Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование для социальной работы




К концу 60 — началу 70-х годов основной задачей образования для социальной работы было научить "общим", основополагающим моделям постоянной работы, которые, как считалось, объединяли разрозненную прак­тику групповой социальной работы и работы по решению отдельных проблем индивида, семьи и т. д. Усилия направлялись на более четкие определения социальной работы как профессии. Итог этих усилий был катастро­фическим для групповой социальной работы, так как "общая" работа сводилась и продол­жает сводиться к работе с отдельными людь­ми и семьями, что является очень важным делом, но не охватывает всю непосредствен­ную практическую социальную работу. Тот факт, что содержание групповой работы су­жается, решительно подтверждается иссле­дованиями, которые провели Т. Гольдберг и А. Ламонт (1984), и даже учебной програм­мой одной из школ с крепкими традициями групповой работы. Об этом же говорит в своем исследованииЭ. Льюис (1983).

Дж. Ли (1983) выступила с призывом вы­делить в учебной программе достаточное ко­личество часов для обучения навыкам груп­повой работы. Проблема недостаточного обучения групповой работе связана с тем, что

большинство преподавателей в области соци­альной работы учат тому, что онихорошо зна­ют. Кроме того, существует больше возмож­ностей для практики на местах в работе с отдельными людьми. Происходит сокраще­ние в школьной программе времени и места на изучение содержания групповой работы в связи с быстрым ростом количества информа­ции. По словам М. Хартфорда (1978), "мы сокращаем объем информации о небольших группах, по мере того как увеличиваем время на теоретическую информацию об отдельных людях, семьях, социальных системах и орга­низациях. Мы сохраняем теоретические за­нятия о небольших группах как факультатив­ный курс".

Приводя данные Совета по образованию социальных работников, Э. Тропп (1978) об­ращает внимание на очевидный парадокс, за­ключавшийся в том, что школы социальной работы исключают специализацию по груп­повой социальной работе в то время, когда по всей стране нарастает интерес к приемам ра­боты с группой, особенно к "групповой психо­терапии" и "групповым встречам для обсуж­дения общих проблем". Как говорит Г. Юстер (1979) в своем исследовании по вопросам обучения групповой работе, в период между 1973 и 1974 гг. возраставший интерес к груп­повой работе был заметен даже среди студен­тов, изучавших методы социальной работы. Эту возраставшую заинтересованность, веро­ятно, можно было объяснить тем, что обуче­ние проводилось на основе первичных групп, а также теми целями, которые ставились в то время. Г. Юстер сообщает, что 52% студен­тов на курсах по групповой работе обучались на основе опыта, а 90% этих курсов ставили своей главной целью пробудить в студентах самосознание. Это согласуется с характером и целями нараставшего в то время движения групповой психотерапии и с пробуждением интереса к самопознанию, который характе­рен для взрослой молодежи вообще и в част­ности для тех, кто говорит: "Я и мое поколе­ние". Г. Юстер обнаружила, что эти курсы ставили еще одну цель: подготовить студен­тов к руководству аналогичными группами в своей собственной практической работе после окончания учебы. С практической точки зре­ния это отражает желание студентов извлечь уроки и в конечном итоге выгоду из широко распространившейся теории гуманистиче­ской психологии.

Разработка модели

Одно время групповые работники могли отождествлять себя с агентствами, проводив-
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

196

шими групповую работу. В те дни казалось, что групповая работа является сферой прак­тической работы. Позже, как уже говорилось, групповая работа была осмыслена как метод. Сейчас, по-видимому, групповая работа пе­рестает рассматриваться как метод и снова воспринимается как практическая деятель­ность. Согласно некоторым данным, работа в группе стоит в одном ряду с социальной по­мощью детям, здравоохранением, психиат­рией, реабилитацией, заботой о престарелых и т. д. Кроме того, из 21 490 студентов, обуча­ющихся социальной работе, только 175 (1,8%), и лишь в восьми школах, специали­зировались по групповой работе. Почему это произошло? Как говорилось выше, наряду с тем, что система образования уделяла работе с группами все меньше и меньше внимания, на 52% возрос интерес к общим методам.

Тем не менее групповой подход в работе продолжал развиваться и в 70-е годы. Боль­шой фрагмент модели социальных целей с некоторыми экзистенциалистскими и фено­менологическими дополнениями был вклю­чен в модель развития (Э. Тропп, 1977). Модель помощи влилась в подход, предпола­гавший организацию и изменение среды (П. ГлессериК. Гарвин, 1977) и оперировав­ший понятиями, не связанными непосредст­венно с изменениями отдельного человека. Модель взаимодействия была преобразована в модель посредничества и в конечном ито­ге — в модель воздействия друг на друга. Эти изменения в названиях отражали перемеще­ние акцентов с философской основы на роль работника, а с роли работника на природу группового процесса. В 1976 г. появился труд "Теории социальной работы с группами" (ав­торы Р. Роберте и X. Нортен), представляв­ший собой сборник статей, в котором излага­лись семь подходов к групповой работе в дополнение к упомянутым выше моделям. В это время также развивались поведенческие методы в групповом лечении, а также различ­ные формы обучения ремеслам в группах. Позднее К. Папелл и Б. Ротман (1980) выде­лили некоторые общие элементы из относи­тельно разных моделей, существовавших в 70-е годы, и определили их как основную мо­дель практической социальной работы в группах.

Социальная групповая работа. Как отмечает X. Филлипс (1957), "отличи­тельная особенность метода групповой рабо­ты состоит в том, что акцент делается на вза­имоотношениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с процессом вза­имодействия между членами группы, созна-

тельно стимулируемым и направляемым со­циальным работником".

Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда школы социальной работы создали учебную программу, охваты­вающую различные методы (работу по реше­нию проблем индивидов и семей, групповую работу и общинную организацию). Студен­ты, обучающиеся социальной работе, специ­ализировались по одному из этих методов; с этим расчетом были составлены и програм­мы. Эти традиционные формы социальной работы широко практикуются там, где есть сеттльмент-центры, еврейские центры, цент­ры Ассоциации юношей-христиан, а также в агентствах по обслуживанию семей и детей, исправительных учреждениях, больницах, общественных благотворительных агентст­вах, психиатрических клиниках и муници­пальных школах.

Как говорит Г. Вильсон (1976), "истори­чески большинство организаций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные группы) в качестве единицы для оказания услуг, ставили своей целью: 1) из­менить социальные условия жизни бедных, 2) создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут раз­вить демократические, социальные и мо­ральные качества и 3) дать людям возмож­ность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".

Г. Вильсон считает, что эти агентства "со­средоточивают свое внимание на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания кото­рых были люди, пытались помочь конкрет­ным лицам независимо от того, какие у них проблемы, в то время как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказыва­ли помощь людям с конкретными проблема­ми". Сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в цен­тре внимания которых находятся проблемы.

Практический работник рассматривался по отношению к клиентам как работник, а не как руководитель или помощник. Термин "руководитель" (лидер) пришел из юноше­ских клубов и организаций бойскаутов, а тер­мин "помощник" — из области гуманистиче­ской психологии. Работник не руководил группой. Он скорее "создавал возможности", в его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выра­ботать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на развитие демократиче­ских групповых норм. Работник начинал с "того, что делала группа до него", и, по мере

197

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

того как со временем группа развивалась, за­нимал все менее заметное место. Иногда ра­ботники были советчиками. Они направляли внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помо­гали им предпринимать необходимые соци­альные действия. Иногда работники выступа­ли в роли маклеров и отсыпали людей с конкретными потребностями к другим источ­никам, которые имелись в общинах. Как сви­детельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопо­мощь и заботу об общем благе. Суть социаль­ной групповой работы хорошо передает Н.Лэнг (1979 b):

"В социальной работе основное направле­ние в практической работе с группой, которая выдержала проверку временем и просущест­вовала более пятидесяти лет, предполагает использование социальной группы как вспо­могательной формы работы, в которой разре­шаются и поощряются естественные процес­сы социального взаимодействия... Такое взаимодействие рассматривается как... сред­ство для осуществления... общих целей. Она (группа) не подвергается никакому, даже са­мому скромному, критическому анализу, кроме, возможно, тех случаев, когда та или иная проблема во взаимодействии мешает прогрессу на пути осуществления целей, а другие средства, обеспечивающие движение вперед, оказываются неэффективными. В та­кой ситуации социальный работник может привлечь внимание членов группы к данному процессу в надежде, что осознание и обсуж­дение того, что мешает или приводит к обрат­ным результатам, можетпомочь членам груп­пы преодолеть трудности".

Хотя традиционная социальная группо­вая работа очень часто и была психотерапией для членов группы, она все же не являлась психотерапией как таковой.

Групповая психотерапия. Сущест­вует много разновидностей групповой терапии. Вообще практический работник ис­пользует взаимодействие участников в первую очередь для целей диагностики и как средство получения материала для анализа. Развитие группы обычно игнорируется. Практический работник является экспертом, и, как таковой, он сохраняет ведущее поло­жение в процессе оказания помощи. Он спо­собствует интуитивному пониманию скрытой психодинамики каждой стороны, участвую­щей в любом конкретном непосредственном контакте. II. Лэнг (1979 Ь) предлагает очень

важную формулировку дифференцирован­ного использования группы работником, про­водящим психотерапию: "Использование группы варьируется от подходов, которые полностью игнорируют использование групп в любом смысле... до тех подходов, которые рассматривают развитую контактную группу только как необходимое условие для психоте­рапевтических процедур или как средство развития процессов взаимодействия, состав­ляющих существенную основу для анализа в рамках психотерапии... характеризуют и интерпретируют взаимодействия участников только как показатели коллективных группо­вых процессов... ориентированы на проведе­ние группового психоанализа... Почти во всех приемах групповой психотерапии объектом внимания является отдельный человек и его лечение".

При групповой работе каждый участник группы имеет свою индивидуальную цель, а у практического работника такая цель есть для каждого участника. Члены группы начи­нают работать как незнакомые друг другу лю­ди и в большинстве случаев такими и остают­ся, хотя со временем они больше узнают о себе и о своих партнерах по группе. Психотера­певты часто предостерегают участников от общения друге другом вне группы, так как это может нарушить психотерапевтический про­цесс.

Как указывает И. Ялом (1975), "группо­вая психотерапия является в высшей степени индивидуализированным процессом. Каж­дый пациент включается в группу, участвует в ее работе, использует ее и воспринимает ее абсолютно индивидуально. Прекращение психотерапевтического лечения также осу­ществляется в абсолютно индивидуальном порядке". При проведении психотерапии многие социальные работники не используют группу вообще. Давая обзор литературы о ро­ли групп за пятнадцатилетний период, X. Ле-винсон в сборнике "Социальная работа" обна­руживает, что в 90% случаев ориентация делается на лечение отдельных людей и неиз­менно игнорируются потенциальные воз­можности группового процесса.

Интересно, что само слово "психотера­пия" несет в себе оттенок престижности. Сло­во "психотерапия" имеет определенную при­влекательность. Возможно, некоторые социальные работники предпочитают назы­ваться "психотерапевтами", потому что это звание связывает их с психологами и психи­атрами и отделяет от сферы социальной бла­готворительности и бедных. Иными словами, они, возможно, предпочли бы, чтобы их счи-
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

198

тали психотерапевтами из-за большого объе­ма работы в центрах психического здоровья (читай: психических заболеваний), которы­ми обычно руководят специалисты другого профиля. Возможно, вывеска "психотерапия" делает услугу более ходовой. Психотерапия становится необходимостью, а не роскошью, и люди стали более охотно платить за такую услугу, особенно по той причине, что "движе­ние роста" сняло налет позора с попытки мно­гих взрослых людей получить персональную помощь психиатра. Эта рыночная привлека­тельность и "профессиональный" статус спо­собствовали более широкому применению экспрессивных методов психотерапии, на­пример музыки, танцев, поэзии, которые со­циальными групповыми работниками стали рассматриваться как программные виды дея­тельности.

Наряду с программой по борьбе с бедно­стью, движением в защиту гражданских прав и работой по поиску альтернативного жиз­ненного стиля и форм общения групповая ра­бота тоже приобрела форму движения. Очень часто это движение рассматривали как "пси­хотерапию для здоровых людей" или, более точно, как "группы роста". В период между 1969—1974 гг., по некоторым оценкам, 5 млн человек в США принимали участие в дея­тельности той или иной формы групповой психотерапии, таких, как группы социально­го общения, группы тренировки, Т-группы (встречи для свободного и откровенного обме­на мнениями в узком кругу), группы психо­терапии, группы совершенствования лично­сти, сеансы длительной психотерапии и т. д. Хотя эти группы роста часто имели психоте­рапевтическую направленность, сами по себе они не являлись психотерапией. Они не со­здавали обстановки непосредственного кон­такта в группе в тот момент, когда преоблада­ющим было чувство отчужденности.

Как групповая психотерапия, так и груп­пы встреч в основном были нацелены на взрослых людей из среднего класса. К сожа­лению, различия между ними были нечетки­ми. Групповая психотерапия представляет собой метод плодотворного лечения, требую­щий от практических работников серьезной профессиональной подготовки. Однако рас­пространенность "движения встреч" создава­ла впечатление, что для руководства им необ­ходима лишь незначительная тренировка. Многие необученные "мессии", вооруженные набором упражнений и евангелическим рве­нием, имели множество последователей. Ра­зумеется, ни группы встреч, ни групповую психотерапию нельзя считать социальной ра-

ботой, хотя психотерапия и может быть со­держанием социальной работы с группами. Социальная работа с группами.

Для того чтобы считаться социальной работой с группой, деятельность практического ра­ботника должна включать такие аспекты, как помощь членам группы, выработка в них чув­ства локтя и понимания своей принадлежно­сти к группе. Это означает, что они должны уметь ответить на следующие вопросы: "Кто здесь рядом со мной?" "Что могут сделать группы?" "Каковы возможности этой груп­пы?" С самого начала члены группы взаимо­действуют; решение этих вопросов требует вклада каждого участника группы.

Для того чтобы работа с группой счита­лась социальной, практический работник должен сосредоточить внимание на оказании помощи членам группы в развитии системы взаимопомощи. Это требует поощрения об­щения между членами группы. Вторым кри­терием является то, что работник должен чет­ко осознать, оценить и уважать групповой процесс, поскольку он сам по себе является мощной движущей силой. Значение группо­вого процесса как движущей силы для дости­жения перемен подтверждается исследова­ниями. Групповой процесс предполагает последующее развитие группы, как и процесс взаимодействия во время каждой встречи.

Третьим критерием социальной работы с группой является наличие определенной ус­тановки. С самой первой встречи членов группы работник думает о том, чтобы в ре­зультате его работы группа перестала нуж­даться в нем. Это означает, что работник пы­тается дать возможность группе расширить свою самостоятельность (автономность), с тем чтобы продолжать работу как группа вза­имопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо полностью устранится, либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Это не относится к группам детей или крайне умственно ограниченных взрослых. В этих случаях работник помогает группе стать автономной в той мере, в какой это возможно. Суть такой установки хорошо передает фраза: "Встреча с работником явля­ется лишь эпизодом в жизни клиентов". Жиз­ненные процессы, в которые работник "вклю­чается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода".

Четвертый критерий состоит в том, что работник должен помочь членам группы ощущать свою принадлежность к группе в момент прекращения занятий. Это может

199

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

достигаться по-разному, вербально или не­вербально, например через общие воспоми­нания или через какой-то заключительный аккорд.

Столь же законным содержанием соци­альной работы с группами, как психотера­пия, может быть и тренировка навыков, по­нимания жизненных проблем или умения справляться с переменами в жизни, что мо­жет иметь место в четко организованных группах, где работник является экспертом до тех пор, пока его знания не будут переданы группе, после чего члены группы могут про­должать встречаться самостоятельно, если пожелают. Решение жизненных проблем в группе предполагает, что ее члены будут го­товы решать какую-то общую проблему и в будущем, например уход на пенсию. Члены группы, собравшиеся для приобретения на­выков переживания жизненных перемен, за­няты тем, как справиться с той или иной пе­ременой; таковы, например, пенсионеры, обучающиеся умению организовать свое вре­мя. Эти дополнения — психотерапия как со­держание групповой работы и четкая органи­зация группы — не охватывают всего, что сейчас делает социальный работник в группе. Скорее эти дополнения вносятся для того, чтобы удовлетворить конкретные и все более актуальные потребности. М. Хартфорд (1983) предсказывает реакцию на проблемы, выдвигаемые нашим веком электроники: "Мы не только столкнемся с необходимостью проведения более широкой групповой психо­терапии в сфере психического здоровья, в социальном обслуживании семей и райо­нов, населенных людьми, которые все свое рабочее время проводят во взаимодействии один на один с машинами, повинующимися им с абсолютной точностью, а затем, приходя домой, испытывают трудности в общении с членами семьи или друзьями, имеющими иные реакции, нежели у машин. Мы также можем столкнуться со все более настоятель­ной потребностью обучения социальным на­выкам, необходимым для обеспечения нор­мального роста детей и молодежи, которые в лице машин имеют и соперников, и учите­лей".

Хотя главной здесь является непосредст­венная практическая работа, т. е. работа с клиентами, знания и навыки, полученные при непосредственной работе с группами клиентов, помогают в работе со специальны­ми группами, с собраниями профессионалов, в контрольных группах, на административ­ных заседаниях, в обучении и работе в про­фессиональных организациях.

Текущие проблемы

Группы с непостоянным соста­вом. Таким группам уделяется все большее внимание в литературе и в практической ра­боте. В группах с непостоянным составом все время меняется состав членов, низок уро­вень контактности и в ходу переживания в связи с увеличением или уменьшением чис­ленности. По мнению С. Генри (1981), в та­ких группах надо держать под контролем "процесс прохождения группой через отдель­ные этапы развития, умение правильно реа­гировать на постоянно меняющийся состав группы и сохранение основы (или костяка) группы." М. Хартфорд (1978) отмечает, что "работник всегда должен оставаться цент­ральной скрепляющей фигурой группы и обеспечивать непрерывность ее работы".

Состав группы может меняться при каж­дой встрече, может изменяться полностью к четвертой встрече или же вовсе не быть опре­деленным. Чем чаще меняется состав группы, тем меньше вероятность, что группа будет развиваться в соответствии с определенными моделями, которые обычно используются в работе с постоянными группами и наиболее распространены в практической социальной работе. Поэтому возникает много вопросов о роли посредничества в группах с непостоян­ным составом; эти проблемы обычно не учи­тываются современными моделями посред­ничества.

М. Галински и Дж. Шоплер написали несколько работ о группах с непостоянным составом, в одной из которых (1984) приво­дятся мнения практических работников о преимуществах и трудностях в работе с ними. В своем исследовании они говорят о необхо­димости более широкого изучения таких групп, диктуемого многообразным и слож­ным характером населения: подростки, со­вращенные своими собственными или прием­ными родителями; пациенты с только что поставленным диагнозом рака; подростки, живущие в чужих домах; проживающие в общине хронически умственно больные; женщины среднего возраста в состоянии де­прессии; наркоманы и токсикоманы; матери детей с хроническими или безнадежными за­болеваниями; родственники стариков; изби­тые и избивающие супруги; госпитализиро­ванные умственно больные дети и т. д. У всех описанных 116 групп, кроме одной, цели многоплановые: поддержка (92%), разреше­ние проблем (87 %), образование (80 %) и ле­чение (65%). Среди других целей — такие, как привитие необходимых навыков, ориен­тация, обследование, оценка и активная за-
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

200

щита. К. Хуп также приводит интересный пример о группе лечения с непостоянным со­ставом.

Ясно, что существует необходимость и возможность для исследования и разработки теорий в этой области.

Группы, собирающиеся едино­жды. Одноразовым группам уделяется большое внимание в литературе. Они предпо­лагают сбор на конференции, визит-консуль­тацию, одноразовое заседание комитета, од­норазовую встречу с клиентом, встречу для получения информации, а также одноразо­вую встречу в больнице или в приемной ком­нате.

У. Шварц (1971), предложив концепцию четырехэтапного процесса в работе с группа­ми, считает, что каждый этап применим не только для всей работы с группой, но и для каждой отдельной встречи. Это следующие этапы: настройка, начало, работа и переход­ный (завершающий) этап. Основываясь на опыте своей работы в благотворительной сфе­ре, У. Шварц (1968) упоминает о некоторых проблемах, с которыми сталкивается работ­ник при одноразовой встрече: "Проблемы на­выка в некоторой степени схожи с теми, которые возникают во время непродолжи­тельного индивидуального контакта, когда в течение короткого времени надо решить мно­го вопросов в связи с ощущениями, идеями и ожиданиями клиентов. Во время этих корот­ких встреч работник сталкивается со множе­ством несовместимых требований: он должен был сообщить много "фактов", но он знал, что эту информацию либо не услышат, либо не запомнят, если он начнет долго и нудно пере­числять факты; он хотел "затронуть чувства слушающих" и знал, как это сделать, но вре­мени было мало, и он обнаружил, что слушать очень трудно, однако он должен был убедить людей в том, что это очень серьезное дело, и постараться не отпугнуть их; он хотел, чтобы это был диалог и групповое взаимодействие, но надо было "осветить" много моментов, и он не мог надеяться на то, что они зададут долж­ные вопросы".

Совместное руководство. Сегодня проявляются значительный интерес и озабо­ченность в связи с преобладанием совмест­ного руководства как в практической работе, так и в обучении практической работе. Буду­чи особенно популярным в других професси­ях, совместное руководство является нововве­дением в социальной работе; даже термин "руководство" чужд концептуальному разви­тию социальной работы, поскольку социаль­ный работник не "руководит" группами.

Что касается обучения социальной рабо­те, то Б. Ротман (1980) в своем исследовании показывает, что в обследованных школах, ко­торые используют совместное руководство в качестве основной тренировочной модели в производственной практике, 80% студентов занимаются с опытным работником, а 20% занимаются индивидуально со своим инст­руктором практической работы. 70% участ­вовавших в опросе заявили, что совместное руководство чаще всего используется в меж­дисциплинарной психиатрии и нередко с привлечением людей других профессий — психологов, психиатров или медсестринского персонала.

Статьи, помещенные в специальном сборнике "Социальная работа с группами" (1980), посвященном совместному руковод­ству, дают разные его оценки. Одна из статей поднимает некоторые проблемы, но рассмат­ривает такое руководство как реальность. В другой статье совместное руководство рас­сматривается как наиболее желательная форма подготовки при условии, что все работ­ники в равной степени опытные люди. Б третьей статье подчеркиваются отрицатель ные аспекты совместного руководства и вы­сказывается мнение о том, что в первую оче­редь должны удовлетворяться потребности агентства, а затем студентов. Еще одна статья освещает отдельные "за" и "против" и излага­ет основные принципы установления взаимо­связи между совместными руководителями, затрагивая качество взаимоотношений меж ду соруководителями, особенности выполня емой ими роли, механизм разрешении конфликтов, совершенствование ролевого распределения, подготовку и оценку, инспек тирование, совместное руководство в группах с непостоянным составом и состав совместных руководителей.

M. Зейтц (1982) приводит необходимые структурные моменты, обеспечивающие вза­имодействие между руководителями: совме­стное обследование и подготовка потенциаль­ных членов группы, совместное посещение и участие в групповых встречах, совместные встречи для критики работы группы, а также совместные встречи с отдельными членами группы вне группы, если они необходимы. П. Балгопал и Т. Вэссил (1983) говорят о не­которых преимуществах совместного руко­водства, но предупреждают о возможном воз­никновении таких ситуаций, когда проявится несовпадение в ценностях и установках, что может вызвать конфликты между работника­ми не на пользу группе, например, из-за не­совпадения отношения к деньгам и религиоз-

201

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

ных воззрений. Очевидно, что состав группы усложняется, когда внутри основной группы существует еще и подгруппа, т. е. совместные руководители.

Совместное руководство особенно попу­лярно в других профессиях; оно имеет боль­шое значение в группах с непостоянным со­ставом вообще и в частности во многих случаях в области здравоохранения, где соци­альному работнику очень важно объединить­ся с медсестрой или лечащим врачом, кото­рые лучше разбираются в конкретном заболевании или технической стороне про­блемы. Кроме того, когда роли обоих руково­дителей четко определены, можно избежать осложнений.

Группы самопомощи. Такие группы сами по себе не являются проблемой, если иметь в виду контакт с ними социальных ра­ботников. Согласно некоторым данным, к 1980 г. этих групп было более 500 тыс.; одно только общество "Анонимные алкоголики" насчитывало почти миллион членов.

На раннем этапе казалось, что движение самопомощи представляет угрозу профессио­нальному сообществу. В действительности главным стимулом создания групп самопомо­щи была неэффективность, с которой столк­нулись потребители в попытке получить про­фессиональную помощь. Некоторым людям, оказавшимся в беде, нужно было добиться как можно большего умения управлять своей жизнью и завоевать доверие группы людей, с тем чтобы ослабить монопольный социаль­ный контроль, осуществлявшийся професси­оналами, особенно в системе медицинского обслуживания, а также расширить использо­вание естественных ресурсов для оказания помощи в рамках собственной общины. Эти­ми ресурсами могли быть семья, неофици­альная сеть друзей и сотрудников, религиоз­ные организации, соседи и т. д.

А. Катц и Э. Бэндэр (1976) излагают ценные соображения о потенциальных воз­можностях групп самопомощи. Основными формами их деятельности являются дискус­сионные кружки и взаимопомощь в группе. Последняя вполне коррелируется с элемента­ми вспомогательной психотерапии, основан­ными на ролевой теории, согласно которой человек, выступая в роли помощника друго­му, проявляет умение найти решение в труд­ной ситуации. Получив соответствующие навыки, научившись быть помощником, че­ловек может начать вести себя действительно по-новому.

Сегодня очевидно, что некоторые люди желают принимать помощь только в форме

самопомощи. Кроме того, поскольку средства на оказание медицинской и социальной по­мощи сокращаются, необходимость установ­ления контакта с группами населения, ока­завшимися в тяжелом положении, с тем чтобы найти пути решения их проблем, ста­новится все более настоятельной. Професси­оналы разных профилей обнаружили, что могут быть небесполезными в группах само­помощи. Они могут устанавливать первона­чальный контакт, давать консультации, про­водить тренировку, направить человека в группу или рекомендовать ему оставить ее, предоставить средства и обеспечить рекламу, а также выступить в качестве спонсора, что является особенно ценным, например, в орга­низации "Анонимные родители". В этой орга­низации, работающей с родителями, которые совращают или бросают детей, председате­лем является кто-нибудь из родителей, а спонсор выполняет роль дублера, оказывает поддержку и курирует председателя, а в слу­чае необходимости выступает как брокер. В основном задача социального работника в группе состоит в том, чтобы помочь группе начать работу, а затем уйти, когда она будет в состоянии функционировать самостоятельно как организованная система оказания само­помощи. Это соответствует рассмотренным ранее критериям социальной работы с груп­пами. Социальный работник должен знать о существовании групп самопомощи в общине, чтобы иметь возможность направлять клиен­тов для участия в их деятельности.

В последние годы группы самопомощи включили в сферу своей деятельности такие виды работы, как активная защита своих чле­нов (в судах и других организациях) и ини­циатива в проведении социальных реформ. Иными словами, они фокусируют свою дея­тельность на изменении базисных установок в обществе, обращая особое внимание на негативные стереотипы. Классическим при­мером успеха в этой области является исклю­чение гомосексуализма из категории психи­ческих заболеваний в третьем издании "Диагностического справочника расстройств психической деятельности", а также тот факт, что Ассоциация по проблемам отстаю­щих в развитии детей стала Ассоциацией по проблемам отстающих в развитии граждан. Многие цели социального движения преж­них лет, такие, как развитие самосознания в группах этнических меньшинств, создание местных комитетов или групп активной помощи детям и др., теперь осуществлены в деятельности соответствующих групп. Чтобы не дублировать работу, социальные работни-


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

204

Advancement of Social Work with Groups. Chicago, 111. • Gordon W. E. (1983). Social Work Resolution or Evolution?— Social Work, 28(3), 181—185. • Hartford M.E. (1972). Groups in Social Work. N. Y.: Columbia University Press. • Hartford M.E. (1977). Socialization Methods in Social Work Practice. In: J. B. Turner (Ed.). Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1387—1393). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Hartford M. E. (1978). Groups in the Human Services: Facts and Fancies.— Social Work with Groups, 1(1), 7—13. • HartfordM. E. (1983). Group Work Today—Through a Rear View Mirror, or Issues in Work with Groups in a Historical Perspective. In: N. Lang, C. Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 737—763). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • HeapK, (1979). Process and Action in Work with Groups. N. Y.: Pergamon Press. • Henry S. (1981). Group Skills in Social Work: A Four-Dimensional Approach. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Katz A., Bender E. (1976). The Strength in Us: Self-Help Groups in the Modern World. N. Y.: Franklin Watts. • Kolodny R., Garland J. (1984). Guest Editorial.— Social Work with Groups, 7(4), 3—5. • Konopka G. (1963). Social Group Work: A Helping Process. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Lang N. (1979a). A Comparative Examination of Therapeutic Uses of Groups in Social Work and in Adjacent Human Service Professions: Part I. The Literature from 1955—1968.— Social Work with Groups, 2(2), 101 —115. • LangN. (1979b). A Comparative Examination of Therapeutic Uses of Groups in Social Work and in Adjacent Human Service Professions: Part II. The Literature from 1969—1978.—Social Work with Groups, 2(3), 197—220. • Lee J. (1983). Seeing It Whole: Social Work with Groups within an Integrative Perspective. In: N. Lang, C. Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 491—508). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • Levinson H. (1973). Use and Misuse of Groups.— Social Work, 18(1), 66—73. • Lewis E. (1983). The Technologies of Social Group Work: Developments and Issues. In: N. Lang, C. Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 50—75). Toronto, Ontario,

Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • LippittR. (1981). Retrospective Reflections on Group Work and Group Dynamics.— Social Work with Groups, 4(3), 9—19. • MiddlemanR. (1980). The Use of Program: Review and Update.— Social Work with Groups, 3(3), 5—23. • Papell C, RothmanB. (1978). Editorial.— Social Work with Groups, 1(3), 233—234. • Papell C, Rothman B. (1980). Relating the Mainstream Model of Social Work with Groups to Group Psychotherapy and the Structured Group Approach.— Social Work with Groups, 3(2), 5—23. • Phillips H. U. (1957). Essentials of Social Group Work Skills. N. Y.: Association Press. • Roberts R., Northen H. (1976). Theories of Social Work with Groups. N. Y.: Columbia University Press • Rothman B. (1980). Study of Leadership in Groupwork Field Instruction.— Social Work with Groups, 3(4), 11—17. • Schwartz W. (1961). The Social Worker in the Group. In: The Social Welfare Forum, 1961 (p. 146—177). N. Y.: Columbia University Press. • Schwartz W. (1968). Group Work in Public Welfare.— Public Welfare, 26(October), 322—369. • Schwartz W. (1971). Some Notes on the on the Use of Groups. In: W. Schwartz. S. Zalba (Eds.). The Practice of Group Work (p. 3—24). N. Y.: Columbia University Press. • Schwartz W. (1977). Socia! Group Work: The Interactionist Approach. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1328—1338). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Seitz M. (1982). Co-Leadership: Benefits and Issues. In: N. Goroff (Ed.). Reaping from the Field—From Practice to Principle: Proceedings of the 3rd Annual Symposium for the Advacement of Social Work with Groups (p. 880—895). Hartford, Conn.: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • Shapiro J. (1978). Methods of Group Psychotherapy and Encounter. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • ToselandR.,RivasR. (1984). An Introduction to Group Work Practice. N. Y.: Macmillan PublishingCo. • TroppE. (1977). Social Group Work: The Developmental Approach. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1321—1327). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Tropp E. (1978). Whatever Happened to Social Group Work?— Social Work with Groups, 1(1), 85—94. • Vinter R. (1959). Group Work: Perspectives and Prospects. In: Social Work with Groups, 1959. N. Y.: National Association of Social Workers. • Wilson G. (1976). From Practice to Theory: A Personalized History, In: R. Roberts, H. Northen (Eds.). Theories of

205 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ

Social Work with Groups (p. 1—44). N. Y.: Columbia University Press. • Yalom I. (1975). The Theory and Practice of Psychotherapy (2nd ed.). N. Y.: Basic Books. • Yankelovich D. (1981). New Rules: Searching for Self-Fulfillment in a World Turned Upside Down. N. Y.: Random House.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...