Экологическая культура (экокультура)
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Научный редактор В.С. Марков. Дизайнер Т.А. Логуа. Корректор Н.Ф.Морозова
СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР
Лицензия ЛР № 020898 от 08.07.2004 г. Издательство РАГС.117606 г. Москва, пр. Вернадского 84. Подписано в печать - 13.08.2007 г. Объем 25 усл. печ. листов. Гарнитура TAIMS, обложка Super, Формат 60Х 80, 1 / 16. Заказ № 306. Тираж 100 экз., без объявления цены
Гонорар от поступлений за реализацию данной книги, после спонсирования его издательства на пяти языках мира и тиражирования в один миллион экземпляров, полностью адресуется в благотворительный фонд академика Зураба Константиновича Церетели для возведения бронзового памятника основоположнику вечной дружбы между Российско- Грузинскими народами - Сулхану Саба Орбелиани в г. Москве, в центральном сквере, на улице большая Грузинская.
Логуа Р.А
Экология культуры ЭКОКУЛЬТУРА
Москва 2007г. Рамаз Акакиевич Логуа
Родился 13 августа 1947 года в городе Гали, автономной республики Абхазии Грузии. Окончил полную общеобразовательную среднюю школу №1 в г. Гали, Грузинский институт субтропического хозяйства и Абхазский государственный университет им. Д.Гулиа в г. Сухуми, Бакинскую высшую партийную школу, Российскую академию управления и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ в г. Москве. Доктор экономических наук, кандидат философских наук, действительный Член Российской академии наук социальных технологии и местного самоуправления, профессор экономики, заведующий кафедрой «экономическая теория» Самарского муниципального университета Наяновой. ББК 20.1+87.75+65+71 Л. 69 Логуа Рамаз Акакиевич. Экология культуры. - М.: Изд-во РАГС,2007 - 350с.
В книге рассматриваются актуальные проблемы жизни и развития человечества. Анализируется влияние культурного наследия мирового сообщества на процессы генезиса экосознания социотаксонов*. На примере России рассматриваются последствия социально-экономических реформ, под углом зрения экологии культуры, пост советского периода. В связи с требованиями предлагаемого нового подхода в исследовании вводятся в научный оборот новые термины в области философии, экономики, культуры, экологии. Изложены авторские концепции социально-экономического и духовно-культурного развития России и перспективы мирового сообщества. Адресуется широкому кругу читателей. Книга издается под редакции академика В.С. Маркова. Социотаксоны - сообщества этносов с признаками сходства родоплеменных особенностей. © Логуа Р.А., 2007.
Логуа Рамаз Акакиевич Посвящается светлой памяти, славному представителю грузинского народа, великому мыслителю эпохи возрождения, просветителю, дипломату, философу Сулхану Саба Орбелиани
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Планета Земля – «Деда Мица" (по-грузински мать Земля), - “Ой кос”, (по-гречески дом родной) есть глобальная среда обитания человека, а не храм божий, где он должен молиться и быть рабом себе подобному. Она является естественной природной лабораторией, где человеку суждено жить в гармонии с природой вечно, поскольку он сам является неотъемлемой частицей биосоциальной среды, как при жизни, так и после видоизменения. Здесь он обязан трудиться, как пчелка, в единстве целей экономики и идеологии реализовать идеи Киновия, творить материально-духовные ценности для удовлетворения рациональных потребностей человека, радоваться результатам своего труда, распорядителем которых он сам является, и не быть паразитом общества...
Сулхан Саба Орбелиани
В духе бессмертных идей выдающегося мыслителя эпохи возрождения, известного киновиста*, просветителя, философа, дипломата и миссионера христианской культуры, основоположника вечной дружбы между народами России и Грузии, видного представителя культурного наследия грузинского народа - Сулхана Саба Орбелиани (1658-1725), в виде визитной карточки автора данной книги, уважаемому читателю предлагается одно из его ранних стихотворений. Названием его стал им же впервые введенный в публицистику термин - Биосоционика.
Биосоционика: ** ...Чем больше познаем мы наш мир земной, Тем дальше устремляются наши взоры; Порою забываем, что все мы - дети природы, И колыбель наша - ее недра, родные просторы. Нам бы познать глубину тайн самого себя, Влюбиться по-человечески с родной биотой,*** Природу почувствовать как мать дитя, Ощутить себя частицей разума вселенской. Планета Земля во Вселенной - биосоциальная среда, Единственный рай для обитания рода людского, Нельзя забывать о том, чтобы нас не коснулась беда, Следует лишь потом, а не кровью орошать ее. Ведь все сокровища земные - таблица Менделеева Человеку для того щедро предоставлена, Чтоб радовались плодами жизни Адам и Ева, Не забывая ни на миг, для чего им жизнь дана.... © Рамаз Логуа 1992г. *Киновист - последователь древнегреческой идеологии Киновии, означающей единство целей идеологии и экономики. ** Биосоционика - биологическая и социальная среда обитания социума на планете Земля. *** Биота - биологическая среда обитания всего живого.
Пролог
Идею написания данной книги автор вынашивал давно, еще с юношеских лет, но не осмеливался приступить к делу, пока не достиг зрелого возраста. К этому времени, получив солидное образование (окончив пять высших учебных заведений, в их числе две академии, став кандидатом философских наук, доктором экономических наук, профессором и действительным членом ряда академий наук), испытав немало трудностей и прелестей жизни за время более чем сорокалетней трудовой и общественной деятельности, он посчитал, что в его жизни настала пора, когда можно браться за перо и в виде книги “Экология культуры” воздвигнуть себе прижизненный абстрактный памятник. Свою работу я посвящаю памяти великому сыну грузинского народа, которому вместе со своим воспитанником, представителем царской династии Багратионов - Вахтангом VI, ценой своих жизней удалось заложить основу вечной дружбы между Грузинскими Российскими народами. Именно по этому я мечтаю увидеть огромную бронзовую памятник в городе Москве, великому Сулхану Саба Орбелиани.
Надеюсь, мои дорогие читатели будут ко мне снисходительными в оценке работы в целом, основных идей которой я излагаю лишь только для размышлений и здравой, конструктивной критики. Также надеюсь, что читатели простят меня за допущенные экспрессивные выражения, которых можно отнести, скорее к национальному характеру мышления автора, нежели к уровню интеллигентности. Да ведь и самая строгая наука не может делаться без страсти, без всего многообразия простых человеческих чувств - от негодования до юмора.
«Учись, исследуй земное, это обязанность мужа науки» Андре Мари Ампер
Преамбула
Размышляя о том, что такое культура, мы в первую очередь должны себе ясно представлять, что носителем всякой культуры является только человек. Вне человека она лишается всякого смысла. Современной науке известно, что человек единственное разумное биосоциальное существо на планете Земля. Его разум, формируемый множеством факторов, в том числе элементов культуры, постепенно вырастает в процессе взаимодействия с биосоциальной средой. Он является высшим началом и сущностью познания и поведения социума, одной из основных субстанций бытия. Процессу генезиса разума человека нет границ - как в пространстве, так и во времени. Человеческому разуму свойственно поступательное подпитывание энергией неиссякаемого вселенского разума. Несмотря на то, что продолжительность жизни человека ограничена по времени, его разум постоянно обогащается опытом всего человечества, и таким образом изменившись, передается от поколения к поколению, в виде новых уровней разума. Так продолжается постоянно, периодично и эволюционно - в абсолютном соответствии с естественными закономерностями развития материи. Поэтому следует полагать, что разум так же вечен и в определенном смысле “материален”, как и материя.
Основным ингредиентом разума является уровень культуры. Основу же культуры составляет духовное наследие человечества. Это та мудрость, те учения, которые передавались из поколения в поколение через философские традиции различных школ древности до наших дней, через великих мыслителей прошлого и настоящего. В истории человечества, имена таких звезд, как Аристотель, Бруно, Гегель, Дидро, Леонардо, Ломоносов, Маркс, Платон, Шекспир, Руставели, Юнг, Вернадский, Гумилев, Блаватская, и многих других, не померкнут никогда. Культура способствует тому, чтобы любой индивид стал подлинным человеком, посредством познания бытия. Разумом человек способен осознать все сокровища знаний, которыми богато человечество. А его разумность проявляется в мыслях и поступках. Мысли выражаются посредством языка, в устной или в письменной форме. С помощью однажды осознанных, а далее уже знакомых слов, символов и знаков человек способен генерировать и излагать и свои мысли - главный продукт творчества его гения. С помощью слов, символов и знаков однажды сформированные мысли затем не требуют расшифровки значения этих слов. Они, уже заложенные в мыслях человека, выражаются с помощью языка. Чем роднее язык выражения мыслей, тем ярче и выразительнее сами мысли. Это аксиома. Великие мыслители обычно отличались при этом знанием многих языков. Чем больше языков они знали, тем больше их мысли, идеи, концепции становились известными, знаменитыми, понятными и признанно гениальными. Это тоже аксиома, но вопрос состоит в том - это мы хотим подчеркнуть, - что в мире нет великих и малых языков; люди, которые полагают иначе, ошибаются. На наш взгляд, следует конкретно различать наличие, с одной стороны, великих, достойных большого внимания, полезных и, с другой стороны, мелких, пустых и вредных мыслей, способных плохо влиять на формирование разума человека. Независимо от того, кем и когда была сформирована та или иная мысль, она имеет свойство утверждаться в разуме человека и лишь после этого реализовываться в осознанных поступках человека. Полагаем, что это происходит, прежде всего, в зависимости от уровня культуры и разума самого человека, от интеллектуально-энергетической силы генерируемых ею мыслей. Интеллектуально-энергетическая сила мыслей есть главнейший фактор прогресса всей цивилизации. Ее источник и потенциал находится в генах таксонов, этносов, наций, индивидов. В науке она называется пассионарной энергией и передается на клеточном уровне живой материи. Эти мысли, по большей части, принадлежат великим мыслителям - В.И. Вернадскому и Л.Н. Гумилеву. Они и дают нам основание полагать, что разум человека есть форма выражения пассионарной энергетики, первооснова его жизнедеятельности, а язык лишь средство выражения генерированного многими поколениями разума. Таким образом, культура есть тот феномен, который формирует разум человека.
Кажется, мы немного отвлеклись от темы, но считаем уместным напомнить уважаемым читателям знаменитые слова Марка Аврелия (121-180 гг.н.э.): “Не все же рассуждать о том, каким должен быть культурный человек, пора и стать им”. Эти слова были сказаны в начале нашей эры великим мыслителем - императором Рима, но, поверьте, смысл этих слов актуален, осуществим, необходим для каждого из нас и сегодня. В ходе исторического генезиса мирового сообщества главным фактором этого процесса, наравне с экономикой и ее производной - идеологией, всегда была, является и будет- культура личности и социума. Культура - коэволюционно развивающееся и вместе с тем творящее, созидающее, обогащающее разум человека явление. Она свойственна как индивиду, так и всему социуму. Неразрывную взаимосвязь культуры личности и социума характеризует понятие “экокультуры”©Р.Л. человечества, от уровня которой полностью зависим внутренний механизм дальнейшего прогресса всей цивилизации. Философская категория “экокультура” результирует совокупность экономических, экологических, эстетических, духовных, нравственных ценностей, выражаемых в системе сознания и нормативной регуляции жизнедеятельности человека. В среде ускоряющегося научно-технического прогресса формируются новые формы социальных отношений, деятельности, воздействия на природу, новые типы сознания и культуры, новые экосоциальные пространства. Современные информационные технологии проникают во все механизмы массовых коммуникаций, в сферы образования, науки, художественной и бытовой культуры, существенно влияя на формирование личности, образ жизни, систему межличностных отношений. Происходит взаимообогащение культур, пересмотр ценностей и норм. (Разумеется, в идеале, в действительности процесс этот противоречив и может быть разрушительным, о чем мы скажем в третьем разделе книги.) В результате в сознании многих поколений людей, на длительное время абсорбируется и утверждается та культура, которая наиболее рациональна, поучительна, воспитательна, общеприемлема и позволяет удовлетворять высшие духовные потребности. Именно в этом прогрессивное содержание и непревзойденная роль культуры в развитии человечества - роль единственного источника формирования новых моральных и ценностных ориентиров в жизнедеятельности человека. Ведь и сам термин “культура” тоже происходит от латинского слова culture, означающего возделывание, воспитание, обрабатывание, развитие, образование. В классическом понимании культура проявляется во всех сферах жизнедеятельности индивида, этноса. Она отражается в духовной жизни людей, характеризует их способность накапливать, творить и реализовать свои знания, умения, навыки, формы общения с людьми, демонстрирует уровень интеллекта, усвоенного и творчески выработанного мировоззрения. Культурному человеку всегда были свойственны стремление вернуться к своим корням, заглянуть глубоко-глубоко во время и в развернутую во времени сущность прогресса, тяга к истокам духовной культуры всего человечества, желание познать ритм и соразмерность бытия. В современном понимании культуру трудно представить себе без ее составляющей - экологии. В конце ХХ века термин “экология” стал знаковым, эта отрасль познания, выросшая изначально на почве биологических исследований, а именно из исследований меняющихся природных условий бытия разных видов животных и растений, приобрела статус общемировой гуманитарной науки, которая самым теснейшим образом связана почти со всеми науками и сферами жизнедеятельности человека. Прежде всего, она связана с культурой человека. Поскольку экология, в современном понимании, является неотъемлемой составной частью общей культуры человечества и характеризующим параметром уровня всеобщей культуры, то экологию следует рассматривать в единстве с экономической жизнедеятельностью человека. Именно поэтому предметом нашего исследования (рассмотрения) в данной работе служит эта совокупность явлений, обозначаемая - в авторском видении - понятием “экокультура”. Трактуемое нами понятие “экокультура” - сравнительно ново, оно имеет два синонима: 1. Экологическая культура - характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление хозяйственно-экономической деятельности. 2. Экономическая культура - характеризует уровень подготовки индивида к рачительной хозяйственной деятельности, умение человека рационально использовать природные, финансовые, материальные и трудовые ресурсы в организации целенаправленной и рентабельной хозяйственной деятельности. Это уж давно известные аксиомы. Однако целью автора данной книги является не лингвистический анализ данных терминов, а диалектический анализ эволюции этих двух важнейших факторов в жизни общества - как в их взаимодействии, так и по отдельности, чтобы выявить общий уровень экологии культуры человека конца ХХ столетия и наметить, обрисовать перспективы экоцивилизации в ХХI веке. В зависимости от того, насколько это удалось, - разумеется, по оценкам самих читателей, - будет определяться и личный вклад автора в мировую культуру - в том направлении, в том смысле, который указан в начале нашего введения. Здесь нет чрезмерных претензий, я никому не навязываю своих соображений, а просто желаю, чтоб мой читатели поразмышляли над ними, которые могут с ними согласиться, или возражать. Поверьте: мировая культура - всеобщее достояние и, соответственно, общее дело. Дерзайте!
Замечания, предложения и пожелания можно высылать по адресу:
443199 г. Самара, ул. Молодогвардейская 196, офис 106. Логуа Рамазу Акакиевичу Телефоны: (846)243 48 37; (846)271 62 34; (846)372 36 22. www.ralogua.narod.ru E-mail: logua@mail.ru; Часть первая ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЭКОКУЛЬТУРА)
Окружающая нас природа есть единственное, бесценное сокровище человечества, сфера формирования и генезиса разума, а уровень взаимоотношений человека с природой служит критерием развития культуры социума во всем ее многообразии. Однако, эта единственная природа (наш общий дом - “ой кос”) с множеством влияющих на социум факторов настолько многогранна, насколько разнообразен каждый индивид, и наоборот. В природе нет буквально повторяющихся фрагментов живой материи. Это не парадокс, не загадочная тайна природы, а закономерность, аксиома; все живое в природе состоит из частиц одной природы(материи), но все они в отдельности - разные. В этом законе природы коренится причина многообразия индивидов, этносов, цивилизаций и даже разница уровней культур, экосоциальных систем. Не случайно попытки клонирования различных видов животных (а замахивались и продолжают замахиваться даже на клонирование человека) завершались одним и тем же результатом: клоны нежизнеспособны. Следует иметь в виду, что в социоэкосистеме социальность - признак, присущий каждому представителю этносов и индивиду в составе социума, один из показателей уровня сознания человека. Это дает основание полагать, что генная и культурно-историческая наследственность в виде сознания (разума) есть своего рода “Perpetuum - mobile” социума. Другими словами, познание тайн разума есть путь всей человеческой жизни, ибо, как говорил великий естествоиспытатель Чарльз Дарвин, “мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума”. То же самое говорил наш славный соотечественник, великий критик, философ-материалист В.Г.Белинский: “прогресс человечества, все успехи в науках, заключается только в большем проникновении в таинственную глубину разума человека”. А как не вспомнить слова 16-го президента США, впервые столь компетентно выступавшего против рабства, Авраама Линкольна, который по поводу разума писал: “постигай разумом все, что можешь понять, принимай верой остальное, и будешь жить лучшей жизнью, и умрешь лучшим человеком”. Мы с удовольствием можем также согласиться с мнением выдающегося русского мыслителя С. Д. Лихачева, который любил неустанно повторять, что не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие; по его словам, “какими мы будем культурными, какими мы будем умственными, таким будет наше бытие”. Да, действительно, это может быть и так. И хотя из математики известно, что от перестановки слагаемых сумма не меняется, но, на наш взгляд, в философском аспекте это немаловажный фактор. С.Д. Лихачев нас научил и научит многих, будучи уже не с нами, ценить российскую культуру, русский язык, понимать, что российская культура занимает великое место в мировой культуре. Он научил очень многих высокой моральности, - не морали как системе писаных норм, а моральности и нравственности. Я думаю, что это и есть его вечный памятник. А в самом деле, сознание - явление многофакторное. Одной из главнейших составляющих сознания является нравственность. Она и есть главная конституция любого общества. Нравственность прямо пропорциональна разуму. А разум, как известно, есть не только физиологический наследственный признак, но и наиболее существенный параметр, характеризующий уровень связи человека с природой. Отсюда следует, что какова нравственность, таковы быт и жизнь данного индивида (социума), в данном био-эко-социальном пространстве. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многообразие природных факторов окружающей среды обитания человека также обусловливает, даже определяет степень нравственности, соответственно, и экологическую культуру, а значит, и экокультуру. Можно также утверждать, что каково экосознание социума - таковы его нравственность и отношение к природе. Каково отношение к природе - таково отношение к культуре. Какова культура, таковы политика, экономика, идеология и т. д. Как составная часть сознания человека, экосознание есть главный параметр, характеризующий уровень культуры человека. Поэтому культуру следует рассматривать как общечеловеческое достояние, а не как предмет политики, средство для обогащения или бизнеса, особенно для тех, кто не имеет к ней никакого отношения. Понятие “экология культуры” на порядок выше, чем понятие “экология среды обитания”. “Экология культуры” - это комплексное научное мировоззрение о человеке, рассматривающее весь комплекс взаимодействия человека с биосоциальной средой. Согласно основным положениям данного мировоззрения, человек - это часть социобиосферы и, как другие организмы, не может существовать без совокупности живущих ныне на планете Земля биологических и таксонных разновидностей, составляющих среду обитания человечества. Более того, человек не может существовать без многообразных элементов биосферы, частью которой он сам является, причем особой частью, определяющей (отчасти уже теперь, а еще более в исторической перспективе) характер энергетики биосферы. Ее энергетического бытия, обозначаемого иначе (по В.И.Вернадскому) как ее химический аппарат. Вот что мы должны уяснить и усвоить из его труда “Биосфера” (очерк второй Область жизни): Этот аппарат состоит из определенных концентраций жизни, которые занимают, вечно меняясь, одни и те же места в земных оболочках, отвечающих биосфере. Эти концентрации жизни - живые пленки и сгущения жизни - являются как бы более частными делениями земных оболочек. В общем, их концентрированный характер выдерживается, хотя они никогда не дают сплошного, непрерывного покрова поверхности планеты. Они являются областями планеты химически активными; здесь сосредоточены разнообразные статические - установившиеся - системы динамических равновесии земных химических элементов. Это области, где обтекающая весь земной шар лучистая энергия Солнца принимает форму земной свободной химической энергии, причем она превращается в земную энергию в различной мере для различных химических элементов. Существование этих областей планеты связано, с одной стороны, с той энергией, какую она получает от Солнца, и с другой - со свойствами того живого вещества, которое является аккумулятором этой энергии в земную химическую” (В.И. Вернадский. Биосфера (Избранные труды по биогеохимии. Издательство “Мысль”, М., 1967, с. 347). В.И. Вернадский подчеркивает, что с развитием производственной деятельности человечество стало такой частью биосферы, сила, воздействия которой на другие ее элементы приобрела геологические масштабы. История, особенно последних двух - трех столетий, показала, что характер этого воздействия может быть неразумным, разрушительным и даже губительным - в том числе и для самого человечества. Ибо в отношении его самого, как части биосферы, вполне действительной является сформулированная В.И.Вернадским закономерность: “Все эти сгущения жизни теснейшим образом между собой связаны. Одно не может существовать без другого” (там же). Может быть, кому-то покажется обидной научная констатация того бесспорного факта, что человечество - это одна из разновидностей живого вещества планеты..., в работе “Несколько слов о ноосфере” он предупреждает: В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Человек обязан осознавать не только масштабы и характер своего воздействия на окружающую природную среду, но и выработать стратегию своего поведения в биосфере - фактически стратегию не только сохранения биосферы, но и собственного своего выживания и развития. Таким образом, экологию культуры, можно рассматривать как отрасль научного познания, изучающую систему общемировой культуры в процессе жизнедеятельности человека в биосоциосфере, как основу общей экологической науки. Экосистемы и вся биосфера, а также и социосфера, способны к само регуляции: к самосохранению, поддержанию своего видового состава и воспроизведению. А поддержание устойчивости, то есть гармоничного равновесия, - это одна из основополагающих предпосылок эволюции всего живого. Как известно, биосфера и отдельные экосистемы способны переносить значительные антропогенные и иные нагрузки именно благодаря возможности само регуляции, самоочищения и самовосстановления. Это относится и к социоэтносфере. Однако эти их свойства имеют естественные пределы. Экспоненциальный рост численности человечества и уровень потребления им природных ресурсов, техногенная нагрузка на природу могут создавать предпосылки экологического кризиса, вести к неустойчивому состоянию биосферы. Нарушение же баланса между развитием природы и общества связано с огромным риском - с возможностью катастрофы вселенского масштаба. В этот момент - а мы и живем в такой предкатастрофный период - жизненно важным, спасительным фактором для всей планеты выступает экология в широком смысле и экология культуры - в узком. Только человек, дитя природы, носитель экологической культуры, способен осознать эти проблемы и рационально планировать свои действия для сохранения и обеспечения перспектив жизни в своей родной экосоциальной среде. Чтобы жизнь на планете Земля продолжалась гармонично и поступательно, прежде всего, необходимо сохранить биосферу в ее целостности и многообразии, включая существование таксонов и этносов. Судите сами: по данным экологов, на пороге третьего тысячелетия общая кризисная ситуация усугубляется тем, что вымирание биологических видов идет с нарастающей скоростью. Если нормальные изменения условий в природе приводят к тому, что за 100 лет вымирает один вид, то в данный период за каждый час (!) на Земле уничтожается 50 видов. В настоящее время 63% естественных экосистем Земли на суше разрушены. Продолжается и усугубляется гибель многих водных систем - и пресноводных, и морских. Происходит это по разным причинам, связанным не только с техногенным загрязнением биосферы, но также и с неразумным, хищническим и потребительским использованием природных ресурсов, что, в свою очередь, связано с недостаточным уровнем экологической культуры - не только в развивающихся странах, но и, особенно, в странах развитых. Это порок грозового, трагичного ХХ века. Так происходит еще и потому, что мировоззренческая культура человека ХХ века и его разум инерционно продолжают пребывать и при переходе в век ХХI на “антропоцентрическом” уровне мышления, ему еще далеко до “биоцентрического” и “социоцентрического” образов мышления. Их надо немедленно формировать, взращивать и развивать. Тут свою неоценимую роль может и должна сыграть экология культуры. По нашему мнению, именно семена экологической культуры, имеют перспективу 100 % -ого всхода на благодатной почве разума homo sapiens - разумного человека третьего тысячелетия. Новая парадигма - “экологической культуры” - станет единственно приемлемой этической основой взаимоотношений человека и природы. Один из выдающихся ученых ХХ столетия Н.Н. Моисеев в своей книге С мыслями о будущем России (М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997) писал: “Человечество стоит перед беспрецедентной проблемой выработки СТРАТЕГИИ своего выживания на планете. Это СТРАТЕГИЯ перехода к эпохе ноосферы, т.е. к реализации условий коэволюции Природы и общества. Я не исключаю, что этот период будет тянуться всю остальную историю человечества, что эпоха ноосферы - лишь некоторое асимптотическое состояние природы и общества, если, конечно, уместно здесь говорить об асимптотическом состоянии. И я убежден, что разработка и реализация этой СТРАТЕГИИ сделается важнейшей задачей человека на вечные времена. Это и станет основной характеристикой нового русла планетарной эволюции. Для такого утверждения аргументов более чем достаточно! СТРАТЕГИЯ будет касаться всех сфер жизни людей - технического развития, культуры, образования, формирования новой нравственности... В рамках СТРАТЕГИИ придется изменить всю систему общественных и межстрановых отношений, шкалы ценностей и т.д. Вот почему я и склонен считать, что человечество стоит на пороге нового витка антропогенеза, т.е. качественного изменения самого характера процесса развития общества. В рамках современного канала эволюционного развития у человека будущего нет! И вопрос лишь в том - произойдет ли он стихийно, когда этот переход будет связан с кровью, с уничтожением значительнейшей части человечества (а может быть, и его полной гибелью - завершением антропогенеза), либо переход произойдет путем реализации некой оптимальной (лучше сказать - возможной) СТРАТЕГИИ, разработанной Коллективным Интеллектом человечества” (с. 146 - 147). И далее: А об устойчивом развитии в его банальной трактовке следует просто забыть: и человечество в целом, и каждая страна в отдельности будет встречать, и преодолевать многочисленные кризисы, взлеты и падения, это будет путь непрерывных поисков, а не устойчивое развитие. И к этому надо быть готовым. Это и есть наша общая судьба” (там же, с. 148). Иначе говоря, Киновия достижима, но это не будет сказочный Золотой век, библейский Эдем без забот о добывании хлеба насущного в поте лица своего. Чтобы этот век, век Киновии будущего был похож на Золотой, человечеству и каждому человеку придется изо дня в день старательно и без устали намывать крупицы золота из песчаных груд будничных забот, содержание и масштабы которых будут, разумеется, меняться по сравнению с современными. Эти задачи, очевидно, будут выполнены человечеством, если в своей практической деятельности оно будет прочнее, чем сегодня и до сих пор, будет опираться на совершенно недостаточно используемое могущество научного разума и, к сожалению, игнорируемую и даже попираемую красоту нравственности и справедливости. Благодаря успехам, достигнутым экологической наукой, росту экосознания людей в мировой науке сейчас все чаще выделяют концепции русской классической школы биологов, экологов и социологов, направленные на изучение явлений коэволюции в природе, в том числе возможности сопряженной эволюции человека и социобиосферы. Такие концепции разработаны в трудах В.И.Вернадского, Н.В. Тимофеева-Ресовского, русских космистов - Е.П. Блаватской, Л.Н. Гумилева и других исследователей, которые, с одной стороны, изучали естественные законы существования биосферы, а с другой стороны, философски осмысливали цель жизни человека и перспективы человечества. Существует множество точек зрения и концепций исследования экологических проблем. Нас проблемы экологии интересуют с точки зрения экологии культуры. На наш взгляд, это новое направление в науке - сравнительно с другими науками, и в нем пока еще выявлено мало твердо установленных научных ориентиров. Полагаю, что тут следует применять новую, нетрадиционную для нового времени, теоретическую и логическую схему. Заслуживает внимания универсальный, уже неоднократно испытанный метод глобального моделирования системных исследований академика Д.М. Гвишиани. Еще на заре перестройки в нашей стране он разработал методологию моделирования глобальных систем. По этому вопросу он писал: “Необходимо представить глобальные изменения в социо-биосфере как единый процесс, воспроизвести механизм этого взаимосвязанного развития как естественный эволюционный процесс глобальной синергетической системы”. И, на наш взгляд, глобальная система социобиосферы является типичным примером синергетической системы, следовательно, все закономерности синергетики вполне проецируемы на разум человека, социума. Суть возможной практической реализации такого методологического подхода заключается в следующем. Для построения глобальной модели общих систем используют определенную, наиболее распространенную систему управления базой данных, с помощью которой создают базу данных информационных сообщений, в которой их сортируют по роду систем как классификационному признаку - например, политическому, экономическому, социальному, нравственному, культурному и так далее. Затем из полученных информационных сообщений формируют элементы этих систем. Далее устанавливают взаимосвязи между соответствующими элементами, которые представляют собой закономерности, наблюдаемые как отношения между системами. Например, выявляют, как влияет состояние экономических систем на социальную политику, а социально-экономическая система на этно-социальную, нравственную, экологическую, культурную. И так далее. Для создания реальной картины мировоззрения, по которой могло бы ориентироваться общество, целесообразно использовать в технологии управления государством методологию моделирования общих систем. При формировании модели элементов разнообразных систем и взаимосвязей между ними используют три источника информации. Первый - средства массовой информации, второй - служебная информация и третий - закрытая информация. По интересующим проблемам создают специальные макросы, которые служат инструментарием для моделирования соответствующих систем. Саму модель строят специалисты по анализу систем. Отношения между элементами, взаимосвязи между системами формируют исследователи, специалисты фундаментальных и прикладных наук. Оценивают же качество модели те, кто пользуется ею для выяснения механизмов действия закономерностей в обществе и природе. Стратегическая цель применения такой системы состоит в том, чтобы создаваемые модели играли роль “идеального зеркала” в организации управления обществом, государством. Диалектика предлагаемого способа управления государством состоит в том, что согласно его технологии модель общих информационных систем постоянно формируется непосредственно научно-исследовательскими институтами, использующими информационные потоки. Поэтому при работе с нею следует обладать новейшей информацией о происходящих процессах в государстве, обществе и природе. Такая технология управления государством помогла бы человеку ориентироваться в своей деятельности, в принимаемых решениях и соответствующих поступках. Таким образом, с помощью моделирования информационных систем может быть реализован и синергетический контур в технологии управления социумом. В этой связи можно провести любопытнейшую параллель (аналогию) между современными представлениями науки о строении атомов периодической системы Менделеева и синергетическими законами биосоционики. В Периодической системе элементов есть определенные физические законы заселения уровней оболочек атомов электронами. Здесь самое важное для нас то, что физико-химические свойства элементов определяются, прежде всего, заселенностью оболочки с самым высоким уровнем энергии, так называемой конфигурацией. Как правило, это самая внешняя оболочка, а строение начинается и завершается в каждом горизонтальном ряду-периоде. У элементов одного периода разная конфигурация, но одно и то же количество электронных оболочек и одинаковое строение завершенных, внутренних оболочек (остова). По мере развития Вселен<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|