Демократизация социального
обеспечения. Принцип универсальности, положенный в основу социальных программ, наиболее ярко выражается в противодействии социальных работников введению какой-либо дифференциации в законодательство о социальном обеспечении, которое охватывает всех граждан и лишь в незначительной степени предусматривает различия в зависимо- сти от доходов. В соответствии с законодательством блага распределяются между представителями многочисленного среднего класса (определяемого средним уровнем дохода) и бедняками, численность и доля которых не столь велика. Принцип универсальности получает еще более широкое толкование в случае расширения самого понятия социальной помощи, куда включаются такие формы, как освобождение от налогов, социальные блага, обусловленные отраслевыми контрактами и контрактами между нанимателями и наемными работниками, благотворительная деятельность частных лиц. Освобождение от налогов включает разнообразные фискальные действия, такие, как освобождение предприятия от уплаты налогов или от уплаты налогов за помещение, освобождение от налогов части доходов, идущих на выплату процентов по кредитам и займам или для покупки медицинской страховки, на благотворительные взносы. Практикуется и снижение границы доходов, облагаемых налогами, если это укладывается в рамки политики, поощряемой правительством, скажем, при приобретении собственного дома или осуществлении капитальных вложений. В этих случаях получающий льготы практически выигрывает в наличных деньгах; остальные же должны платить в федеральный и другие бюджеты, в том числе и за социальную помощь. Освобождение от налогов приносит больше пользы представителям среднего класса, чем бедным; то же касается и социальных программ, обусловленных отраслевыми контрактами и контрактами между нанимателями и наемными работниками. Так, федеральные программы, доступные всем без учета доходов, составляли в 1983 г. около 43% средств, затрачиваемых на социальную сферу, тогда как программы, рассчитанные только на людей с низкими доходами, составляли лишь 11 % (в 1965 г. 24,3 и 5,9% соответственно). 75% тех, кто не подпадает под категории стариков, инвалидов, матерей-одиночек с малолетними детьми, получают за счет социального обеспечения около 40% средств, т. е. доходов, не заработанных трудом.
Внимательное изучение распределения социальной помощи позволяет установить, что система, закрепленная Законом о социальном обеспечении, превратилась в программу социальной помощи среднему классу и в недостаточной степени служит самым ущемленным слоям общества. Например, 5,6% получателей пособий по старости, инвалидности или в результате чрезвычайных 207 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ обстоятельств вынуждены обращаться за социальной помощью в дополнение к своим скудным пособиям, причем половину из них составляют престарелые. В 80-е годы рост бедности среди детей, особенно этнических меньшинств, вызвал опасения, что может возникнуть конфликт между поколениями, поскольку престарелым много помогают, а дети остаются без внимания. Это может вызвать у них враждебность к старикам. Есть и другая опасность — пожилые могут не поддержать программы помощи для детей. Если изучить расходы федеральных властей или властей штатов, то подобные обвинения или страхи покажутся необоснованными, так как общие суммы расходов на детей и пожилых пропорциональны их количеству и доле в населении. Однако программы для пожилых (пенсии и "Медикэр") не учитывают уровень доходов, тогда как программы для детей нередко являются частью других программ, например оказания помощи семьям с низким доходом, жилищных программ, "Медикейд", причем все они учитывают уровень доходов.
Универсальность предоставления социальной помощи по мере изменения отношения к ней в сложном обществе, состоящем из множества групп и классов со своими интересами, ведет к конфликту между необходимостью и желанием ее оплачивать. В большинстве случаев социальная помощь инициируется и поддерживается желаниями и потребностями многих групп, имеющих свои интересы, а не только неимущими. Принцип универсальности стал означать равный доступ к социальной помощи для всех — как имущих, так и неимущих. Следствием этого явилось то, что бедному меньшинству приходится конкурировать с личным и групповым эгоизмом средних слоев общества, при этом заботы о благе малоимущих отодвигаются средним классом на второй план. Большая часть населения оценивает деятельность правительства сквозь призму величины налогов, которые ему приходится выплачивать (включая налоги, выплачиваемые многими для компенсации освобождения от налогов немногих), и соотносит стоимость социальных программ лишь с затратами на бедных и неимущих, не осознавая, как много пользы от этих программ получают практически все. Пересмотр нынешней социальной политики частично объясняется конфликтом между идеями благотворительности (заботы о беднейших) и идеями прав и свобод всех граждан. Самореализация, важным, но трудно измеримым компонентом меняющегося мировоззрения в области социальной политики является рост эгоизма. На протяжении нескольких десятилетий вся общественная жизнь и образование были пронизаны идеей о том, что каждый индивид должен максимально реализовать свой потенциал, неважно в какой области. Это понятие самореализации — неотъемлемая часть общераспространенного толкования прав человека, но оно же в некоторых случаях используется и для оправдания эгоистического поведения. Тенденция к эгоизму не означает полного игнорирования неимущих, но ведет к пересмотру рамок обязанностей общества. Традиционно физически здоровые взрослые люди с трудом воспринимались в качестве законных получателей социальной помощи, в лучшем случае их рассматривали как объект частной благотворительности.
Чем беднее люди, тем меньше влияния они в современных условиях оказывают на формирование общественного мнения, поскольку социально-экономический профиль американского общества изменился. Некогда оно представляло собой пирамиду, большую часть которой составляли бедные, гораздо меньшую — люди со средним доходом и совсем маленькую — богатые. Сейчас положение изменилось. Большая часть населения имеет средний доход или, в худшем случае, доход, превышающий уровень бедности. Если взять за основу черту бедности, то около 15% американцев являются бедными и еще несколько процентов находятся у черты, но около 80 % ведут вполне комфортабельную жизнь или полагают, что они находятся в процессе улучшения своего положения. И хотя многие не уверены в его стабильности, только незначительная часть готова отказаться от надежд на лучшие времена для себя и своих детей с учетом нынешней экономической ситуации. Свидетельства нестабильности среднего класса пока не поколебали веры большинства граждан в самореализацию. В период между 1967 и 1983 гг. численность среднего класса сократилась с 28,7 до 23,2%, если в качестве критерия принадлежности к нему брать доход, составляющий 75 — 125% среднего дохода семьи (26 тыс. долл. в 1983 г.). При этом 60% улучшили свое финансовое положение, но 40% — ухудшили. Недоверие или разочарование во властных структурах, рост налогового бремени, демократизация социальной помощи, сопровождаемая нехваткой ресурсов, и распрост- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ 208 ранение общественного эгоизма также подталкивают к пересмотру определенными слоями общества подходов к социальной помощи. Возможно, эффективность действий этих сил не перманентна, но они отнюдь не носят кратковременного или преходящего характера. Благоприятствующие факторы Несмотря на мощные сдерживающие силы, существуют и силы, выступающие за расширение социальной помощи или за реформы в социальной сфере.
Демографические изменения, в целом население продолжает расти, хотя и более медленными темпами; увеличивается и число — но не обязательно доля — нуждающихся людей. Наиболее важен изменяющийся демографический профиль нации — ожидают, что к 2000 г. удельный вес лиц старше 65 лет возрастет с 11,о до 12—15% (эта группа населения увеличилась с11,1до11,6%в период с 1980 по 1982 г.). Предполагается также, что доля лиц старше 80 лет увеличится к 2000 г. с 20 до 24,4% общего количества пожилых людей, а доля детей и молодежи немного уменьшится в результате сокращения числа женщин репродуктивного возраста и изменений структуры семьи и модели воспроизводства (более малочисленные семьи с меньшим количеством детей). Безработица и трудовые ресурсы. Невозможно с полной достоверностью предсказать экономическое развитие, но опыт последних нескольких десятилетий заставляет ожидать стойкую безработицу. В середине 80-х годов число безработных не удавалось уменьшить ниже 7% в течение нескольких лет, а зачастую эта цифра была и выше. В 1982 г. председатель Группы экономических советников заявил, что эта цифра, вероятно, стала "нормальной" для экономики. Между тем на протяжении нескольких десятилетий экономисты считали допустимой нормой безработицы 3 %. Безработица и ее последствия в виде бедности и пособий по безработице распространены неравномерно. Среди безработных выделяются три крупные группы: молодые люди, обычно из этнических меньшинств, с минимальным уровнем образования, которые редко находят постоянную работу, а если находят, то с минимальной заработной платой; молодые незамужние матери, которые часто ищут работу, но редко ее получают из-за недостатка квалификации, нехватки детских садов и отсутствия вакансий; работники сред- него возраста, которые лишились работы вследствие технологических изменений в промышленности. К этим группам можно добавить и четвертую — энергичных и физически крепких людей пожилого возраста (как правило, 60—75 лет), большинству из которых предстоит прожить еще 10—15 активных лет. Эти люди находятся на пенсии, и многие заняты поисками занятия, которое составило бы смысл их жизни. Последствия безработицы — отчуждение довольно значительной части людей от общественной жизни и возможное появление подгруппы, живущей вне основной системы ценностей общества и часто занимающейся нелегальной экономической деятельностью, нередко преступной и незаконной. Еще более существенно, что часть населения страдает от недоедания и физических лишений. Такое положение может привести к психическим заболеваниям, самоубийствам среди молодежи и пожилых, распаду семей, преступности несовершеннолетних и разрушению общественных связей, на которых ранее держались отношения между людьми.
Бытует мнение, будто новые научно-технические достижения и экономический рост помогут преодолеть эти трудности, что новая революция в технике и электронике обеспечит работу, товары и досуг для всех. Однако специалисты отмечают, что каждая крупная промышленная или экономическая революция сопровождалась вначале существенными структурными перемещениями рабочей силы и периодом хаоса и экономической нестабильности для большей части работающего населения. По прошествии нескольких десятилетий новый тип экономики может обрести стабильность и обеспечить большее число рабочих мест, товаров и более высокий уровень благосостояния, чем прежде. Но существенным моментом остается этот временной промежуток между началом изменений в экономике и улучшением положения, социальные, экономические и политические издержки которого очень велики. В конце XX столетия перспективы будущего омрачаются также предостережениями ряда экономистов-аналитиков, которые отмечают, что рост высоких технологий и интенсивного капиталовложения не ведет к полной занятости, как это было обещано. Более того, новые технологии создают меньшее количество рабочих мест, требующих высокой квалификации, и множество низкооплачиваемых рабочих мест, требующих монотонного неквалифицированного труда, без какой-либо долгосрочной стабильности. 209 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ Нельзя не сказать и о более оптимистичном прогнозе, поскольку он также опирается на двухтысячелетний опыт эволюции западной цивилизации. В Древней Греции 90% населения были бедными по меркам того времени; в Англии времен Возрождения по крайней мере 60% населения были бедными, а в начале XIX в. эта цифра равнялась 50%; в колониальной Америке большая часть взрослого населения была бедна, а в 30-е годы примерно треть населения были бедняками по сравнению с 15% в конце XX в. Но даже если придерживаться самых оптимистичных взглядов, то в ближайшие 15—20 лет потребность в социальной помощи будет расти, а не сокращаться. Рост ожиданий. Во времена наиболее суровых тягот общественное недовольство стимулировалось убеждением, что для Америки типичны открытость и совершенствование. Сейчас, в XX столетии, доминирует вера в чудеса науки, в частности в то, что новые материалы будут созданы в лабораториях для замены природных ресурсов, новые лекарства должны излечить старые и новые болезни, новое оборудование должно производить больше товаров по более низким ценам и с меньшими затратами труда и т. п. С точки зрения социальной естественная забота о положении неблагополучных слоев подкреплялась убеждением, что страна обладает достаточной экономической мощью, чтобы путем федерального финансирования облегчить практически все человеческие трудности и сгладить неравенство. В результате этого прочно утвердилось мнение, согласно которому умственно отсталые лица, те, кто нуждается в медицинском обслуживании, психические больные, дети, имеющие низкую успеваемость в школе, люди, страдающие от безработицы или низких доходов, имеют законное право требовать от правительства помощи. Такое мнение — следствие изменений традиционных представлений, что нуждающиеся могут просить о милосердии, но не требовать его по праву. Постоянно возрастающее разнообразие в одежде, питании, комфортности жилища, развлечениях и способах передвижения заставляет граждан рассчитывать на улучшение положения, а не на сохранение его или тем более ухудшение. Эти ожидания сопровождаются верой в равные возможности (при неравных условиях), что характерно для современных американцев. Можно сказать, что эти ожидания превратились в нормы социального обеспечения, которые присущи всем социальным программам. Социальные программы часто базируются на индексации стоимости жизни. Социальные службы рассчитаны на высококвалифицированный персонал. Даже в периоды экономических трудностей подобные ожидания оказывают определенное воздействие. И хотя некоторые сферы социальной помощи могут подвергаться критике, остальные будут пользоваться поддержкой, основанной на этих ожиданиях, а общий уровень социального обеспечения заставляет тех, кто чего-то лишен, требовать для себя такого же обеспечения. Бытует мнение (часто ошибочное), что с помощью некоего механизма страхования при минимальных личных издержках можно избежать или сгладить последствия болезни, безработицы или утраты источника доходов. В основе всех социальных программ в СИТА лежит законодательство о социальном страховании. Вера в страхование согласуется с верой в свободу выбора личности, поскольку кажется, что оно предоставляет каждому гражданину выбор, как наилучшим способом защитить себя от случайностей. Часто эта вера преобладает над доверием к бюрократически управляемым государственным службам. Рост социальных потребностей. Многие социальные потребности, не связанные с потерей работы или дохода, не только не уменьшатся, но, вероятно, возрастут. Пребывание в нищете 15% населения означает, что часть этого населения будет испытывать недостаток питания. До тех пор, пока незамужние матери-подростки не получат достаточного содержания, возможности для работы, создаваемой социальной помощью в уходе за ребенком, для повышения квалификации, их дети с момента рождения будут подвержены риску различных неврологических заболеваний. От 6 до 19% детей, имевших при рождении маленький вес или испытавших затруднения с дыханием, страдают от неврологических болезней, которые могут оставить их инвалидами на всю жизнь. Недоедающие дети недоедающих матерей особенно подвержены этому риску. Чудеса медицины, которые могут сохранить жизнь подобным детям, обходятся в суммы до 1 00 тыс. долл. только в первый год жизни в тяжелых случаях; к этой цифре следует добавить бесконечные затраты, связанные с необходимостью соответствующего ухода. В лечении некоторых заболеваний прогресс огромен, и число детей-инвалидов, которым удалось сохранить жизнь, растет. В период между 1937 и 1957 гг. число таких детей увеличилось с 24 до 47 на каждые 10 тыс., а с 210 1960 по 1980 г. оно еще удвоилось. С 1960 по 1972 г. число детей-инвалидов, получающих социальные пособия, возросло на 300% (со 100 до 300 тыс.). К этому нужно присовокупить растущее число молодых людей, получивших увечье в автомобильных катастрофах, при занятии спортом, на производстве или во время военной службы. Сейчас они могут жить, работать, заводить семью, но только с помощью постоянно действующей системы медицинской и социальной поддержки. Пожилые люди, особенно те, кому за восемьдесят, склонны к хроническим заболеваниям, при этом 20% из них время от времени нуждаются в уходе, медицинском обслуживании или стационарных услугах, стоимость которых постоянно растет. В период между 1963 и 1978 гг. абсолютное число таких людей в частных лечебницах увеличилось с 554 тыс. до 1303 тыс., в то же время выросло и число хронически больных пожилых людей, которым оказывалась помощь на дому. Следует также учитывать и все возрастающую потребность в оказании срочной медицинской помощи для всего населения, а не только для пожилых и бедных, и рост стоимости этих услуг. Стоимость медицинских услуг в нынешней платной системе медицинского обслуживания растет более быстрыми темпами, чем средняя стоимость жизни. Вряд ли сократятся возможности пользоваться наилучшей медицинской помощью, что по американским понятиям определяется доступностью больниц и выбором специалистов, однако вряд ли уменьшится и озабоченность ростом стоимости медицинских услуг В результате можно ожидать усиления давления на правительство, с тем чтобы оно обеспечило всеобщий доступ к медицинским услугам по умеренной, если не низкой, цене путем оплачивания части услуг непосредственно, через систему социального медицинского страхования или же посредством преобразования системы здравоохранения за счет расширения системы предварительной оплаты. Персонал социальных служб и семья. Новые тенденции в подборе социальных работников являются результатом изменений структуры семьи и экономики. Исторически социальная политика исходила из того, что социальную помощь людям должна оказывать в первую очередь сама семья, а система социального обеспечения призвана лишь поддерживать и дополнять ее усилия. Практически это означало, что большинство функций по уходу, финансовой и эмоциональной поддержке осуществляла семья. В последние 50 лет распространилась доктрина, согласно которой семья не несет больше полной ответственности (включая стоимость медицинских услуг) по уходу за престарелыми родителями или умственно отсталыми и физически неполноценными детьми, которые охвачены универсальными социальными программами. В результате уменьшилось число лиц, которые раньше брали на себя обязанности по уходу в семье, — это подростки, незамужние (неженатые) дети, замужние (женатые) безработные дети, живущие вместе с родителями, или другие родственники. Около 15—20% престарелых вообще не имеют родственников. Поздние браки и меньшее количество детей ведут к уменьшению сети родственников. Одновременно доля трудоспособных взрослых (от 20 до 64 лет) сократилась по сравнению с числом людей до 20 и свыше 65 лет, поэтому так называемый коэффициент зависимости нетрудоспособных от трудоспособных также изменился. Диктуемая современным производством экономическая мобильность населения тоже ограничивает круг родственников, на помощь которых семья может рассчитывать. Эти последствия осознаны еще не полностью. В то время как социальные потребности в уходе за детьми и инвалидами со стороны взрослых людей возрастают, число лиц, которые в состоянии их удовлетворить, сокращается. Хотя безработные, на которых можно было бы рагсчитывать, составляют 7 % трудоспособного населения, они представлены в основном неквалифицированными рабочими, к тому же большая их часть принадлежит к этническим меньшинствам. Они вряд ли обрадуются возможности выполнять работу по уходу, ведь эта работа плохо оплачивается и требует значительных физических и психологических усилий. В результате, по-видимому, будет наблюдаться рост стоимости социальных услуг ввиду прежде всего необходимости повысить зарплату не только профессиональным социальным работникам, но и людям, ухаживающим за детьми, престарелыми и т. д., нужда в которых будет постоянно увеличиваться. Несмотря на рост стоимости услуг, изменения в структуре семьи и в экономике скорее всего приведут к повышению спроса на всевозможные услуги, предлагаемые социальными службами: уход за детьми в дневное время в группах и центрах, уход на дому, профессиональный уход в различных заведениях и т. п. 211 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|