Образование для социальной работы
К концу 60 — началу 70-х годов основной задачей образования для социальной работы было научить "общим", основополагающим моделям постоянной работы, которые, как считалось, объединяли разрозненную практику групповой социальной работы и работы по решению отдельных проблем индивида, семьи и т. д. Усилия направлялись на более четкие определения социальной работы как профессии. Итог этих усилий был катастрофическим для групповой социальной работы, так как "общая" работа сводилась и продолжает сводиться к работе с отдельными людьми и семьями, что является очень важным делом, но не охватывает всю непосредственную практическую социальную работу. Тот факт, что содержание групповой работы сужается, решительно подтверждается исследованиями, которые провели Т. Гольдберг и А. Ламонт (1984), и даже учебной программой одной из школ с крепкими традициями групповой работы. Об этом же говорит в своем исследованииЭ. Льюис (1983). Дж. Ли (1983) выступила с призывом выделить в учебной программе достаточное количество часов для обучения навыкам групповой работы. Проблема недостаточного обучения групповой работе связана с тем, что большинство преподавателей в области социальной работы учат тому, что онихорошо знают. Кроме того, существует больше возможностей для практики на местах в работе с отдельными людьми. Происходит сокращение в школьной программе времени и места на изучение содержания групповой работы в связи с быстрым ростом количества информации. По словам М. Хартфорда (1978), "мы сокращаем объем информации о небольших группах, по мере того как увеличиваем время на теоретическую информацию об отдельных людях, семьях, социальных системах и организациях. Мы сохраняем теоретические занятия о небольших группах как факультативный курс".
Приводя данные Совета по образованию социальных работников, Э. Тропп (1978) обращает внимание на очевидный парадокс, заключавшийся в том, что школы социальной работы исключают специализацию по групповой социальной работе в то время, когда по всей стране нарастает интерес к приемам работы с группой, особенно к "групповой психотерапии" и "групповым встречам для обсуждения общих проблем". Как говорит Г. Юстер (1979) в своем исследовании по вопросам обучения групповой работе, в период между 1973 и 1974 гг. возраставший интерес к групповой работе был заметен даже среди студентов, изучавших методы социальной работы. Эту возраставшую заинтересованность, вероятно, можно было объяснить тем, что обучение проводилось на основе первичных групп, а также теми целями, которые ставились в то время. Г. Юстер сообщает, что 52% студентов на курсах по групповой работе обучались на основе опыта, а 90% этих курсов ставили своей главной целью пробудить в студентах самосознание. Это согласуется с характером и целями нараставшего в то время движения групповой психотерапии и с пробуждением интереса к самопознанию, который характерен для взрослой молодежи вообще и в частности для тех, кто говорит: "Я и мое поколение". Г. Юстер обнаружила, что эти курсы ставили еще одну цель: подготовить студентов к руководству аналогичными группами в своей собственной практической работе после окончания учебы. С практической точки зрения это отражает желание студентов извлечь уроки и в конечном итоге выгоду из широко распространившейся теории гуманистической психологии. Разработка модели Одно время групповые работники могли отождествлять себя с агентствами, проводив-
196 шими групповую работу. В те дни казалось, что групповая работа является сферой практической работы. Позже, как уже говорилось, групповая работа была осмыслена как метод. Сейчас, по-видимому, групповая работа перестает рассматриваться как метод и снова воспринимается как практическая деятельность. Согласно некоторым данным, работа в группе стоит в одном ряду с социальной помощью детям, здравоохранением, психиатрией, реабилитацией, заботой о престарелых и т. д. Кроме того, из 21 490 студентов, обучающихся социальной работе, только 175 (1,8%), и лишь в восьми школах, специализировались по групповой работе. Почему это произошло? Как говорилось выше, наряду с тем, что система образования уделяла работе с группами все меньше и меньше внимания, на 52% возрос интерес к общим методам. Тем не менее групповой подход в работе продолжал развиваться и в 70-е годы. Большой фрагмент модели социальных целей с некоторыми экзистенциалистскими и феноменологическими дополнениями был включен в модель развития (Э. Тропп, 1977). Модель помощи влилась в подход, предполагавший организацию и изменение среды (П. ГлессериК. Гарвин, 1977) и оперировавший понятиями, не связанными непосредственно с изменениями отдельного человека. Модель взаимодействия была преобразована в модель посредничества и в конечном итоге — в модель воздействия друг на друга. Эти изменения в названиях отражали перемещение акцентов с философской основы на роль работника, а с роли работника на природу группового процесса. В 1976 г. появился труд "Теории социальной работы с группами" (авторы Р. Роберте и X. Нортен), представлявший собой сборник статей, в котором излагались семь подходов к групповой работе в дополнение к упомянутым выше моделям. В это время также развивались поведенческие методы в групповом лечении, а также различные формы обучения ремеслам в группах. Позднее К. Папелл и Б. Ротман (1980) выделили некоторые общие элементы из относительно разных моделей, существовавших в 70-е годы, и определили их как основную модель практической социальной работы в группах. Социальная групповая работа. Как отмечает X. Филлипс (1957), "отличительная особенность метода групповой работы состоит в том, что акцент делается на взаимоотношениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с процессом взаимодействия между членами группы, созна-
тельно стимулируемым и направляемым социальным работником". Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда школы социальной работы создали учебную программу, охватывающую различные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, групповую работу и общинную организацию). Студенты, обучающиеся социальной работе, специализировались по одному из этих методов; с этим расчетом были составлены и программы. Эти традиционные формы социальной работы широко практикуются там, где есть сеттльмент-центры, еврейские центры, центры Ассоциации юношей-христиан, а также в агентствах по обслуживанию семей и детей, исправительных учреждениях, больницах, общественных благотворительных агентствах, психиатрических клиниках и муниципальных школах. Как говорит Г. Вильсон (1976), "исторически большинство организаций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные группы) в качестве единицы для оказания услуг, ставили своей целью: 1) изменить социальные условия жизни бедных, 2) создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества и 3) дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились". Г. Вильсон считает, что эти агентства "сосредоточивают свое внимание на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у них проблемы, в то время как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь людям с конкретными проблемами". Сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы. Практический работник рассматривался по отношению к клиентам как работник, а не как руководитель или помощник. Термин "руководитель" (лидер) пришел из юношеских клубов и организаций бойскаутов, а термин "помощник" — из области гуманистической психологии. Работник не руководил группой. Он скорее "создавал возможности", в его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выработать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на развитие демократических групповых норм. Работник начинал с "того, что делала группа до него", и, по мере
197 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ того как со временем группа развивалась, занимал все менее заметное место. Иногда работники были советчиками. Они направляли внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помогали им предпринимать необходимые социальные действия. Иногда работники выступали в роли маклеров и отсыпали людей с конкретными потребностями к другим источникам, которые имелись в общинах. Как свидетельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем благе. Суть социальной групповой работы хорошо передает Н.Лэнг (1979 b): "В социальной работе основное направление в практической работе с группой, которая выдержала проверку временем и просуществовала более пятидесяти лет, предполагает использование социальной группы как вспомогательной формы работы, в которой разрешаются и поощряются естественные процессы социального взаимодействия... Такое взаимодействие рассматривается как... средство для осуществления... общих целей. Она (группа) не подвергается никакому, даже самому скромному, критическому анализу, кроме, возможно, тех случаев, когда та или иная проблема во взаимодействии мешает прогрессу на пути осуществления целей, а другие средства, обеспечивающие движение вперед, оказываются неэффективными. В такой ситуации социальный работник может привлечь внимание членов группы к данному процессу в надежде, что осознание и обсуждение того, что мешает или приводит к обратным результатам, можетпомочь членам группы преодолеть трудности". Хотя традиционная социальная групповая работа очень часто и была психотерапией для членов группы, она все же не являлась психотерапией как таковой. Групповая психотерапия. Существует много разновидностей групповой терапии. Вообще практический работник использует взаимодействие участников в первую очередь для целей диагностики и как средство получения материала для анализа. Развитие группы обычно игнорируется. Практический работник является экспертом, и, как таковой, он сохраняет ведущее положение в процессе оказания помощи. Он способствует интуитивному пониманию скрытой психодинамики каждой стороны, участвующей в любом конкретном непосредственном контакте. II. Лэнг (1979 Ь) предлагает очень
важную формулировку дифференцированного использования группы работником, проводящим психотерапию: "Использование группы варьируется от подходов, которые полностью игнорируют использование групп в любом смысле... до тех подходов, которые рассматривают развитую контактную группу только как необходимое условие для психотерапевтических процедур или как средство развития процессов взаимодействия, составляющих существенную основу для анализа в рамках психотерапии... характеризуют и интерпретируют взаимодействия участников только как показатели коллективных групповых процессов... ориентированы на проведение группового психоанализа... Почти во всех приемах групповой психотерапии объектом внимания является отдельный человек и его лечение". При групповой работе каждый участник группы имеет свою индивидуальную цель, а у практического работника такая цель есть для каждого участника. Члены группы начинают работать как незнакомые друг другу люди и в большинстве случаев такими и остаются, хотя со временем они больше узнают о себе и о своих партнерах по группе. Психотерапевты часто предостерегают участников от общения друге другом вне группы, так как это может нарушить психотерапевтический процесс. Как указывает И. Ялом (1975), "групповая психотерапия является в высшей степени индивидуализированным процессом. Каждый пациент включается в группу, участвует в ее работе, использует ее и воспринимает ее абсолютно индивидуально. Прекращение психотерапевтического лечения также осуществляется в абсолютно индивидуальном порядке". При проведении психотерапии многие социальные работники не используют группу вообще. Давая обзор литературы о роли групп за пятнадцатилетний период, X. Ле-винсон в сборнике "Социальная работа" обнаруживает, что в 90% случаев ориентация делается на лечение отдельных людей и неизменно игнорируются потенциальные возможности группового процесса. Интересно, что само слово "психотерапия" несет в себе оттенок престижности. Слово "психотерапия" имеет определенную привлекательность. Возможно, некоторые социальные работники предпочитают называться "психотерапевтами", потому что это звание связывает их с психологами и психиатрами и отделяет от сферы социальной благотворительности и бедных. Иными словами, они, возможно, предпочли бы, чтобы их счи- 198 тали психотерапевтами из-за большого объема работы в центрах психического здоровья (читай: психических заболеваний), которыми обычно руководят специалисты другого профиля. Возможно, вывеска "психотерапия" делает услугу более ходовой. Психотерапия становится необходимостью, а не роскошью, и люди стали более охотно платить за такую услугу, особенно по той причине, что "движение роста" сняло налет позора с попытки многих взрослых людей получить персональную помощь психиатра. Эта рыночная привлекательность и "профессиональный" статус способствовали более широкому применению экспрессивных методов психотерапии, например музыки, танцев, поэзии, которые социальными групповыми работниками стали рассматриваться как программные виды деятельности. Наряду с программой по борьбе с бедностью, движением в защиту гражданских прав и работой по поиску альтернативного жизненного стиля и форм общения групповая работа тоже приобрела форму движения. Очень часто это движение рассматривали как "психотерапию для здоровых людей" или, более точно, как "группы роста". В период между 1969—1974 гг., по некоторым оценкам, 5 млн человек в США принимали участие в деятельности той или иной формы групповой психотерапии, таких, как группы социального общения, группы тренировки, Т-группы (встречи для свободного и откровенного обмена мнениями в узком кругу), группы психотерапии, группы совершенствования личности, сеансы длительной психотерапии и т. д. Хотя эти группы роста часто имели психотерапевтическую направленность, сами по себе они не являлись психотерапией. Они не создавали обстановки непосредственного контакта в группе в тот момент, когда преобладающим было чувство отчужденности. Как групповая психотерапия, так и группы встреч в основном были нацелены на взрослых людей из среднего класса. К сожалению, различия между ними были нечеткими. Групповая психотерапия представляет собой метод плодотворного лечения, требующий от практических работников серьезной профессиональной подготовки. Однако распространенность "движения встреч" создавала впечатление, что для руководства им необходима лишь незначительная тренировка. Многие необученные "мессии", вооруженные набором упражнений и евангелическим рвением, имели множество последователей. Разумеется, ни группы встреч, ни групповую психотерапию нельзя считать социальной ра- ботой, хотя психотерапия и может быть содержанием социальной работы с группами. Социальная работа с группами. Для того чтобы считаться социальной работой с группой, деятельность практического работника должна включать такие аспекты, как помощь членам группы, выработка в них чувства локтя и понимания своей принадлежности к группе. Это означает, что они должны уметь ответить на следующие вопросы: "Кто здесь рядом со мной?" "Что могут сделать группы?" "Каковы возможности этой группы?" С самого начала члены группы взаимодействуют; решение этих вопросов требует вклада каждого участника группы. Для того чтобы работа с группой считалась социальной, практический работник должен сосредоточить внимание на оказании помощи членам группы в развитии системы взаимопомощи. Это требует поощрения общения между членами группы. Вторым критерием является то, что работник должен четко осознать, оценить и уважать групповой процесс, поскольку он сам по себе является мощной движущей силой. Значение группового процесса как движущей силы для достижения перемен подтверждается исследованиями. Групповой процесс предполагает последующее развитие группы, как и процесс взаимодействия во время каждой встречи. Третьим критерием социальной работы с группой является наличие определенной установки. С самой первой встречи членов группы работник думает о том, чтобы в результате его работы группа перестала нуждаться в нем. Это означает, что работник пытается дать возможность группе расширить свою самостоятельность (автономность), с тем чтобы продолжать работу как группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо полностью устранится, либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Это не относится к группам детей или крайне умственно ограниченных взрослых. В этих случаях работник помогает группе стать автономной в той мере, в какой это возможно. Суть такой установки хорошо передает фраза: "Встреча с работником является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные процессы, в которые работник "включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода". Четвертый критерий состоит в том, что работник должен помочь членам группы ощущать свою принадлежность к группе в момент прекращения занятий. Это может 199 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ достигаться по-разному, вербально или невербально, например через общие воспоминания или через какой-то заключительный аккорд. Столь же законным содержанием социальной работы с группами, как психотерапия, может быть и тренировка навыков, понимания жизненных проблем или умения справляться с переменами в жизни, что может иметь место в четко организованных группах, где работник является экспертом до тех пор, пока его знания не будут переданы группе, после чего члены группы могут продолжать встречаться самостоятельно, если пожелают. Решение жизненных проблем в группе предполагает, что ее члены будут готовы решать какую-то общую проблему и в будущем, например уход на пенсию. Члены группы, собравшиеся для приобретения навыков переживания жизненных перемен, заняты тем, как справиться с той или иной переменой; таковы, например, пенсионеры, обучающиеся умению организовать свое время. Эти дополнения — психотерапия как содержание групповой работы и четкая организация группы — не охватывают всего, что сейчас делает социальный работник в группе. Скорее эти дополнения вносятся для того, чтобы удовлетворить конкретные и все более актуальные потребности. М. Хартфорд (1983) предсказывает реакцию на проблемы, выдвигаемые нашим веком электроники: "Мы не только столкнемся с необходимостью проведения более широкой групповой психотерапии в сфере психического здоровья, в социальном обслуживании семей и районов, населенных людьми, которые все свое рабочее время проводят во взаимодействии один на один с машинами, повинующимися им с абсолютной точностью, а затем, приходя домой, испытывают трудности в общении с членами семьи или друзьями, имеющими иные реакции, нежели у машин. Мы также можем столкнуться со все более настоятельной потребностью обучения социальным навыкам, необходимым для обеспечения нормального роста детей и молодежи, которые в лице машин имеют и соперников, и учителей". Хотя главной здесь является непосредственная практическая работа, т. е. работа с клиентами, знания и навыки, полученные при непосредственной работе с группами клиентов, помогают в работе со специальными группами, с собраниями профессионалов, в контрольных группах, на административных заседаниях, в обучении и работе в профессиональных организациях. Текущие проблемы Группы с непостоянным составом. Таким группам уделяется все большее внимание в литературе и в практической работе. В группах с непостоянным составом все время меняется состав членов, низок уровень контактности и в ходу переживания в связи с увеличением или уменьшением численности. По мнению С. Генри (1981), в таких группах надо держать под контролем "процесс прохождения группой через отдельные этапы развития, умение правильно реагировать на постоянно меняющийся состав группы и сохранение основы (или костяка) группы." М. Хартфорд (1978) отмечает, что "работник всегда должен оставаться центральной скрепляющей фигурой группы и обеспечивать непрерывность ее работы". Состав группы может меняться при каждой встрече, может изменяться полностью к четвертой встрече или же вовсе не быть определенным. Чем чаще меняется состав группы, тем меньше вероятность, что группа будет развиваться в соответствии с определенными моделями, которые обычно используются в работе с постоянными группами и наиболее распространены в практической социальной работе. Поэтому возникает много вопросов о роли посредничества в группах с непостоянным составом; эти проблемы обычно не учитываются современными моделями посредничества. М. Галински и Дж. Шоплер написали несколько работ о группах с непостоянным составом, в одной из которых (1984) приводятся мнения практических работников о преимуществах и трудностях в работе с ними. В своем исследовании они говорят о необходимости более широкого изучения таких групп, диктуемого многообразным и сложным характером населения: подростки, совращенные своими собственными или приемными родителями; пациенты с только что поставленным диагнозом рака; подростки, живущие в чужих домах; проживающие в общине хронически умственно больные; женщины среднего возраста в состоянии депрессии; наркоманы и токсикоманы; матери детей с хроническими или безнадежными заболеваниями; родственники стариков; избитые и избивающие супруги; госпитализированные умственно больные дети и т. д. У всех описанных 116 групп, кроме одной, цели многоплановые: поддержка (92%), разрешение проблем (87 %), образование (80 %) и лечение (65%). Среди других целей — такие, как привитие необходимых навыков, ориентация, обследование, оценка и активная за- 200 щита. К. Хуп также приводит интересный пример о группе лечения с непостоянным составом. Ясно, что существует необходимость и возможность для исследования и разработки теорий в этой области. Группы, собирающиеся единожды. Одноразовым группам уделяется большое внимание в литературе. Они предполагают сбор на конференции, визит-консультацию, одноразовое заседание комитета, одноразовую встречу с клиентом, встречу для получения информации, а также одноразовую встречу в больнице или в приемной комнате. У. Шварц (1971), предложив концепцию четырехэтапного процесса в работе с группами, считает, что каждый этап применим не только для всей работы с группой, но и для каждой отдельной встречи. Это следующие этапы: настройка, начало, работа и переходный (завершающий) этап. Основываясь на опыте своей работы в благотворительной сфере, У. Шварц (1968) упоминает о некоторых проблемах, с которыми сталкивается работник при одноразовой встрече: "Проблемы навыка в некоторой степени схожи с теми, которые возникают во время непродолжительного индивидуального контакта, когда в течение короткого времени надо решить много вопросов в связи с ощущениями, идеями и ожиданиями клиентов. Во время этих коротких встреч работник сталкивается со множеством несовместимых требований: он должен был сообщить много "фактов", но он знал, что эту информацию либо не услышат, либо не запомнят, если он начнет долго и нудно перечислять факты; он хотел "затронуть чувства слушающих" и знал, как это сделать, но времени было мало, и он обнаружил, что слушать очень трудно, однако он должен был убедить людей в том, что это очень серьезное дело, и постараться не отпугнуть их; он хотел, чтобы это был диалог и групповое взаимодействие, но надо было "осветить" много моментов, и он не мог надеяться на то, что они зададут должные вопросы". Совместное руководство. Сегодня проявляются значительный интерес и озабоченность в связи с преобладанием совместного руководства как в практической работе, так и в обучении практической работе. Будучи особенно популярным в других профессиях, совместное руководство является нововведением в социальной работе; даже термин "руководство" чужд концептуальному развитию социальной работы, поскольку социальный работник не "руководит" группами. Что касается обучения социальной работе, то Б. Ротман (1980) в своем исследовании показывает, что в обследованных школах, которые используют совместное руководство в качестве основной тренировочной модели в производственной практике, 80% студентов занимаются с опытным работником, а 20% занимаются индивидуально со своим инструктором практической работы. 70% участвовавших в опросе заявили, что совместное руководство чаще всего используется в междисциплинарной психиатрии и нередко с привлечением людей других профессий — психологов, психиатров или медсестринского персонала. Статьи, помещенные в специальном сборнике "Социальная работа с группами" (1980), посвященном совместному руководству, дают разные его оценки. Одна из статей поднимает некоторые проблемы, но рассматривает такое руководство как реальность. В другой статье совместное руководство рассматривается как наиболее желательная форма подготовки при условии, что все работники в равной степени опытные люди. Б третьей статье подчеркиваются отрицатель ные аспекты совместного руководства и высказывается мнение о том, что в первую очередь должны удовлетворяться потребности агентства, а затем студентов. Еще одна статья освещает отдельные "за" и "против" и излагает основные принципы установления взаимосвязи между совместными руководителями, затрагивая качество взаимоотношений меж ду соруководителями, особенности выполня емой ими роли, механизм разрешении конфликтов, совершенствование ролевого распределения, подготовку и оценку, инспек тирование, совместное руководство в группах с непостоянным составом и состав совместных руководителей. M. Зейтц (1982) приводит необходимые структурные моменты, обеспечивающие взаимодействие между руководителями: совместное обследование и подготовка потенциальных членов группы, совместное посещение и участие в групповых встречах, совместные встречи для критики работы группы, а также совместные встречи с отдельными членами группы вне группы, если они необходимы. П. Балгопал и Т. Вэссил (1983) говорят о некоторых преимуществах совместного руководства, но предупреждают о возможном возникновении таких ситуаций, когда проявится несовпадение в ценностях и установках, что может вызвать конфликты между работниками не на пользу группе, например, из-за несовпадения отношения к деньгам и религиоз- 201 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ ных воззрений. Очевидно, что состав группы усложняется, когда внутри основной группы существует еще и подгруппа, т. е. совместные руководители. Совместное руководство особенно популярно в других профессиях; оно имеет большое значение в группах с непостоянным составом вообще и в частности во многих случаях в области здравоохранения, где социальному работнику очень важно объединиться с медсестрой или лечащим врачом, которые лучше разбираются в конкретном заболевании или технической стороне проблемы. Кроме того, когда роли обоих руководителей четко определены, можно избежать осложнений. Группы самопомощи. Такие группы сами по себе не являются проблемой, если иметь в виду контакт с ними социальных работников. Согласно некоторым данным, к 1980 г. этих групп было более 500 тыс.; одно только общество "Анонимные алкоголики" насчитывало почти миллион членов. На раннем этапе казалось, что движение самопомощи представляет угрозу профессиональному сообществу. В действительности главным стимулом создания групп самопомощи была неэффективность, с которой столкнулись потребители в попытке получить профессиональную помощь. Некоторым людям, оказавшимся в беде, нужно было добиться как можно большего умения управлять своей жизнью и завоевать доверие группы людей, с тем чтобы ослабить монопольный социальный контроль, осуществлявшийся профессионалами, особенно в системе медицинского обслуживания, а также расширить использование естественных ресурсов для оказания помощи в рамках собственной общины. Этими ресурсами могли быть семья, неофициальная сеть друзей и сотрудников, религиозные организации, соседи и т. д. А. Катц и Э. Бэндэр (1976) излагают ценные соображения о потенциальных возможностях групп самопомощи. Основными формами их деятельности являются дискуссионные кружки и взаимопомощь в группе. Последняя вполне коррелируется с элементами вспомогательной психотерапии, основанными на ролевой теории, согласно которой человек, выступая в роли помощника другому, проявляет умение найти решение в трудной ситуации. Получив соответствующие навыки, научившись быть помощником, человек может начать вести себя действительно по-новому. Сегодня очевидно, что некоторые люди желают принимать помощь только в форме самопомощи. Кроме того, поскольку средства на оказание медицинской и социальной помощи сокращаются, необходимость установления контакта с группами населения, оказавшимися в тяжелом положении, с тем чтобы найти пути решения их проблем, становится все более настоятельной. Профессионалы разных профилей обнаружили, что могут быть небесполезными в группах самопомощи. Они могут устанавливать первоначальный контакт, давать консультации, проводить тренировку, направить человека в группу или рекомендовать ему оставить ее, предоставить средства и обеспечить рекламу, а также выступить в качестве спонсора, что является особенно ценным, например, в организации "Анонимные родители". В этой организации, работающей с родителями, которые совращают или бросают детей, председателем является кто-нибудь из родителей, а спонсор выполняет роль дублера, оказывает поддержку и курирует председателя, а в случае необходимости выступает как брокер. В основном задача социального работника в группе состоит в том, чтобы помочь группе начать работу, а затем уйти, когда она будет в состоянии функционировать самостоятельно как организованная система оказания самопомощи. Это соответствует рассмотренным ранее критериям социальной работы с группами. Социальный работник должен знать о существовании групп самопомощи в общине, чтобы иметь возможность направлять клиентов для участия в их деятельности. В последние годы группы самопомощи включили в сферу своей деятельности такие виды работы, как активная защита своих членов (в судах и других организациях) и инициатива в проведении социальных реформ. Иными словами, они фокусируют свою деятельность на изменении базисных установок в обществе, обращая особое внимание на негативные стереотипы. Классическим примером успеха в этой области является исключение гомосексуализма из категории психических заболеваний в третьем издании "Диагностического справочника расстройств психической деятельности", а также тот факт, что Ассоциация по проблемам отстающих в развитии детей стала Ассоциацией по проблемам отстающих в развитии граждан. Многие цели социального движения прежних лет, такие, как развитие самосознания в группах этнических меньшинств, создание местных комитетов или групп активной помощи детям и др., теперь осуществлены в деятельности соответствующих групп. Чтобы не дублировать работу, социальные работни- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ 204 Advancement of Social Work with Groups. Chicago, 111. • Gordon W. E. (1983). Social Work Resolution or Evolution?— Social Work, 28(3), 181—185. • Hartford M.E. (1972). Groups in Social Work. N. Y.: Columbia University Press. • Hartford M.E. (1977). Socialization Methods in Social Work Practice. In: J. B. Turner (Ed.). Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1387—1393). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Hartford M. E. (1978). Groups in the Human Services: Facts and Fancies.— Social Work with Groups, 1(1), 7—13. • HartfordM. E. (1983). Group Work Today—Through a Rear View Mirror, or Issues in Work with Groups in a Historical Perspective. In: N. Lang, C. Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 737—763). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • HeapK, (1979). Process and Action in Work with Groups. N. Y.: Pergamon Press. • Henry S. (1981). Group Skills in Social Work: A Four-Dimensional Approach. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Katz A., Bender E. (1976). The Strength in Us: Self-Help Groups in the Modern World. N. Y.: Franklin Watts. • Kolodny R., Garland J. (1984). Guest Editorial.— Social Work with Groups, 7(4), 3—5. • Konopka G. (1963). Social Group Work: A Helping Process. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Lang N. (1979a). A Comparative Examination of Therapeutic Uses of Groups in Social Work and in Adjacent Human Service Professions: Part I. The Literature from 1955—1968.— Social Work with Groups, 2(2), 101 —115. • LangN. (1979b). A Comparative Examination of Therapeutic Uses of Groups in Social Work and in Adjacent Human Service Professions: Part II. The Literature from 1969—1978.—Social Work with Groups, 2(3), 197—220. • Lee J. (1983). Seeing It Whole: Social Work with Groups within an Integrative Perspective. In: N. Lang, C. Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 491—508). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • Levinson H. (1973). Use and Misuse of Groups.— Social Work, 18(1), 66—73. • Lewis E. (1983). The Technologies of Social Group Work: Developments and Issues. In: N. Lang, C. Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 50—75). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • LippittR. (1981). Retrospective Reflections on Group Work and Group Dynamics.— Social Work with Groups, 4(3), 9—19. • MiddlemanR. (1980). The Use of Program: Review and Update.— Social Work with Groups, 3(3), 5—23. • Papell C, RothmanB. (1978). Editorial.— Social Work with Groups, 1(3), 233—234. • Papell C, Rothman B. (1980). Relating the Mainstream Model of Social Work with Groups to Group Psychotherapy and the Structured Group Approach.— Social Work with Groups, 3(2), 5—23. • Phillips H. U. (1957). Essentials of Social Group Work Skills. N. Y.: Association Press. • Roberts R., Northen H. (1976). Theories of Social Work with Groups. N. Y.: Columbia University Press • Rothman B. (1980). Study of Leadership in Groupwork Field Instruction.— Social Work with Groups, 3(4), 11—17. • Schwartz W. (1961). The Social Worker in the Group. In: The Social Welfare Forum, 1961 (p. 146—177). N. Y.: Columbia University Press. • Schwartz W. (1968). Group Work in Public Welfare.— Public Welfare, 26(October), 322—369. • Schwartz W. (1971). Some Notes on the on the Use of Groups. In: W. Schwartz. S. Zalba (Eds.). The Practice of Group Work (p. 3—24). N. Y.: Columbia University Press. • Schwartz W. (1977). Socia! Group Work: The Interactionist Approach. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1328—1338). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Seitz M. (1982). Co-Leadership: Benefits and Issues. In: N. Goroff (Ed.). Reaping from the Field—From Practice to Principle: Proceedings of the 3rd Annual Symposium for the Advacement of Social Work with Groups (p. 880—895). Hartford, Conn.: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • Shapiro J. (1978). Methods of Group Psychotherapy and Encounter. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • ToselandR.,RivasR. (1984). An Introduction to Group Work Practice. N. Y.: Macmillan PublishingCo. • TroppE. (1977). Social Group Work: The Developmental Approach. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1321—1327). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Tropp E. (1978). Whatever Happened to Social Group Work?— Social Work with Groups, 1(1), 85—94. • Vinter R. (1959). Group Work: Perspectives and Prospects. In: Social Work with Groups, 1959. N. Y.: National Association of Social Workers. • Wilson G. (1976). From Practice to Theory: A Personalized History, In: R. Roberts, H. Northen (Eds.). Theories of 205 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ Social Work with Groups (p. 1—44). N. Y.: Columbia University Press. • Yalom I. (1975). The Theory and Practice of Psychotherapy (2nd ed.). N. Y.: Basic Books. • Yankelovich D. (1981). New Rules: Searching for Self-Fulfillment in a World Turned Upside Down. N. Y.: Random House.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|