LaufferA. (1977). The Practice of Continuing Education in the Human Services. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Mandell B. R., Schram B. (1985). Human Services: Introduction and Interventions. N. Y.: John Wiley & Sons. • Monis R. (1984). The Future Challenge to the Past: The Case of the American Welfare State. — Journal of Social Policy, 13 (4), 383—396. • RehrH. (1984). Health Care and Social Work Services: Present Concerns and Future Directions.— Social Work in Health Care 10(1), 71—83. • Reid W. J., Hanrahan P. (1982). Recent Evaluations of Social Work: Grounds for Optimism.— Social Work, 27(4), 328—341. • Rein M., White S. H. (1981). Knowledge for Practice.— Social Service Review, 55(1), 1—41. • Riessman F. (1984). Paraprofessionals: Twenty Years Later.— Social Policy, 14(3), 39. • Rothman G. C. (1985). Philanthropists, Therapists and Activists. Camdridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • Rubin A. (1985b). Practice Effectiveness: More Grounds for Optimism.— Social Work, 30(6), 469—476. • Rubin A., Johnson P. (1984). Direct Practice Interests of Entering MSW 193 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ Students.— Journal of Education for Social Work, 20(2), 5—16. • Rueschemeyer D. (1964). Doctors and Lawyers: A Comment on the Theory of Professions.— The Canadian Review of Sociology and Anthropology, 1(1), 17—30. • Sauber S.R. (1983). The Human Services Delivery System. N. Y.: Columbia University Press. • Social Workers Vault into a Leading Role in Psychotherapy.— (1985, April 30). New York Times, p. CI, C9. • Spivey W. A. (1985). Problems and Paradoxes in Economic and Social Policies of Modern Welfare States.— Annals of the American Academy of Political and Social Science, 479, 14—30. • Thomas E. J. (1978). Generating Innovation in Social Work: The Paradigm of Developmental Research.— Journal of Social Service Research, 2(1), 95—115. • ThomasE. J. (1985). The Validity of Desing and Development and Related Concepts in Developmental Research.— Social Work Research and Abstracts, 21 (2), 50—55. • Thomas E.J., Jones W.C., Rosen A. (1978). Introduction.— Journal of Social Service Research, 2(1), 7—10. • Videka-Sherman L. (1985). Harriett M. Bartlett Practice Effectiveness Project Report to NASW Board of Directors. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • Withorn A. (1984). Serving the People: Social Services and Social Change. N. Y.: Columbia University Press. • ZaldM. N. (1985). Political Change, Citizenship Rights, and the Welfare State.— Annals of the American Academy of Political and Social Science, 479, 48—66. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ В связи с трудностями семантического и концептуального характера, которые возникают при изучении истории и современной работы с группами, полезно прежде всего разобраться в терминологии. Одно время практические работники употребляли термин "групповая работа", обозначавший деятельность с группой, которой занимались самые разные люди различных профессий. Затем те, кто проводил работу с группой, вошли в профессиональный цех социальных работников; тогда стали говорить о "групповой социальной работе"; это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей и пр., и в ней участвует от 6 до 10% всех социальных работников. В настоящее время профессионалы используют термин "практика социальной работы с группами". Эта работа является частью социальной работы как таковой. Вести практическую социальную работу с группами сегодня все равно что ходить по канату. Задача рискованная. Очень трудно гарантировать практические результаты, рентабельность, качество и тщательность этой работы. Однако этого необходимо добиться для достижения равновесия в наше неспокойное время, когда люди голодают, не имеют жилища и работы и когда социальным программам наносится один удар за другим. По-видимому, главным преимуществом работы с группами в психиатрических центрах, и не только там, становится увеличение численного состава групп и, следовательно, финансирования. В данной статье мы рассмотрим некоторые основные исторические и теоретические этапы в исследовании групп и практической работы с ними. Будет проведено разграничение между социальной групповой работой и групповой психотерапией, а также рассмотрены проблемы их взаимной адаптации. Такая адаптация позволяет психотерапии и тренингу стать законными составляющими социальной работы с группами при условии их соответствия определенным минимальным стандартам. Мы также остановимся на таких проблемах сегодняшнего дня, как группы с непостоянным составом, группы одного занятия, совместное руководство, роль профессиональных работников в группах самопомощи и оценочные исследования работы с группами. Необходимо отметить, что базовым звеном в данной статье будет экономическая сторона такой работы. Иначе говоря, авторы считают, что, независимо от приливов и отливов, развитие профессиональной социальной работы и ее компонентов определяется главным образом экономическими факторами, а не теоретическими достижениями и открытиями в практической работе. Историческая справка Групповая работа представляла собой движение, а потом уже стала методом. В движении участвовали люди из разных организаций и сфер деятельности — сеттльмент- 194 центров, клубов молодых людей, еврейских центров, Ассоциаций юношей-христиан, движения скаутов, кемпингов, центров обучения взрослых и внешкольного обучения, восстановительных центров отдыха и развлечений, церковных приходов, групповой психотерапии и бизнеса. История развития групповой работы хорошо отражена в литературе, см.: X. Филлипс (1957), Г. Конопка (1963), Г. Вильсон (1976),М. Хартфорд (1972,1977, 1983), У. Шварц (1977), а также Р. Миддл-мэн (1980) и Р. Липпитт (1981). На раннем этапе внимание в групповой работе сосредоточивалось на американизации иммигрантов, повышении культурного уровня людей, приезжавших в города из сельских районов, на социальной реформе, проблеме социальной изоляции как следствии индустриализации, воспитании характера, интересах и умении проводить свободное время и оздоровительной работе. М. Хартфорд (1983) пишет: "Самое первое определение процесса групповой работы предполагало ценностную установку на осуществление социальных перемен". И действительно, именно групповая работа традиционно связывала социальную работу с проведением социальных реформ в интересах угнетенных, в то время как индивидуальная работа в большинстве случаев переносила центр внимания на собственно психическую жизнь. Как отмечает Г. Вильсон, на раннем этапе профессионалы "с болью сознавали, что обслуживаемые ими люди испытывают лишения", и "никогда не упускали из виду тот факт, что институциональные изменения являются необходимым условием действительного облегчения страданий". Несмотря на то что традиционно задачей групповой работы было оказание помощи угнетенным людям и проведение социальных реформ, все же следует Сказать, что, хотя на раннем этапе и было известно, что некоторые руководители групповой работы были горячими борцами за социальную справедливость, расовое равноправие, что существовало активное феминистское движение в защиту прав женщин, в культурном отношении все эти направления резко отличались от того, какими они стали в последнее десятилетие. Роли были четко определены, разграничены и неравны. В 30—40-е годы общество еще разъедала расовая сегрегация. Некоторые агентства обслуживали различные этнические меньшинства, но редко предпринимали попытки обслуживать их все... Поэтому если посмотреть на руководящих деятелей первых десятилетий, то среди них мы не най- дем имен людей, которые были бы черными... Лишь в 40-х годах появились программы, в рамках которых делались попытки объединить действия людей, разных в расовом и этническом отношении, для диалога и межгруппового общения" (М. Хартфорд, 1983). К. Папелл и Б. Ротман (1978) вкратце изложили ход развития групповой работы следующим образом: "На самом раннем этапе демократические формы групповой работы и демократические процессы, которые, по мнению практических работников, были необходимы для реализации потенциальных возможностей отдельного человека и чрезвычайно важны для совместных действий организованных граждан, стимулировали выработку ценностных установок групповой работы. Затем последовал период, когда усилия теоретиков были направлены на выявление главных элементов социальной групповой работы в целях разграничения ее с оздоровительной и образовательной работой. В 50-х годах исследователей стали интересовать вопросы о том, какое место групповая работа занимает в профессиональной социальной деятельности и в чем состоит ее связь с другими методологиями социальной работы". Одновременно и частично в целях перенесения практической социальной групповой работы из агентств, занимавшихся вопросами организации свободного времени, в агентства, занятые решением сложных человеческих проблем, в конце 50 — начале 60-х годов были достигнуты успехи в области теории, выразившиеся в разработке самостоятельных моделей конкретной практической работы с группами (К. Папелл, Б. Ротман, 1966). Задачами модели социальных целей было увлечь группы демократическими ценностями, пробудить социальное сознание и привлечь к социальным действиям "на благо всех", стимулировать социализацию, способствовать росту, развитию и обучению отдельного человека. Модель помощи (Р. Винтер, 1959) основывалась на психоаналитической концепции, психологии "эго", а также теории социальных ролей и использовала группу для видоизменения и закрепления перемен в поведении отдельного человека. Модель взаимодействия (У. Шварц, 1961) основана на теории социальных систем и на статистических данных. В соответствии с этой моделью социальный работник должен выступать в роли посредника между отдельным человеком и обществом в их обоюдном стремлении к взаимодействию в целях самоосуществления, т. е. проявления и развития своих способностей и 195 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ возможностей. Эта модель ввела в словарь социальных работников такие понятия, как "контракт" и "взаимопомощь". В конце 50 — начале 60-х годов были также предприняты усилия по организации групповой работы в рамках Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). Была проведена большая исследовательская работа. Однако НАСР, вместо оказания финансовой поддержки и выделения сотрудников для проведения групповой работы, переключила свое внимание на политические действия и лоббизм, что было необходимо и своевременно в 60-е годы. Исследования прекратились. В то же время деньги лились рекой в общины в целях осуществления программы "Война с бедностью", что создавало новые возможности для оказания помощи и организации новых агентств, а также привело к изменениям в программах и к перемещениям лиц, осуществлявших контакты на местах. Хотя все это сопровождалось восторженными отзывами, в системе по оказанию помощи это вызвало и смятение, поскольку планы работы некоторых "немодных" агентств были сорваны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|